Методика работы с народным ансамблем. Репетиционный процесс.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Анташкевич Надежда Игоревна

Народная песня и народная манера пения – важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа. Их притягательная сила – в сокровенной искренности, глубине и совершенстве образов, в интонационной правде и чистоте песенных форм, в жизненной энергии музыкальных ритмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_s_narodnym_ansamblem.docx15.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методика работы с народным ансамблем. Репетиционный процесс.

   Народная песня и народная манера пения – важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа. Их притягательная сила – в сокровенной искренности, глубине и совершенстве образов, в интонационной правде и чистоте песенных форм, в жизненной энергии музыкальных ритмов.

В рамках сцены с участниками ансамбля можно подготовить и показать обряд «Проводы казака на службу», «Казачья свадьба», «Рождественские гулянья», «День на Ивана Купала».

Перед руководителем ансамбля постоянно ставится задача по освоению традиционной культуры народного хорового пения. Так, с самодеятельным коллективом необходимо использовать индивидуальный подход к каждому участнику, каждый пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

    Основа в самодеятельном народном хоре должна строиться на голосах с народной манерой пения, особенно в женской группе хора. Поэтому слабо подготовленных певцов в вокальном отношении необходимо ставить среди исполнителей с прочными навыками и яркой манерой местного пения. В коллективе они постепенно «припеваются» к единой манере.

Работа над звуком является важным элементом в хоровом коллективе. Обучение пению невозможно без усвоения основных певческих навыков: певческой установки, певческого дыхания и правильного звукообразования.

Певческая установка предусматривает прямое положение, которое должен принять певец перед началом пения. Поющие должны стоять или сидеть прямо, на подтянутом положении корпуса с расправленной спиной и плечами, прямое свободное положение головы,  свободные руки. Соблюдение этих требований обеспечивает свободную работу мышц брюшного пресса и диафрагмы.

Для того чтобы обеспечить хорошую дикцию, артикуляционный аппарат должен работать четко: язык и нижняя челюсть должны быть подвижными, мышцы губ и щек должны работать активно.

Владение певцами навыками дыхания непосредственно влияет на элементы вокально-хоровой техники: атаку звука, дикцию, динамику, регистры, интонирование. Поющие должны понять, что дыхание служит источником звука и всех его оттенков.

Репетиционная работа всегда начинается с распевания коллектива, потому, что оно является важнейшей задачей, как средство, служащее для разогревания голосового аппарата, овладения певцами техникой и выразительностью голоса (звуковедения, звукоизвлечения, различными способами звуковой атаки, позиционным ощущением и четкой дикцией). При пении определенных упражнений исполнители усваивают основные певческие навыки. Постепенно приобретенное умение закрепляется при пении различных произведений, переходя в навыки, в привычку, в определенную певческую манеру. Необходимо  всегда начинать распевание с примарных звуков.

При пении большую роль играет момент наглядности. Поэтому руководитель показывает своим голосом то, чего он хочет добиться от певцов.

Распевание состоит из нескольких частей:

а) Что бы настроить коллектив в рабочее состояние руководитель начинает распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом. Это упражнение поется ровно без толчков, на равномерном, непрерывном (цепном) дыхании.

б)  Пропевание на слоги «ма, ме, ми, мо, ма» или «да, де, ди, до, ду». Это упражнение приучает артистов собирать звук и сохранять правильную форму рта при пении гласных.

в)  Монотонное проговаривание слов по принципу «слог к слогу» например: «Ты - мо – ямо – ядо – ли – на – ты – мо – ямо – ядо – ли – на – ты – мо – я – я – я - ты – до – ли – ну – шка – мо – я - до – ли - на – мо - я.» перенос последней буквы слога к следующему, это позволяет отработать проблемы с дикцией в процессе исполнения произведения.

«Ай, тари, тари, тари, куплю, Маши янтари, куплю, Маши янтари, ты носи да не дари» - проговаривание текста в быстром темпе, для того чтобы разогреть мышцы лица и речевой аппарат, а также для хорошего произношения согласных букв.

Следующий этап – это работа над произведением.

 Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель должен сам хорошо его изучить, чтобы наметить трудности, которые возникнут в работе с коллективом.

   Разучивание произведения происходит с голоса. В работе над песней ставятся различные задачи:

  - работа по освоению музыкально – поэтического текста новых произведений;

  - умение вступать после запева и продолжать исполнительскую линию солиста, сохраняя темп пения;

  - работа над характером произведения;

  - умение держать партию в хоре и не выделяться;

   - работа над дикцией и диалектическими особенностями;

   - компоновка программ выступления с учетом статичного исполнения  без движений и исполнения с движениями;

   - работа над артикуляцией, атакой звука;

  - в произведениях лирического характера добиться мягкой атаки, пластичности и распевности хоровых партий.

Работая над пройденным репертуаром, всегда нужно начинать с повторения каждой партии, на примере одного куплета из песни, выявляя ошибки: логические ударения, ритмические рисунки, диалектические особенности, интонацию. Соединяя все партии, добиваться от коллектива звукового баланса. Определяет моменты взятия дыхания (по фразам или цепное). Добиваться характера произведения, либо оно лирическое, героическое, шуточное…

Сольные запевы отрабатываются вместе с хором, для того чтобы коллектив привыкал к характеру запева и вступал вовремя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики формирования лексико-грамматических компонентов в процессе коррекции плавности речи.

В данной статье представлены методики разных авторов по формированию лексико-грамматических компонентов в процессе коррекции плавности речи....

Сообщение из опыта работы " Дикционно-орфоэпический ансамбль на занятиях по вокалу в старших и подготовительных группах ДОУ "

Синтез музыки и слова является несомненным достоинством хорового жанра. Но этот же синтез создаёт и дополнительные трудности для хоровых исполнителей, так как требует от них владения двумя текстами-му...

Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)

Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...

Из опыта работы «Приобщение детей подготовительной к школе группы к русской народной культуре в процессе овладения приёмами и техникой вышивания»

Из опыта работы ведения кружковой деятельности «Волшебная иголочка» по приобщению детей подготовительной к школе группы к русской народной культуре, развитию художественно – творческ...

Консультация для педагогов. Описание методики работы с детьми на тему: «Решение проблемных ситуаций в процессе сюжетно-ролевой игры» технология ОТСМ-ТРИЗ

Описание методики ОТСМ ТРИЗ "Решение проблемных ситуаций", целью которой является развивать умение видеть и принимать проблемные ситуации, также развивать у каждого ребенка стремление к проя...