Итальянский карнавал
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Куракина Лилия Торьевна

Музыкальное анятие - развлечение, основанное на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в творческом музицировании.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Конспект  НОД ( непосредственно образовательной деятельности)

Методическая информация

Тема ОД, форма ОД

Итальянский карнавал

Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта

Т. Э. Тютюнникова

Классификация ОД в системе образовательных мероприятий

Классификация ОД: итоговое занятие - развлечение, основанное на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в творческом музицировании.

Интеграция образовательных областей: «Познавтельное развитие» - сенсорное развитие,  расширение кругозора детей; «Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослым и детьми; «Художественно-эстетическое развитие» - развитие продуктивной деятельности; развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Форма организации детей – групповая.

Предварительная работа: 

- Просмотр  книг об итальянских городах, масках, венецианском карнавале,

- Чтение сказок  Дж. Родари.

-Изготовление карнавальных масок

Цель ОД

Развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей; воспитание интереса к различным культурам мира. Освоение  шумовых  инструментов и способов игры на них. Создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей. Игровое обучение совместному исполнительству.

Задачи ОД

  1. Познакомить детей с итальянской культурой фольклором,   создать атмосферу уважения и интереса к итальянской культуре;
  2. Дать возможность каждому ребёнку свободно импровизировать на шумовых инструментах.
  3. Продолжать "исполнять" метр во время сделанной педагогом паузы
    в музыке, речи, движении.
  4. Слушать и ощущать метр внутренним слухом во время паузы в звучании, движении.
  5. Отметить  сильную долю.
  6. Чередовать "исполнение" метра и сильной доли по заданию педагога.
  7. Прохлопать ритм мелодии.
  8. Сопровождать музыку, речь, движение ритмическим остинато (1-2 такта).
  9. Продолжать исполнять заданное остинато во время паузы, сделанной педагогом.
  10. Развивать творческое воображение и слуховую фантазию.

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена ОД

материала; коммуникативные действия).

Знания, умения и навыки (ЗУН):

- Расширят свои представления о музыкальной  культуре Италии.

-Освоят способы игры на шумовых  инструментах через игровое обучение совместному исполнительству.

- Разовьют умение свободно импровизировать на шумовых инструментах.

Качества: любознательность, самостоятельность, творческая активность, коммуникативность (умение работать в паре и команде).

Личностные:

- осмысленное отношение к получению новых знаний;

 - умение соотносить полученные знания с реальной жизненной ситуацией.

Познавательные:

- развитие способностей, позволяющих ребенку познавать действительность;

Коммуникативные действия.

- развитие умения договариваться, соотносить свою позицию с интересами других детей;

Необходимое оборудование и материалы

Инструменты

Тамбурины (4 шт)

Клавесы (деревянные палочки)

Бубны

Ксилофоны

Бубенцы

Колокольчики

Самодельные инструменты

Пустые картонные коробочки для изготовления  шумовых инструментов

Макаронные изделия

Средства ТСО:

- магнитофон, аудиозапись «Т.Э. Тютюнникова. Творческое музицирование» (2 СD)

Подробный конспект   мероприятия

 

Этапы ОД

Продолжительность этапа

Методы обучения

Интерактивные технологии

Описание действий участников образовательного процесса

Инициация

0,30 сек.

1.Понимание символизации.

Воспитатель обращает внимание детей на схему (по воде плывет пароход, он находится в начале пути).

Муз.рук: я приглашаю вас отправиться со мной в воображаемое путешествие в удивительный город, в котором нет дорог, тротуаров,  бульваров. Люди в этом городе  передвигаются только по воде. Называется этот город - Венеция.

Вхождение или погружение в тему

1,5 минуты

Интерактивная технология «Большой круг»

Дети стоят в кругу. Каждый высказывает свое мнение, а затем передает право высказать свою точку зрения другому, коснувшись рядом стоящего ребенка. Выслушав все высказывания, один из детей подводит итог, используя полученную информацию

Игровая мотивация. Ребята, много ли вы знаете об Италии? Нет?

Обсуждение: Это  теплая, солнечная страна. Ее жители – итальянцы – от природы музыкальны. Они  красиво поют и зажигательно танцуют. А еще Италия – родина пиццы и  пасты. Именно в итальянском городе Венеции, который расположен на воде, ежегодно проходит  карнавал с веселыми масками. Вас захватит  этот веселый праздник, вы полюбите Италию, и сможете  поучаствовать в самом карнавале, и, даже будете на нем музыкантами!

Обобщение: И еще многое вы сегодня узнаете, если  согласитесь отправиться со мной  в воображаемое путешествие в Венецию.

Интерактивная лекция

20 минут

 «Фантазируем и импровизируем»

 «Моделирование элементов музыкального языка»

«Звуковое зеркало»

«Видимый звук» (Моделирование элементов музыкального языка)

Технология обогащения лексического запаса

Интерактивная технология «Работа в парах»

Дети объединяются с помощью одинаковых символов в пары, выполняя задание совместно.

Символы - скрипичный  и басовый ключи

«Музыкальная карусель»

(Моделирование элементов музыкального языка – ритма)

 «Обмен приветствиями»

(Моделирование элементов  музыкального языка – ритма)

АМО  «Живые ноты»

Звучит музыка «Микс» (фонограмма)

Звучит яркая, праздничная музыка, дети входят в зал и  выполняют перестроения: 4 линии, 2 концентрических круга,  один круг, сужение и расширение, перестроение из круга в полукруг.

Музыкальный руководитель:

Интересно, интересно!

Все хотят сюда попасть!

Шумно, весело и тесно

— Негде яблоку упасть.

Карнавал, карнавал

— Долгожданный масок бал!

Тут веселье ночь и день,

Заходи, кому не лень!

Танец «Веселая тарантелла» (с тамбуринами) (отметить сильную и слабую долю, познакомить с народным итальянским танцем, рассказать историю его возникновения)

Построение: 2 пары, круг, дети фоном сзади полукругом.

Инструменты – бубны, тамбурины

- Любой карнавал - это веселье, много смеха, песни, танцы. И наш карнавал не обойдется без этого. Один из любимых итальянских танцев – тарантелла. Ее  танцевали герои итальянского народного театра: веселая Коломбина, ее подружка Пульчинелла.

- Тарантелла - это народный итальянский танец, очень быстрый и веселый. Его придумали, чтобы вылечить человека, которого укусил страшный паук — тарантул. От его уксуса люди засыпали и спали очень долго. И, чтобы не дать уснуть от яда тарантула, человека заставляли долго и быстро танцевать. Танец так и стал называться: «тарантелла» Исполняется он обычно с  тамбуринами, у нас,  конечно, это не настоящие тамбурины, а те, которые мы изготовили вместе с вами в группе

Девочки  исполняют танец, а мальчики, сидящие полукругом, прохлопывают сильную долю и  «шлепают» по коленям слабую.

Игра «Крещендо – диминуэндо». Передавать силу звучания на музыкальных инструментах.

Построение: полукруг.

Дети берут звенящие инструменты (бубны, бубенчики, румбы) и играют в игру «Крещендо – диминуэндо» Построение: полукруг, дирижер впереди, лицом к ансамблю.

Игра «Музыкальные слова» Напомнить музыкальные термины, (стаккато, легато, маркато). Передавать в движении характер звучания.

Построение: врассыпную

- Ребята, вы уже знаете, что  музыкальные термины  пишутся на итальянском языке. Многие из них вам уже известны. Назовите некоторые Дети называют: крещендо, диминуэндо, легато, маркато, стаккато,  форте, пиано, пианиссимо, фортиссимо..

- Я предлагаю вам поиграть  в игру «Музыкальные слова». Услышав характер музыки,  вы должны назвать нужный музыкальный термин: «стаккато», «легато» или «маркато», — а затем двигаться.

(Для этой игры подбираются три фрагмента музыки: для прыжков— «стаккато», плавное кружение — «легато» и притопы на месте — «маркато»)

«Игра Оркестр». Музыка «Распа»

 Игра со сменой музыкальных инструментов. Задача: Сопровождать музыку, речь, движение ритмическим остинато

Построение: стулья стоят квадратом, по 4 с каждой стороны

-Наш карнавал продолжается и мы сыграем яркую зажигательную музыку, которая называется «Распа». Играть мы будем в оркестре.  Инструментами мы будем меняться по окончании музыкальной фразы. Постарайтесь поиграть на разных инструментах, пока звучит  музыка

Игра «Разбери макароны по видам» (музыка Рондо «Донна Лукреция»).

Задача: разобрать разные виды макаронных изделий по типам.

Изготовление  музыкальных коробочек. (наполнитель – макароны)  

Задача: Изготовить шумовые коробочки с разными наполнителями; формировать  навык сотрудничества, умение выполнять задание последовательно.

Ребята, заметили, какой красивый, мелодичный итальянский язык. Послушайте, как  красиво звучит итальянское приветствие: Бон  джорно, синьоры и сеньориты! Давайте представим себя итальянцами,  и поздороваемся

Подхожу  к детям и здороваюсь, слушая ответы детей: «Синьора Лилия» - «Сеньорита Ольга», "Синьора Лилия» - Синьор Коля Иванов».

 В руках у муз. рук-ля много пакетов с макаронными изделиями разной формы, которые она горкой складывает на столик.

Муз. рук. А назовите мне любимые блюда итальянцев.

Дети называют  пицца, лазанья, макароны.

- В Италии любые макароны называются «паста».

- Посмотрите,  какие они бывают разнообразные.

В небольшие чашки на столе надо насыпать макароны разной формы, под чашками молено приклеить надписи: макароны (полые внутри), спагетти (сплошные), феттучини (длинная лапша), чиффери (рожки), фузилли (спиральки), фарфалле (бантики), панетти (косые перья), кончигли (ракушки).

- А знаете ли вы, чем различаются макароны и спагетти? (формой и размером)

- Предлагаю вам  посоревноваться: в двух чашках перемешаны по 15 штук макаронных изделий различных типов. Например, бантики и ракушки, спиральки и косые перья. Эти макароны называют детям по-итальянски и предлагают их быстро разобрать по отдельным чашкам. Игра проводится под фонограмму тарантеллы,  Победитель получает пакет макарон, которые он разбирал. Игру можно провести два раза.

Изготовление музыкальных коробочек.

Оркестр «Эхо». 

Задача: Прохлопать ритм мелодии. Чередуясь, как эхо, 2 подгруппы.

Построение:  2 диагонали.

- Конечно, мы не случайно разбирали с вами пасту, праздник у нас музыкальный, поэтому давайте сделаем коробочки, а наполнителем и будет эта паста. А потом устроим концерт на площади.

Дети под музыку «Венецианское рондо» делают инструменты

- Устроим ансамбль из коробочек и исполним пьесу «Эхо». Вспомните эту мелодию, ее ритмический рисунок, он меняется от фразы к фразе. Будьте внимательны!

Концертное музицирование  «Итальянская полька» Рахманинов (с изготовленными коробочками, кубиками и резинками).

Задача: Музицировать на разных инструментах по  сигналу музыкального руководителя,  передавая заданный ритмический рисунок.

Построение:  2 концентрических круга.

-Наш карнавал завершается, и закончим мы наш праздник веселой полькой – «Итальянской полькой»  С. Рахманинова.

Подведение итогов

2минуты

Рефлексия своей деятельности

Муз. рук-лю дать положительную оценку участия каждого ребенка в занятии, отметив самостоятельность, активность.

Муз. рук.: Как вы думаете, смогли вы сегодня узнать что-то новое об Италии и стать музыкантом? Если да, то украсьте вагоны синими воздушными шарами.

Муз. рук:  Посмотрите, как много синих воздушных шаров. Наше путешествие в Венецию получилось интересным,  познавательным и веселым!

Дополнительная информация

Анализ и оценка  ОД с применением активных методов обучения

Метод выяснения ожиданий и опасений  «Много ли мы знаем об Италии?».

Творческие музыкальные  игры «Музыкальные слова», «Крещендо – диминуэндо», «Оркестр».

Концертное музицирование  

Конспект занятия - авторский.

Создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей, игровое обучение совместному исполнительству позволяет обеспечить участие каждого ребенка в творческом музицировании, в освоении  шумовых  инструментов и способов игры на них.

        Метод  выяснения ожиданий и опасений  «Едем на пароходе в Венецию», формирует начальные навыки рефлексии собственной деятельности, которая с учетом возраста детей проводится с использованием игровых приемов. Использование  АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: технологические, творческие, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника.

Использованная литература, источников информации.

  1. Т.Э. Тютюнникова «Бим!Бам!Бом!. 100 секретов музыки для детей» Вып. 1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.:ЛОИРО, 2003. – 100с.
  2. Т.Э. Тютюнникова «Заводные макароны» Часть 1.
  3. Тарасова К.В., Трубникова М.А. «Гармония» Программа развития музыкальности у детей 7-ого года жизни. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах». Москва, 2003 г.

Примечания

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный показ сказки «Ленивая Бручолина» (Итальянская сказка)

Театрализованный показ сказки«Ленивая Бручолина»(Итальянская сказка)Участвуют куклы: Бручолина, бабушка, зайчик, коза, лошадка, пчела.От рассказчика: воспитатель раннего возраста Ошкина.Г.Е.Роль Брочо...

Итальянская народная сказка "Колодец и чучело"

Дополнительный материал воспитателям для чтения детямпо теме "Вода в жизни человека"...

Сценарий литературного праздника «Волшебник из страны детства», посвященного Году литературы в России и 95- летию со дня рождения итальянского писателя Джанни Родари.

Цель: развивать  творческие способности детей в создании образов сказочных героев по средствам театральных этюдов, речевых диалогов, песен, стихов.Задачи:1. Познакомить детей с творчеством писате...

Статья "Итальянская мама"

Наших малышей родители постоянно ретравмируют своими криками и установками, а итальянские мамы постоянно говорят детям о любви и о том какие они хорошие, взращивая тем самым высокую самооценку и базов...

Конспект НОД по развитию речи (чтение художественной литературы) «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (подготовительная группа)

Пр. Пр.     Пр. задачи:Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать...