Программа саморазвития
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему

Кудрявцева Юлия Валерьевна

Значение дидактической игры для развития дошкольника. 
 

Музыкально-дидактическая игра — как средство музыкального развития,

Виды  дидактических игр

Игровые технологии в ДОУ.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 388» Сормовского района города Нижнего Новгорода

Методическая разработка:

Программа саморазвития

«Дидактическая игра, как форма развития детей дошкольного возраста»

Составила: музыкальный руководитель

Кудрявцева Юлия Валерьевна

г. Нижний Новгород

2016 г.


Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения музыкально-дидактических игр в современные технологии. 
Задачи: 
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: 
- формировать у детей музыкальные способности
- разобраться в соотношении  звуков по высоте;

- развить у них чувство ритма;

- тембровый и динамический слух;  

- различению основных свойств музыкального слуха;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности; 
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе; 
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; 
- сплотить детский коллектив. 
Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности.

Изучение специальной методической литературы: 
(в течении года) 
1. З. А. Роот. Дидактические игры в детском саду. Для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2001. 
2. Н.Г. Кононова Музыкально–дидактические игры в детском саду; Москва, изд. Просвещение  1984г.

3. Н. А. Ветлугина  «Музыкальный букварь»; - М, изд. Просвещение, 1968 г.

4. О. Иванова, И. Кузнецова «Новый Музыкальный букварь» для самых маленьких; изд. Феникс, 2013г.

5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
6. Н.А.Ветлугина.  «Методика музыкального воспитания в детском саду». - М. Просвещение, «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

Интернет-ресурсы: сайты www.i-gnom.ru, booksee.orgbook/1352105, sadik11-kolokolchik.rufiles/muzika_VGOS.pdf, StudFiles.rupreview/5850243/.
Изучение статей в журналах: 
«Музыкальный руководитель в ДОУ» 
«Дошкольное воспитание» 
«Ребенок в детском саду» 
Практический этап 
• Изучение опыта педагогов ДОУ 
( сентябрь- октябрь) 
• Изучение методик и технологий педагогов в Интернете (в течении года) 
•  Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности. (в течении года) 
• Совместные игры на развитие музыкального развития детей (музыкально-сенсорных компонентов) (в течении года) 
• Консультация для педагогов «Значение музыкально-дидактической игры в жизни ребёнка» 

(Декабрь, 2016г.)
• Пополнение картотеки музыкально-дидактических игр и внесение новых игровых заданий (в течении года) 
• Оформление письменных консультаций в родительском уголке. 
(в течении года) 
• Тематическое родительское собрание. «Игра – спутник детства» 
(Январь,2017г.) 
• Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные). 
(в течении года) 
• Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания  (в течении года) 
• Творческий отчёт по теме «Использование музыкально-дидактических-дидактических игр в жизни детей» 
(Май, 2017г.) 

Значение дидактической игры для развития дошкольника. 
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большое значение придается играм-драматизациям. Они помогают детям «войти в атмосферу» того или иного произведения, понять его. Для игр-драматизаций подбираются эпизоды из сказок, религиозные истории. Игра, таким образом, выступает как образовательный метод 
Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой (1866—1944), видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней. 
В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов: 1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической, и 2) игры, организованные педагогом, игры с правилами. Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Е. И. Тихеева рекомендовала развивать и все виды . 

Свободные игры детей в детском саду Е. И. Тихеевой протекали в комнатах, где были оборудованы разнообразные трудовые уголки (столярный, швейный, кухня, прачечная). Это создавало своеобразную форму игры (игру-труд). Предоставляя  детям максимум  самостоятельности  в свободных играх, педагог, по мнению Е. И. Тихеевой, должен  отвлекать  их от игр с нежелательным содержанием, приходить детям на помощь в тех случаях, когда они сами не в состоянии разрешить возникшие затруднения, обогащать детские впечатления, проводя наблюдения, экскурсии и т. д. Иногда воспитатель должен принять и непосредственное  участие в игре. 
Е. И. Тихеева обращала внимание педагогов на необходимость руководить играми детей с разнообразными строительными материалами, песком. 
Большое значение она придавала подвижным играм, которые считала главнейшей формой физических упражнений. По ее мнению, подвижные игры дисциплинируют, развивают чувство ответственности и коллективизма, но их нужно тщательно подбирать в соответствии с возрастными возможностями детей. 
Музыкально-дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, музыкально-сенсорные компоненты.

Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру опыта, усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. 
Согласно теоретическим позициям психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения» 
Во многих исследованиях подчеркивается, что игра является важным средством формирования ценностных ориентации, деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение дошкольниками нравственных форм поведения, развитие творческих сил, воображения, эстетических чувств. Ученые утверждают, что в игровой деятельности складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. В игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. 
Игра имеет значение для развития личности ребенка - дошкольника в целом. 
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка». Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». 
Музыкально-дидактическая игра — это средство музыкального развития, обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности

В дидактической игре, в целом, обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра». 
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. 
Как видим, существуют различные взгляды на дидактическую игру, ее основные функции и педагогический потенциал. В последние годы резко возросло внимание ученых к проблеме дидактической игры, обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов данного вида игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей обучения и воспитания дошкольников, введением игровых приемов в практику обучения младших школьников, применением новых видов игровой деятельности и т. д. 

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет, спеть песенку, станцевать танец  и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры. 
Немаловажная роль в музыкально-дидактических играх принадлежит игровому действию.

Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: н-р, отгадывать музыкальные инструменты  по описанию (определению/ звучанию), изобразить сюжетно-ролевой образ («зайчика/волка», «продавца Муз. магазина и т. д.) 
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. 
Благодаря наличию игровых действий музыкально-дидактические игры, применяемые на музыкальных занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. 
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с. правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. [8, с.4-8] 
Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. 
Виды  дидактических игр, их характеристика. 

За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Согласно классификации

С. Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы: 
игры, возникающие по инициативе  ребенка (или группы детей), — самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные); 
игры, возникающие по инициативе взрослого и старших 
детей, 
организованные игры (дидактические, музыкально-дидактические, подвижные, досуговые); 
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, — народные игры
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. 

По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды: 
математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов); 
сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме); 
речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря); 

природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы); 
для ознакомления с окружающим миром (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.), а также
музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма); 

Одним из видов самостоятельной деятельности  ребенка  является – музыкальная деятельность. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Игровые технологии в ДОУ.
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования. 
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. 
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. 
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. 
Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа "Хоровод”, "Догонялки”. 
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. 
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. 
Игровые технологии, направленные  на развитие психических и физических процессов ребенка в детском саду разнообразны.

Основное назначение  музыкально-дидактических игр (МДИ) - формировать у детей музыкальные способности,  в доступной игровой форме  помочь им разобраться в соотношении  звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух,  побуждать к самостоятельным действиям, с применением знаний,  полученных на музыкальных занятиях.  МДИ  обогащают детей новыми  впечатлениями, развивают у них инициативу,  самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания петь, слушать, играть и танцевать.

В процессе  игры у них формируется необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических  движений и даже в области слушания музыки.

Музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие учащихся новыми представлениями.

    Музыкальное воспитание имеет важное  значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Тут тоже используются игры, они помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо. Учат брать дыхание между музыкальными фразами.

Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо  ознакомлен с правилами, понимать значение игры и иметь доброжелательные отношения с другими участниками данной игры. 

Если вы будете использовать муз. игры на каждом занятии, дети станут более послушными – ведь желание поучаствовать в новой, увлекательной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от чрезмерных шалостей. Можно давать задание воспитателям или родителям, чтобы они выучили заранее с малышами слова музыкальных игр, если необходимо знать наизусть большой куплет песни или несколько куплетов.

Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра. 

Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения.

музыкальные игры, которые могут активно  использовать в своей деятельности, как музыкальные руководители, так и воспитатели и другие специалисты дошкольного учреждения.    

  1. Игры для развития звуковысотного слуха (Н: «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Кто в домике живет?»
  2. Игры для развития чувства ритма (Н: «К нам гости пришли», «Что делают дети?»)
  3. Игры для развития тембрового слуха (Н: «Нам игрушки принесли», «Колпачки»)
  4. Игры для развития диатонического слуха (Н: «Громко – тихо запоем», «Колобок»)
  5. Игры для развития памяти и слуха (Н: «Сколько нас поет?», «Наши песни»)
  6. Игры для развития детского творчества (Н: «Музыкальный телефон», «Музыкальная шкатулка»)

Методически значимым  моментом в организации творческих музыкальных игр с детьми является выбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу этих игр.

Педагог может проявить свой художественный вкус, реализовать собственный творческий потенциал, подбирая  музыкальное произведение, эмоционально соотносящееся с избранной тематикой. Для этого педагогу необходимо расширять свой художественный кругозор, учиться ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, уметь соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами.

самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, – самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. 
Игровые технологии могут быть направлены  на развитие внимания (н-р, в игре  «Сколько нас  поет?»), чувства ритма  (в игре «Что делают дети?»).

 Игровые технологии помогают в развитии музыкальной памяти (в игре «Музыкальный телефон») , которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной, а также слуха . В этом детям помогут игры типа "Музыкальный магазин»).

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. 
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. 
Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. 
На развитие
образного мышления направлены многие музыкально-дидактические игры. «Слушание» (Восприятие) – как вид музыкальной деятельности  активно способствует созданию образов. 
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. 
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. 


Вывод: 
Использование музыкально-дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к  музыкальным занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Таким образом, Дидактическая игра в целом, и Музыкально-дидактическая игра в частности занимают  важнейшее  место  в системе педагогических средств  всестороннего и музыкального  воспитания  и развития личности детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проект программы саморазвития профессиональных компетенций»

«Проект программы саморазвития профессиональных компетенций»...

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и к...

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций учителя-логопеда в ДОУ

В данной статье представлена программа саморазвития профессиональной компетенции учителя-логопеда ДОУ в рамках курса «Развитие профессиональных компетенций работников образования»....

Программа саморазвития на тему "Активизация словаря дошкольного возраста детей"

Программа саморазвития на тему "Активизация словаря дошкольного возраста детей"...

Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...

Программа саморазвития педагога Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год

ЦЕЛЬ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО -  ЛИЧНОСТНОЙ ПРОГРАММЫПовышение собственного уровня  знаний  по темеЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -   ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ:1....