Использование элементов ритмопластики в музыкально-ритмической деятельности дошкольников по А. И. Бурениной
методическая разработка по музыке на тему

Очкурова Ирина Петровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ    ЭЛЕМЕНТОВ   РИТМОПЛАСТИКИ   В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    ДОШКОЛЬНИКОВ     ПО    А. И. БУРЕНИНОЙ

 

                                                 Очкурова И. П., музыкальный руководитель

                                                 МБДОУ «Детский сад комбинированного

                                                 вида №261» г. о. Самара

 

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладывается основа здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность ребенка. Ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно. В наше социально – ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребенка. Ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они  мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, развивают умственные способности, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

В НОД по художественно-эстетическому развитию «Музыкальная деятельность»  ребенок занимается ритмическими движениями в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

          Ритмопластика  - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения  выражают музыкальный образ.

         В процессе музыкально-ритмического воспитания я использую программу «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального»)  инструмента.

         По определению А.И. Бурениной «Ритмопластика - «свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика». 

         Основная направленность этой программы  - ориентация  не только на развитие детей, но и совершенствование   профессионализма  самого педагога в области ритмопластических движений,  выявление индивидуального стиля  деятельности  - это первая отличительная особенность данной программы.

         Вторая особенность – это использование  в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений  а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято  в традиционных музыкально-ритмических упражнениях. Идя от простого к сложному,  ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская  как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальное  произведение, его настроение и содержание  и постигая при этом  на телесном, зрительном, и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

         Третья особенность данной программы  - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне  обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их  подвижность. Другими словами, данная программа  является  музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку.

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.

         В связи с этим сформулированы задачи обучения и воспитания детей:

1.   Развитие музыкальности

2.   Развитие двигательных качеств и умений

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку

4.  Развитие и тренировка психических процессов

5.  Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

 Важно помнить, что основная задача программы – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента

Все эти задачи  реализуются в процессе творческого общения с детьми: в образовательной деятельности, в свободных играх, играх – драматизациях, при подготовке и проведении праздников и развлечений, индивидуального общения с ребенком, семейных праздниках.      

Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Среди всего этого многообразия  А.И. Буренина предлагает нам коммуникативные танцы-игры, которые занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…» то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.  Особенность коммуникативных танцев-игр заключается в несложных движениях, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т.д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям.

Многие ритмические композиции имеют яркий художественный образ, поэтому воспитателем вместе с детьми придумывается и готовится атрибутика для более эффективного и выразительного исполнения. Сам процесс разучивания музыкально – ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослых. Игровое общение с детьми помогает установлению теплой, дружеской атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Внимание детей активизируется за счет выполнения движений по показу, стимулируется творческая активность детей, подбираются образные сравнения, характеризующие игровой образ. Важно: сам процесс занятий должен приносить детям радость!

Обучение проходит в три этапа.

         На 1-м этапе мы опираемся на способность детей к подражанию. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности.

         2-й этап обучения способствует развитию самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом.

         3-й этап работы — подведение детей к творчеству,  развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно  подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ожидаемый результат: улучшилась пластика и координация движений детей, активизировалась творческая деятельность, повысилась самооценка и уверенность в своих силах, улучшилась осанка дошкольников. Ритмопластика создает ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни.

         Поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, я использую элементы ритмопластики из программы А.И. Бурениной на новом музыкальном материале,  самостоятельно моделирую танцы, в зависимости от подготовленности детей. Кроме того, в подобных танцах есть возможность закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторения эти движения постепенно и незаметно для ребенка усваиваются. Таким образом, идет постепенное развитие двигательных способностей детей и подготовка к разучиванию более сложных танцев к праздникам и развлечениям.

         Музыкально-ритмические движения гармонично соединяют в себе дозируемую двигательную активность и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом её преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения.

 

Используемая литература

1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп.- СПб.:ЛОИРО,2000.

2. Горшкова Е.В. «Учимся танцевать, путь к творчеству» -Научно-практическое объединение «Психотехника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_ritmoplastiki_po_bureninoy.docx20.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ    ЭЛЕМЕНТОВ   РИТМОПЛАСТИКИ   В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    ДОШКОЛЬНИКОВ     ПО    А. И. БУРЕНИНОЙ

                                                 Очкурова И. П., музыкальный руководитель

                                                 МБДОУ «Детский сад комбинированного

                                                 вида №261» г. о. Самара

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладывается основа здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность ребенка. Ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно. В наше социально – ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребенка. Ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они  мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, развивают умственные способности, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

В НОД по художественно-эстетическому развитию «Музыкальная деятельность»  ребенок занимается ритмическими движениями в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

               Ритмопластика  - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения  выражают музыкальный образ.

               В процессе музыкально-ритмического воспитания я использую программу «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального»)  инструмента.

               По определению А.И. Бурениной «Ритмопластика - «свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика».  

               Основная направленность этой программы  - ориентация  не только на развитие детей, но и совершенствование   профессионализма  самого педагога в области ритмопластических движений,  выявление индивидуального стиля  деятельности  - это первая отличительная особенность данной программы.

               Вторая особенность – это использование  в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений  а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято  в традиционных музыкально-ритмических упражнениях. Идя от простого к сложному,  ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская  как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальное  произведение, его настроение и содержание  и постигая при этом  на телесном, зрительном, и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

               Третья особенность данной программы  - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне  обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их  подвижность. Другими словами, данная программа  является  музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку.

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.

             В связи с этим сформулированы задачи обучения и воспитания детей:

1.   Развитие музыкальности

2.   Развитие двигательных качеств и умений

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку

4.  Развитие и тренировка психических процессов

5.  Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

 Важно помнить, что основная задача программы – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента

Все эти задачи  реализуются в процессе творческого общения с детьми: в образовательной деятельности, в свободных играх, играх – драматизациях, при подготовке и проведении праздников и развлечений, индивидуального общения с ребенком, семейных праздниках.      

Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Среди всего этого многообразия  А.И. Буренина предлагает нам коммуникативные танцы-игры, которые занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…» то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.  Особенность коммуникативных танцев-игр заключается в несложных движениях, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т.д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям.

Многие ритмические композиции имеют яркий художественный образ, поэтому воспитателем вместе с детьми придумывается и готовится атрибутика для более эффективного и выразительного исполнения. Сам процесс разучивания музыкально – ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослых. Игровое общение с детьми помогает установлению теплой, дружеской атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Внимание детей активизируется за счет выполнения движений по показу, стимулируется творческая активность детей, подбираются образные сравнения, характеризующие игровой образ. Важно: сам процесс занятий должен приносить детям радость!

Обучение проходит в три этапа.

             На 1-м этапе мы опираемся на способность детей к подражанию. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности.

             2-й этап обучения способствует развитию самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом.

             3-й этап работы — подведение детей к творчеству,  развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно  подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ожидаемый результат: улучшилась пластика и координация движений детей, активизировалась творческая деятельность, повысилась самооценка и уверенность в своих силах, улучшилась осанка дошкольников. Ритмопластика создает ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни.

               Поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, я использую элементы ритмопластики из программы А.И. Бурениной на новом музыкальном материале,  самостоятельно моделирую танцы, в зависимости от подготовленности детей. Кроме того, в подобных танцах есть возможность закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторения эти движения постепенно и незаметно для ребенка усваиваются. Таким образом, идет постепенное развитие двигательных способностей детей и подготовка к разучиванию более сложных танцев к праздникам и развлечениям.

               Музыкально-ритмические движения гармонично соединяют в себе дозируемую двигательную активность и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом её преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения.

Используемая литература

1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп.- СПб.:ЛОИРО,2000.

2. Горшкова Е.В. «Учимся танцевать, путь к творчеству» -Научно-практическое объединение «Психотехника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза

Проект  по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза...

Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ПОД МУЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ РИТМОПЛАСТИКИ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА УТРЕННЕЙ   ГИМНАСТИКИ ПОД МУЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ РИТМОПЛАСТИКИ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ  ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...

Мастер-класс для музыкальных руководителей.Тема: Использование инновационных технологий в музыкально-ритмической деятельности . Музыкальные пазлы.

Из данного мастер -класса можно узнать, как можно  мотивировать дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности, творческой активности в музыкально-ритмической  деятельности  сре...

Использование метода моделирования в музыкально – ритмической деятельности детей

Статья на тему "Сокурова Н.И. Использование метода моделирования в музыкально – ритмической деятельности детей".  В статье рассказывается об актуальности  и организации метод...

Комплекс утренней гимнастики с использованием элементов ритмопластики «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» подготовительная группа

Комплекс утренней гимнастики с элементами ритмопластики для детей подготовительной группы направлен на развитие у воспитанников  двигательных качеств, которые формируются в дошкольном возрасте (к...