Главные вкладки

    Использование танцевально-математических считалок в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста
    учебно-методическое пособие по музыке (подготовительная группа) на тему

    Вайновская Ольга Васильевна

    Мастер-класс по хореографии на городском семинаре по личностно-ориентированному обучению

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл мастер-класс по хореографии18.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс по хореографии

    на городском семинаре

    по личностно-ориентированному обучению

    - Здравствуйте, коллеги!

    Вашему вниманию я представляю опыт работы по

             Использование танцевально-математических считалок

             в развитии музыкально-ритмических способностей детей

                        старшего дошкольного возраста.

     Танец присутствует в жизни человека с самых древних веков.

    Первобытные люди весь свой быт выражали в танцевальных движениях.

    Каждый из нас хоть однажды танцевал или смотрел на исполнение танца.

    Какое это завораживающее зрелище! Часто говорят: "Танец — это тайный язык души".

    Но ведь никто не задумывался, сколько в этом тайном языке математики!

    Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и хореографией?

    Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры?

    Я нашла ответы на эти вопросы, доказав, что связь между хореографией  и математикой существует.

    В хореографии  все считать надо. Как и в математике.

    Вальс - раз-два-три, раз-два-три…

    Марш – раз -два, раз-два…

    Полонез – раз- два- три- четыре…

    Когда вы слышите музыку, то должны правильно рассчитывать свои движения, чтобы попадать в ритм.

    Именно здесь вам и пригодится математика, правильный подсчет улучшит понимание танца детьми, а сбиваться они перестанут, когда поймут счет танца.

    Тело танцора можно разделить на геометрические фигуры.

    Форма рук и ног в танце должны строго подчиняться геометрическим фигурам. Например,  подготовительная позиция рук – это овал, первая позиция – это круг, вторая -  полукруг.

    Колени ног должны быть натянутыми, носочки острые, тогда ножки выглядят как прямые линии.

    Еще один факт, подтверждающий связь танца и математики, - это использование общих терминов в рисунке танца - линии, диагонали, круги.

    Таким образом, мною были выделены математические составляющие танца.

    Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что их необходимо развивать, а успешно развиться они могут только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога.

    Занимаясь танцами, человек развивает и тренирует свои математические и творческие возможности.

    Если математическая считалка положена на музыку. Она превращается в песенку. А если на песенку наложить движения, она превращается в интересную хореографическую композицию. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда чисел становится не только легче, но ещё и интереснее для ребёнка.

    А теперь немного методических рекомендаций по разучиванию математических считалок.

    Показ должен быть "опережающим", то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели "перевести" зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей (отражающие показ педагога) все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических навыков.

    Есть еще одна особенность такого показа — он должен быть в "зеркальном" отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. Т.е., если детям нужно начать выполнять движение с правой ноги, то педагог, стоя лицом к детям, начинает показ с левой ноги.

    Частое повторение движений. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному — у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то своеобразием.

    Акцент на успешном выполнении. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены.

    Использование танцевально-математических считалок даёт возможность проведения музыкальных «физкультминуток», которые являются не только необходимой частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания и практическому усвоению элементарных математических представлений.

    Чтобы приступить к мастер-классу, мне нужны помощники.

    Мы разучим считалку от 1 до 5, но будем не просто её считать, а танцевать.

    Для начала посмотрим музыкальный видеоклип. Внимание на экран. (Мульт мама. Считалка.  Детская песенка.)

    Разучивание музыкально-ритмической композиции.

    Вступление (16 тактов) – Хлопки в ладоши, в ногах – «пружинка».

    Одна голова, - Наклоны головы вправо-влево – 2 раза.

    Ухо – раз и ухо – два, - Повороты головы вправо-влево – 2 раза. 

    Три у клевера листа, - Объединиться в кружки по три человека.

    Четыре лапы у кота, - «Царапки» - 4 раза.

    Вот часы пробили пять, - «Часики» - 4 хлопка по кругу. 

    Что ещё бы посчитать? - Руки вниз, кисти раскрыты на зрителя, приподнять плечи – «удивились».

     А? – (8 тактов проигрыша) – Дети меняются местами в линиях.

    Торт один  - Руки в первую позицию. 

    И две руки, - Раскрыть две руки в стороны.

    Поросёнка в сказке три, - Правой рукой показать «поросячий пятачок». Лев. рука на поясе.

    И четыре колеса у автобуса. – Руки согнуть в локтях, кулачки в кистях. Движение «едем».

    У перчатки пальцев пять. – Руки вверх, сжимание и разжимание кистей рук.

    Что ещё бы посчитать? - Руки вниз, кисти раскрыты на зрителя, приподнять плечи – «удивились».

     А? – (8 тактов проигрыша) – Дети меняются местами в линиях.

    Один чайник на столе Правую руку поднять в сторону вверх, кисть опустить, левая рука на поясе.

    Чашки две и ложки две – Левой рукой «пьём чай из блюдца», правая рука на поясе.

    Три пирожных на тарелке – Круговые движения по животу правой и левой руками –      4 раза.

    Четыре ножки у табуретки  Руки «полочкой», demi plie по VI позиции – 4 раза.

    Хризантем в букете пять – Руки сложить «букетом».

    Что ещё бы посчитать? - Руки вниз, кисти раскрыты на зрителя, приподнять плечи – «удивились».

     А? – (8 тактов проигрыша) - Дети меняются местами в линиях.

    Зонт один – Руки раскрыть «зонтиком» над головой.

    Два сапога – Наклон вперёд, руками достать носочки.

    Через лужу три шага – Поднимание «острых» ног – 4 раза, руки на поясе.

    Четыре лавки у каштанов – Развести руки в стороны и поставить на пояс.

    Пять у курточки карманов – Руки поочерёдно показывают «кармашки» - 4 раза.

    Раз, два, три, четыре, пять, - Руки в кулачках – поочерёдно разжимаем пальцы рук.

    Что ещё бы посчитать? - Руки вниз, кисти раскрыты на зрителя, приподнять плечи – «удивились».

    Ещё бы посчитать… - Детская импровизация.

    Мне что-то посчитать…-  Детская импровизация.

    Ну что же посчитать? - Детская импровизация.

    - Всем спасибо за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доминантное занятие по музыкально-ритмической деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Танцевальное путешествие"

    Открытое музыкальное занятие, доминирующим видом является музыкально-ритмическая деятельность детей. На занятии используются ритмические игры с детьми, закрепление и расширение знаний детей о танцах и...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста).

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие  для детей старшего дошкольного возраста). Цель:Развитие двигательной сферы детей, фо...

    "НОВОГОДНИЕ ЧАСИКИ" - музыкально-ритмическая композиция для детей старшего дошкольного возраста на музыку "Часики-Фиксики".

    Пора появиться Деду Морозу, но его все нет. Снегурочка предлагает проверить часы, появляются «Новогодние часики», исполняют танец. В конце композиции звучит фонограмма «Бой часов», входит Дед Мороз....

    Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста

    Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

    Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста»

    В настоящее время наблюдается высокая степень заболеваемости детей. Это обусловлено низким уровнем физического развития и физического воспитания детей: слабо развиты мышцы рук...

    «Роль воспитателя в развитие музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста»

    Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний....