Использование танцевально-математических считалок в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по музыке (подготовительная группа) на тему

Вайновская Ольга Васильевна

Мастер-класс по хореографии на городском семинаре по личностно-ориентированному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс по хореографии18.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по хореографии

на городском семинаре

по личностно-ориентированному обучению

- Здравствуйте, коллеги!

Вашему вниманию я представляю опыт работы по

         Использование танцевально-математических считалок

         в развитии музыкально-ритмических способностей детей

                    старшего дошкольного возраста.

 Танец присутствует в жизни человека с самых древних веков.

Первобытные люди весь свой быт выражали в танцевальных движениях.

Каждый из нас хоть однажды танцевал или смотрел на исполнение танца.

Какое это завораживающее зрелище! Часто говорят: "Танец — это тайный язык души".

Но ведь никто не задумывался, сколько в этом тайном языке математики!

Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и хореографией?

Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры?

Я нашла ответы на эти вопросы, доказав, что связь между хореографией  и математикой существует.

В хореографии  все считать надо. Как и в математике.

Вальс - раз-два-три, раз-два-три…

Марш – раз -два, раз-два…

Полонез – раз- два- три- четыре…

Когда вы слышите музыку, то должны правильно рассчитывать свои движения, чтобы попадать в ритм.

Именно здесь вам и пригодится математика, правильный подсчет улучшит понимание танца детьми, а сбиваться они перестанут, когда поймут счет танца.

Тело танцора можно разделить на геометрические фигуры.

Форма рук и ног в танце должны строго подчиняться геометрическим фигурам. Например,  подготовительная позиция рук – это овал, первая позиция – это круг, вторая -  полукруг.

Колени ног должны быть натянутыми, носочки острые, тогда ножки выглядят как прямые линии.

Еще один факт, подтверждающий связь танца и математики, - это использование общих терминов в рисунке танца - линии, диагонали, круги.

Таким образом, мною были выделены математические составляющие танца.

Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что их необходимо развивать, а успешно развиться они могут только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога.

Занимаясь танцами, человек развивает и тренирует свои математические и творческие возможности.

Если математическая считалка положена на музыку. Она превращается в песенку. А если на песенку наложить движения, она превращается в интересную хореографическую композицию. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда чисел становится не только легче, но ещё и интереснее для ребёнка.

А теперь немного методических рекомендаций по разучиванию математических считалок.

Показ должен быть "опережающим", то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели "перевести" зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей (отражающие показ педагога) все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических навыков.

Есть еще одна особенность такого показа — он должен быть в "зеркальном" отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. Т.е., если детям нужно начать выполнять движение с правой ноги, то педагог, стоя лицом к детям, начинает показ с левой ноги.

Частое повторение движений. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному — у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то своеобразием.

Акцент на успешном выполнении. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены.

Использование танцевально-математических считалок даёт возможность проведения музыкальных «физкультминуток», которые являются не только необходимой частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания и практическому усвоению элементарных математических представлений.

Чтобы приступить к мастер-классу, мне нужны помощники.

Мы разучим считалку от 1 до 5, но будем не просто её считать, а танцевать.

Для начала посмотрим музыкальный видеоклип. Внимание на экран. (Мульт мама. Считалка.  Детская песенка.)

Разучивание музыкально-ритмической композиции.

Вступление (16 тактов) – Хлопки в ладоши, в ногах – «пружинка».

Одна голова, - Наклоны головы вправо-влево – 2 раза.

Ухо – раз и ухо – два, - Повороты головы вправо-влево – 2 раза. 

Три у клевера листа, - Объединиться в кружки по три человека.

Четыре лапы у кота, - «Царапки» - 4 раза.

Вот часы пробили пять, - «Часики» - 4 хлопка по кругу. 

Что ещё бы посчитать? - Руки вниз, кисти раскрыты на зрителя, приподнять плечи – «удивились».

 А? – (8 тактов проигрыша) – Дети меняются местами в линиях.

Торт один  - Руки в первую позицию. 

И две руки, - Раскрыть две руки в стороны.

Поросёнка в сказке три, - Правой рукой показать «поросячий пятачок». Лев. рука на поясе.

И четыре колеса у автобуса. – Руки согнуть в локтях, кулачки в кистях. Движение «едем».

У перчатки пальцев пять. – Руки вверх, сжимание и разжимание кистей рук.

Что ещё бы посчитать? - Руки вниз, кисти раскрыты на зрителя, приподнять плечи – «удивились».

 А? – (8 тактов проигрыша) – Дети меняются местами в линиях.

Один чайник на столе Правую руку поднять в сторону вверх, кисть опустить, левая рука на поясе.

Чашки две и ложки две – Левой рукой «пьём чай из блюдца», правая рука на поясе.

Три пирожных на тарелке – Круговые движения по животу правой и левой руками –      4 раза.

Четыре ножки у табуретки  Руки «полочкой», demi plie по VI позиции – 4 раза.

Хризантем в букете пять – Руки сложить «букетом».

Что ещё бы посчитать? - Руки вниз, кисти раскрыты на зрителя, приподнять плечи – «удивились».

 А? – (8 тактов проигрыша) - Дети меняются местами в линиях.

Зонт один – Руки раскрыть «зонтиком» над головой.

Два сапога – Наклон вперёд, руками достать носочки.

Через лужу три шага – Поднимание «острых» ног – 4 раза, руки на поясе.

Четыре лавки у каштанов – Развести руки в стороны и поставить на пояс.

Пять у курточки карманов – Руки поочерёдно показывают «кармашки» - 4 раза.

Раз, два, три, четыре, пять, - Руки в кулачках – поочерёдно разжимаем пальцы рук.

Что ещё бы посчитать? - Руки вниз, кисти раскрыты на зрителя, приподнять плечи – «удивились».

Ещё бы посчитать… - Детская импровизация.

Мне что-то посчитать…-  Детская импровизация.

Ну что же посчитать? - Детская импровизация.

- Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доминантное занятие по музыкально-ритмической деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Танцевальное путешествие"

Открытое музыкальное занятие, доминирующим видом является музыкально-ритмическая деятельность детей. На занятии используются ритмические игры с детьми, закрепление и расширение знаний детей о танцах и...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие  для детей старшего дошкольного возраста). Цель:Развитие двигательной сферы детей, фо...

Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время наблюдается высокая степень заболеваемости детей. Это обусловлено низким уровнем физического развития и физического воспитания детей: слабо развиты мышцы рук...

«Роль воспитателя в развитие музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста»

Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний....