Проект "Из чего состоит звук"
проект (подготовительная группа)

В этом проекте дети с педагогами займуться не только исследовательской деятельностью, но и смогут ближе соприкоснуться с миром музыки и звуков.

Исследовательская деятельность «Из чего состоит звук?»

Направление: исследовательская деятельность.

Тема:

«Что такое звук  и откуда он берётся

1. Возрастная группа: подготовительный к школе возраст.

2. Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.

3. Продолжительность исследовательской деятельности: два месяца.

4. Актуальность:

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Экспериментирование со звуками для детей подготовительной группы.

Множество опытов, экспериментирования, исследований, которые легко можно поставить дома и в детском саду открывают секреты происхождения звуков.

5. Новизна:

Благодаря проведенным опытам, дети узнали, как мы слышим звуки. Познакомились со строением уха. Ушная раковина направляет звуковые волны в ухоЗвуки проходят через трубочку, называемую слуховым каналом, к барабанной перепонке.

Звуки заставляют барабанную перепонку и молоточек в среднем ухе колебаться. Молоточек, наковальня и стремечко усиливают эти колебания и проводят звуки к улитке, где нервные клетки преобразуют колебания в сообщения, которые отправляются в мозг. А уже мозг распознает, что именно мы слышим.

6. Описание практической значимости:

Наше исследование нам помогает узнать, что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать. В конце проекта мы задали детям вопрос: «Пригодятся ли им секреты происхождения звуков Ответы детей были однозначно: да. Ведь очень важно слышать и различать разные звуки, чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды, а так же, чтобы научиться: правильно читать и писать. Так же мы узнали, почему у мужчин голос толстый, грубый, а у женщин наоборот тонкий, нежный.

Так что же такое звук?

Большинство звуков, которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук.

7. Цель ребенка (или детей): Хотим узнать: откуда берется звук?

8. Цель воспитателей: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков.

9. Задачи для ребенка:

• Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

• Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность

• Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.

10. Задачи для воспитателей:

• Закреплять представления детей о понятии «звук».

• Сформировать представление о характеристике звука – громкости, тембра, длительности.

• Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.

• Подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн.

• Выявить причины усиления ослабления звука

• Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

11. Проблема: когда учили стихотворение о звуке, у детей возникли вопросы: «Что такое звук? Откуда берется звук

Что такое звукСкажи!

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук, попробуй, догони!

Даже если подойдешь

Очень осторожно,

Не увидишь, не найдешь,

А услышать можно.

11. Реализация:

Наше исследование проходило в три этапа.

I. Определение уровня сформированности представлений детей: о звуке

использование звуков, о слухе и способов его сохранения.

- проведение элементарных опытов;

- попытка определить, какой предмет издает звук и из чего он сделан;

- определение происхождения звука и различие музыкальных и шумовых

звуков;

- распознавание звуков окружающего мира.

II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.

- знакомство с высокими и низкими звуками;

- определение зависимости звучащих предметов от их размеров;

- знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность.

III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн,

усиление и ослабление звука.

В течение 2-х месяцев мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Родители принимали активное участие в детском саду и дома, приносили разную литературу с опытами, пополнив новым материалом нашу исследовательскую деятельность.

12. Гипотезазвук нельзя увидеть и почувствовать.

Все слышали поговорку«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов и узнали, как образуются и передаются по воздуху звуки.

Исследование № 1

«Увидеть звук»

Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.

Материал: рабочая поверхность, лист бумаги.

• Свернуть лист бумаги трубочкой.

• Произвести из трубочки,  звуки различные по высоте: низкие и высокие

и громко сказать«М-м-м-м!». .

ВыводЗвук состоит из звуковых волн – вибраций, которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают листа бумаги, они заставляют его вибрировать..

Исследование № 2

«Разные звуки».

Стеклянный стакан и деревянные игрушки.

 С помощью этого эксперимента мы сможем разобраться какие бывают тембры у предметов.

Материал: рабочая поверхность, стакан,  деревянные игрушки железные палочки.

 

. Постучать по поверхности стакана и послушать звучание.

 

. Постучать по поверхности деревянных предметов и послушать звучание.

Вывод: Вибрация звука у стеклянных предметов тоньше и длиннее , чем у деревянных. У каждого предмета свой тембр звучания.

Исследование №3

«Музыкальные инструменты своими руками»

Материал: Баночки железные, крупа, горох, лопатки.

. С помощью крупы и гороха изготовить музыкальный инструмент насыпая в железные баночки, сверху заклеить дырочку скотчем.

С помощью этого эксперемента ребята убедятся, что звуки можно извлекать из предметов, сделанных своими руками, и даже тембр этих звуков можно выбирать самим.

 

. Играем и танцуем.

Музыкальный руководитель предлагает детям с помощью сделанного ими самими инструмента поиграть в игру «Музыкальное приветствие». Под музыку (по выбору музыкального руководителя) дети врассыпную двигаются по залу легким бегом. На акцентированные концы фраз, встретившись с произвольным партнером, здороваются с ним,  выполняя произвольный ритмический рисунок, На среднюю часть пьесы все импровизированно танцуют .Во второй части хлопают в ладоши повторяя свой ритмический рисунок..

 

Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки»

Музыкальный руководитель:

Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит

дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, почему их так много - целое море?, откуда берутся звуки?

Дети: высказывают свое мнение.

Музыкальный руководитель:

А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? какие звуки нас окружают?

Дети:

Да.

Музыкальный руководитель:

Тогда, предлагаю вам заняться исседованием.

После беседы музыкальный руководитель вместе с детьми определила:

- проблемные вопросы:

«Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много – целое море?»

- выдвинула гипотезу – дрожит, значит звучит…

- обозначила цель проекта:

Познакомить детей с принципами образования и улавливания звуков.

- тема, цель проекта позволили определить задачи:

а) воспитывать интерес к звучащему миру;

б) развивать наблюдательность;

Прослушать с детьми различные звуки: города, леса, оркестра и определить какие являются звуками, а какие шумом)

 

Беседа и концерт подготовленный учениками и преподавателями музыкальной школы.

 

В беседе ребята прослушали о том, что у каждого музыкального инструмента есть свой характер и свой тембр, как у духовых, деревянных , струнных инструментов и клавишных инструментов. В гармоническом сочетании музыкальных инструментов может возникнуть оркестр приносящий людям радость и удовольствие от общения с музыкой.

Ребята прослушали концерт музыкальных инструментов.

 

 

 Результат: мы убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука: громкость, тембр, длительность; причины возникновения звуков и их источники.

 

Литературные источники:

 

1. Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева. - М.: Филологическое общество СЛОВО: Издательство Эксмо, 2003.-174 с., илл.

2. Научные опыты для детей / Пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М.: Эксмо,2015.-96 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_o_zvuke.pptx2.8 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из чего состоит звук? Исследовательская деятельность. Возраст: Подготовительная группа Подготовила: Музыкальный руководитель детского сада «Золушка» Хатющенко О.А. Среднесрочный проект: март-апрель 2017 года.

Слайд 2

Актуальность: . В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами они помогают понять всё, что происходит вокруг нас. Звук может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь как вибрирует горло. Бесконечный мир разнообразных звуков вызывает у человека живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы послужили поводом для изучения данной темы. Множество опытов со звуком, экспериментирований и исследований которые можно провести в детском саду и дома помогут дать ответы на многие вопросы.

Слайд 3

Цели: Для детей: Откуда берётся звук? Для педагогов: Развить познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков.

Слайд 4

Задачи: Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями. Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность. Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Слайд 5

. Что такое звук скажи, пошурши и постучи, Покричи и позвени, Звук попробуй догони. Д аже если подойдёшь, Очень осторожно, Не увидишь, не найдёшь, А услышать можно! Где живёт звук?

Слайд 6

В В городском шуме

Слайд 7

Н На природе

Слайд 8

На На концерте

Слайд 9

ка Как звук попадает к человеку?

Слайд 10

Как звуки помогают животным?

Слайд 11

Можно ли увидеть звук?

Слайд 12

Можно ли почувствовать звук?

Слайд 13

Музыкальные инструменты своими руками

Слайд 14

Оркестр детских музыкальных инструментов

Слайд 15

Музыкальная школа в гостях у детского сада

Слайд 16

Итог: Мы с ребятами убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука- громкость, тембр, причины возникновения звуков и их источник.

Слайд 17

. Литературные источники: 1. Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева . - М.: Филологическое общество СЛОВО : Издательство Эксмо , 2003.-174 с., илл . 2. Научные опыты для детей / Пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М.: Эксмо,2015.-96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н.О.Д. с экспериментированием на тему: «Для чего проветривают комнату или из чего состоит воздух».

Одно из моих приоритетных направлений, это экспериментирование. В процессе этой работы ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, очувствовать себя ученым- исследо...

Конспект занятия в подготовительной группе «Из чего состоит тело человека»

Формировать представления детей об организме человека, о своем здоровье, о строении и функциях тела....

Дидактическая игра "Из чего состоит оттенок"?

Цель: Закрепление знаний детей о смешивании цветов.Задачи:- Развивать умение самостоятельно комбинировать цвета (красный, желтый, синий) и создавать новые (оранжевый, зеленый, фиолетовый) и оттенки (р...

Конспект занятия на тему "Из чего состоит наше тело"

Авторскую презентацию "Клетки тела" можно скачать по ссылке: http://luchik116.ru/2778268403/6901091149.html...

Познавательная беседа с детьми младшего дошкольного возраста "Из чего состоит книга?"

Данный материал поможет педагогам и родителям рассказать детям из чего состоит книга....

"из чего состоит картофель"

опыты с детьми старшей группы...