Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Россия – Родина моя»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Занятие , с помощью которого выполняется одна из главных задач патриотического воспитания - приобщение детей-дошкольников к истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx39.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Россия – Родина моя»

Цель: сохранять национальные традиции,  приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать у детей умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развивать умения и навыки исполнительской деятельности.

Задачи:

- познакомить детей с фольклорным наследием русского народа;

- познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси;

- познакомить с пословицами и поговорками;

- обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;

- познакомить с русскими народными инструментами;

- сделать платковую куклу.

Ход занятия

Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатель, вместе с детьми, входят в зал и исполняют хоровод.

Музыкальный руководитель (одетый в народный костюм)

        Чем дальше в будущее входим,

        Тем больше прошлым дорожим

        И в старом красоту находим,

        Хоть новому принадлежим.

        Слава нашей стороне,

        Слава русской старине!

        И про эту старину

        Я рассказывать начну,

        Чтобы дети знать могли

        О делах родной земли.

    - Рассаживайтесь, милые детушки, поудобнее. А собрались мы здесь сегодня восславлять Родину нашу, позабавиться, да потешиться, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?

Дети. Матушка Россия.

Педагог:   

-   Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей?

Девочка.

        Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля –

        Это русское раздолье, это русская земля!

Мальчик.

        Вижу горы и равнины, вижу реки и моря –

        Это русские картины, это Родина моя!

Педагог.  - Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.

     Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?

Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущих занятиях:

  • Родина любимая  - что мать родимая.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • На родной сторонушке рады и воронушке.
  • Родной куст и зайцу дорог.

Педагог.

 -  Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

Дети. Потому, что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.

Педагог.

     -Дружный и отзывчивый – это как понимать?

Дети.

      - Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.

Педагог.

     - Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети.

     -Горница.

Педагог.

       - Кого в ней принимали?

Дети.

     -Гостей.

Педагог.

      - Как гости в избу входили?

Дети.

     -Кланялись.

Педагог.

     - А почему?

Дети.

     - Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить

Педагог.

     - Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике – мучка, в мучке – жгучка»

Дети.

     - Печь!

Педагог.

     Правильно. В избе – печь, в печи – зола, в золе – жар.

Дети читают стихи о печке.

Ребенок.

        Как уютно в нашей горнице!

        Спозаранку печка топится.

        Котик лапкой умывается,

        Наша сказка начинается.

Ребенок.

        На дровах огонь, пламя шустрое,

        О тебе рассказ, печка русская.

        Вьется из трубы дым чуть свет,

        Печки нет в избе, значит, жизни нет.

Педагог.

     _ Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

Дети.

     - Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

Педагог.

        Русской печки нет добрее,

        Всех накормит, обогреет,

        Варежки сушить поможет,

        Ну, а  деток спать уложит.

        И сверчок поет где-то рядышком

        Хорошо с тобой, печка - матушка!

 - Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей. Русский народ славился  гостеприимством, и по этому поводу им было придумано много поговорок.

Игра «Я начну, а ты – закончи»

Описание.

Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить поговорку.

  • «Для дорогого гостя – и ворота настежь».
  • «Хозяин весел – и гости рады».
  • «Много гостей – много новостей».
  • «Что есть в печи – на стол мечи».
  • «С миру по нитке – нищему рубашка».
  • «Как аукнется, так и откликнется».
  • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Педагог.

 - Соберутся гости, и начинается  гуляние. На гуляниях всегда было очень весело: музыканты инструменты брали и весело играли. А ну, кто хочет гостей повеселить, бери инструменты да выходи вперед!

Дети исполняют р.н.п «Калинка – малинка», аккомпанируя на детских музыкальных инструментах.

Педагог.

  -  Музыканты, молодцы! Так весело играли, что и нам теперь не сидится на месте. Я вам предлагаю поиграть немного, поразмять ножки молодые.

Игра «Скок – скок – поскок»

        Скок, скок – поскок,

        Молодой дроздок

        По водичку ходил,

        Коромысло носил.

        Да неловко ступил

        Сапожок водой залил.

        Зацепил ногой ведро –

        Все вокруг залило.

        Испугался дроздок

        И пустился наутек

Дети разбегаются, а « дроздок» их ловит.

Педагог.

     -Надо полечить дрозда, к больной ножке приложить подорожник, травку целебную.

Дети: А правда, ли, что в старину совсем не было врачей?

Педагог.

-Правда, без больницы люди жили. Знахари больных лечили: от озноба – зверобоем, от зубов льняным настоем, от ожогов бузиной, а от ран – землей родной! А вы знаете, что в крапиве витаминов больше, чем в моркови и ягодах облепихи?

Ребенок. А я знаю, что когда болеешь, нужно есть ячменную кашу!

Педагог.

 -  Правильно. Когда к обеду подают перловую кашу, не фыркайте, нос не воротите, а ешьте с уважением: это одно из самых древнейших зерен, выкормивших наш народ!

     А вот послушайте загадку:

        Деревянная подружка,

        Без неё мы – как без рук,

        На досуге – веселушка

        И накормит всех вокруг.

        Кашу прямо носит в рот

        И обжечься не дает.

Дети. Деревянная ложка!

Воспитатель раздает детям деревянные ложки.

Педагог.

    -  Сама не ест, а всех кормит. Это тоже про ложку. Ложки вырезали из липы. Затем их расписывали и раскрашивали. Видите, какими они стали яркими и красивыми. Чтобы не обжечься горячей кашей, наши предки придумали дуть на ложку. Давайте и мы с вами представим, что перед нами горячая пища и хорошенько подуем на ложку.

Дыхательное упражнение: «Подуй на ложку»

Цель: Подготовить детей к пению. Работать над певческим дыханием.

Педагог. А теперь покажем  нашим гостям, что ложка и веселиться помогала.

Песня «Как пошли наши подружки»

Педагог.

    - Вот какие молодцы, ребята! А какие вы еще знаете народные инструменты.

Дети: (перечисляют) Балалайка, дудочка, рожок, трещотки, жалейка, гусли.

Педагог.

     -Правильно, а теперь, коли охота, выходите поиграть. Кто считалочку расскажет, и водящего покажет?

Один из ребят произносит одну из считалочек, разученных  ранее, и выбирает «дрозда».

Игра «Ворон»

        Ой, ребята, та-ра-ра.

        На горе стоит гора,

        А на той горе дубок,

        А на дубе – воронок.

        Ворон в красных сапогах,

        Позолоченных серьгах.

        Черный ворон на дубу.

        Он играет во трубу.

        Труба точенная, позолоченная,

        Труба ладная, песня складная.

Педагог.

      - В те стародавние времена дети тоже любили поиграть. Были у них и свои игрушки. Это были луки, скакалки, музыкальные свистульки и другие. Но все же некоторые игрушки дошли до нас с тех времен. Например, мяч.

Только выглядел он несколько иначе. Его шили из тряпок и из кожи, выплетали из полос лыка, набивали шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя туда и маленькие камушки или горошины, чтобы мяч «звучал». А как вы думаете, были в то время куклы?  (Ответы детей)

Правильно. Кукла имелась в каждой семье. Девочка сама шила её. Так училась заниматься рукоделием: шить, вышивать. Но только у тех кукол не было лиц. Раньше считалось, что если у куколки будут глаза, нос, рот, то в неё может переселиться душа ребенка.

     Ребята, а где мы недавно с вами были на экскурсии?

Дети. В краеведческом музее.

Педагог. А что вам там понравилось?

Дети. Понравилось рассматривать предметы старины, и мастерить оберег -  домовенка.

Педагог. 

    - Вам понравилось своими руками мастерить домовенка? А хотите попробовать сделать маленькую куколку, чтобы она стала подружкой вашего домовенка? Ну, тогда приступаем.

Дети подходят к банкеткам, на которых размещены заготовки для куколок, и занимают свои места. Воспитатель показывает последовательность изготовления куколок. Дети повторяют за ним.

После того, как куколки будут готовы, дети дают им имена.

Педагог.        
        Времена теперь другие,

        Как и мысли, и дела –

        Далеко ушла Россия

        От страны, какой была!

        Умный, сильный наш народ

        Далеко глядит вперед,

        Но преданья старины

        Забывать мы не должны!

Педагог приглашает детей посидеть у старинного самовара и попить чай с баранками. Занятие окончено.

Атрибуты:

1. Мини – музей «Русская изба», расположенный у центральной стены зала.

2. Костюмы в фольклорном стиле для детей.

3. Костюм для педагога.

4. Народные музыкальные инструменты: ложки, балалайки, трещотки, гусли, бубен, дудочки.

5. Заготовки для изготовления платочных куколок по количеству детей.

6. Фонограммы народных мелодий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе "Наша Родина - Россия"

Задачи данного занятия:Закрепить представление детей о родине – России, её столице;Воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну;Закреплять и обобщать знания о символике наш...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию по теме: «Моя малая Родина – Сергиевск».

Цель: формирование представления детей о родном селе (Сергиевске).Задачи: 1.Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу;2.Формировать понятие «Малая Родина»;3.Пополнять знания детей о памятн...

Интегрированное занятие в старшей группе «Наша Родина – Россия»

Интегрированное занятие в старшей группе «Наша Родина – Россия»Задачи: 1. Закрепить представление детей о родине – России, её столице; 2. Воспитывать любовь к своей родине, чув...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Россия - Родина моя"

Задачи:ОбразовательныеЗакрепить знания о нашей стране, государственных и народных символах нашей страны;Учить работать в парах; повторить геометрические фигуры и цвета;Повторить ранее изученные стихот...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Моя Родина».

Тип образовательной деятельности: интегрированное.Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие...

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Моя Родина — Россия»

Познавательное занятие в старшей группе«Моя Родина – Россия»Подготовила педагог высшей квалификационной категорииРусын Любовь ГеннадьевнаЦель:- воспитание у детей старшего...