Главные вкладки

    Дополнительная общеразвивающая программа "Звук -волшебник": по освоению детьми навыка изготовления самодельных музыкальных инструментов и игры на них, приобщения к ценностям музыкальной культуры
    учебно-методический материал по музыке по теме

    Дводненко Виктория Владимировна

     Допольнительная общеразвивающая программа "Звук - волшебник" имеет художественно - эстетическую направленность, предназначена для детей 5-7 лет. Цель данной прграммы - развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №13 «Сказка»

    Принято:                                                                                  Утверждено:                                                                                  

    На заседании                                                                            Заведующим                                                                                                                    Методического совета                                                             МАДОУ                                                          

    Протокол №________                                                             _______ Блохиной Е.Г

    От «___»________2012г.                                                       Приказ №________.                                                      

    Председатель:                                                                         от «___»______2012г.

    ________ Овчинникова Т.А.

    Дополнительная общеразвивающая программа

                                                   «Звук - волшебник»

    • Направленность  (художественно – эстетическая)
    • Кружок
    • Для детей старшего дошкольного  возраста
    • Расчитана на 1 год.

    Составитель: Дводненко В.В.

    музыкальный руководитель 1 категории

            

    г. Краснокаменск 2016г.

    Содержание

    II. Экспертиза

    III. Пояснительная записка

    1.Обоснование разработки программы и внедрения её в образовательный процесс…………………………………………………стр.3

    1.1. Актуальность……………………………………………………стр.6

    1.2.Новизна…………………………………………………………   стр.6

    1.3. Педагогическая целесообразность……………………………стр.6

    1.4 Интеграция предметных областей знаний……………………стр.6

    2.Цель и задачи программы «Звук - волшебник»………………..стр.7

    3.Отличительные особенности программы «Звук- волшебник»…………………………………………………………………стр.8

    3.1Сроки реализации и этапы программы дополнительной общеразвивающей программы (продолжительность образовательного процесса)……………………………………………………………………..стр.8

    4.Особенности возрастной группы детей, которым адаптирована программа «Звук - волшебник»…………………………………………...стр.9

    5. Режим и формы занятий………………………………………...стр.10

    6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки………..стр.10

    IV.Тематический план……………………………………………….стр.13

    V.Содержание программы (теория и практика) (перспективное планирование)………………………………………………………………стр.15

    VI. Методическое обеспечение программы……………………….стр.34

    VII. Реализация программы…………………………………………стр.35

    VIII. Стандарт качества услуг по предоставлению платного дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению программы…………………………………………………..стр.36

    IX.Материально-техническое обеспечение………………………..стр.38

    X.Список литературы………………………………………………..стр.39

    III.  Пояснительная записка

    1.Обоснование разработки программы и внедрения её в образовательный процесс

    Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями. Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Это вид музыкальной деятельности детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов - памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и входят в новый для них мир музыкальной азбуки. Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.  Игра на инструментах создает условия для нормализации психологического состояния ребенка. Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.     Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

    Анализ программ по музыкальному воспитанию в детских дошкольных учреждениях показывает, что на сегодняшний день педагогами уделяется недостаточное внимание проблеме формирования у воспитанников умения слушать. Многие педагоги  считают, что маленький ребёнок должен быть обучен слушать ещё в младенчестве, а значит, он обязан уметь слушать всё, что ему предлагается на занятиях.

    Сейчас мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки мира, к которым относятся и музыкальные звуки.

    Часто дети не могут отличить звуки низкого женского голоса от высокого мужского. Они не могут назвать звучащий объект, если не видят его. Взрослым необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей в дошкольном возрасте, на то, что в последнее время исследователи называют аудиальной культурой.

    Классификация музыкальных инструментов

    Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевых играх.     Ко вторым относят уменьшенные, упрощенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.   С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек-инструментов: Не озвученные (лишь изображающие инструменты) - предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах.  Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:

    Игрушки - инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты - погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т. д.;

    Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки и т. д.;

    Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом - металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки и т. д.

    Группа клавишно-язычковых - баян, аккордеон, гармоника и т. д.; Группа ударных - бубен, барабан, тарелки, металлофон и т. д.

    Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, типом вибратора (источником звукообразования) и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона - тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебания металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка.

    Применение в работе различных музыкальных игрушек - инструментов дает возможность удовлетворить интерес к музицированию детей всех возрастов, начиная с самого раннего - когда их знакомят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек, и кончая применением уменьшенных моделей настоящих музыкальных инструментов.    Разнообразие видов инструментов, применяемых в практике, имеет еще одно преимущество. Игра на них предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности - начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах Реализация художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, приобретение музыкального опыта — все это создает предпосылки к активной творческой деятельности детей и сочинительству. Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми.     Народные музыкальные инструменты выступают также в роли источников информации: слушая звучание инструментов, дети знакомятся с историей их создания, визуально их воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в её «поле», ощущают себя ее звеньями.

    Играя на инструменте с понятным названием, ребенок подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фантазии в этот процесс. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

    Ансамблевая игра требует слаженности исполнения.  Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2—3 человека). Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.  Звучание оркестра более разнообразно и интересно, если инструменты играют не только все вместе, но поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки.

    Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности детей. Музицирование на народных инструментах позволяет решать, как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста. В произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения.

    1.1Актуальность

    Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношении, различают красоту звучания различных инструментов. У детей развивается музыкальное качество слуха, ритма и движения.Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

    1.2 Новизна

    Отличительной особенностью данной  программы, от уже существующих является то, что ведущим видом деятельности является игра, которая имеет огромное значение для психического и личностного развития ребёнка, является основным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений.

    1.3 Педагогическая целесообразность

     Занятия в оркестре  представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию  творческих способностей. Ведущей идеей обучения игре на детских музыкальных инструментах  является развивающие обучение через индивидуальный подход, способствующее развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми дошкольного возраста, также воспитанию у детей музыкальной культуры, эстетического воспитания как части их духовой культуры и гармонично развитой личности.

    Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

    1.4 Интеграция предметных областей знаний

    Одним из несомненных достоинств занятий в детском оркестре старшего   дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Оркестровая деятельность позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях:

    • «художественная литература», где используются произведения

    познавательной направленности.

    • «развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя иуточняя знания детей об окружающем.
    • «продуктивные» занятия, где осуществляется  изготовление самодельных музыкальных инструментов.
    • «познавательные» занятия, где осуществляется закрепление музыкальных умений и навыков.

    Такое построение занятий кружка  «Звук - волшебник» способствует

    более успешному освоению образовательной программы.

    Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый музыкальный репертуар для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, развивает стремление к творчеству, обогащая внутренний мир каждого ребёнка. Приобретают теоретические знания о музыкальных инструментах, о способах их изготовления.

    В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе

    создания музыкальных игрушек – самоделок ведётся  разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

    Знакомятся с художественными произведениями, стихами,

    потешками, пальчиковыми играми, в ходе разучивания тех или иных музыкальных произведений.

        Играя ансамблем, дети приобретают навыки социализации: навыки       совместной игры, умение одновременно начинать и заканчивать игру, слушать при игре друг друга.

    Но главное значение занятий в детском оркестре  состоит в том, чтов конце обучения у дошкольников повышается уровень развития музыкально – ритмических навыков. Дошкольники осваивают создание музыкальных игрушек – инструментов, придумывают на игрушках – инструментах несложные музыкально – ритмические  рисунки, попевки; проявляют фантазию при варьировании интонации в процессе коллективногомузицирования; знают способы игры на каждой самодельной игрушке – инструменте.

    1. Цель и задачи программы

      Цель: развивать интерес к эстетической стороне действительности,

    потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.

     Задачи:

    Обучающие:

    1. Последовательно знакомить детей с инструментами шумового оркестра, различать красоту звучания музыкальных инструментов;
    2. Обучить и овладеть приёмами изготовления музыкальных игрушек – самоделок;
    3. Формировать умения и навыки игры на музыкальных игрушках – инструментах;

    Воспитательные:

    1. Воспитывать любовь к родной  культуре, приобщать к народному творчеству через вовлечение в игру, расширять знания народных поговорок, пословиц, примет, игр;
    2. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать

    друг другу, желание помочь;

    1. Воспитывать у детей умение работать в коллективе, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей.

    Развивающие:

    1. Развивать интерес к игре в оркестре;
    2. Развиватьмоторные навыки, образное мышление, память, внимание,фантазию, творческие способности;
    3.  Развивать восприятие,  пространственную ориентацию,

    сенсомоторную координацию детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе;

    1. Развивать интерес к процессу и результатам работы.

    3.Отличительные особенности программы.

    Большие возможности открываются у детей дошкольного возраста вовлечённых в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. У ребёнка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

    1. Сроки реализации и этапы программы дополнительной общеразвивающей  программы (продолжительность образовательного процесса)

    Один год обучения.

    Работа по формированию навыков создания музыкальных игрушек – инструментов и игре на них проводится  в несколько этапов,   на каждом из которых перед ребенком ставятся   определённые задачи.

    п/п

    Этап

    Задача перед ребёнком.

    1.

    Подготовительный

    • Освоить приёмы изготовления игрушек – самоделок.
    • Освоить способы игры на музыкальных игрушках – самоделках.
    • Освоитьработу в коллективе.

    2.

    Основной

    • Научиться изготавливать простейшие игрушки- инструменты по образцу.
    • Научиться совместно с педагогом воспроизводить ритмический рисунок различных народных песенок ,пистушек и потешек.
    • Научиться доводить дело до конца.
    • Научиться аккуратно, выполнять свою работу.
    • Научиться играть в ансамбле, слушать друг друга.
    • Научиться восстановлению последовательности

    выполняемых действий.

    • Научиться действовать по образцу музыкального руководителя.
    • Научиться действовать по словесному указанию

    музыкального руководителя.

    3.

    Итоговый

    • Самостоятельно решать творческие задачи.
    • Самостоятельно выбирать  изготавливать  инструментдля предлагаемого педагогом музыкального произведения, сказки, стихотворения.  
    • Формировать личностное отношение к результатам

    своей деятельности.

    3.2 Особенности возрастной группы детей (6 -7 лет), которым адресована программа

    Музыкально – художественная деятельность детей этого возраста характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства( история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

    В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.

     Данная программа разработана для детей старшего  дошкольного возраста (с 6 до 7 лет).

     Вид группы – одновозрастная. Кружок  посещают и мальчики, и девочки.

      Состав – постоянный.

     Количество детей: 15 человек в группе.

    1. Режим и формы занятии

     Общее количество часов в год: 64, (21 занятие по ознакомлению с материалом «Где живут звуки?», 43 занятия по закреплению материала «Звук - волшебник»)

    Занятия проводятся 2 раза  в неделю, 8 раз в месяц:  - 30 минут.

    Объём программы включает в себя три образовательных компонента:

    • теоретическая часть;
    • практическая часть;
    • диагностическая часть.

    Первый компонент содержит теоретические сведения по определённой теме. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, наблюдений, рассказа, беседы, обсуждений. Широко используется наглядность.    

    Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в процессе продуктивной деятельности, игре в оркестре и других совместных действий.    

    Третий компонент подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения программы. Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления.

     При  разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться.

    1. Прогнозируемые результаты  программы

    «Звук - волшебник» и способы их проверки.

    Уровень развития интегративных качеств ребенка

    Интегративные качества

    Планируемый уровень развития интегративных качеств (целевые ориентиры)

    Эмоционально-

    отзывчивый

    Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыкальные  произведения , на участие в оркестре.

    Любознательный, активный

    Принимает активное участие в продуктивной деятельности (изготовление музыкальных инструментов - самоделок. Знакомиться с миром разных музыкальных инструментов в процессе изготовления.

    Способный решать

    интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

    Создает элементарные предметы по образцу, проявляет желание создавать выразительные образы посредством музыки и игры на музыкальных инструментах с  помощью взрослого или самостоятельно. Проявляет аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

    Овладевший,  необходимыми умениями и

    навыками

    Проявляет себя во всех видах музыкальной  исполнительской деятельности, на праздниках. Музыкально эрудирован. Имеет представление о музыкальных инструментах народов мира. Включается в ритмо – интонационные игры, помогающие почувствоватьвыразительность и ритмичность интонаций.

    А также к концу года у детей предполагается формирование и развитие:

    • навыков коллективной игры в оркестре;
    • навыков пользования инструментами и материалами необходимымидля создания простейших музыкальных инструментов;
    • умения владеть приёмами игры  на различных  музыкальных  инструментах;
    • умения изготавливать простейшие музыкальные инструменты;
    • познавательных, творческих и художественных способностей,

    творческой активности, самостоятельности;

    Динамика формирования интегративного качества «Овладевший   начальными навыками   игры  на  детских  музыкальных  инструментах»

    Дата проведения с 01.05 по 12. 05.

     Кружковцы –дети подготовительной группы.

    Музыкальный руководитель: Дводненко Виктория Владимировна

    Для разработки критериев диагностики опирались на материал образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Т.Н. Девятовой: «Звук- волшебник».

    Фамилия имя ребёнка

    Стартовая диагностика

    Итоговая диагностика

    Итог

    Критерии оценки уровня  развития  навыков  игры  на детских  музыкальных  инструментах.

    Высокий: Воспроизведение сложного ритмического рисунка мелодии на музыкальном  инструменте, умение выполнять динамические оттенки  во время исполнения самостоятельно.

    Средний: Воспроизведение простого ритмического рисунка мелодии с помощью взрослого. Не может во время исполнения  выполнять динамические оттенки.

    Низкий: Не может  воспроизводить  простой ритмический рисунок мелодии (нет мелкой моторики).

    Результаты работы студии отражаются участием детей в утренниках, концертах, городских мероприятиях.

    IV.Тематический план

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Общее количество часов

    В том числе

    Занятия по ознакомлению с материалом

    Занятия по закреплению материала

    Диагностика проводится перед началом обучения,определяет исходный уровень знаний и умений детей.

    1.

    «Где живут звуки?»

    4

    2

    2

    2.

    «Звук живёт в любом предмете»

    6

    2

    4

    3.

    «Звук -волшебник»

    10

    3

    7

    4.

    «Мы весёлые игрушки – озорные погремушки»

    10

    2

    8

    5.

    «Барабан грохочет будто сильный гром»

    2

    1

    1

    6.

    «Колокольчик звонкий – голосочек тонкий»

    5

    1

    4

    7.

    «Инструменты народов разных стран»

    18

    -

    -

    7.1

    Россия

    -

    4

    7

    7.2

    Япония

    -

    1

    2

    7.3

    Испания

    -

    1

    1

    7.3

    Индия

    -

    1

    1

    8.

    Весело звучит оркестр развесёлых инструментов

    4

    1

    3

    9.

    В звуках мир наш отражён

    3

    1

    2

    10.

    Радуга звуков

    2

    1

    1

    Диагностика проводится с целью определения степенидостижения результатов обучения, на материале предварительного контроля

    Всего занятий в неделю

    2

    Всего занятий в год

    64

    21

    43

    Длительность одного занятия- 25 -30 минут.

    Принципы, лежащие в основе программы

    • Принцип  доступности  (простота, соответствие возрастным и

    индивидуальным особенностям);

    • Принцип систематичности и последовательности: постановка или

    корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»  (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

    • Принцип развивающего характера художественного образования,

    целью которого является развитие ребенка;

    • Принцип  наглядности  (иллюстративность, наличие дидактических

    материалов);

    • Принцип  демократичности и гуманизма  (взаимодействие воспитателя

    и дошкольника в социуме, уважение к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей);

    • Принцип  обратной связи  (совместное обсуждение с  дошкольниками

    того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы);

    • Принцип стимулирования (поощрение и вознаграждение);
    • Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
    • Принцип интереса: построение или корректировка программы с

    опорой на интересы детей.

    А также программа:  

    • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

    целей и задач процесса дополнительного образования детей старшего  дошкольного возраста в рамках кружка, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

    • строится с учетом принципа интеграции образовательных видов

    деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

    • предусматривает решение образовательных задач в совместной

    деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

    • предполагает построение дополнительного образовательного процесса

    на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.


    V.Содержание программы (теория и практика)(перспективное планирование)

    Месяц

    Кол-во часов

    Тема занятия

    Программное содержание

    Структура занятия

    Оборудование, литература

    Октябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    4

          6

    10

    8

    2

    3

    17

    5

    3

    «Где живут звуки?»

    «Звук живёт в любом предмете»

    «Звук -волшебник»

    «Мы весёлые игрушки – озорные погремушки»

    «Барабан грохочет, будто сильный гром»

    1.Познакомить детей со звуками окружающей природы. При помощи опыта «музыка или шум» научить определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки.

    1. Слушание: «Часы»(Е.Телечеевой)

    2. Пение: «Часы»(Б.Троцюк)

    3. Муз –но ритм. движения: «Тик -так»

    4. Опыт: «Музыка или шум»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», «Звуки природы»

    2.Закрепить у детей знание звуков природы. Познакомить со звуками улицы, окружающими нас.

    1. Слушание: «Дождик» (Е.Теличеева)

    2. Пение «Дождь» (муз.Ф.Брука, сл.С.сланченко)

    3. . Муз –но ритм. движения: «Марш»(Д.львов – Компанеец)

    4.Дидакт. игра: «Где живут звуки?»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», «Звуки природы»

    3. Закрепить у детей знание звуков природы и улицы. Познакомить со звуками дома, окружающими нас.

    1.Слушание: «Песня жаворонка»

    2.Пение: «Начинаем перепляс»(С.Соснин, П.Синявский)

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», «Звуки природы», «Театральные шумы»

    4. Закрепить у детей знание звуков природы и улицы. При помощи опыта «Почему всё звучит?» подвести дошкольников к пониманию причин возникновения звука: колебания предметов. При помощи опыта «Откуда берётся голос?» подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие о защите органов речи.

    1. Слушание: «Песня жаворонка»

    2. Пение: «Мышка»

    3. Дидакт. игра: «Море»

    4. . Опыты: «Почему всё звучит?», «Откуда берётся голос?»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», «Звуки природы», «Театральные шумы», линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи

    1. Познакомить детей с деревянными звуками.

    1.Слушание: «Часики» (П.Чайковский)

    2. Пение: «Начинаем перепляс»(С.Соснин, П.Синявский)

    3. Муз –но ритм. движения: «Марш»(В.Васильев)

    4. Дидакт. игра: «Где живут звуки?»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», ложки деревянные, ксилофон

    2. Закрепить знания о деревянных звуках.

    Познакомить детей с металлическими звуками.

    1. Слушание: «Дождик» (Е.Теличеева)

    2. . Пение: «Кузнец»(И.Арсеев,С.Маршак)

    3. Муз –но ритм. движения: «Весёлые зайчики» (М.Раухбергер)

    4. Дидакт. игра: «Море»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», ложки деревянные, ксилофон, треугольник, металлические предметы

    3.Продолжить знакомство с металлическими звуками.

    1.Слушание: «Часы бьют»

    2. . Пение: «Кузнец»(И.Арсеев,С.Маршак)

    3. Муз –но ритм. движения: «Весёлые зайчики» (М.Раухбергер)

    4. Дидакт. игра: «Где живут звуки?»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», ложки деревянные, ксилофон, треугольник, металлические предметы, Н.А.Щербакова «От музыки к движению и речи»

    4. Закрепить умение распознавать деревянные, металлические звуки. Познакомить детей со стеклянными звуками.

    1. Слушание: «Песня жаворонка»

    2. . Пение: «Осенний дождик»(Ю.Слонов, В.Малков)

    3. Муз –но ритм. движения: «Марш»(В.Васильев)

    4. Дидакт. игра: «Наше путешествие»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», ложки деревянные, ксилофон, треугольник, металлические предметы, стеклянные предметы

    5. Продолжать знакомство детей со стеклянными звуками.

    1. Слушание: «Песня жаворонка»

    2. Пение: «Начинаем перепляс»

    3. Муз –но ритм. движения: «Тик -так»

    4. Дидакт. игра: «Море»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», ложки деревянные, ксилофон, треугольник, металлические предметы, стеклянные предметы

    6.Закрепить умение распознавать деревянные, металлические и стеклянные звуки. При помощи опыта «Как распространяется звук?» дать понятие о звуковых волнах. При помощи опыта «Где живёт эхо?» подвести к пониманию процесса возникновения эха.

    1. .Слушание: «Эхо в горах»

    2. Пение: «Осенний дождик»(Ю.Слонов, В.Малков)

    3.Опыты: «Как распространяется звук?», «Где живёт эхо?»

    Стеклянная банка, вёдра пластмассовые и металлические, мяч

    1.Закрепить знания детей о немузыкальных звуках: деревянные звуки.

    1.Слушание: «Эхо в горах»

    2. Пение: «Начинаем перепляс»

    3. Муз –но ритм. движения: «Марш»(В.Васильев)

    4. Дидакт. игра: «К нам гости пришли»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», ложки деревянные, ксилофон

    2. Закрепить знания детей о немузыкальных звуках: металлические звуки.

    1.Слушание: «Дождик» (Е.Теличеева)

    2. Пение: «Кузнец»

    3.Муз –но ритм. движения: «Весёлые зайчики»

    4. Дидакт. игра: «Где живут звуки?»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», треугольник, металлические предметы.

    3. Закрепить знания детей о немузыкальных звуках: стеклянные звуки.

    1.Слушание: «Фея Карабас»

    2. Пение: «Осенний  дождик»

    3. Муз –но ритм. движения: «Весёлые зайчики»

    4. . Дидакт. игра: «Где живут звуки?»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», треугольник, металлические предметы, стеклянные предметы

    4.Закрепить распознавание деревянных, металлических, стеклянных звуков. При помощи опыта

    При помощи опыта «Как распространяется звук?» дать понятие о звуковых волнах. При помощи опыта «Где живёт эхо?» подвести к пониманию процесса возникновения эха.

    1.Слушание: «Скучно дома одному»

    2. Пение: «Мышка»

    3. Опыты: «Как распространяется звук?», «Где живёт эхо?»

    Музыкальные инструменты детского оркестра

    5.Познакомить детей со звуками музыки.

    1.Слушание: «Песня жаворонка»

    2. Пение: «Начинаем перепляс»

    Муз –но ритм. движения: «Весёлые зайчики»

    4. Дидакт. игра: «К нам гости пришли»

    Музыкальные инструменты детского оркестра

    6.Продолжать знакомить детей со звуками музыки. При помощи опыта «Как появляется песенка», выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучания от их размера.

    1.Слушание: «Звёздная ночь»

    2. Пение: «Песенка друзей»

    3. Муз –но ритм. движения: «Тик -так»

    4. Дидакт. игра: «Как появляется песенка?»

    Музыкальные инструменты детского оркестра, ритмические карточки, Т.Э.Тютюнникова «Уроки музыки»

    7. Продолжать знакомить детей со звуками музыки.

    1.Слушание: «Звёздная ночь»

    2. Пение: «Песенка друзей»

    3. Муз –но ритм. движения: «Тик -так».

    4. Дидакт. игра: «Наше путешествие»

    8. Продолжать знакомить детей со звуками музыки. При помощи опыта «Почему Мишутка пищал», выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков: зависимость звучания предметов от их размеров.

    1. Слушание: «Песня жаворонка»

    2.Пение: «Что такое Новый год?»

    3.Муз –но ритм. движения: «Тик -так»

    4. Дидакт. игра: «К нам гости пришли»

    Музыкальные инструменты детского оркестра, ритмические карточки, Т.Э.Тютюнникова «Уроки музыки», струны и нити разной толщины

    9.Закрепить у детей знания о немузыкальных и музыкальных звуках

    1. Слушание: «Часы бьют»

    2. Пение: «Что такое Новый год?»

    3. Муз –но ритм. движения: «Марш»(В.Васильев)

    4. Дидакт. игра по выбору

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», «Звуки природы», «Театральные шумы»,

    линека с натянутой нитью, схема строения органов речи

    10. Закрепить у детей знания о немузыкальных и музыкальных звуках

    (концерт)

    1.Слушание: по выбору

    2. Пение: по выбору

    3. Муз –но ритм. движения: по выбору

    4. Дидакт. игра по выбору

    1.Познакомить детей с музыкальным инструментом - погремушкой

    1. Слушание: «Звёздная ночь»

    2. Пение: «Музыкальные игрушки»

    3. Муз –но ритм. движения: «Марш»

    4. Дидакт. игра: «Наше путешествие»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник»,

    2.Продолжать знакомство детей с музыкальным инструментом – погремушкой , его изготовлением.

    При помощи опыта «Коробочка с секретом» выявить причину ослабления звука

    1.Слушание: «Камаринская»

    2. Пение: «Музыкальные игрушки»

    3. Муз –но ритм. движения: «Танец с погремушками»

    4.Дет.муз.инст. – погремушка

    5.Опыт: «Коробочка с секретом»

    Бутылочка изпод шампуня, коробочка, крупа, камушки, бусинки

    3. Продолжать знакомство детей с музыкальным инструментом – погремушкой , его изготовлением, приёмами игры на ней

    1. Слушание: «Камаринская»

    2. Пение: «Что такое Новый год?»

    3. Муз –но ритм. движения: «Танец с погремушками»

    4.Дет.муз.инст. – погремушка

    5.Дидакт. игра: «Найди игрушку»

    Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или с крупами, коробочка с поролоном

    4. Продолжать знакомство детей с музыкальным инструментом – погремушкой , его изготовлением, приёмами игры на ней

    1. Слушание: «Камаринская»

    2. Пение: «Что такое Новый год?»

    3. Муз –но ритм. движения: «Танец с погремушками»

    4.Дет.муз.инст. – погремушка

    5.Дидакт. игра: «Найди игрушку»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», аудиозаписи

    5. Продолжать знакомство детей с музыкальным инструментом – погремушкой, его изготовлением, приёмами игры на ней (удар на сильную долю)

    1.Слушание: «Скучно дома одному»

    2. Пение: «Ой, трещит, трещит мороз»

    3. Муз –но ритм. движения: «Погремушки»

    4.Дет.муз.инст. – погремушка

    5. Дидакт. игра: «Наше путешествие»

    Н.А.Щербакова «От музыки к движению и речи», аудиозапись

    6. Продолжать знакомство детей с музыкальным инструментом – погремушкой , его изготовлением, приёмами игры на ней (удар на сильную долю, пунктирный ритм)

    1.Слушание: «Скучно дома одному»

    2. Пение: «Ой, трещит, трещит мороз»

    3. Муз –но ритм. движения: «Погремушки»

    4.Дет.муз.инст. – погремушка

    5. Дидакт. игра: «Наше путешествие»

    Т.Н.Девятова «Звук -волшебник», аудиозаписи, ритмические цепочки

    7.Закрепить у детей знания принципа изготовления погремушки и приёмов игры на ней

    1. Слушание: «Камаринская»

    2. Пение: «Музыкальные игрушки»

    3. Муз –но ритм. движения: «Танец с погремушками»

    4.Дет.муз.инст. – погремушка

    Т.Э.Тютюнникова «Уроки музыки», ритмические карточки

    8. Закрепить у детей знания принципа изготовления погремушки и приёмов игры на ней. При помощи опыта «Коробочка с секретом» выявить причину ослабления звука

    1. Слушание: «Камаринская»

    2. Пение: «Музыкальные игрушки»

    3. Муз –но ритм. движения: «Танец с погремушками»

    4.Дет.муз.инст. – погремушка

    Т.Э.Тютюнникова «Уроки музыки», ритмические карточки

    1.Познакомить детей с музыкальным инструментом – барабаном. При помощи опыта «Как сделать звук громче?»,выявить причины усиления звука

    1. Слушание: «Марш деревянных солдатиков»

    2. Пение: «Вовин барабан»

    3. Муз –но ритм. движения: «Марш»

    4.Дет.муз.инст. – барабан

    5. Опыт: «Как сделать звук громче?»

    Большая ёмкость с водой, маленькие бумажные кораблики

    «Колокольчик звонкий – голосочек тонкий»

    «Инструменты народов разных стран»

    «Весело звучит оркестр развесёлых инструментов»

    «В звуках мир наш отражён»

    2. При помощи опыта «Почему не слышно?» выявить причину ослабления звука. Закрепить у детей знания принципов изготовления барабана, приёмов игры на нём(удар на сильную долю, пунктирный ритм)

    1. Слушание: «Камаринская»

    2. Пение: «Барабанщик»

    3. Муз –но ритм. движения: «Барабан»

    4.Дет.муз.инст. – барабан

    5. Опыт: «Почему не слышно?»

    Пустые пластиковые банки, плотная бумага, ведёрки

    1.Познакомить детей с музыкальным инструментом – колокольчиком. При помощи опыта «Как быстрее?», выявить особенности передачи звука на расстоянии (звук распространяется через твёрдые и жидкие тела быстрее, чем по воздуху)

    1.Слушание: «Колокольчики»

    2. Пение:«Дили -дили!Бом-бом!»

    3. Муз –но ритм. движения: «Игра с колокольчиками»

    4. Дидакт. игра: «Солнышко и дождик»

    5. Опыт: «Как быстрее»

    Н.А.Щербакова «От музыки к движению и речи», аудиозапись

    2.Продолжить заномство детей с колокольчиком, его изготовлением и приёмами игры на нём (удар на сильную долю)

    1.Слушание: «Бубенчики»

    2. Пение:«Дили -дили!Бом-бом!»

    3. Муз –но ритм. движения: «Игра с колокольчиками»

    4.Дет.муз.инст. – колокольчик

    Пластмассовый стаканчик, металлические крышки, пуговицы

    3.Закрепить у детей знание принципа изготовления колокольчика и игры на нём (удар на сильную долю, пунктирный ритм). При помощи опыта «Передай секрет» выявить особенности передачи звука на расстоянии

    1.Слушание: «Колокольчики»

    2. Пение:«Дили -дили!Бом-бом!»

    3. Муз –но ритм. движения: «Игра с колокольчиками»

    4. Дидакт. игра: «Солнышко и дождик»

    5. Опыт: «Передай секрет»

    Водопроводная длинная труба, два обрезка металлической трубы

    1.Познакомить детей с музыкальными инструментами – музыкальными палочками, коробочкой

    1.Слушание: «Игра в лошадки»

    2. Пение: «Молоточек»(В.Витлин,Е.Ружинцев)

    3. Муз –но ритм. движения: «Маятник»(А.Жилинский)

    4.Дет.муз.инст. – палочки, коробочка

    Маленькая коробочка, цветная бумага, палочки.ИКТ

    2. Познакомить детей с музыкальным инструментом –треугольником, его изготовлением и приёмами игры на нём (удар на сильную долю, пунктирный ритм)

    1.Слушание: «Нянина сказка»

    2. Пение: «Строители»(А.Жилинский, Д.Рункуле)

    3. Муз –но ритм. движения: «Послушные лошадки»(А.Гречанинов)

    4.Дет.муз.инст. – треугольник

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Металлические трубки от металлофона, тесьма.ИКТ

    3. Познакомить детей с музыкальным инструментом – бубном, его изготовлением и приёмами игры на нём (удар на сильную долю, пунктирный ритм)

    1.Слушание: «Полька», М.Глинка

    2. Пение: «Ай-я, жу-жу»

    3. Муз –но ритм. движения: «Бубны»(Г.Фрид)

    4.Дет.муз.инст. – бубен

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Коробки из под конфет, резинки, металличемкиекрышки.ИКТ

    4. Познакомить детей с музыкальным инструментом –гусли, их изготовлением и приёмами игры на них (удар на сильную долю, пунктирный ритм)

    1.Слушание: «Сказочка»

    2. Пение: «Ай-я, жу-жу»

    3. Муз –но ритм. движения: «Ах, ты, берёза»

    4.Дет.муз.инст. – гусли

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Любая коробка, резинки, спичечные коробки.ИКТ

    5. Познакомить детей с музыкальным инструментом – музыкальным молоточком, его изготовлением и приёмами игры на нём (удар на сильную долю, пунктирный ритм)

    1.Слушание: «Игра в лошадки»

    2. Пение: «Молоточек»(В. Витлин,Е.Ружинцев)

    3. Муз –но ритм. движения: «Маятник»(А.Жилинский)

    4.Дет.муз.инст. – музыкальный молоточек

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Пластмассовая бутылочка, деревянная палочка.ИКТ

    6. Познакомить детей с музыкальным инструментом – бубенцами, их изготовлением и приёмами игры на них (удар на сильную долю, пунктирный ритм)

    1.Слушание: «Полька», М.Глинка

    2. Пение: «Ай-я, жу-жу»

    3. Муз –но ритм. движения: «Бубны»(Г.Фрид)

    4.Дет.муз.инст. – бубенцы

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Резинка, кости от счётов или металлические крышечки с отверстиями, ручка от детского ведёрка.

    ИКТ

    7. Познакомить детей с музыкальным инструментом – рубелем, его изготовлением и приёмами игры на нём (удар на сильную долю, пунктирный ритм)

    1.Слушание: «Нянина сказка»

    2. Пение: «Строители»(А.Жилинский, Д.Рункуле)

    3. Муз –но ритм. движения: «Послушные лошадки»(А.Гречанинов)

    4.Дет.муз.инст. – рубель

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Резинка, кости от счётов или металлические крышечки с отверстиями, деревянная палочка.

    ИКТ

    8. Познакомить детей с музыкальным инструментом – колотушкой, его изготовлением и приёмами игры на нём (удар на сильную долю, пунктирный ритм)

    1.Слушание: «Игра в лошадки»

    2. Пение: «Молоточек»(В. Витлин,Е.Ружинцев)

    3. Муз –но ритм. движения: «Где погремушка»(А.Александров)

    4.Дет.муз.инст. – колотушка

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Бутылочка из под жидкого мыла, деревянные пуговицы, нитки.ИКТ

    9.Закрепить у детей знания принципа изготовления всех русских народных инструментов и приёмов игры на них. При помощи опыта «Спичечный телефон», познакомить с простым устройством для передачи звука на расстоянии

    1.Слушание: «Полька», М.Глинка

    2. Пение: «Ай-я, жу-жу»

    3. Муз –но ритм. движения: «Бубны»(Г.Фрид)

    4. Опыты: «Спичечный телефон»

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками

    10. При помощи опыта «Почему комар пищит, а шмель жужжит», выявить причины происхождения низких и высоких звуков(частота звука)

    1.Слушание: «Игра в лошадки»

    2. Пение: «Молоточек»(В. Витлин,Е.Ружинцев)

    3. Муз –но ритм. движения: «Где погремушка»(А.Александров)

    4. Опыты: «Почему комар пищит, а шмель жужжит»

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Пластмассовы расчёски с разной частотой и размером зубьев

    11. Познакомить детей с музыкальным инструментом – «шаркунчиком» (маракасы), его изготовлением и приёмами игры на нём (удар на сильную долю, пунктирный ритм)

    1.Слушание: «Полька», М.Глинка

    2. Пение: «Ай-я, жу-жу»

    3. Муз –но ритм. движения: «Бубны»(Г.Фрид)

    4. Дет.муз.инст. – «шаркунчик»

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Коробочка из под «Киндер сюрприза», крупа.ИКТ

    12.Познакомить детей с музыкальным инструментом – Бамбузи  (Япония), его изготовлением и приёмами игры на нём

    1.Слушание: «Подснежник» (П.Чайковский)

    2. Пение: «Посмотрите, как у нас то в мастерской»

    3. Муз –но ритм. движения: «Добрый мастер»

    4. Дет.муз.инст. – бамбузи

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Деревянная палочка, катушки, карандаши

    13. Закрепить у детей знания принципа изготовления бамбузи и приёмами игры на нём (удар на сильную долю, пунктирный ритм)

    1.Слушание: «Подснежник» (П.Чайковский)

    2. Пение: «Посмотрите, как у нас то в мастерской»

    3. Муз –но ритм. движения: «Добрый мастер»

    4. Дет.муз.инст. – бамбузи

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    ИКТ

    14. Познакомить детей с музыкальным инструментами – кастаньетами, румбой (Испания) их

    изготовлением и приёмами игры на них

    1.Слушание: «Неаполитанская песня»

    2. Пение: «Посмотрите, как у нас то в мастерской»

    3. Муз –но ритм. движения: «Цирковые лошадки»

    4. Дет.муз.инст. – кастаньеты, румба

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Две большие пуговицы, металлические крышечки с отверстиями по середине, деревянная палочка.

    ИКТ

    15. Закрепить у детей знания принципа изготовления кастаньет и румбы и  приёмов игры на них.

    1.Слушание: «Баба - Яга»

    2. Пение: « Милая мама»

    3. Муз –но ритм. движения: «Стукалка»

    4. Дидакт.игра «Определи по ритму»

    16. Познакомить детей с музыкальным инструментом – индийским барабаном, его изготовлением и приёмами игры на нём

    1.Слушание: «Подснежник» (П.Чайковский)

    2. Пение: «Посмотрите, как у нас то в мастерской»

    3. Муз –но ритм. движения: «Добрый мастер»

    4. Дет.муз.инст. – индийский барабан

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Прозрачная баночка, деревянная палочка, пуговицы, бусинка

    17. Закрепить у детей знания принципа изготовления индийского барабана и приёмами игры на нём (удар на сильную долю, пунктирный ритм)

    1.Слушание: «Старинная французская песня»

    2. Пение: «Посмотрите, как у нас то в мастерской»

    3. Муз –но ритм. движения: «Верхом на лошадке»

    4. Дет.муз.инст. – индийский барабан

    5. Дидакт.игра «Определи инструмент»

    Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», аудиозапись, нотное приложение, ИКТ

    1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – скрипкой и гитарой

    2.Продолжить знакомство с музыкальными инструментами, их изготовлением и приёмами игры на них

    3. Закрепить у детей знания о музыкальных инструментах скрипке и гитаре и приёмах игры на них

    4. Познакомить детей с музыкальными  инструментами металлофоном и ксилофоном, их изготовлением и приёмами игры на них

    5. Закрепить у детей знания о музыкальных инструментах металлофоне и ксилофоне  и приёмах игры на них

    1.Познакомить детей с музыкальными инструментами для озвучивания сказок и стихов – «Квакушкой», «Хлопушкой», с секретом их изготовления

    2. Познакомить детей с музыкальными инструментами для озвучивания сказок и стихов – «Скрепунчик», «Ветерок» с секретом их изготовления

    3. Закрепить у детей знания о музыкальных инструментах для озвучивания сказок

    1.Повторить названия и закрепить навыки игры на каком – либо музыкальном инструменте

    2.Повторить название и закрепить навыки игры на каком – либо музыкальном инструменте. При помощи опыта «Почему мышонок не услышал щуку?», выявить причины разного восприятия звуков человеком и животным

    3. Повторить название и закрепить навыки игры на каком – либо музыкальном инструменте.

    4. Повторить название и закрепить навыки игры на каком – либо музыкальном инструменте. С помощью опыта «Как слышат летучие мыши?» выявить возможности измерения расстояния с помощью звука

    5. Повторить название и закрепить навыки игры на каком – либо музыкальном инструменте

    6.Повторить названия и закрепить навыки игры на музыкальных инструментах (концерт)

    1.Слушание: «Сладкая грёза»

    2. Пение: «Весёлый музыкант»(А.Филиппенко, В.Волгин)

    3. Муз –но ритм. движения: «Дружный оркестр»(М.Завалишная, Л.Реви)

    4. Дидакт.игра « Любимые песни»

    1.Слушание: «Сладкая грёза»

    2. Пение: «Слон и скрипочка»(В.Кикта, А.Татаринов)

    3. Муз –но ритм. движения: «Дружный оркестр»

    4. Муз.инструменты – скрипка, гитара

    1.Слушание: «Сладкая грёза»

    2. Пение: «Весёлый музыкант»(А.Филиппенко, В.Волгин)

    3. Муз –но ритм. движения: «Дружный оркестр»(М.Завалишная, Л.Реви)

    4. Дидакт.игра « Любимые песни»

    1.Слушание: «Белые ночи»

    2. Пение: «Весёлый дожлик»(В.Витлин,П.Каганова)

    3. Муз –но ритм. движения: «Танец капелек»(Е.Гамонова)

    4. Муз.инструменты – металлофон, ксилофон

    5. Дидакт. игра «Музыкальные загадки»

    1.Слушание: «Белые ночи»

    2. Пение: «Весёлый дожлик»(В.Витлин,П.Каганова)

    3. Муз –но ритм. движения: «Танец капелек»(Е.Гамонова)

    4. Муз.инструменты – металлофон, ксилофон

    5. Дидакт. игра «Музыкальные загадки»

    1. Слушание: «Пой весна»(И.Ельчеева, П.Тычина)

    2.Пение: «Лягушка»(В.Ребиков, Н.Некрасов)

    3. Муз –но ритм. движения: «Дружный оркестр»

    4. Муз.инструменты – квакушка

    5. Дидакт. игра «Кто как идёт»

    6.Сказка «Гуси -лебеди»

    1.Слушание: «Лягушонок»(Н.Парцхаладзе, М.Ляцковский)

    2.Пение: «Лошадка»(Е.Теличеева, Н.Френкель)

    3. Муз –но ритм. движения: «Дружный оркестр»

    4. Дидакт. игра: «Повтори звуки»

    5.Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

    1.Слушание: «На лошадке»(Р,Бойко)

    2.Пение: «Лошадка»(Е.Теличеева, Н.Френкель)

    3. Муз –но ритм. движения: «Дружный оркестр»

    4. Дидакт. игра: «Повтори звуки»

    5.Сказка «Заяц – хвастун

    1.Слушание: «Музыкант»(Е.Зарицкий)

    2.Пение «Игра в дирижёра»(А.Фаттах, В.Симернин)

    3. Муз –но ритм. движения: по желанию детей

    4. Муз.инструменты – изготовление по желанию детей

    5. Дидакт. игра «Наш оркестр»

    6. Сказка «Три поросёнка»

    1.Слушание:«Музыкант»(Е.Зарицкий)

    2.Пение «Игра в дирижёра»(А.Фаттах, В.Симернин)

    3. Муз –но ритм. движения: по желанию детей

    4. Муз.инструменты – изготовление по желанию детей

    6. Опыт: «Почему мышонок не услышал щуку?»

    1. Слушание: «Музыкант - турист»(Ю.Чичков,И.Беляков)

    2. Пение: «Ручеёк»(Е.Теличеева, А.Шлыгин)

    3. Муз –но ритм. движения: по желанию детей

    4. Муз.инструменты – изготовление по желанию детей

    5. Дидакт. игра: «Музыкальная шкатулка»

    1. Слушание: «Музыкант - турист»(Ю.Чичков,И.Беляков)

    2. Пение: «Ручеёк»(Е.Теличеева, А.Шлыгин)

    3. Муз –но ритм. движения: по желанию детей

    4. Муз.инструменты – изготовление по желанию детей

    5. Дидакт. игра: «Музыкальная шкатулка»

    6.Опыт: «Как слышат летучие мыши?»

    1.Слушание: «Дождик»(Р.Бойко, З.Александрова)

    2. Пение: «Ручеёк»(Е.Теличеева, А.Шлыгин)

    3. Муз –но ритм. движения: по желанию детей

    4. Муз.инструменты – изготовление по желанию детей

    5. Дидакт. игра: «Музыкальная шкатулка»

    6.Сказка «Смоляной бочок»

    Всё по  желанию детей

    Бутылочка из под шампуня, палочка, резинка. ИКТ

    Бутылочка из под шампуня, палочка, резинка. ИКТ

    Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», аудиозапись, нотное приложение, ИКТ

    Детская пластмассовая вешалка, крепкие нитки и любые металлические предметы, деревянные предметы

    Одноразовый пластмассовый стаканчик

    Пластмассовый стаканчик, леска, деревянная палочка. Бутылочка изпод шампуня, трубочки от металлофона, металлические крышечки

    Т.Э.Тютюнникова «Уроки музыки»

    Самодельные музыкальные игрушки инструменты. Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!»

    Очень тонкая и плотная бумага, иллюстрация к «Сказке о глупом мышонке»

    Самодельные музыкальные игрушки инструменты. Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!»

    Изображения летучих мышей, подводной лодки, корабля, мяч, ёмкость с водой

    Самодельные музыкальные игрушки инструменты. Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!»

    Самодельные музыкальные игрушки инструменты. Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!»

    2.Продолжить знакомство с музыкальными инструментами, их изготовлением и приёмами игры на них

    1.Слушание: «Сладкая грёза»

    2. Пение: «Слон и скрипочка»(В.Кикта, А.Татаринов)

    3. Муз –но ритм. движения: «Дружный оркестр»

    4. Муз.инструменты – скрипка, гитар

    ксилофон

    Бутылочка из под шампуня, палочка, резинка. ИКТ

    3. Закрепить у детей знания о музыкальных инструментах скрипке и гитаре и приёмах игры на них

    1.Слушание: «Сладкая грёза»

    2. Пение: «Весёлый музыкант»(А.Филиппенко, В.Волгин)

    3. Муз –но ритм. движения: «Дружный оркестр»(М.Завалишная, Л.Реви)

    4. Дидакт.игра « Любимые песни»

    Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», аудиозапись, нотное приложение ИКТ.

    нотное приложение, ИКТ

    4. Познакомить детей с музыкальными  инструментами металлофоном и ксилофоном, их изготовлением и приёмами игры на них

    1.Слушание: «Белые ночи»

    2. Пение: «Весёлый дожлик»(В.Витлин,П.Каганова)

    3. Муз –но ритм. движения: «Танец капелек»(Е.Гамонова)

    4. Муз.инструменты – металлофон, ксилофон.

    Детская пластмассовая вешалка, крепкие нитки и любые металлические деревянные

    предметы.

    Предметы

    5. Закрепить у детей знания о музыкальных инструментах металлофоне и ксилофоне  и приёмах игры на них

    1.Слушание: «Белые ночи»

    2. Пение: «Весёлый дожлик»(В.Витлин,П.Каганова)

    3. Муз –но ритм. движения: «Танец капелек»(Е.Гамонова)

    4. Муз.инструменты – металлофон, ксилофон.

    узыкальные загадки»

    Детская пластмассовая вешалка, крепкие нитки и любые металлические деревянные предметы.

    1.Познакомить детей с музыкальными инструментами для озвучивания сказок и стихов – «Квакушкой», «Хлопушкой», с секретом их изготовления

    1. Слушание: «Пой весна»(И.Ельчеева, П.Тычина)

    2.Пение: «Лягушка»(В.Ребиков, Н.Некрасов)

    3. Муз –но ритм. движения: «Дружный оркестр»

    4. Муз.инструменты – квакушка

    5. Дидакт. игра «Кто как идёт»

    6.Сказка «Гуси -лебеди»

    Одноразовый пластмассовый стаканчик

    2. Познакомить детей с музыкальными инструментами для озвучивания сказок и стихов – «Скрепунчик», «Ветерок» с секретом их изготовления

    1.Слушание: «Лягушонок»(Н.Парцхаладзе, М.Ляцковский)

    2.Пение: «Лошадка»(Е.Теличеева, Н.Френкель)

    3. Муз –но ритм. движения: «Дружный оркестр»

    4. Дидакт. игра: «Повтори звуки»

    5.Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

    Пластмассовый стаканчик, леска, деревянная палочка. Бутылочка изпод шампуня, трубочки от металлофона, металлические крышечки

    3. Закрепить у детей знания о музыкальных инструментах для озвучивания сказок

    1.Слушание: «На лошадке»(Р,Бойко)

    2.Пение: «Лошадка»(Е.Теличеева, Н.Френкель)

    3. Муз –но ритм. движения: «Дружный оркестр»

    4. Дидакт. игра: «Повтори звуки»

    5.Сказка «Заяц – хвастун»

    Т.Э.Тютюнникова «Уроки музыки»

    6

    «Радуга звуков»

    1.Повторить названия и закрепить навыки игры на каком – либо музыкальном инструменте

    1.Слушание: «Музыкант»(Е.Зарицкий)

    2.Пение «Игра в дирижёра»(А.Фаттах, В.Симернин)

    3. Муз –но ритм. движения: по желанию детей

    4. Муз.инструменты – изготовление по желанию детей

    5. Дидакт. игра «Наш оркестр»

    6. Сказка «Три поросёнка»

    Самодельные музыкальные игрушки инструменты. Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!»

    2.Повторить название и закрепить навыки игры на каком – либо музыкальном инструменте. При помощи опыта «Почему мышонок не услышал щуку?», выявить причины разного восприятия звуков человеком и животным

    1.Слушание:«Музыкант»(Е.Зарицкий)

    2.Пение «Игра в дирижёра»(А.Фаттах, В.Симернин)

    3. Муз –но ритм. движения: по желанию детей

    4. Муз.инструменты – изготовление по желанию детей

    6. Опыт: «Почему мышонок не услышал щуку?»

    Очень тонкая и плотная бумага, иллюстрация к «Сказке о глупом мышонке»

    3. Повторить название и закрепить навыки игры на каком – либо музыкальном инструменте.

    1. Слушание: «Музыкант - турист»(Ю.Чичков,И.Беляков)

    2. Пение: «Ручеёк»(Е.Теличеева, А.Шлыгин)

    3. Муз –но ритм. движения: по желанию детей

    4. Муз.инструменты – изготовление по желанию детей

    5. Дидакт. игра: «Музыкальная шкатулка»

    Самодельные музыкальные игрушки инструменты. Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!»

    4. Повторить название и закрепить навыки игры на каком – либо музыкальном инструменте. С помощью опыта «Как слышат летучие мыши?» выявить возможности измерения расстояния с помощью звука

    1. Слушание: «Музыкант - турист»(Ю.Чичков,И.Беляков)

    2. Пение: «Ручеёк»(Е.Теличеева, А.Шлыгин)

    3. Муз –но ритм. движения: по желанию детей

    4. Муз.инструменты – изготовление по желанию детей

    5. Дидакт. игра: «Музыкальная шкатулка»

    6.Опыт: «Как слышат летучие мыши?»

    Изображения летучих мышей, подводной лодки, корабля, мяч, ёмкость с водой

    5. Повторить название и закрепить навыки игры на каком – либо музыкальном инструменте

    1.Слушание: «Дождик»(Р.Бойко, З.Александрова)

    2. Пение: «Ручеёк»(Е.Теличеева, А.Шлыгин)

    3. Муз –но ритм. движения: по желанию детей

    4. Муз.инструменты – изготовление по желанию детей

    5. Дидакт. игра: «Музыкальная шкатулка»

    6.Сказка «Смоляной бочок»

    Самодельные музыкальные игрушки инструменты. Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!»

    6.Повторить названия и закрепить навыки игры на музыкальных инструментах (концерт)

    Всё по  желанию детей

    Самодельные музыкальные игрушки инструменты. Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!»


    VI. Методическое обеспечение программы

    «Звук - волшебник»

    Для успешной реализации данной программы используются современные методы  и приёмы занятий, которые помогают сформировать у  детей старшего дошкольного  возраста  устойчивый интерес к данному виду деятельности:

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

    • фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
    • коллективный - организация работы в группах;

    Методы организации деятельности детей:

    • словесные (беседа, познавательный рассказ, художественное слово, обсуждение результатов, поощрение);
    • наглядные ( показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, музыкальных игрушек - самоделок, схем, работа по образцу и др);
    • практические (конкретные задания и упражнения,  сотворчество (спедагогом, сверстниками));
    • игровые (создание игровых,  творческихи поисковых ситуаций).

    Методы создания положительной мотивации  детей старшего  дошкольного возраста:

    • эмоциональные: ситуации     успеха,      поощрение     и   порицание,познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.

    Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя музыкальному руководителю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

    VII. Реализация программы «Звук- волшебник»

    Объект управления

    Целостный процесс практико-

    ориентировочного обучения детей

    Цель обучения

    создание условий для формирования практических умений игры  в детском оркестре  и развитие у детей  старшего  дошкольного возраста художественно - творческих способностей средствами музыки.

    Стиль руководства

    Личностно-ориентированный с доминированием организационной и стимулирующей функции

    Мотивационно-

    смысловые позиции

    Педагога

    Открытость;

    диалог;

    содействие;

    сотрудничество;

    обеспечение условий решения проблем ребенка.

    Обучаемых

    желание заниматься в

    кружке;

    видеть и восхищаться

    результатами своего труда

    Характер организации образовательной деятельности

    Превалирование продуктивных, творческих заданий на основе осознания ребенком личностного смысла образовательной деятельности

    Характер и формы педагогического взаимодействия и отношения

    Субъект – субъективные отношения, партнерское взаимодействие в разработке и достижении цели (с детьми: игровые занятия, занятия – путешествия, развлечения).

    С родителями: организации выступлений на утренниках, концерты.

    Контроль и оценка

    Ориентация на личностную мотивированность и эстетическую ценность результатов образовательного процесса, диагностика развития детей, само- и взаимоконтроль.

    VIII.Стандарт качества услуг по предоставлению платного дополнительного образования по  художественно-эстетической

    направленности программы  «Звук- волшебник»

    1. Требования к организации:
    • Лицензия: серия А № 0000254, регистрационный номер №1216,

    срокидействия от 27.02.2012 – бессрочно;

    • Свидетельство о государственной аккредитации серия 2А

    №072164,регистрационный номер №35, сроки действия от 30.03.2006 г. – бессрочно;

    • Заключение о соответствии объекта защиты обязательным

    требованиемпожарной безопасности, от 30.03.2006г.

    • Санитарно-эпидемилогическое заключение  №75.

    КЦ.04000.М.000001.01.В от 14.01.13 года.

    1.2 Требования к регламентации собственной деятельности организации:

    • Положение о платных дополнительных услугах ДОУ;
    • Должностная инструкция руководителя кружка «Звук –

    волшебник»;

    • Модифицированная программа по дополнительному

    образованиюхудожественно – эстетического кружка «Звук - волшебник»;

    • Договор между ДОУ и родителями на оказание платных

    дополнительных услуг.

    1.3 Требования к помещению, в котором оказывают услуги:

    • Кружок «Звук - волшебник» проводится непосредственно в
    • Музыкальном зале, площадью 124кв.м.

    1.4 Требования к режиму работы:

    Занятия по дополнительному образованию (кружок) для детей старшего возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят для детей 6 – 7 лет жизни, два раза в неделю, продолжительностью 30 минут, количество детей в группе 15 человек.

    Во время организации образовательного процесса соблюдается режим,

    нормы и правила охраны жизни и здоровья детей (инструкция №12«По охране труда для музыкального руководителя»).

    1.5 Требования к взаимодействию:

    • Общие родительские собрания на тему «Организация работы по

    дополнительному образованию в ДОУ»;

    • Беседы;
    • Консультации для родителей и педагогов ДОУ.

    1.6 Требования по представлению информации:

    Правила поведения и обучения детей выполнения согласно:

    • «Инструкции по организации охраны жизни и здоровья в детском

    саду и на детской площадке»

    • Приказа по ДОУ  «Об усилении мер по обеспечению безопасной

    жизнии здоровья в образовательном учреждении от  11.09.14 года;

    • Модифицированная программа «Пластилиновое чудо»;
    • Права ребенка, защищенные договором между ДОУ и

    родителями наоказание платных услуг;

    • Информация о посещении и датах пропуска занятий проводится

    черезжурнал посещений;

    • Информация о результатах доводится  до сведения родителей и

    детей через выступления на утренниках, концертах:

    • родительские уголки;
    • родительские собрания;
    • ширмы-раскладушки.

    Образование: высшее, педагогический стаж в данном учреждении 2 года.

    1.7 Требования к представлению сопутствующих услуг:

    При отсутствии педагога взаимозаменяемость осуществляет

    музыкальный руководитель по собственному желанию;

    Требования к оборудованию:оборудование для занятий соответствует

    росту и возрасту детей, учитывая гигиенические и педагогические требования.СанПиН 2.4.3049.

    IX. Материально – техническое обеспечение

    №п/п

    Материально – техническое оснащение

    Кол - во

    1.

    Музыкальный центр

    1 шт.

    2.

    Синтезатор

    1 шт.

    3.

    СD  диски на различные виды деятельности

    25 шт.

    4.

    Музыкальные инструменты:

    1.ритмические палочки

    2.бубны

    3.маракасы

    4.колокольчики

    5.металлофоны

    6. бубенцы

    7.барабаны

    8.ложки деревянные

    9.трещётки

    10.кастаньета

    11.рубель

    12. дудочки

    13.хлопушка

    14.погремушка

    30 шт.

    10 шт.

    10 шт.

    30 шт.

    6 шт.

    8 шт.

    4 шт.

    30 шт.

    2 шт.

    3 шт.

    1 шт.

    3 шт.

    1 шт.

    10 шт.

    5.

    Наглядно – дидактическое пособие «Музыкальные инструменты»

    2 шт.

    X. Список  литературы:

    1. Девятова Т.Н. Звук – волшебник / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.-208с.
    2. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Книга для воспитателя и музыкального руководителядет. Сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. -159с., ил.,нот. – ISBN 5-09-001139-7
    3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки : Система обучения Карла Орфа./тТ.Э.Тютюнникова.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-94с. ISBN 5-17-0116 42-х
    4. Щербакова Н.A. От музыки к движению и речи. Пособие для музыкальных руководителей специализированных дошкольных образовательных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.-48с.(опыт работы педагога.) ISBN 5 – 296 – 000205 - 9


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

    Дополнительная общеразвивающая программа музыкальной студии "Домисолька"

    По виду данная программа является модифицированной, она сформирована на основе программ:Программа художественно-эстетического развития «Росинка», авторы Л.В. Куцакова, С. И. Мерзлякова.Программа «Музы...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

    Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

    "Музыкальный календарь" - конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе по вокалу "Музыкальные бусинки"

    конспект занятия по дополнительной общеразвивающей услуге по вокалу "Музыкальные бусинки"...

    Дополнительная общеразвивающая программа «Капельки» по обучению игре на детских музыкальных инструментах для детей 6-7 лет

    Дополнительная общеразвивающая программа «Капельки» по обучению игре на детских музыкальных инструментах для детей 6-7 лет. В программе представлено перспективное планирование, у...

    Дополнительная общеразвивающая программа «Капельки» по обучению игре на детских музыкальных инструментах для детей 4-5 лет

    Программа состоит из 5 разделов, включающая в себя увлекательные беседы о музыкальных инструментах, подготовительные игры для игры на инструменте, дидактический материал на развитие чувства ритма, дин...

    Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5-6 лет «В стране музыкальных инструментов»

    Данная программа способствует более успешной реализации основной программы дошкольного учреждения и направлена на  расширение познаний дошкольников о музыкальных инструментах, истории их создания...