Главные вкладки

    "На выставке русских народных инструментов" Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
    план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

    Гайнутдинова Фирдаус Рашитовна

    Занятие направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к русскому народному фольклору.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАДОУ  «Детский сад № 55 комбинированного вида»

    Приволжского района города Казани

    Конспект интегрированного занятия

    в подготовительной к школе группе

    «На выставке русских народных инструментов»

    Составили

         музыкальный руководитель

    1 квалификационной категории

                                                                                                                        Гайнутдинова Фирдаус Рашитовна,

    воспитатель

    высшей категории

    Закиева

    Мария Михайловна

     

    2016 год

     

    Цель

    Развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к русскому народному фольклору.

    Задачи социально-коммуникативной области

    - воспитывать коммуникативные качества.

    Задачи познавательной области

    - расширять кругозор, интерес к культуре русского народа.

    Задачи речевой области

     - гусляр, балалаечник, оркестр русских народных инструментов.

     Задачи художественно-эстетической области

    - развивать умение различать на слух тембры музыкальных инструментов, отгадывать загадки;

    - закреплять умение ритмично играть на музыкальных инструментах оркестром;

    - эмоционально исполнять песню, пляски и игры.

     Задачи физической области

    - развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику.

    Дидактическое обеспечение

    Ноутбук, проектор, экран;  фонограммы со звучанием русских народных инструментов и фото (свирель, балалайка, гусли, трещётка,  гармонь);

    Детские музыкальные инструменты (бубны, деревянные ложки, бубенцы);

    4 маленьких платка, 4 степ - доски; 4 больших платка; костюм самовара.

    Музыкальный репертуар

    - Русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой.

    - «Веснянка» в обработке С. Полонского.

    - ИКТ Музыкально-ритмическое упражнение «Матрёшки» (оркестр).

    - ТК «Русские сапожки».

    - Танец с ложками и платками.

    - Музыкальная игра «Самовар».

    Ход мероприятия

    (Дети под русскую народную музыку входят в зал, встают в полукруг.)

    Педагог:   - Встанем рядышком с друг другом.

                      Скажем “Здравствуйте!” друг другу!

                      Если каждый улыбнется –

                      Утро доброе начнется!

                      Здравствуйте, дети! (Дети здороваются.)

     (Воспитатель и дети рассказывают стихотворение и выполняют пальчиковое упражнение.)

    “Утро настало”

    Утро настало.

    Солнышко встало.

    - Эй, братец Федя, разбуди соседа!

    - Вставай, большак!

    - Вставай, указка!

    - Вставай, серёдка!

    - Вставай, сиротка!

    - И крошка Митрошка!

    - Привет, ладошка!

    Педагог: - Спасибо, вам, за весёлую потешку. А теперь поздороваемся песенкой.

    ДЕТИ ПОЮТ: - Доброе утро!

                              Улыбнись скорее.

                              И всем сразу

                              Станет веселее!

    Педагог: - Какие вы все весёлые. А теперь я хочу проверить, кто из вас самый внимательный.  Скажите, пожалуйста, под какую музыку вы вошли в зал? (Ответы детей.)

    - Совершенно верно, под русскую народную музыку. Как вы думаете, какие музыкальные инструменты подходят для исполнения русской народной музыки? (Ответы детей.)

    - Как много музыкальных инструментов вы назвали? Молодцы! Вы хотите услышать и увидеть некоторые из них? (Ответы детей.)

    Воспитатель: - Тогда я предлагаю пофантазировать и представить, что мы попали... Как вы думаете, где мы можем увидеть много русских народных инструментов? (Варианты ответов детей.)

    - Предлагаю вам отправиться на выставку народных инструментов. Погода сегодня чудесная! Весна на дворе. (Дети рассказывают закличку.)

    - Ау, ау, аукаем. Весну приаукиваем!

    Март, март - солнцу рад.

    Апрель, апрель – открываем дверь.

    Май, май – сколько хошь гуляй!

    Ау, ау, аукиваем. Весну приаукиваем!

    - Давайте и песню споём!

    (Дети встают в круг, исполняют песню и выполняют элементы русского народного танца.)

    Веснянка

    Воспитатель: -  Вот так весело, с песней и до выставки дошли.

    Педагог: - Проходите, дети, присаживайтесь.  (Дети садятся на стулья.) Чтобы узнать какие инструменты находятся на выставке, нужно послушать тембр, голос каждого инструмента и отгадать загадку. Готовы? (Ответы детей.) Сейчас прозвучит первый инструмент.

    (Свирель. Фонограмма 1.)

    Воспитатель:

    - Приложу к губам я трубку – полилась по лесу трель.

    Инструмент тот очень хрупкий, называется... (свирель.)

    Педагог: - Свирель – это древний деревянный духовой инструмент. Изготавливали её из берёзы, черёмухи, ясени, клёна.  На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть).

    (Балалайка. Фонограмма 2.)

    Воспитатель: 

    - У неё есть три струны,

    Их рукой щипать должны,

    Можно под неё плясать,

    Чтоб печали все ушли,

    Чтобы ноги в пляс пошли. (Балалайка.)

    Педагог: - Что интересно: балалайки бывают разного размера. Есть такие балалайки, которые при игре даже на пол ставят. Человек, который играет на балалайке – балалаечник. (Дети повторяют.) 

    (Гусли. Фонограмма 3.)

    Воспитатель:

    - Сам Садко на них играл

    И душевно напевал,

    Даже царь морской Нептун

    Не слыхал звончее струн. (Гусли.)

    Педагог: - Гусли – это самый старинный русский инструмент. Родился он из натянутой струны лука. Потом струны стали натягивать на деревянную доску. Так и появились гусли. А человек, который играет на них, называется гусляр. Повторите, пожалуйста. (Повторяют.) Гусли и балалайка – это струнные инструменты. Послушайте тембр следующего инструмента.

    (Трещётка. Фонограмма 4.)

    Воспитатель:

    - Деревянние пластинки, как линейки половинки.

    Стучат, гремят, плясать велят. (Трещётки.)

    Педагог: - Трещётка – это ударный музыкальный инструмент, который заменяет хлопки в ладоши. Он состоит из сухих дощечек, которые нанизаны на верёвочку. Слушайте звучание следующего инструмента.

    (Гармонь. Фонограмма 5.)

    Воспитатель:

    - В руки ты её возьмёшь,

    То растянешь, то сожмёшь.

    А веселые старушки

    Под неё поют частушки. (Гармонь.)

    Педагог: - Гармонь – это клавишно-духовой инструмент, чтобы она заиграла, нужно не только нажать на клавишу-кнопку, но и раздвинуть меха, чтобы внутрь попал воздух. А музыкант, который играет на гармоне, называется гармонист. (Дети повторяют.) 

       - Скажите, пожалуйста, как называется группа музыкантов, которые все вместе играют одну мелодию, но на разных инструментах? (Ответы детей.)

    - Ребята, как вы думаете, вы сами можете стать музыкантами и создать свой оркестр? (Ответы детей.)

    - Если вы будете музыкантами, которые играют на русских народных инструментах, то как будет называться ваш оркестр? (Ответы детей.)

    - Вы хотите поиграть в оркестр народных инструментов? (Ответы детей.) 

    - Тогда встаньте, поставьте стулья вдоль стен. Подойтите, пожалуйста, к столам, возьмите любой музыкальный инструмент. Встаньте в два ряда перед экраном. (Берут инструменты, подходят к экрану.)

    - Будет звучать русская народная мелодия. Вы должны чётко отбивать ритмический рисунок. А помогут вам красавицы матрёшки, которые будут появлятся на экране.

    - Оркест – инструмент живой

    Он самый громкий и большой.

    Оркестр – музыки ценитель,

    Её он главный исполнитель.

    ИКТ Ритмическое упражнение “Матрёшки”

    (После упражнения дети убирают музыкальные инструменты на столы, садяться на стулья.)

    Педагог: - Как дружно сыграли. Один за всех и все за одного.

    Воспитатель: - Не знаю как вам, а мне так и хотелось сплясать под эту весёлую мелодию!

    Педагог: - Вот и девочки наши тоже я вижу хотят  сплясать. Давайте посмотрим их танец.

    ТК “Русские сапожки”

    Педагог: - Ох как весело плясали. Спасибо, девочки. (Девочки садятся.)

    Воспитатель:

    Услыхали ложки песню,

    Вытянули ножки.

    Так давайте подпевать,

    Подпевать да танцевать!

    Танец с ложками и платками

    Педагог: 

    - Ох, и весело плясали!

    И немножко все устали!

    А самовар-то уж пыхтит –

    Всех чаем напоить спешит!

    Музыкальная игра “Самовар”

    Педагог: - Спасибо, ребята, весело поиграли! Я и вижу и настроение у вас весёлое, я не ошиблась? (Ответы детей.)

    - Что вам больше всего запомнилось? Что вы дома расскажете своим родителям, друзьям? (Ответы детей.)

    - До новых встреч, дети. (Педагог прощается с детьми песенкой. Под русскую народную музыку дети выходят из зила.)

    Использованна литература

    1. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день. Подготовительная группа. – Санкт-Петербург: Композитор, 2012.

    1. Журнал “Музыкальный руководитель” № 3, 2016 г. Статья Чертовой

    Е. Б. “На ярмарке русских народных инструментов”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»

    Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно...

    Конспект проведения русской народной подвижной игры «Горелки» в подготовительной к школе группе

    Конспект проведения русской народной подвижной игры «Горелки»   в подготовительной к школе группе...

    Сценарий русского народного праздника "Осенины, именины" для подготовительной к школе группы

    Интересный осенний праздник с танцами, хороводами, русскими народными песнями, частушками-нескладушками...

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у русской сказки"

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у русской сказки" с использованием здоровьесберегающих технологий, сказкотерапии...

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Русская матрешка ».

    Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....

    ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЕСТАМ НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

    Люди издавна украшали свои жилища разными поделками, предметами сделанными собственными руками. Они создавались не только для красоты, но и для использования в быту. Из природных материалов – де...

    Конспект интегрированного занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел» (подготовительная к школе группа)

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел»....