Дидактические игры в коррекционной работе .
консультация по музыке на тему

Практический матерьял для работы с дошкольниками .

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально дидактические игры

и упражнения

в коррекционной работе

Можно варьировать плавность подъема и спуска. Дети с удовольствием

сопровождают вокализацию соответствующим движением руки.

Для развития звуковысотного слуха

полезна игра

«Великан и маленький

человечек»

.

Встретились два человека: один большой с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот – отвечать ему тоненько, нежно.

– Где ты живешь? – прогремел великан.

– В цветке ландыша, – нежно прозвенело в ответ.

– С кем ты дружишь? – снова раздался

громовой голос.

– С Дюймовочкой...

Этот диалог можно продолжить, но

ребенок должен помнить, что великан

всегда говорит низким голосом, а маленький человечек – высоким.

Игры и упражнения,развивающие динамический слух

Динамический слух

– это восприятие громкости и силы звучания музыки. Как правило, дети легко различают (и воспроизводят) громкие и тихие звуки, но более тонкие градации – такие, как «очень тихо – тихо», «гром

ко – очень громко» и т.п. – нередко

вызывают затруднения. Преодолеть

их поможет, например,

игра
сказка

«Про кота»

:

Жил кот Василий.

Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

ГРОМКО, настойчиво кушать просил,

Очень ТИХО всегда он ходил.

Да ЧУТЬ  ПОТИШЕ  на печке храпел –

Вот вам и все, что он делать умел...*

Всегда  интересна  детям

игра «Громко – тихо запоем»

. Ребенок водящий

находит спрятанную игрушку, руководствуясь громкостью звучания песни, которую могут петь все участники или

один из игроков.

Игра «Колобок»

проводится аналогично, только для нее используются

фигурки плоскостного театра. Колобка

прячут за одну из них, а водящему

дается указка.

Игры и упражнения,

развивающий тембровый слух

Тембр – один из признаков музыкального звука (наряду с высо

той, длительностью, громкостью); это

окраска звука.

При восприятии  тембра обычно возникают различные ассоциации: тембровое качество звука обычно сравнивают со зрительными (звуки блестящие,

матовые),  осязательными  (звуки острые, мягкие) и другими ощущениями.

Подобного рода ассоциации очень полезны при развитии тембрового слуха.

Существует множество способов  для

повышения чуткости к тембру звука.

Один из самых интересных –

игры

упражнения с самодельными погремушками

из непрозрачного материала с разными наполнителями (горохом,

крупами, мелкими деревянными или

металлическими предметами и т.п.).Детям предлагаются следующие задания:

1) каждый ребенок слушает, как

звучит его погремушка, и находит себе

пару – того, чья погремушка звучит

так же;

2) прислушиваясь к звучанию своей погремушки, дети делятся на три (или

более) подгруппы;

3) один ребенок распределяет погремушки на некоторое количество под-

групп, а остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

Самодельные погремушки из ткани (мешочки) Т. Боровик называет «шур-шунчиками». С ними можно выполнить такие задания:

1) педагог рассказывает и показывает детям, какой наполнитель находится внутри у « шуршунчиков » .

ЛИЧНОСТЬ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. РАЗВИТИЕ

 Здесь приводится лишь фрагмент сказки. Полностью с ней можно познакомиться в пособии М. Михайловой [4, с. 21–22].

дети определяют это сами – с подсказ

кой педагога). Затем озвучивается

один из «шуршунчиков». Дети должны ответить, что звучит: горох, деревянные брусочки и т.п.;

2) у детей на подносиках лежат разные наполнители. Педагог шуршит мешочком, дети выбирают и показывают

нужные наполнители.

Можно предложить детям известную

игру «Слушаем тишину»

или дать

им послушать запись театральных шумов и отгадать, что происходит.

Игры и упражнения, развивающие чувство ритма

Развитое

чувство ритма

делает возможным восприятие временной природы музыки. Как известно, человек может воспринимать ритм и неосознанно(в силу его особого воздействия на организм). Но для того, чтобы осознать

выразительные свойства музыкального ритма, адекватно оценить ритмическую сторону музыкального произведения, необходима систематическая работа.

Один из самых распространенных

в современной музыкальной педагогической практике приемов –

игра на самодельных  шумовых и ударных инструментах

 В младшем возрасте, с помощью этих погремушек , дети учатся передавать пульс (метрическую пульсацию несложной музыкальной

пьесы). Можно немного усложнить

задание, попросив детей отразить и динамические нюансы.

В старшем возрасте дети учатся передавать определенный ритмический

рисунок. В этом отношении интересна

игра упражнение «Перекличка»

Педагог задает определенный рит

мический рисунок, предварительно

разделив детей на несколько подгрупп.

Каждой подгруппе раздаются либо шу

мовые инструменты с разными напол

нителями, либо ударные. Подгруппы

детей поочередно повторяют заданный

ритмический рисунок. Вначале рису

нок дается простой, а затем постепенно

усложняется. Также можно пред

ложить детям сочинить собственный

ритмический рисунок или целую рит

мическую пьесу.

Для развития чувства ритма можно

использовать и

«танцующие тряпоч

ки»

(разного цвета и формы лоскутки,

к которым прикреплены 2 веревочки

для манипулирования «танцорами»

как кукламимарионетками). Игра с

«танцующими тряпочками» развивает

не только чувство ритма, но и мотори

ку рук, координацию движений, твор

ческое воображение.

В младшей группе

дети учатся

управлять тряпочками, стоя на месте.

«Танцоры»:

1) бегут;

2) прыгают на одной «ноге», на дру

гой;

3) перепрыгивают с «ноги» на «но

гу»;

4) прыгают на двух «ногах» (на мес

те, в стороны, от себя, к себе, вокруг

себя);

5) вышагивают – одна «нога» впе

ред, другая назад.

В средней группе

дети учатся управ

лять тряпочками в движении. Звучит

музыка изобразительного характера,

лоскутки в руках детей превращаются

то в зайчиков, то в курочек, то в драч

ливых петушков.

В старшей группе

тряпочки уже

танцуют вальс и польку, передавая

движениями характер музыки.

В подготовительной группе

во вре

мя звучания музыки дети самостоя

тельно меняют движения, реагируя на

смену отдельных фрагментов произве

дения.

Для развития чувства ритма очень

полезны

речевые игры

. Одна из самых

интересных –

«Весенняя телеграмма»

на стихи В. Суслова. Дети с помощью

двух деревянных палочек передают

«морзянку», которую отстукивает

дятел:

Дятел сел на толстый сук –

Тук да тук.

Всем друзьям своим на юг –

Тук да тук.

Телеграммы срочно шлет –

Тукитукитук,

Что весна уже идет,

Тукитукитук,

Что растаял снег вокруг,

Тукитук, тукитук,

Что подснежники вокруг

Тукитук, тукитук.

Дятел зиму зимовал –

Тук да тук,

В жарких странах не бывал –

Тук да тук.

И понятно почему

Скучно дятлу одному.

Игры и упражнения,развивающие слуховое внимание.

Слуховое внимание, строго говоря,

не является специфической музыкальной способностью. Но оно интенсивно

развивается в ходе музыкально ориентированных игр и упражнений, поскольку слуховые ощущения первичны в данном виде искусства.

Для развития слухового внимания

можно использовать следующие игры

и упражнения.

«Бубен и погремушка»

. Под звуки

погремушки дети легко бегают на носочках. На резкий удар бубна каждый

должен присесть. Тех, кто замешкался

или не успел выполнить задание,

«штрафуют» или они выбывают из

игры.

«Услышь сигнал»

. Дети двигаются

под звучание любого марша бодрым

энергичным шагом. Затем на команду

«Зайчики!» дети должны легкими

прыжками изобразить зайчиков; «Ло

шадки!» – ударять «копытцами» об

пол; «Раки!» – пятиться назад;

«Аист!» – стоять на одной ноге и т.п.

«Будь внимателен»

(пение цепочкой ). Для этого задания используется

хорошо знакомая детям песня –  например, «В траве сидел кузнечик». Нужно

вовремя вступить и пропеть свою

фразу.

Игры и упражнения

комплексного типа

К этой группе можно отнести те игры и упражнения, которые активизируют сразу несколько музыкальных способностей. Например, в игре

с самодельными куклами задействованы тембровый слух, чувство ритма,

а также способность к участию в диалге, что очень важно для детей с речевы

ми нарушениями. Куклы изготавливаются из коробочек разной величины

с разными наполнителями.

К коробочкам прикрепляются ручки и ножки из шнурков

с пластиковыми пробочками

на концах.

Так получаются «папа», «мама»,

«сынок» и «дочка». Варианты игры с

куклами могут быть различными:

1) куклы ведут с детьми и между

собой небольшие диалоги;

2) куклы танцуют, выстукивая

ножками различные  ритмические

рисунки;

3) дети угадывают, чей  звучит голо

сок (за ширмой пошуметь наполнителем );

4) повторить ритмический рисунок,

который простучал «папа», и т.п.

В

игре «Имена»

задействована способность детей к восприятию и переда

че различных динамических нюансов,

5

На этапе постановки звуков важно работать над усиленным дыханием, выработкой воздушной струи. Помогает игра «ЗАВЕДЕМ МОТОРЫ У САМОЛЕТОВ». Дети-летчики «летают» под разный характер музыки. При закреплении звука в слове ребята выстраивают слово из звуков, пропевают его, на свистящие – приседают, на шипящие – поднимают руки вверх.  На этапе автоматизации звука в предложении, тексте детям предлагалось логоритмическое упражнение ПАРОВОЗ: идет быстрей, стук колес сильней, тише, стук колес не слышен. При этом внимание уделялось дифференциации звуков «ч», «щ».

Закреплять звуки можно посредством обогащения словарного запаса, расширения семантического поля.

Например, звук «ж» есть в слове «медвежата». Дети подбирают слова, отвечая на вопрос: «Какие бывают медвежата?» (доброжелательные, неуклюжие, жадные и т.п.).

Одновременно можно проводить фонопедические упражнения для активизации мягкого неба, задних стенок глотки, развития голоса, интонации «Позеваем, похохочем, поноем, порычим», развивающие мимику и оральный праксис. Ребенок может изобразить неуклюжего медвежонка, показать, как он напрягает и расслабляет лапы, ужинает и т.д. В процессе дифференциации звука активно развивается фонематический слух. При составлении предложений со звуками «р», «л» дети прохлопывают в ладоши:

- Вот свекла, а вот морковка, сделаем салатик быстро мы.

Звуки «в» и «л» можно обыграть, используя мяч:

- Мячик вниз, мячик вниз (произносят быстро, отрывисто) и по полу покатись (поют, тянут, пока катится мяч).

Ритмическая структура речи формируется через развитие понимания слоговой структуры слова. Мы использовали упражнения по обучению грамоте, среди них игру ВОЛШЕБНЫЙ ПЕРЕХОД. Дети выстраивали дорожки из слов, прыгая по слогам, разложенным на полу, или пропевали чистоговорку:

- Ги, Ки, Хи – ходят гуси и быки.

Выполняя звуковой анализ слова «птицы», ребята пропевали его, играли в музыкальную игру с шапочками, пели птичью песню «Чив-щив».

Игра на музыкальных инструментах позволяет лучше воспринимать и воспроизводить стихи, рифмованные чистоговорки. В ходе проведения фронтальных занятий идет работа над правильным произношением через формирование коммуникативных умений и навыков. Одновременно продолжается развитие лексико-грамматической структуры речи. Чтобы выполнить дидактическое игровое упражнение ЧТО БЫСТРЕЕ, ЯРЧЕ, ЛЕГЧЕ детям нужно подбирать слова о предметах: от самого быстрого до медленного и т.д. Затем изобразить их, соотнося с характером звучащей музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические подвижные игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происх...

Дидактическая игра в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ

Перед специалистом стоит вопрос – как организовать коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими трудности в развитии. Зачастую такие дети не проявляют желания активно действовать, их познаватель...

«Дидактическая игра в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ»

laquo;Психолого-педагогические аспекты организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»«Дидактическая играв коррекционной работе педагога-психолога ДОУ» Введение ФГ...

Дидактические игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с спользование технологии ТРИЗ.

В данной статье раскрываются особенности применения авторских пособий в логопедической практике с учётом использования инновационных технологий, в частности, системы ТРИЗ в работе с детьми с наруше...

Тема: «Дидактические игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством песочного стола-планшета»

Тема «Дидактические  игры в  коррекционной  работе с детьми  старшего дошкольного возраста посредством  песочного  стола-планшета»...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЕЙ С ОВЗ

Развитие сенсорно – моторной сферы, навыков коммуникативного и социального поведения, игровой и изобразительной деятельности.            Пособие содержит дидактичес...

"Дидактические игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ"

Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами для обучения и воспитания детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Кроме решения конкретных обучающих задач, они имеют во...