Проект "Творчество Д.Б.Кабалевского"
проект (средняя группа) на тему

Данный проект разработан для детей средней группы. Образовательная область-"музыка"

Цель проекта

Способствовать сохранению и популяризации творческого наследия Д.Б.Кабалевского , формированию музыкальной культуры через изучение произведений Д.Б.Кабалевского. Проследить историю создания некоторых произведений для детей.

Ожидаемые результаты

-              Положительная динамика в развитии интереса к музыкальной деятельности.

-                     Обозначение музыкальных предпочтений.

-                     Развитие музыкальных способностей.

-              Развитие у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kabalevskiy.doc96.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 г. Ярцево

Проект

по теме

«Творчество Д.Б. Кабалевского»

Автор:

Юркова Алла Ивановна,

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

2014год

Цель проекта

Способствовать сохранению и популяризации творческого наследия Д.Б.Кабалевского , формированию музыкальной культуры через изучение произведений Д.Б.Кабалевского. Проследить историю создания некоторых произведений для детей.

Задачи:

1.        Обогатить образовательный процесс, предметно-развивающую
среду и самостоятельную деятельность детей современной детской музыкой.
Побуждать    ребенка    самостоятельно     организовывать     собственную
музыкальную деятельность в группе детского сада и в семье.

  1. Поощрять проявления инициативы и активности в музыкальной деятельности в детском саду, готовность участвовать в концертах, использовать музыкальный репертуар в играх, в режимных моментах.
  2. Поощрять активность в выражении собственных впечатлений об исполненном произведении в рассказе о нем, в пластических миниатюрах, в художественно - изобразительной деятельности.

Актуальность проекта:

Приобщение детей к подлинному искусству, развитие и становление музыкальной культуры поможет побороть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными шоу.

Образовательная область:

«Музыка»

Области интеграции:

«Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», ««Здоровье», «Безопасность», «Познание».

Ожидаемые результаты:

Дети:

-        Положительная динамика в развитии интереса к музыкальной деятельности.

  1. Обозначение музыкальных предпочтений.
  2. Развитие музыкальных способностей.

-        Развитие у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.

Родители:

  1. Повышение интереса к музыкальной деятельности детей
  2. Воспитатели:

-        Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей

-        Стремление использовать музыку в педагогическом процессе.

-        Активность во взаимодействии с родителями. Музыкальный руководитель:

  1. Организация работы с детьми с учетом детских интересов и возможностей.
  2. Участие в проектировании индивидуальных маршрутов Помощь воспитателю в подборе музыкального репертуара для организации режимных   моментов   и   проведения   организованной   образовательной деятельности.

Критерии результативности проекта:

Использование музыкального наследия Д.Б.Кабалевского в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

Составление методических рекомендаций по итогам реализации данного проекта.

Способы, подтверждающие результативность реализации проекта:

Рабочая программа.

Материально-техническое

Информационно-методическое

Кадровое

Музыкальный зал Музыкальные инструменты для взрослых, детей. Музыкальный центр Акустическая система Микрофоны

Интернет-ресурсы Периодическая печать

Музыкальный руководитель Педагоги ДОУ Инструктор по физкультуре

Ресурсное обеспечение

Концерты, праздники, развлечения.

Недостаточное использование данного репертуара в совместной и самостоятельной

деятельности детей педагогами ДОУ

-Оснащение предметно-развивающей среды группы -Консультация для педагогов по использованию данного репертуара

-Совместное планирование работы.

Отсутствие фонограмм для концертных выступлений.

-покупка -запись

Риски и пути их преодоления.

Механизм реализации проекта

Первый этап (подготовительный): Изучение творчества  Кабалевского.Отбор произведений композитора с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Соответствие данного репертуара комплексно-тематическому планированию.

Включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы.

Составление перспективного плана с использованием нового репертуара

Второй этап (практический): Организованная образовательная деятельность:

  1. слушание и обсуждение детской музыки
  2. драматизация произведений.
  3. совместное художественное моделирование содержания музыкальных произведений.
  4. музыкально-дидактические игры, игры-драматизации, игры имитационного характера, игровые задания.
  5. продуктивная деятельность(рисование) на заданную тему, выставка рисунков.
  6. викторина по творчеству композитора

-        инсценирование, драматизация произведений.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

(использование произведений в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, при проведении утренней гимнастики).

Самостоятельная деятельность детей:

  1. предоставление детям возможности самостоятельно слушать музыку.
  2. музицировать (исполнять песни, танцы, играть на инструментах)
  3. Развивающая среда в группе
  4. музыкальный центр, музыкальные проигрыватели флеш-карт
  5. портрет композитора
  6. детские музыкальные инструменты
  7. атрибуты для инсценирования песен
  8. игрушки

Этапы реализации проекта

Программное содержание.

Рассказать детям  биографию Д. Б. Кабалевского; о «трех китах» в музыке. Прослушать марш, танец, песню, чтобы дети сами по характеру определили их.

Ход занятия

Музыкальный руководитель.

Дмитрий Борисович Кабалевский - известный композитор и педагог, родился в Петербурге в 1904 г. Играть на фортепиано он начал еще в детстве, а когда подрос, то поступил в музыкальное училище им. Скрябина. После окончания училища учился в Московской консерватории. В это же время начинает преподавать в детской музыкальной школе.

Вся деятельность Кабалевского связана с детьми, для которых он много сочинил хорошей музыки и с которыми любил заниматься, учил их петь и понимать, о чем говорит музыка. Кабалевский любил рассказывать детям одну легенду, в которой говорится, что в далекие времена люди не могли дать объяснение многим явлениям природы и думали, что Земля стоит на трех огромных китах. Сейчас даже маленькие дети знают, что никаких китов нет и Землю никто не поддерживает. А вот в музыке, говорил Кабалевский, есть свои «три кита», и существуют они на самом деле. На этих «трех китах» держится почти вся музыка. «Три кита» в музыке - это три основных ее жанра: марш, танец и песня. Вы, дети, уже знаете, что такое марш, танец и песня, но прежде чем ответить на вопрос, почему все-таки мы можем назвать их «китами» и почему на них держится вся музыка, давайте их послушаем.

Дети слушают марш, танец, песню и определяют их.

Музыкальный руководитель.

Вот видите, как хорошо вы знакомы с «тремя китами» музыки. Нет на свете человека, который бы не спел хоть одну песню, не танцевал или не маршировал. Вы поете, танцуете и маршируете на занятиях и праздниках. Дмитрий Кабалевский говорил, что танцы, марши и песни встречаются в самых разных музыкальных формах: в опере, балете, хоровой музыке и так далее. «Три кита» приблизят вас к серьезной музыке в помогут понять ее. Пусть у вас появится желание узнать эту музыку, проявится интерес к творчеству композиторов, и в итоге это принесет вам большую радость.

Интегрированное занятие « Клоуны»

Цель: работа над восприятием художественного образа произведения. Обучение детей слушанию музыки.

Интеграция образовательных областей: Познание, музыка, коммуникация, социализация, художественное творчество.

Программное содержание: Уточнить и систематизировать знания детей о клоуне, его костюме, мимике. Продолжать учить слушать музыку, рассказывать о ней. Прослушать с детьми пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского. Организовать подыгрывание на детских музыкальных инструментах. Развивать творчество, фантазию, креативность.

Используемый материал: пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского. Портреты клоунов с разными эмоциями (грустный, веселый)

Предварительная работа: на музыкальных   занятиях   музыкальный руководитель объясняет детям понятия характер, темп, части, динамика музыкального произведения.

Беседа перед первым прослушиванием произведения

Цель: подготовить, настроить детей с эмоциональной точки зрения на первое прослушивание произведения, т.е. на знакомство с музыкой.

Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с композитором Дмитрием Борисовичем Кабалевским и познакомимся с его муз. произведением «Клоуны». Для начала я расскажу вам одну увлекательную историю, которая произошла с Дмитрием Борисовичем, когда он был молодым.

Однажды, собираясь на работу, Дмитрий Борисович погладил брюки, повесил их на спинку стула, затем собрал портфель, надел рубашку, галстук, пиджак, пальто, ботинки и вышел на улицу. Только по дороге к метро он заметил, что люди, глядя на него, хохочут. Он посмотрел вниз и увидел, что из-под пальто торчат голые ноги.

Вот так в жизни, как и в произведении «Клоуны», с которым вы сегодня познакомитесь, можно почти одновременно грустить и смеяться. — А теперь, ребята, давайте вспомним, кто же такие клоуны?

  1. Где мы их можем встретить?
  2. Что они умеют делать?

(Это артисты, которые веселят зрителей. Умеют жонглировать, ходить по канату, ездить на велосипеде, прыгать, кувыркаться и др.)

        А всегда ли клоуны умеют веселить?

(часто клоун делает вид, что у него что-то не получается). Теперь давайте поговорим о лице клоуна, которое всегда раскрашено:

        если у клоуна большой улыбающийся рот с поднятыми уголками, то о каком настроении клоуна можно говорить (о веселом),

•       а когда уголки рта опущены вниз и на глазах слезы? (о грустном).

Костюмы у клоунов тоже разные (подходят к их настроению): широкие короткие или длинные штаны, большие пиджаки, блузы, шляпы, фуражки большого размера, а иногда и колпаки.»

Сейчас, ребята, я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение, которое так и называется «Клоун» и представить себе все то, о чем там будет сказано:

Клоун в цирке каждый вечер.

Сколько радости от встречи -

Балагурит и хохочет,

Рассмешит, кого захочет.

Яркий Рыжий с красным носом.

Задает он всем вопросы,

Получает оплеухи,

Лечит нас от лени, скуки.

Грустный клоун - элегантный.

Он ведет себя галантно,

Не вступает в переделки,

Терпит Рыжего проделки.

Оба скачут и резвятся,

Всем на радость веселятся,

Дарят всем задорный смех -

Вот в чем клоунов успех!

-        Сейчас, мы послушаем пьесу Д. Кабалевского «Клоуны» (прослушивание муз. произв.)

1)        Скажите, какой характер у этой музыки?
Есть ли здесь повторения мелодий?
(есть)

Сколько частей в этой пьесе? (три части, повторяется первая часть произведения)

-        Какие части одинаковые по характеру?(первая и третья: они веселые, радостные, задорные, скачкообразные, подпрыгивающие.

-        А вторая часть какая по характеру? - она звучит тише, не такая веселая, скорее робкая, осторожная.

Веселье - задорное, озорное, шутливое, живое, бойкое, забавное; грусть - волнующая, ранимая, мечтательная)

2)        Ребята, о чем эта музыка? (о веселье, играх, забаве, интересе, шутке)
Давайте с вами посмотрим на картинки (картинки для сравнения)

- Что клоун делает на этой картинке? Какое у него выражение лица (грустно или весело, какая грусть, веселье, какое?)

3) Теперь, давайте поговорим, о том, как звучит музыка, какой у нее темп (то ускоряя, то замедляя скорость звучания) Сначала веселье бурное и темп быстрый, затем темп замедляется - появляется волнующая грусть)

Какова сила звучания? (динамика) сначала громко, затем, тише, затем увеличивая опять силу звучания.

Повторное прослушивание муз. произв.Д. Кабалевского «Клоуны»

Творческий блок

1)        Дети, мы с вами слушали муз. произв.Д. Кабалевского «Клоуны».
Сейчас, мы с вами вместе придумаем какую-нибудь интересную

историю про наших героев. Я вам помогу начать, а вы продолжите: Однажды, летним солнечным днем...

  1. Музицирование на детских муз. Инструментах под муз. произв.Д. Кабалевского «Клоуны».
  2. И в заключение, вы, ребята, под музыку нарисуете рисунок. Здесь работает только ваша фантазия. Рисунок вы рисуете красками акварель на листах бумаги в виде линий, пятен, мазков и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое музыкальное занятие по творчеству Д.Б. Кабалевского

Конспект занятия, посвященного творчеству Д. Б. Кабалевского...

Музыкальное занятие средней группы (Слушание Кабалевского)

Основной вид деятельности, на данном занятии- слушают Кабалевского, три характера музыки....  на протяжении всего занятия, дети  должны узнать  характер героя.. по характеру....

Д. Кабалевский "Кавалерийская"

Музыкальная пьеса Д.Б. Кабалевского "Кавалерийская" зазвучит более ярче, если показать детям изображения конницы, наездников....

Презентация " Д.Б.Кабалевский"

Для детей дошкольного возраста...

Д.Б. Кабалевский - детям

Данный материал предназначен музыкальным руководителям и воспитателям детского сада. В приложении я предлагаю илюстрации к данному материалу. Он может быть использован, как доплнение к учебному, так и...

Конспект беседы о музыке по произведению Д. Кабалевского «Клоуны»

Цель: вызвать эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера....

Доминантное занятие "Слушаем музыку Д.Б.Кабалевского

Закрепление предствавлений о жанрах  музыки на примере творчества Д.Б.Кабалевского...