О некоторых вопросах всестороннего развития детей в процессе вокально-хоровой работы
статья по музыке (подготовительная группа) на тему

Ирина Руслановна Рамазанова

Одна из актуальных проблем музыкального образования в современном мире – это раскрытие творческого потенциала детей. Развитие и воспитание учащихся, которые являются основной задачей современной педагогики, требуют от педагога-музыканта творческого подхода к поиску путей ее решения. К воспитанию надо подходить, как к искусству. В своих трудах выдающийся советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский говорил, о том, что музыкальное воспитание – это, прежде всего воспитание человека, а не воспитание музыканта. В работах многих педагогов-музыкантов говорится о том, что хоровое пение имеет особое значение для развития творческого потенциала учащихся. Педагог-хормейстер Ю.Б. Алиев в своей работе «Пение на уроках музыки» писал: «Музыкальные ценности, приобретенные в процессе приобщения ученика к хоровому пению, часто остаются достоянием его внутреннего мира на всю жизнь». 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рамазанова И.Р.

О некоторых вопросах всестороннего развития детей в процессе

вокально-хоровой работы

        Одна из актуальных проблем музыкального образования
в современном мире – это раскрытие творческого потенциала детей. Развитие и воспитание учащихся, которые являются основной задачей современной педагогики, требуют от педагога-музыканта творческого подхода к поиску путей ее решения.

        К воспитанию надо подходить, как к искусству. В своих трудах выдающийся советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский говорил, о том, что музыкальное воспитание – это, прежде всего воспитание человека, а не воспитание музыканта.[1]

        В работах многих педагогов-музыкантов говорится о том, что хоровое пение имеет особое значение для развития творческого потенциала учащихся. Педагог-хормейстер Ю.Б. Алиев в своей работе «Пение на уроках музыки» писал: «Музыкальные ценности, приобретенные в процессе приобщения ученика к хоровому пению, часто остаются достоянием его внутреннего мира на всю жизнь». [2.101.]

        Г.П. Сергеева говорит о хоровом пении, как о многофункциональном развитии: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др.[3]

        Б.С. Рачина в работе «Технологии и методики обучения музыке
в общеобразовательной школе» уделяет большое внимание хоровому пению. По ее мнению «Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства
в процессе духовного формирования личности».[4.103.]

        Говоря о хоровом пении, как о средстве всестороннего развития ребенка, следует отметить, что в результате музыкальных занятий происходит:

  • музыкальное развитие;
  • умственное развитие;
  • физическое развитие;
  • эстетическое развитие.

        В плане музыкального развития хоровое пение создает интонационно-ритмическую базу, формирует слуховые представления, способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов.

         Хоровое пение влияет на умственное развитие, формируя мышление, внимание, память, воображение.

        Следует отметить, что в процессе занятий  хоровым пением совершенствуется физическое развитие детей: формируются дыхательные функции, развивается координация движений, улучшается осанка, что
в конечном итоге благоприятно влияет на общее состояние здоровья ребенка.

        Многие дети впервые знакомятся с хоровым искусством
в общеобразовательной школе. Хоровое пение в школе способствует укреплению межпредметных связей, так как включает в себя знания разных областей, и, прежде всего, следует отметить взаимосвязь музыки и литературы. В хоровом искусстве особое значение имеет не только музыкальная основа, но и литературная составляющая, так как в содержание хоровой партитуры включено слово. Хоровой деятель А. Егоров писал: «Хоровой коллектив а капелла – это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза музыки и слова передает своими богатыми вокальными красками идейно-художественные образы музыкального произведения».[5.6.] Основная цель композитора и писателя создать произведение, чтобы передать свои переживания и чувства, свое видение жизни.

        Хочется так же отметить связь хорового пения с изобразительным искусством. Даже существуют выражения «музыкальная живопись»
и «живописная музыка». Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая
о музыкальных произведениях  звуковая палитра. Любой рисунок
в изобразительном искусстве, как и мелодическая линия в хоровом пении, несет в себе характерную интонацию. На уроках музыки часто используется метод иллюстрирования музыкальных сочинений, так как плавные линии рисунка, как и плавная линия мелодии, передают мягкость, покой, нежность. Ниспадающие, нисходящие – это линии успокоения или грусти. Восходящие, взлетающие олицетворяют радость, свет, энергию. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечет за собой напряженность, драматизм образа. Это говорит о близости и взаимопроникновении данных видов искусства.

        Обращая внимание на использование межпредметных связей в процессе вокально-хоровой работы с детьми в общеобразовательной школе, следует отметить и тот факт, что музыка тесно связана с таким предметом, как математика. И там, и тут на первых ролях находятся числовые связи и их соотношения. Ладовые построения фраз, аккордовые и интервальные соотношения, метроритмические компоненты звучности, сама форма и структура музыкальных произведений: все это тесно связано
с процессом арифметических вычислений. Можно смело сказать, что
в результате музыкальных занятий и в частности вокально-хоровой работы, ребенок постигает математические основы.

        Все вышеизложенное позволяет нам сказать, что хоровое пение – это прекрасная психологическая, нравственная, умственная и эстетическая среда для развития детей. Занятие хоровым пением является действенным способом всестороннего развития детей, в процессе которого осуществляется не только их вокально-хоровое развитие, но и происходит углубление знаний литературы, изобразительного искусства, математики, совершенствование физической культуры и укрепление здоровья ребенка.

        

Примечание:

1. В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» издание 4, издательство «Радянська школа» Киев, 1973

2.Ю. Б. Алиев «Пение на уроках музыки» Конспекты уроков. Репертуар. Методика. Москва, 2005. – С. 101

3.Г. П.  Сергеева «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе», Москва, 2000.

4.Б.С. Рачина «Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе» - СПб, 2007. – С. 103

5. А. Егоров «Теория и практика работы с хором» М. – Л., 1951. – С. 6

Рамазанова И.Р.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ

        Одна из актуальных проблем музыкального образования
в современном мире – это раскрытие творческого потенциала детей. Развитие и воспитание учащихся, которые являются основной задачей современной педагогики, требуют от педагога-музыканта творческого подхода к поиску путей ее решения.

        К воспитанию надо подходить, как к искусству. В своих трудах выдающийся советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский говорил, о том, что музыкальное воспитание – это, прежде всего воспитание человека,
а не воспитание музыканта [5].

        В работах многих педагогов-музыкантов говорится о том, что хоровое пение имеет особое значение для развития творческого потенциала учащихся. Педагог-хормейстер Ю.Б. Алиев в своей работе «Пение на уроках музыки» писал: «Музыкальные ценности, приобретенные в процессе приобщения ученика к хоровому пению, часто остаются достоянием его внутреннего мира на всю жизнь» [1; 101].

        Г.П. Сергеева говорит о хоровом пении, как о многофункциональном развитии: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др.[4].

        Б.С. Рачина в работе «Технологии и методики обучения музыке
в общеобразовательной школе» уделяет большое внимание хоровому пению. По ее мнению «Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства
в процессе духовного формирования личности» [3; 103].

        Говоря о хоровом пении, как о средстве всестороннего развития ребенка, следует отметить, что в результате музыкальных занятий происходит:

  • музыкальное развитие;
  • умственное развитие;
  • физическое развитие;
  • эстетическое развитие.

        В плане музыкального развития хоровое пение создает интонационно-ритмическую базу, формирует слуховые представления, способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов.

        Хоровое пение влияет на умственное развитие, формируя мышление, внимание, усидчивость, чувство ответственности и целеустремленности.

        Следует отметить, что в процессе занятий  хоровым пением совершенствуется физическое развитие детей: формируются дыхательные функции, развивается координация движений, улучшается осанка, что
в конечном итоге благоприятно влияет на общее состояние здоровья ребенка.

        Многие дети впервые знакомятся с хоровым искусством
в общеобразовательной школе. Хоровое пение в школе способствует укреплению межпредметных связей, так как включает в себя многие предметные области, и, прежде всего, следует отметить взаимосвязь музыки и литературы. В хоровом искусстве особое значение имеет не только музыкальная основа, но и литературная составляющая, так как в содержание хоровой партитуры включено слово. Хоровой деятель А. Егоров писал: «Хоровой коллектив а капелла – это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза музыки и слова передает своими богатыми вокальными красками идейно-художественные образы музыкального произведения» [2; 6]. Основная цель композитора и писателя создать произведение, чтобы передать свои переживания и чувства, свое видение жизни.

        Хочется так же отметить связь хорового пения с изобразительным искусством. Даже существуют выражения «музыкальная живопись»
и «живописная музыка». Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая
о музыкальных произведениях  звуковая палитра. Любой рисунок
в изобразительном искусстве, как и мелодическая линия в хоровом пении, несет в себе характерную интонацию. На уроках музыки часто используется метод иллюстрирования музыкальных сочинений, так как плавные линии рисунка, как и плавная линия мелодии, передают мягкость, покой, нежность. Ниспадающие, нисходящие линии  успокоение или грусть. Восходящие, взлетающие  радость, свет, энергию. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечет за собой напряженность, драматизм образа. Это говорит о близости и взаимопроникновении данных видов искусства.

        Обращая внимание на использование межпредметных связей
в процессе вокально-хоровой работы с детьми в общеобразовательной школе, следует отметить и тот факт, что музыка тесно связана с таким предметом, как математика. И там, и тут на первых ролях находятся числовые связи и их соотношения. Ладовые построения фраз, аккордовые и интервальные соотношения, метроритмические компоненты звучности, сама форма
и структура музыкальных произведений: все это тесно связано
с процессом арифметических вычислений. Можно смело сказать, что
в результате музыкальных занятий и в частности вокально-хоровой работы, ребенок постигает математические основы.

        Все вышеизложенное позволяет нам сказать, что хоровое пение – это прекрасная психологическая, нравственная, умственная и эстетическая среда для развития детей. Занятие хоровым пением является действенным способом всестороннего развития детей, в процессе которого осуществляется не только их вокально-хоровое развитие, но и происходит углубление знаний литературы, изобразительного искусства, математики, совершенствование физической культуры и укрепление здоровья ребенка.

Список литературы:

  1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика. – М., 2005.
  2. Егоров А. Теория и практика работы с хором.  – М.-Л., 1951.
  3. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке
    в общеобразовательной школе. – СПб., 2007.
  4. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания
    в начальной школе.  – М., 2000.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изд. 4. – Киев, 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Роль работы с природным материалом для всестороннего развития детей

В работе описывается как организовать работу с детьми по изготовлению поделок из природного материала. А также взаимодействие с семьями воспитанников по данной теме. Так же предоставляется материал по...

Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом.

Консультация для воспитателей старших групп....

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ».

Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Полноц...

О некоторых вопросах музыкального воспитания детей дома.

О некоторых вопросах музыкального воспитания детей дома....

Семинар "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах всестороннего развития ребенка".

Данный материал поможеть воспитателям граммотно и эффективно организовать взаимодействие ДОУ и семьи воспитанников...