Статья " Использование драмогерменевтики в музыкальном занятии"
статья по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Голуб Алла Гарриевна

Практические рекомендации в проведении музыкального занятия с детьми старшего возраста  по новым требованием ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dramogermenevtika.docx19.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

« Драмогерменевтика как педагогическое направление предполагает не обучение ее последователей единому стилю, образцу, приемам, а нахождение каждым из них своего собственного, индивидуального стиля, системы приемов, собственной методики (при условии особым образом организованной соответствующей практической и теоретической ненавязчивой помощи). Укрепление доверия к себе — лозунг, обращенный и к ученикам, и к учителю.»

                                                                                           В.М.Букатов

В связи с внедрением ФГОС в воспитании дошкольников в детском саду, музыкальные руководители испытывают определённые трудности. Как практически внедрять в музыкальные занятия новые требования? Чем отличаются занятия сегодняшние от вчерашних?         Где взять музыкальный материал? Рекомендованный  Программой воспитания «От рождения до школы» ФГОС  под редакцией Н.Е.Вераксы  список музыкальных произведений не отличается от списка предыдущих изданий… Так что же нового может быть в музыкальном воспитании? ФГОС подразумевает обучение детей через игру,  игровая деятельность, безусловно, должна присутствовать на музыкальном занятии!  Но и  раньше весь материал подавался дошколятам в игровой форме! Так что же делать? Как работать? Стать на занятиях аниматором, развлекать ребят как это делают в Макдональсе? Но, мне кажется, это совсем другая профессия!!!

Размышляя об этом, я натолкнулась на ряд статей об использовании педагогического приёма драмогерменевтика в обучении детей. Но, к сожалению, все описываемые педагогами уроки проходили в школе, с детьми старшего возраста. Мне не удалось найти ни одного конспекта музыкального занятия с использованием этого приёма с дошколятами! Правда, в журнале «Музыкальный руководитель» я прочитала статью об использовании драмогерменевтики во время слушания музыки в детском саду… Но как использовать этот приём в остальных видах музыкальной деятельности?

Для начала, следует понять что же это такое - драмогерменевтика

Драмогерменевтику можно рассматривать даже не как прием, а целое направление в педагогике. Речь идет о синтезе театрального, педагогического и герменевтического таланта педагога, когда его объяснение прочувствовано и тесно переплетается с жизненным опытом и личностным восприятием темы. Если расшифровать сам термин — то в переводе с греческого drama  — "действие" и hermeneutikos — "толкование, разъяснение". То есть, получается, что драмогерменевтика — это "толкование через действие". 

Использование драмогерменевтики подразумевает социоигровой стиль «режессуры» занятия.  

И так, я попробовала построить, «срежиссировать» занятия, исходи из принципов драмагеневтическог подхода к обучению. Группу детей я разделила на три подгруппы, по 6 человек в каждой. На руке у каждого ребёнка одет тряпочный «браслет» своего цвета. У нас образовалось три команды – красные, жёлтые, синие. Всё занятие я построила в виде маленького спектакля, где все задания подчинены одной теме. Так например, в занятии «Цирк» в вводной части использовала упражнение «Цирковые лошадки», «Медведи и медвежата», «Аисты и лягушата» Каждая команда исполняла своё упражнение, а остальные отгадывали кокого дрессированного зверя они изображают.

 В следующем разделе занятия – СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ  – дети знакомились с произведением Д.Кабалевского «Клоуны» Каждая команда получила плоскостные фигурки клоунов. Задание – показать выступление клоунов, используя картонные игрушки,  и рассказать о нём. ( К сожалению, эта часть задания заняла так много времени, что в дальнейшем я вынесла слушание музыки в отдельное занятие - досуг.)

Раздел ПЕНИЕ Песня так же пелась «по цепочке» Каждый следующий куплет пела другая команда.  Причём, при повторе песни, очерёдность пения была для детей неожиданностью, что заставляло их концентрировать внимание на исполнении. И, конечно, все вместе мы решали, какая команда лучше выполнила текущее задание (работа над словом, дыханием, интонированием и т. д.)  Команда - победитель получала право спеть песню для детей другой группы.

Раздел ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ.  Песенка  «Мышка»   Сл. Галина Лебедева  Муз. Екатерина Жданова

Маленькая мышка  прогуляться вышла
И, рискнув своих хвостом, познакомилась с котом.
Кот её зауважал и на ужин есть не стал.

 Каждая команда выкладывала ритм  своей строчки с помощью картонных кружочков. (Большие – длинные ноты, маленькие – короткие). Когда ритм песни был выложен на фланелеграфе полностью, я предложила командам выбрать музыкальные инструменты  (у каждой команды – свой инструмент) и всем вместе сыграть эту песенку в оркестре.

Скажу честно, для раздела ИГРА на моём занятии времени не хватило! Но ведь всё занятие – это сплошная игра!

Я привела пример лишь одного занятия в подготовительной группе, но начало было положено! Потом были занятия на разные темы, с разными заданиями, с разными возрастными группами. Конечно, для детей младшего возраста эти приёмы не подойдут, но в старшей и подготовительной группе они дают весьма ощутимые положительные результаты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективность использования ИКТ на музыкальных занятиях"

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения  на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответ...

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Статья на тему: "Интегрированные музыкальные занятия"

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической к...

Статья на тему: "Роль музыкальных занятий в устранении речевых недостатков"

Значение музыкальных занятий в работе с детьми с ТНР...

Статья Использование ИКТ на музыкальных занятиях В ДОУ

    Информационно-коммуникационные технологии!   Новое - это всегда интересно ! Мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, видеофильмы, интерактивные игры  оказ...

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...

статья на тему: Использование ИКТ на музыкальных занятиях"

возможности ИКТ на музыкальных занятиях...