«ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦЕМ» (Конспект доминантного музыкального занятия для старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Гаврилова Елена Сергеевна

Цель: познакомить детей с русскими народными хороводами и плясками, приобщить детей к русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_znakomstvo_s_russkim_narodnym_tantsem_2.doc88.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с  №1 с. Заветное

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

«ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦЕМ»

(Конспект доминантного музыкального занятия для старшего дошкольного возраста)

Е. С. Гаврилова  , музыкальный руководитель

Первой  квалификационной категории

2016 год.

Всем известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Народная культура обладает удивительной способностью буквально на глазах вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества, родовые корни, память предков. Музыкальный фольклор – явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано – пение, движение, игра на детских музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

  • народная песня;
  • народная хореография;
  • народные игры;
  • народные музыкальные инструменты.

Все эти виды деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа, а народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций, а эмоциональный фактор, по мнению В.А.Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство». Складывается национальное мировоззрение каждого ребенка, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, и многие другие качества, которые невозможно воспитывать без данной системы работы.

Слайд1

«ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦЕМ»

(Конспект доминантного музыкального занятия для старшего дошкольного возраста)

Цель: познакомить детей с русскими народными хороводами и плясками, приобщить детей к русской культуре.

Задачи: 

Образовательные:

  • познакомить детей с основными жанрами русского народного танца;
  • научить детей свободно двигаться в манере русских народных хороводов, плясок.

Воспитательные:

  • приобщить детей к русской культуре;
  • прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому искусству;
  • воспитывать музыкальную культуру дошкольников, потребность выражать свои мысли в движениях под музыку.

Развивающие:

  • развивать умение двигаться соответственно музыке, менять движения по фразам в русской пляске;
  • развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях;
  • развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения. 

Зал оформлен в виде «Русской избы», за столом у самовара сидит грустная Бабушка. Дети, взявшись за руки, заходят в зал. Проводится коммуникативная игра «Хоровод» М. Картушиной. Дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом и поют на мотив русской народной песни «Ах, вы, сени»:

                    Мы заводим, мы заводим,

                    Мы заводим хоровод.

                    Поздороваться желаем,

                    Удивим сейчас народ!

Дети останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары, поют слово «Здравствуй!», прикасаясь друг к другу («здороваясь») ладошками, пальчиками, плечиками. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз дети здороваются по-другому. После игры пары разворачиваются лицом в круг.

Муз/рук. Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас из глубокой древности. Раньше говорили «бить челом», т.е. почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. Если заходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости просим!» (Делает поклон). 

Ребята, мы с вами пришли в гости к Бабушке, давайте поздороваемся с ней, поклонимся. (Дети выполняют поклон). Гость доволен – и хозяин рад.         Постараемся, чтобы   у нашей  Бабушки    остались     только   приятные о   нас

впечатления и воспоминания.

Бабушка: (подходит к детям) Здравствуйте, внучки милые, внучки мои хорошие. (Тяжело вздыхает, опускает голову).
Муз/рук. Бабушка, что случилось, почему ты такая грустная?
Бабушка   Меня зовут  Бабушкой-Забавушкой, потому что я весёлая, знаю много сказок, умею петь весёлые песни, зажигательно танцевать русские пляски. А вчера легла я спать, проснулась и ни одного русского танца не помню. Вот, сижу, вспоминаю, да толку нет. (Вздыхает).
Муз/рук.   Ребята, поможем Бабушке, вспомнить,  танцевальные  движения?

Дети:         Да!

Музыкальный руководитель приглашает Бабушку танцевать. Дети, взявшись за руки, идут хороводным шагом по кругу. Музыкальный руководитель показывает элементы танцевальных движений.

МУЗЫКАЛЬНО–РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

 «Хороводный шаг»                                           «Ковырялочка»
Вдоль по реченьке                                              Ковырялочку, ребята,
Лебедушка плывет,                                             Я хочу вам показать.
Выше берега головушку несет,                         Вы попробуйте за мною
Белым крылышком помахивает,                       Все движенья повторять.
На цветы водицу стряхивает.
                                                                              Ставлю ногу на носок,
«
Припадание»                                                     А потом на пятку.                                          
Припадаем, припадаем,                                      И три раза постучу,
Русский танец начинаем,                                    Глядя на ребяток.
Как лебедушки, плывем,

Хоровод мы наш ведем!                                     Носок − пятка, перетоп,

                                                                              Носок − пятка, перетоп.

Припадаем мы на ножку                                    Вот какие молодцы –
И покружимся немножко.                                  Мы танцоры удальцы!

Наши танцы хороши,
Мы танцуем от души.                                          

                                                                      «Гармошка»

Шаг – присяду,                                                    В нашем доме у Тимошки                            

Шаг − присяду.                                                    Есть красивая гармошка.                          
Это танец я учу,                                                   Пятки вместе, носки врозь

Приседать я не устану,                                       Потанцуй, лениться брось.
Я танцором стать хочу!

                                                                              Мы с подружками «гармошку»

«Топотушки»                                                     Будем вместе танцевать.

Топотушки, топотушки,                                     А дружки наши «гармошку»
Раз, два, три, четыре, пять.                                Будут с нами повторять.
Дружно, весело, задорно

Повторим мы все опять!                                    Ты играй, моя гармошка,
                                                                             До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Каблучками я стучу,                                           Посмотрите, полюбуйтесь,
Пляску русскую учу.                                          Как танцуют на Руси.
Пляска русская моя,
Замечательная!
                   

Муз/рук.  Молодцы, ребята. Ну как, Бабушка, вспомнила плясовые движения?

Бабушка: Вспомнила, вспомнила, мои внучата.   Проходите, отдохните. (Дети садятся на скамейки.)

Муз/рук.   Ребята, а   вы   знаете, как   появились   первые русские народные танцы?

Дети:         Нет.

Муз/рук.   Хотите, я вам сейчас расскажу?

Дети:         Да!

Муз/рук.   Рассаживайтесь поудобнее и слушайте.

Слайд 2

История «Русского народного танца»

Танец — это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четвёрка»), иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Слайд 3

Основные жанры русского народного танца

Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и

Слайд 4

пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. 

Слайд 5

Самым древним русским народным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод - массовый танец, его рисунок - простой круг, который  олицетворял  движение Солнца вокруг Земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрывались целые сценки. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Слайд 6

Фигуры хороводов

По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние и зимние.

Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.). Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создает разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, а эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью танца: круг, круг в круге, корзиночка, змейка, восьмерка, два круга, улица, ручеек, воротца и др. Все движения выполняются плавно, без резких рывков, а шаг с носочка.

Слайд 7

Хороводы бывают орнаментальными и игровыми

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры-орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются –   орнаментальными. Орнаментальные хороводы, их еще называют фигурными, узорными, состоят из строгих форм, несложных и однообразных фигур.

Представьте себе долгий зимний вечер. В избе собрались девушки- подруженьки. Они занимаются рукоделием и тихо поют. Одна из девушек, задумавшись, посмотрела в окно. А на окне такой узор, что глаз не отвести. Понравился узор всем. И одна из девушек перенесла его в свое кружево, другая украсила им рождественский пирог, третья расписала посуду, а четвертая  весной, когда стаял снег, повела этим узором подруг в хороводе.

Слайд 8

Схемы для «Орнаментального хоровода»

Муз. Рук. Ребята, посмотрите, какие красивые узоры. Оказывается, мы их можем даже станцевать. (Комментирует узор.) 

Слайд 9

Вот здесь мы пойдем по кругу,

Слайд 10

затем пойдем по кругу приставным шагом с полуприседанием,

Слайд 11

покружимся по одному,

Слайд 12

Завьем улитку,

Слайд 13

сузим и расширим круг,

Слайд 14

покружимся «звездочкой»

Слайд 15

и завершим наш танец движением по кругу.

Муз/рук.    Ребята, а без чего не получиться танца?

Дети:          Без музыки.

Муз/рук.    Бабушка - Забавушка, а музыка у тебя есть?
Бабушка:  Есть, да еще какая красивая…

Музыкальный руководитель предлагает детям и Бабушке станцевать «Орнаментальный хоровод. Дети берут в правую руку платочек и танцуют, выполняя движения в соответствии с рисунками на слайдах.

«ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ХОРОВОД»

(«Вологодские кружева»)

После танца дети садятся на скамейки.

Слайд 16

Муз/рук.  Были и другие хороводы, когда юноши и девушки образовывали круг и в нем разыгрывали песню, как маленький спектакль. Такой хоровод называется игровым. Игровые хороводы имеют игровой сюжет и действие. В танец вводятся элементы крестьянского быта: лента, палка, платок, венок из цветов и т.д. Композицию таких хороводов строят по кругу, в линию и парами. В кругу происходит действие, а участники как бы наблюдают за происходящим.

Муз. рук. приглашает детей поиграть.

ИГРОВОЙ ХОРОВОД «ПО – ЗА ГОРОДУ ГУЛЯЕТ»

Музыкальный руководитель хвалит детей и предлагает посидеть, отдохнуть.

Бабушка:   Ай, да молодцы у вас ребята!

Муз/рук.     Ну как, Бабушка, вспомнила, какими бывают хороводы?
Бабушка:   Вспомнила,   вспомнила, спасибо вам.

Муз/рук.     Ребята, а хотите узнать, как появилась русская пляска?

Дети:           Да!

Слайд 17

Русская пляска

Муз/рук.   Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и, разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Слайд 18

Мужская пляска размашистая, широкая, сильная, высокая. 

Слайд 19

Женская пляска плавная, величавая, задушевная, но в то же время, живая и задорная. 

Слайд 20

Парная пляска исполняется игриво и задорно. Смысл парной пляски - разговор, диалог любящих друг друга людей. Ее темп ровный, рисунки разнообразные.

Слайд 21

Перепляс - это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.

Слайд 22

Массовый пляс – это непосредственное творчество человека, его полное самовыражение. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.

Слайд 23

Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Слайд 24

Кадриль - французский танец, исполняемый 2-4 парами, расположенными друг напротив друга. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок:

  • квадратная кадриль – исполняется четырьмя парами, стоящими квадратом. Передвижения и переходы осуществляются исключительно путем обмена местами по диагонали;
  • линейная кадриль – участниками танца являются 2 или 16 пар, которые расположены по линии, в шахматном порядке;
  • круговая кадриль – участвовать могут 4, 6, 8 пар, которые располагаются по кругу, и движение идет как по часовой, так и против часовой стрелки. 

В народном танце мы можем видеть мысли, чувства, настроение русского народа. Все, что происходило в жизни русского народа, оставило огромный отпечаток на народном творчестве. Русским танцорам, исполняющим народные танцы, присуще высокое мастерство и виртуозная техника исполнения

Муз/рук.   Гнитесь, сосны, гнись и ель!

           Начинается кадрель! 

Мальчики приглашают на танец девочек. Муз. рук. приглашает на танец Бабушку-Забавушку.

ТАНЕЦ «КАДРИЛЬ»

(«Байновская кадриль»)

Бабушка благодарит детей за танец.

Муз/рук.   Ну вот, Бабушка-Забавушка, мы тебя и развеселили, и помоги тебе вспомнить, как появились русские народные танцы. Довольна ли ты?
Бабушка: Ой, довольна, внучки мои. Спасибо вам большое. А за вашу помощь я вам приготовила угощение.

Бабушка раздаёт угощение детям. Дети благодарят Бабушку за угощение, прощаются и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия в старшей группе

Конспект доминантного музыкального занятия в старшей группе...

Презентация "Русские народные промыслы.Осенняя ярмарка"утренник для детей старшего дошкольного возраста

В течение учебного года на занятиях по лепке,апликации,художественному творчеству,дети знакомились с народно-прикладным искусством;на музыкальных занятиях пели русские народные песни,слушали музыку ру...

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

конспект НОД " Путешествие по русским народным сказкам" для детей с ОВЗ для старшего дошкольного возраста

конспект НОД " Путешествие по русским народным сказкам" для детей с ОВЗ для старшего  дошкольного возрастаЦель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Русская народная песенка «Дождик, дождик, поливай…» (для детей старшего дошкольного возраста)

В данном конспекте представлен материал по обучению детей старшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений...

Доминантно-тематическое занятие для старшего дошкольного возраста "Веселая ярмарка"

Занятие тематически объединяет сценические народные танцы, может послужить частью любого фольклорного праздника....

Использование русского народного фольклора при развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Использование русского народного фольклора при развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.1. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его ...