Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Путешествие по местам народного промысла"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

Люди издавна украшали свои жилища разными поделками, предметами сделанными собственными руками. Они создавались не только для красоты, но и для использования в быту. Из природных материалов – дерева, глины, делали настоящие произведения искусств. Именно о них и пойдет речь на этом занятии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_mestam_narodnogo_promysla.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЕСТАМ НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА»

интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

Цель. Закрепление знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве центральной России.

Задачи:

образовательные:

продолжать учить детей составлять связный рассказ;

обогащать словарный запас;

закреплять навыки безопасного поведения в транспорте;

совершенствовать умение составлять декоративные композиции

развивающие:

развивать память, воображение, чувство ритма, эстетическое восприятие;

способствовать развитию интереса к народному декоративно-прикладном творчеству;

воспитательные:

воспитывать уважение к народным умельцам, бережное отношение к произведениям искусства; умение действовать в команде;

воспитывать чувство любви к родному краю.

Материал: карта-схема путешествия, изделия декаративно-прикладного творчества (Гжель, Хохлома, Жостово, Городец, Дымковские игрушки),разрезные иллюстрации жостовского подноса (3 шт.), иллюстрации  изделий  разного промысла (размер 15Х20), вырезанные из бумаги разделочные доски (3 шт), мотивы городецкой росписи в конвертах (3 экз.), иллюстрация с изображением деревни Дымково, хохломские ложки (по 2 шт. на ребенка), телевизор, вырезанные изделия разного промысла; мордовская матрешка, образцы элементов мордовского узора, заготовки мордовских матрешек, краски, кисти, салфетки, аудиозапись.

Методические приёмы:

Словесные: беседа о разнообразии народного промысла, рассказ ребенка о Гжели, чтение стихотворения С. Вахрушева, словесное упражнение «Продолжи предложение»;

Игровые: игровая ситуация, д/и «Укрась изделие», «Собери поднос»;

Наглядные: использование изделий и иллюстраций с изображением предметов народного промысла, презентация  «Народные промыслы Мордовии» ;

Практические: составление узора на разделочной доске, соединение частей подноса в одно целое, игра на деревянных ложках, рисование.

Предварительная работа: рассматривание альбомов: «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Жостовская роспись», «Дымковская игрушка», «Элементы мордовского узора»,  посещение мини-музея в ДОУ, чтение произведений о народном промысле России, о Мордовии.

Ход занятия.

Воспитатель. Люди издавна украшали свои жилища разными поделками, предметами сделанными собственными руками. Они создавались не только для красоты, но и для использования в быту. Из природных материалов – дерева, глины, делали настоящие произведения искусств. Технология изготовления передавалась по наследству. И сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по местам народных промыслов. Как вы понимаете сочетание слов «Народный промысел»?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, это форма народного творчества.

Путешествовать мы будем на автобусе, но сначала вспомним правила безопасного поведения в транспорте.

Ответы детей.

- Во время движения нельзя руками трогать двери, нужно ждать пока их откроет водитель, у него есть специальная кнопочка;

- держаться за поручни;

- взрослые и дети, уступают места пожилым людям;

- нельзя разговаривать с водителем,  водитель отвлекается;

 - нельзя громко разговаривать в автобусе, это мешает другим пассажирам)

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошие пассажиры, умеете, вести себя в общественном транспорте

Садитесь  удобнее, отправляемся в путь. В путешествии нам поможет карта – схема. Первую остановку вы должны будете угадать:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

Ребята, про какую посуду  говорится в стихотворении?

Ответы детей.

Воспитатель. В какой деревне жили мастера, которые делали такую посуду?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, конечно, в деревеньке Гжель, находящейся среди полей и лесов не далеко от Москвы. А кто из вас расскажет, как  создавалась гжельская роспись?

Рассказ детей (1-2 рассказа)

(Недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице дворника, который метёлкой улицы метёт, да вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.

Вот так и повелось, что каждый мастер, своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были)

Воспитатель. Давайте полюбуемся красотой и изяществом посуды,  статуэток, предметов интерьера, расписанных яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности.

Интересно и вы рассказали, но пора нам в путь. Устроились поудобнее. Поехали.

Вот и следующая станция, а называется она «Жестово». Чем же прославилась деревня  Жостово Московской области?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, ребята, мастера деревни Жостово прославились росписью металлических (жестяных) подносов. Посмотрите, какой красивый цветочный букет изображен на черном фоне. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению.

На этой станции вас ждет задание:

Д/ игра«Собери поднос».

Детям предлагается поделиться на три группы, каждая из которых получает конверт с разрезанным изображением подноса. Каждая команда собирает поднос.

Воспитатель. Молодцы. Все справились с заданием.

Пора в дорогу. Дети садятся  в  «автобус»

Вот уже Кировская область. Ребята, посмотрите, над деревней легкая дымка. Как вы думаете, откуда она появилась?

Иллюстрация с изображением села Дымково, прикреплена к мольберту

Ответы детей.

Воспитатель. Как же называется - эта деревня?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, это деревня Дымково. Чем же она знаменита?

Ответы детей. (Дымковской игрушкой)

Воспитатель. Назовите виды дымковских игрушек.

Ответы детей.

(Барышни и барыни, водоноски ,кавалеры; животные: баран, козел, олень, медведь; птицы: петухи, индюки, утки)

Воспитатель. Ребята, здесь представлены иллюстрации изделий разного промысла, вам нужно выбрать только украшенные   дымковской росписью.

Дети выбирают иллюстрации и прикрепляют к мольберту

Воспитатель. Как вы догадались?

Ответы детей.

Воспитатель. Узор представляет собой сочетание различных по форме геометрических фигур и ярких цветов краски. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца.

Ну что? Наше путешествие продолжается? По местам. Посмотрели на карту какая станция следующая?

Ответы детей.

Воспитатель. И мы с вами подъезжаем к Нижегородской области. Здесь мы сделаем остановку в городе  Городец. Остановка так и называется. Выходим из автобуса.

Городец – родина самых разнообразных промыслов: городецкая роспись, резьба по дереву. Посмотрите на изделия городецкой росписи, скажите какие краски используют мастера?

Ответы детей.(Красный, ярко-желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, черный и белый)

Воспитатель. Назовите мотивы городецкой росписи.

Ответы детей: (Мотивы городецкой росписи: цветы — розы, купавки; животные - конь, птица, всадники, кареты, барыни, собачки)

Воспитатель:  Здесь мы будем составлять городецкий узор на подносе, и работать группами

Д/игра «Укрась изделие мотивами городецкой росписи»

Детям предлагается вырезанная из бумаги разделочная доска, в конвертах мотивы городецкой росписи (вырезанные). Дети составляют узор.

Воспитатель. А еще в округе Нижнего Новгорода родился русский народный промысел -Хохлома. Родиной Хохломы считается село Хохлома.

Красотой, яркими ягодами, листьями и цветами отличается хохломской узор. Посмотрите!

(Дети рассматривают изделия Хохломы)

Часто хохлому называют золотой. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Вырезанный из дерева предмет вначале покрывали слоем глины,затем пропитывали льняным маслом и олифой.

Оли́фа—быстровысыхающая прозрачная жидкость, применяется как покрытие для поделок, выступает как основа для нанесения краски (рисунка) .

Потом пудрили посуду оловянным или алюминиевым порошком. А тогда уж мастер наносил свой замысловатый рисунок. После этого изделие вновь покрывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый оттенок. Поэтому и говорят: золотая Хохлома.

Воспитатель. Какие краски используют мастера в хохломской росписи

Ответы детей. (Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы.)

Воспитатель.  Из разных материалов сделаны предметы прикладного искусства. Если оно из дерева, то оно (какое?) … деревянное.

Если изделие из глины, то оно (какое?) … глиняное.

Если изделие из металла, то оно (какое?) … металлическое.

Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите какой предмет используется как музыкальный инструмент.

Ответы детей. (Ложки)

Воспитатель. Молодцы, ребята. А давайте мы с вами исполним мелодию на деревянных ложках.

 Исполняется русская народная мелодия «Во кузнице»

Воспитатель.  Вот и завершается наше путешествие. Не пора ли нам вернутся домой, в Мордовию. А чтобы не скучно было ехать поиграем.

Д/и «Закончи предложение»

Наша республика называется - …   Мордовия

Столица нашей республики -  … Саранск

В Мордовии живут  …  мордва, русские, татары.

Ребята, а есть ли мастера, умельцы среди людей, проживающих в нашей республике?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно же есть. Так как у нас автобус современный, здесь имеется  телевизор (ноутбук). Садитесь поудобнее и  мы с вами посмотрим, чем же занимаются народные умельцы в нашем крае.

Воспитатель. Тавлинская игрушка, урусовские валенки и гончарное мастерство - это не все виды промысла мордовского народа…

Воспитатель.  Вот и прибыли мы в свой родной город, любимый детский сад.

Присаживайтесь за столы. Роспись матрешки - это еще один вид промысла жителей Мордовии. Рассмотрите матрешку. Назовите элементы мордовского узора.

Ответы детей. (крест, ромб, галочка, восьмиконечная звезда, ступеньки).

Воспитатель. Перед вами деревянные заготовки мордовских матрешек. Сейчас мы с вами представим себя мастерами и украсим их   мордовским  узором.

На доске элементы мордовского узора.

Воспитатель. Приступаем к работе

Включается легкая музыка. Самостоятельная деятельность детей.

Оформление выставки работ.

Литература.

  1. Бурляева О. В., Карпунина Л. П., Киркина Е. Н.  Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О. В. Бурляева, Л. П. Карпунина, Е. Н. Киркина. и др., Саранск, Мордов. кн. изд-во, 2011.
  2. Величко Н. К. Русская роспись. Техника. Приёмы. Изделия: энциклопедия / Н. К. Величко; обраб. илл. Н. Добросовестновой [и др.]. - М.: АСТ-Пресс книга, 2013. - 224 с.
  3. Гришина А. Традиция народного искусства в дошкольном воспитании / А. Гришина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 59-62.
  4. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников / Т.С. Комарова - М.: Педагогическое общество России. - 2005. - 208 с.
  5. Маркова Ю. Вот такая хохлома / Ю. Маркова // Костёр. - 2011. - № 2. - С. 17-20
  6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно...

"На выставке русских народных инструментов" Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

Занятие направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к русскому народному фольклору....

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Школа мяча"

Конспект интегрированного занятия по физической культуре подготовительная к школе группа...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»

обобщение знаний  детей через организацию различных видов деятельности,  по пройденному материалу за учебный год....

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Незнайка идет в школу"

Данный конспект предназначен для воспитателей подготовительных групп. В нем вы найдете задания для проверки готовности детей к 1 классу....

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Народные промыслы»

Знакомство с новыми для детей видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская и дымковская игрушка). Знакомить с понятием «Ярмарка» и «Мастер народного...