конспект НОД " В мире музыкальных инструментов"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Зенькова Галина Викторовна

Видеозапись занятия смотреть в разделе ВИДЕО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_muzykalnyh_instrumentov.docx60.18 КБ
Файл konsultatsiya.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по музыкальному развитию

«В мире музыкальных инструментов»

Подготовил: музыкальный руководитель МАДОУ детского сада № 6 Г.В. Зенькова, педагог первой квалификационной категории

22.04.2015

г. Гусев

Калининградской области


Тема: «Развитие ритмического слуха и творческих способностей в процессе музицирования у старших дошкольников»

Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в мир музыкальных инструментов» подготовительная группа.

Цель занятия: Развитие сотрудничества в группе, умения чувствовать партнёра; знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них; создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей; игровое обучение совместному исполнению музыки.

Задачи:

  • Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу знакомства 
  • Освоить простейшую практику звучащих жестов.
  • Развивать ритмическое чувство через движение и мышечные ощущения детей.
  • Учить детей слышать различные ритмические отношения в музыке, умению передавать их хлопками, голосом, движением.
  • Развивать сотрудничество в группе, умение чувствовать партнёра.
  • Уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре.
  • Формировать элементарные  навыки пения каноном.
  • Учить детей владеть приёмам игры на разных инструментах.
  •  Добиваться чистого интонирования, выразительного исполнения песни.    
  • Развивать музыкальные способности (чувства ритма, темпа, динамического слуха.)
  • Воспитывать интерес к музыкальной культуре, к элементарному музицированию, желание импровизировать.
  • Развивать творческое воображение и слуховую фантазию.
  • Способствовать развитию таких качеств, как внимательность,    ответственность, дисциплинированность, целеустремленность. Выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе. Играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение.
  • Выделять на слух сильную долю, подчеркивая её на инструментах.
  • Отработать слаженность и выразительность исполнения.
  • Элементарно ориентироваться в своём исполнении на средства музыкальной  выразительности: темп,  равномерную метрическую пульсацию, динамические оттенки.
  • Воспитывать в детях чувство красоты.
  • Формировать  у детей эмоционально - радостное ощущение от активного участия в совместном коллективном музицировании.
  • Самостоятельно играть метрический пульс, вступать по очереди.
  • Формировать устойчивое ощущение метроритмической пульсации музыки.

Музыкальный руководитель: Добрый день! Я рада видеть вас всех сегодня в нашем зале. (обращается к детям) Ребята, а настроение какое у вас? (дети: бодрое и весёлое)

Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского.

"Музыка не только доставляет нам удовольствие.

 Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

     Я не зря вспомнила этого великого композитора, ведь мы сегодня поздороваемся песенкой, которую сочинил именно Д.Б.Кабалевский. А исполнять приветствие нам будут помогать наши гости – педагоги – они тоже музыканты, как вы. Давайте все вместе поздороваемся друг с другом.

«Игра в гостей» Д.Б. Кабалевский

Задачи:

Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу знакомства

Музыкальный руководитель:

Ребята, сейчас мы проведём с вами ритмическую зарядку. Я предлагаю    

поиграть в игру «Тюшки – тютюшки». Будем играть по принципу «эхо», я импровизирую, а вы постарайтесь точно повторять ритмический рисунок.

Ритмическая зарядка «Тюшки- -тютюшки»

Задачи:

 1. Освоить простейшую практику звучащих жестов.

 2.Развивать ритмическое чувство через движение и мышечные ощущения детей.

1.Тюшки – тютюшки сделаем Хлопушки.

 2.Тюшки – тютюшки сделаем Шлепушки.

         3.Тюшки – тютюшки Шлепушки и Хлопушки.

          4.Тюшки – тютюшки Шлепушки – Топотушки.

5.Тюшки - тютюшки сделаем Щелкушки.

         6.Тюшки – тютюшки Бурчушки и Молчушки.

                              7.Кто как хочет.

Русская народная песня «Петушок»

Дети делятся на три подгруппы

Задание 1.

Первая -  начинает петь и отхлопывать ритм на каждую половинную долю

Вторая – поёт и прохлопывает ритм на каждую четверть

Третья – на каждую восьмую

Задание 2.

Три подгруппы одновременно прохлопывают и пропевают каждый свой ритм.

Задачи:

 1. Учить детей слышать различные ритмические отношения в музыке, умению передавать их хлопками, голосом, движением.

2.  Развивать сотрудничество в группе, умение чувствовать партнёра.

3. Уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре.

Задание 3.

Спеть эту же песню каноном.

Первая группа начинает пение, а остальные по сигналу м. р. вступают

поочерёдно на каждую последующую половинную долю.

Задание 4.

После канона исполненного детьми предложить гостям и детям спеть песню

«Петушок» каноном,  но посложнее – на четыре голоса.

 Должна получиться красивая полифония.

Задачи: Формировать элементарные  навыки пения каноном.

Канон - каждый из голосов должен повторить мелодию, начатую первым голосом.

Музыкальный руководитель:

Прежде чем спеть знакомую нам песню «А у меня есть флейта» давайте вспомним, как поёт флейта, (прохлопали ритмический рисунок) треугольники, тарелки, барабан. И присоединится к нам ещё домра.

Песня «А у меня есть флейта» музыка и слова Э.Фримерт

Задачи:

  1. Учить детей владеть приёмам игры на разных инструментах.
  2. Добиваться чистого интонирования, выразительного исполнения песни.    
  3. Развивать музыкальные способности (чувства ритма, темпа, динамического слуха.)
  4. Воспитывать интерес к музыкальной культуре, к элементарному музицированию, желание импровизировать.
  5. Развивать творческое воображение и слуховую фантазию.

Музыкальный руководитель:

А теперь пора нам вместе поиграть и всем в оркестре.

Оркестр музыкальных инструментов

« Ах вы сени, мои сени». обработка Дителя

Задачи:

1.Способствовать развитию таких качеств, как внимательность,    ответственность, дисциплинированность, целеустремленность.

2..Выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе. Играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение.

3.Выделять на слух сильную долю, подчеркивая её на инструментах.

4.Отработать слаженность и выразительность исполнения.

5.Элементарно ориентироваться в своём исполнении на средства музыкальной  выразительности: темп,  равномерную метрическую пульсацию, динамические оттенки.

Музыкальный руководитель:

Дети, вы любите танцевать? (ответ) Мы будем сегодня танцевать сидя. А сопровождать и украшать наш танец будут музыкальные инструменты.

«Танец сидя» Детская  полька. Музыка А. Жилинского.

Задачи:

1.Развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсации.

2.Формировать артикуляционные, телесные и слуховые ощущения простейших ритмических рисунков.

3.Развивать  музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формировать навыки вербального и невербального общения, формировать готовность и умение действовать в коллективе, развивать  навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

4.Воспроизводить различные ритмы с помощью звучащих жестов

Ребёнок:

Просим Вас, затаите дыхание

Чтоб нечаянно не спугнуть

Птицы дивные, птицы райские

К нам спешат сюда заглянуть.

Удивительны, восхитительны

Грациозны, как хороши!

Затаите дыхание зрители

Чтоб похлопать потом от души!

Музыкально – хореографическая композиция

«История любви».Музыка Ф. Лея.

Задачи:

1.Воспитывать в детях чувство красоты.

2.Формировать  у детей эмоционально - радостное ощущение от активного участия в совместном коллективном музицировании.

3.Самостоятельно играть метрический пульс, вступать по очереди.

4.Формировать устойчивое ощущение метроритмической пульсации музыки.

Музыкальный руководитель: 

Ну вот, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня побывали с вами в мире музыкальных инструментов. Давайте вспомним каких? (дети перечисляют названия музыкальных инструментов). Мы сегодня были с вами самыми настоящими музыкантами.

Цель: формировать основы музыкальной культуры дошкольников.

            Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза

            различных видов искусств.

Задачи:

  • учить детей в многоголосной музыке слышать разные инструменты.
  • закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре
  • учить играть на различных инструментах индивидуально и в оркестре.
  • развитие познавательного интереса к музыкальным занятиям, творческой активности детей.
  • развитие внимания, мышления, речи.

Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса, любви к искусству;
  • способствовать воспитанию духовной культуры детей.

Программное содержание:

  • воспитывать в детях чувство красоты. Поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления.
  • учить передавать в движениях характер музыки: плавным, изящным движением рук.
  • учить различать группы музыкальных инструментов.
  • слышать и узнавать звучание разных инструментов.
  • выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе. Играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение.
  • учить выразительно, читать стихи. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи. Развивать речевые способности детей.

Оборудование:

  • детские музыкальные инструменты: треугольник, металлофоны, ложки, дудочки, бубен, маракасы, колокольчик;
  •  кухонные принадлежности (крышки от кастрюль, бокалы, стакан с ложечкой, целлофановый пакет, терка, картонная коробка, бутылки из под кетчупа);
  • карточки с изображением инструментов;
  • медали
  • музыкальный центр.
  • фортепиано

  Аудиозаписи:

  • Ф.Шуберт  «Вальс»
  • А.Вивальди  «Весна» (фрагмент);
  • фрагменты-примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
  • фонограмма пьесы «Новогодняя  полька»;
  • фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга»;

  со звучанием разных инструментов). Подойдите ближе к экранупосмотрите, как расположены музыканты в оркестре.              (Дети встают с коврика и подходят к экрану)

1.Какие группы музыкальных инструментов входят в состав симфонического оркестра?

                                                                                                                         

2.Почему ударные инструменты называют «ударными? Назовите, какие ударные

   инструменты вы знаете.

3.Почему духовые инструменты называют духовыми? Назовите их.

4.С помощью чего извлекают звук из струнных инструментов? Назовите струнные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра.        (Ответы де


     
М.Р. Ребята, я хочу загадать вам еще одну загадку:

         Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.

         Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.

         Не приучен он к порядку, или делает зарядку?

         С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это……      

   - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который управляет музыкантами.

     Вот мы сейчас с вами и поиграем в игру  «Дирижер и оркестр»

По окончании игры  музыку «Баба Яга» П.Чайковского в зале появляется Баба Яга.)  

. Бабка Ежка: Эй, здорово, ребятня! Не узнали вы меня?

                         Я - бабулечка лесная, ух, какая заводная!

                         Что, на занятие собрались? Причесались, заплелись?

                         Ножками затопали, ручками захлопали.

                         Расшумелись, раззвенелись,

                         Расплясались и распелись.

               (Грозно) Занятие проводить не дам!

                         Я музыку не выношу! Колокольчик и все ваши инструменты отниму!

                                      (Забирает колокольчик, короб с инструментами и убегает)

М.Р. Что же нам делать? Баба Яга унесла наши инструменты. На чем же мы будем играть?...Я кажется, придумала. Помните, в начале занятия я вам говорила, что может

звучать все, что нас окружает. Есть немало предметов, которые издают интересные

 звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты.  

Сейчас я вам расскажу  об этом сказку. Сказка называется: «Чей голос лучше».

   (На столике, накрытом легкой тканью лежат предметы кухонного обихода: бокалы, ложки, терка и т.д.     Муз. руководитель подходит к столику, снимает покрывало)

Сказка «Чей голос лучше»

        -  Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
«У нас  просто волшебный голос» - сказали  большие хрустальные бокалы.

-И они зазвенели…                                                                                           (Звон бокалов)

 - У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились. 
- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели.

                                                                                  (Бренчание маленькой ложечки в стакане) 

- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла.

                                                                (Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)

- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест?- И он зашелестел.                                    (Шуршание пакета)

-Разве это музыка? – Закричали баночки из-под лимонада. Тебя же почти не слышно!

Вот как надо играть! – И они громко- громко зашумели….                      (Баночки с крупой)                                                                       

 -А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый!  - сказали ложки и громко застучали.                                                                                                  (Стук  ложек)

 - Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас!- И они зазвонили, как колокол.   (Удары крышек)

      А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катенька и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр! Где звучали самые лучшие голоса!

Не верите, ребята? Хотите послушать? А давайте мы попросим наших гостей сыграть на этих интересных инструментах. Посмотрите, что получится.

Кухонный оркестр   (В исполнении воспитателей)  

 

Бабка Ежка: Что слышу я?  Опять играют!

                         И снова музыка звучит…

                         Ну, что ж, ваша взяла – видать, плохи мои дела.

                         Колокольчиком владей скорей… (Отдает колокольчик музыкальному руков.)

                                Пусть музыка придет скорей!       (Звенит колокольчик)

М.Р. Ребята, вы теперь знаете немало о музыке и музыкальных инструментах. Я хочу сегодня прямо сейчас принять вас в сообщество музыкантов и подарить вам вот такие (показывает) медали на память о сегодняшнем путешествии.  А ты, бабуленька, приходи

к нам чаще на музыкальные занятия и тоже научишься играть на музыкальных инструментах. Ну, что ж ребята, нам пора возвращаться в детский сад.  Давайте мы

 снова превратимся в птиц и полетим домой

Тема:  В мире музыкальных инструментов

Цель:  создание условий для обобщения  знаний у дошкольников о музыкальных инструментах, о симфоническом оркестре, видах ансамбля через применение информационно-компьютерных технологий.

Задачи:

1. Обогащать впечатления детей,  словарный запас, кругозор.  Закреплять знания детей  об элементарных музыкальных  понятиях  (нота, нотный стан, дирижёр, композитор, симфонический  оркестр,   виды ансамбля по составу, народный ансамбль,  творчество композитора П.И.Чайковского).

2. Развивать тембровый слух (различать  тембры различных музыкальных инструментов). Развивать память,  чувство ритма,  творческие способности, умение анализировать, дискутировать о характере музыки.

3.  Воспитывать желание заниматься музыкальной деятельностью, формировать  культуру слушания симфонической музыки.  Воспитывать   партнерские отношения между детьми, чувство сопереживания.

       Методы ведения  НОД:

          · наглядный: наглядно-слуховой (звучание музыкальных произведений в записи и в живом исполнении) и наглядно-зрительный (показ слайдов, фильмов);

· практический - исполнение, пение и т.д.;

· словесный – диалог, объяснение, рассуждение;

· сенсорно - моторный - движения, игры, танцы;

· проблемный - постановка проблемных вопросов.

Используемое оборудование:   детские музыкальные инструменты, презентация  к занятию, видео  «Апрель. Подснежник. Из альбома «Времена года» П.И. Чайковского в  исполнении симфонического оркестра, дирижёрская палочка,  посылка.

                 (Звенит колокольчик. Дети под музыку выполняют упражнение  «Птицы»)

Следующая нота просит, чтоб вы  сыграли на музыкальных инструментах.

- Сначала, давайте, вспомним ритмический рисунок песни.

Отстукивают ритмический рисунок песни.

Следующая нота просит, чтоб вы  сыграли на музыкальных инструментах.

- Сначала, давайте, вспомним ритмический рисунок песни.

Отстукивают ритмический рисунок песни.

тобы отыскать первую нотку, мы должны внимательно послушать музыку и угадать название музыкального произведения и автора. Вы готовы?  Вспомним волшебные слова.

Установка: (воспитатель)Внимательно  слушай, другим не мешай!

                                                  Когда тебя спросят, тогда отвечай!


Цель:

  • формировать основы музыкальной культуры дошкольников;
  • развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств.

Задачи:

  • учить детей в многоголосной музыке слышать разные инструменты;
  • закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре;
  • учить играть на различных инструментах индивидуально и в оркестре;
  • развитие познавательного интереса к музыкальным занятиям, творческой активности детей;
  • развитие внимания, мышления, речи;
  • воспитание интереса, любви к искусству;
  • способствовать воспитанию духовной культуры детей.

Программное содержание:

  • воспитывать в детях чувство красоты, поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления;
  • учить передавать в движениях характер музыки: плавным, изящным движением рук;
  • учить различать группы музыкальных инструментов;
  • слышать и узнавать звучание разных инструментов;
  • выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе, играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение;
  • учить выразительно, читать стихи, развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, развивать речевые способности детей.

Оборудование:

  • детские музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, ложки, дудочки, бубен, маракасы, колокольчик;
  • кухонные принадлежности (крышки от кастрюль, бокалы, стакан с ложечкой, целлофановый пакет, терка, картонная коробка, бутылки из-под кетчупа);
  • карточки с изображением инструментов;
  • медали;
  • музыкальный центр;
  • фортепиано.

  Аудиозаписи:

  • А.Вивальди  «Зима» (фрагмент);
  • фрагменты-примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
  • фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга» (М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»).

                                                     

Провела музыкальный руководитель МДОУ д/с №1  г. Кропоткина Сикорская Е.Ю.

Цели.

Расширять знания о музыкальных инструментах и видах оркестра.                                                                  Учить узнавать инструменты по виду и тембру звучания.                                                                             Упражнять в игре на детских инструментах.                                                                                                         Учить различать направление мелодии и чисто интонировать ее.

Задачи.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.

Следить за дикцией, правильной   артикуляцией.

Закреплять умение играть в ансамбле на ДМИ

  Добиваться легкости звучания при игре на металлофонах.


Эх, оркестр народный                                                                                                                                        раздольный, хороводный.                                                                                                                                                Если грянет плясовую –                                                                                                                                                                                          Я со всеми затанцую!                                                                                                                                                                     Если песню грустную —                                                                                                                                                               Грусть в душе почувствую!                                                                                                                                                 А "Страданья" заиграет —                                                                                                                                              Прямо сердце замирает.                                                                                                                                                    То он плачет, то хохочет —                                                                                                                                                               С нами делает, что хочет!                                                                                                                                             Послушайте в исполнении оркестра народных инструментов русскую народную песню

Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками. Какими кто подскажет? При ответе мы будем поднимать руку.

- Весь наш мир наполнен разными звуками. Звук нельзя потрогать руками, положить на стол, рассмотреть под микроскопом. Но эти звуки всегда и везде.

 Какие же звуки издает человек?

Все на свете знают Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клёкот, (слайд ) Самолёта громкий рокот, (слайд ) Гул машины во дворе, (слайд ) Лай собаки в конуре, (слайд ) Стук колёс и шум станка, (слайд ) Тихий шелест ветерка.(слайд) Это звуки шумовые (слайд ) Только есть ещё другие Не шуршания, не стуки – Музыкальные есть звуки

 

Дети определяют звуки окружающего мира и сравнивают шумовые и музыкальные звуки.

 

http://www.openclass.ru/sites/default/files/ckeditor/558895/images/medium_1329683298_c45a21117fa5aea528c529c015b457b6.jpg

 

http://www.authorstream.com/Presentation/olgkalashnikov-2107878/

 

 

Пение

"Где ты солнце в самом деле"

Слова: Теймур Эльчин, Музыка: Андрей Варламов

- Ребята, а для композитора все эти обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию. Композитор музыку слышит в шуме дождя и грома раскатах, ноты в тетрадь композитор запишет, а музыканты исполнят сонату. Композитор музыку слышит в шелесте листьев, в плеске прибоя. Ноты в тетрадь композитор запишет – Песню споём мы вместе с тобою!

Дети исполняют знако



Предварительный просмотр:

[Введите название организации]

консультация

Деятельность музыкального руководителя и воспитателя при решении задач в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель Зенькова Г.В.

22.04.2015


Цель: Обсудить возможности взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального развития дошкольников.

Как показывает практика, проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ одна из важных: от её решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников, целью которого является развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать  музыку.

Основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между педагогами.

Большинство музыкальных руководителей признают, что больше времени уделяется таким видам деятельности, как пение, музыкально-ритмические движения и инсценировки, т.е. те виды, которые впоследствии могут быть представлены на праздничном утреннике. А на слушание – восприятие музыкальных произведений, обучению игре на детских музыкальных инструментах времени остаётся недостаточно. Поэтому помощь воспитателя в разучивании текстов песен, отработке музыкально-ритмических движений, закреплении репертуара играет огромную роль в решении задач музыкального воспитания.

Ребёнок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. Задача воспитателя и музыкального руководителя— создать такую предметную среду, которая обеспечит ребёнку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющий развивающий характер. Это музыкальные инструменты, материалы для дидактических упражнений, книги и альбомы. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как  вместе со сверстниками, так и индивидуально. Воспитатель подключается к деятельности детей по мере возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности. Чтобы достичь наилучшего результата, педагогу-воспитателю необходимо:

  1. Знать программные требования по музыкальному воспитанию.
  2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
  3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми в случае отсутствия музыкального руководителя.
  4. Разучивать движения с отстающими детьми.
  5. Углублять музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
  6. Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе дидактических игр.
  7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (деревянные ложки, металлофон, бубен,и др.)
  8. Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике.
  9. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
  10. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
  11. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
  12. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и утренникам.
  13. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
  14. Быть изобретательным, эмоциональным и артистичным.

Всё это возможно при активном взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания в ДОУ.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.

Последнему виду музыкальной деятельности в детском саду можно уделять больше внимания. Постоянно увеличивая ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов, с учетом возрастных особенностей детей оснащать музыкальные уголки в группах.

Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.

Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет .аккомпанемент.

Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку).

В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами — металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с инструментом ребенка). Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идет ее закрепление.

Например, несколько детей подготовительной группы исполняют мелодию попевки на металлофонах и ударных инструментах, а воспитатель играет ведущую партию на другом инструменте. Получается своеобразный оркестр, который доставляет ребятам большую радость — ведь они играют вместе с педагогом.

Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на музыкальных инструментах в исполнении музыкального руководителя и воспитателя.

Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого. Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, в прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал, при необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру.

На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-то музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь

В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную, непринужденную атмосферу.

Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие тем и другим. Дети -«учителя» испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-«ученики» довольны, что их научили сверстники.

Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.

Часто воспитатели делятся своими впечатлениями после посещения концерта, театра. Дети же рассказывают о музыкальных передачах, услышанных или увиденных по телевидению. Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя заметить его интерес к музыке, поддержать тех детей, которые стремятся выразить свое творчество в самостоятельной деятельности, делают первые шаги в игре на музыкальных инструментах.

Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры. В начале мы разучиваем их на занятии, а воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную, так и - второстепенную роль.

Играть можно не только на металлофоне, но и на других детских музыкальных инструментах. Их применение дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого мы планируем целый ряд мероприятий.

Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле.

Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песен. Обязательно проводить консультации в предпраздничные дни: заниматься с ведущими, обыгрываем различные игры, в том числе и музыкально-дидактические, которые требуют от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами. Хорошо, если кто-либо из воспитателей может играть на каком-то инструменте: аккордеоне, баяне и аккомпанировать на утреннике вместе с музыкальным руководителем. Опыт показал, что если регулярно и систематически заниматься с воспитателями, т. е. последовательно расширять и углублять их знания и умения, то они будут активными участниками в музыкальной работе с детьми, хорошими помощниками.

В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.

Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "В мире музыкальных инструментов" подготовительная группа

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых...

Конспект занятия" В мире музыкальных инструментов"

Конспект непосредственно организованной деятельности по художественно - эстетическому развитию....

Конспект НОД "В мире музыкальных инструментов"

Тема: «В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»            ЦЕЛЬ: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творч...

Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)

Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...

конспект открытого музыкального занятия "В мире музыкальных инструментов" для детей подготовительной группы

Конспект занятия можно использовать  музыкальным руководителям для подготовительной группы по закреплению знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра....

Конспект ООД "В мире музыкальных инструментов"

Конспект ООД "В мире музыкальных инструментов" для обучающихся подготовительной к школе групп...

Конспект ООД "В мире музыкальных инструментов" для детей 6 - 7 лет

Конспект ООД "В мире музыкальных инструментов" для детей 6 - 7 лет...