Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Россия – Родина моя»
    план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

     Татьяна Михайловна Скачкова

    Занятие , с помощью которого выполняется одна из главных задач патриотического воспитания - приобщение детей-дошкольников к истокам русской народной культуры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx39.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Россия – Родина моя»

    Цель: сохранять национальные традиции,  приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать у детей умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развивать умения и навыки исполнительской деятельности.

    Задачи:

    - познакомить детей с фольклорным наследием русского народа;

    - познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси;

    - познакомить с пословицами и поговорками;

    - обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;

    - познакомить с русскими народными инструментами;

    - сделать платковую куклу.

    Ход занятия

    Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатель, вместе с детьми, входят в зал и исполняют хоровод.

    Музыкальный руководитель (одетый в народный костюм)

            Чем дальше в будущее входим,

            Тем больше прошлым дорожим

            И в старом красоту находим,

            Хоть новому принадлежим.

            Слава нашей стороне,

            Слава русской старине!

            И про эту старину

            Я рассказывать начну,

            Чтобы дети знать могли

            О делах родной земли.

        - Рассаживайтесь, милые детушки, поудобнее. А собрались мы здесь сегодня восславлять Родину нашу, позабавиться, да потешиться, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?

    Дети. Матушка Россия.

    Педагог:   

    -   Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей?

    Девочка.

            Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля –

            Это русское раздолье, это русская земля!

    Мальчик.

            Вижу горы и равнины, вижу реки и моря –

            Это русские картины, это Родина моя!

    Педагог.  - Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.

         Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?

    Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущих занятиях:

    • Родина любимая  - что мать родимая.
    • Человек без Родины, что соловей без песни.
    • Своя земля и в горсти мила.
    • На родной сторонушке рады и воронушке.
    • Родной куст и зайцу дорог.

    Педагог.

     -  Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

    Дети. Потому, что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.

    Педагог.

         -Дружный и отзывчивый – это как понимать?

    Дети.

          - Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.

    Педагог.

         - Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. Как называлась самая лучшая комната в избе?

    Дети.

         -Горница.

    Педагог.

           - Кого в ней принимали?

    Дети.

         -Гостей.

    Педагог.

          - Как гости в избу входили?

    Дети.

         -Кланялись.

    Педагог.

         - А почему?

    Дети.

         - Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить

    Педагог.

         - Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике – мучка, в мучке – жгучка»

    Дети.

         - Печь!

    Педагог.

         Правильно. В избе – печь, в печи – зола, в золе – жар.

    Дети читают стихи о печке.

    Ребенок.

            Как уютно в нашей горнице!

            Спозаранку печка топится.

            Котик лапкой умывается,

            Наша сказка начинается.

    Ребенок.

            На дровах огонь, пламя шустрое,

            О тебе рассказ, печка русская.

            Вьется из трубы дым чуть свет,

            Печки нет в избе, значит, жизни нет.

    Педагог.

         _ Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

    Дети.

         - Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

    Педагог.

            Русской печки нет добрее,

            Всех накормит, обогреет,

            Варежки сушить поможет,

            Ну, а  деток спать уложит.

            И сверчок поет где-то рядышком

            Хорошо с тобой, печка - матушка!

     - Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей. Русский народ славился  гостеприимством, и по этому поводу им было придумано много поговорок.

    Игра «Я начну, а ты – закончи»

    Описание.

    Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить поговорку.

    • «Для дорогого гостя – и ворота настежь».
    • «Хозяин весел – и гости рады».
    • «Много гостей – много новостей».
    • «Что есть в печи – на стол мечи».
    • «С миру по нитке – нищему рубашка».
    • «Как аукнется, так и откликнется».
    • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

    Педагог.

     - Соберутся гости, и начинается  гуляние. На гуляниях всегда было очень весело: музыканты инструменты брали и весело играли. А ну, кто хочет гостей повеселить, бери инструменты да выходи вперед!

    Дети исполняют р.н.п «Калинка – малинка», аккомпанируя на детских музыкальных инструментах.

    Педагог.

      -  Музыканты, молодцы! Так весело играли, что и нам теперь не сидится на месте. Я вам предлагаю поиграть немного, поразмять ножки молодые.

    Игра «Скок – скок – поскок»

            Скок, скок – поскок,

            Молодой дроздок

            По водичку ходил,

            Коромысло носил.

            Да неловко ступил

            Сапожок водой залил.

            Зацепил ногой ведро –

            Все вокруг залило.

            Испугался дроздок

            И пустился наутек

    Дети разбегаются, а « дроздок» их ловит.

    Педагог.

         -Надо полечить дрозда, к больной ножке приложить подорожник, травку целебную.

    Дети: А правда, ли, что в старину совсем не было врачей?

    Педагог.

    -Правда, без больницы люди жили. Знахари больных лечили: от озноба – зверобоем, от зубов льняным настоем, от ожогов бузиной, а от ран – землей родной! А вы знаете, что в крапиве витаминов больше, чем в моркови и ягодах облепихи?

    Ребенок. А я знаю, что когда болеешь, нужно есть ячменную кашу!

    Педагог.

     -  Правильно. Когда к обеду подают перловую кашу, не фыркайте, нос не воротите, а ешьте с уважением: это одно из самых древнейших зерен, выкормивших наш народ!

         А вот послушайте загадку:

            Деревянная подружка,

            Без неё мы – как без рук,

            На досуге – веселушка

            И накормит всех вокруг.

            Кашу прямо носит в рот

            И обжечься не дает.

    Дети. Деревянная ложка!

    Воспитатель раздает детям деревянные ложки.

    Педагог.

        -  Сама не ест, а всех кормит. Это тоже про ложку. Ложки вырезали из липы. Затем их расписывали и раскрашивали. Видите, какими они стали яркими и красивыми. Чтобы не обжечься горячей кашей, наши предки придумали дуть на ложку. Давайте и мы с вами представим, что перед нами горячая пища и хорошенько подуем на ложку.

    Дыхательное упражнение: «Подуй на ложку»

    Цель: Подготовить детей к пению. Работать над певческим дыханием.

    Педагог. А теперь покажем  нашим гостям, что ложка и веселиться помогала.

    Песня «Как пошли наши подружки»

    Педагог.

        - Вот какие молодцы, ребята! А какие вы еще знаете народные инструменты.

    Дети: (перечисляют) Балалайка, дудочка, рожок, трещотки, жалейка, гусли.

    Педагог.

         -Правильно, а теперь, коли охота, выходите поиграть. Кто считалочку расскажет, и водящего покажет?

    Один из ребят произносит одну из считалочек, разученных  ранее, и выбирает «дрозда».

    Игра «Ворон»

            Ой, ребята, та-ра-ра.

            На горе стоит гора,

            А на той горе дубок,

            А на дубе – воронок.

            Ворон в красных сапогах,

            Позолоченных серьгах.

            Черный ворон на дубу.

            Он играет во трубу.

            Труба точенная, позолоченная,

            Труба ладная, песня складная.

    Педагог.

          - В те стародавние времена дети тоже любили поиграть. Были у них и свои игрушки. Это были луки, скакалки, музыкальные свистульки и другие. Но все же некоторые игрушки дошли до нас с тех времен. Например, мяч.

    Только выглядел он несколько иначе. Его шили из тряпок и из кожи, выплетали из полос лыка, набивали шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя туда и маленькие камушки или горошины, чтобы мяч «звучал». А как вы думаете, были в то время куклы?  (Ответы детей)

    Правильно. Кукла имелась в каждой семье. Девочка сама шила её. Так училась заниматься рукоделием: шить, вышивать. Но только у тех кукол не было лиц. Раньше считалось, что если у куколки будут глаза, нос, рот, то в неё может переселиться душа ребенка.

         Ребята, а где мы недавно с вами были на экскурсии?

    Дети. В краеведческом музее.

    Педагог. А что вам там понравилось?

    Дети. Понравилось рассматривать предметы старины, и мастерить оберег -  домовенка.

    Педагог. 

        - Вам понравилось своими руками мастерить домовенка? А хотите попробовать сделать маленькую куколку, чтобы она стала подружкой вашего домовенка? Ну, тогда приступаем.

    Дети подходят к банкеткам, на которых размещены заготовки для куколок, и занимают свои места. Воспитатель показывает последовательность изготовления куколок. Дети повторяют за ним.

    После того, как куколки будут готовы, дети дают им имена.

    Педагог.        
            Времена теперь другие,

            Как и мысли, и дела –

            Далеко ушла Россия

            От страны, какой была!

            Умный, сильный наш народ

            Далеко глядит вперед,

            Но преданья старины

            Забывать мы не должны!

    Педагог приглашает детей посидеть у старинного самовара и попить чай с баранками. Занятие окончено.

    Атрибуты:

    1. Мини – музей «Русская изба», расположенный у центральной стены зала.

    2. Костюмы в фольклорном стиле для детей.

    3. Костюм для педагога.

    4. Народные музыкальные инструменты: ложки, балалайки, трещотки, гусли, бубен, дудочки.

    5. Заготовки для изготовления платочных куколок по количеству детей.

    6. Фонограммы народных мелодий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России" с применением ИКТ

    В данном конспекте закрепляются знания детей о птицах, проживающих с средней полосе России. Дети учатся различать хищных и насекомоядных птиц, отвечая на проблемные вопросы педагога. Развивают умение ...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и изо деятельности тема: "Золотые россыпи России"

    Занятие расчитано для детей старшего дошкольного  возраста. Занятие  способствует формированию у детей знаний о народно - прикладном искусстве, а так же воспитывает у детей любовь к нар...

    Интегрированное занятие в старшей группе "Наша Родина - Россия"

    Задачи данного занятия:Закрепить представление детей о родине – России, её столице;Воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну;Закреплять и обобщать знания о символике наш...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию по теме: «Моя малая Родина – Сергиевск».

    Цель: формирование представления детей о родном селе (Сергиевске).Задачи: 1.Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу;2.Формировать понятие «Малая Родина»;3.Пополнять знания детей о памятн...

    Интегрированное занятие в старшей группе «Наша Родина – Россия»

    Интегрированное занятие в старшей группе «Наша Родина – Россия»Задачи: 1. Закрепить представление детей о родине – России, её столице; 2. Воспитывать любовь к своей родине, чув...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Россия - Родина моя"

    Задачи:ОбразовательныеЗакрепить знания о нашей стране, государственных и народных символах нашей страны;Учить работать в парах; повторить геометрические фигуры и цвета;Повторить ранее изученные стихот...