Проект "Из чего состоит звук"
проект (подготовительная группа)
В этом проекте дети с педагогами займуться не только исследовательской деятельностью, но и смогут ближе соприкоснуться с миром музыки и звуков.
Исследовательская деятельность «Из чего состоит звук?»
Направление: исследовательская деятельность.
Тема:
«Что такое звук и откуда он берётся?»
1. Возрастная группа: подготовительный к школе возраст.
2. Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.
3. Продолжительность исследовательской деятельности: два месяца.
4. Актуальность:
В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.
Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Экспериментирование со звуками для детей подготовительной группы.
Множество опытов, экспериментирования, исследований, которые легко можно поставить дома и в детском саду открывают секреты происхождения звуков.
5. Новизна:
Благодаря проведенным опытам, дети узнали, как мы слышим звуки. Познакомились со строением уха. Ушная раковина направляет звуковые волны в ухо. Звуки проходят через трубочку, называемую слуховым каналом, к барабанной перепонке.
Звуки заставляют барабанную перепонку и молоточек в среднем ухе колебаться. Молоточек, наковальня и стремечко усиливают эти колебания и проводят звуки к улитке, где нервные клетки преобразуют колебания в сообщения, которые отправляются в мозг. А уже мозг распознает, что именно мы слышим.
6. Описание практической значимости:
Наше исследование нам помогает узнать, что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать. В конце проекта мы задали детям вопрос: «Пригодятся ли им секреты происхождения звуков?» Ответы детей были однозначно: да. Ведь очень важно слышать и различать разные звуки, чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды, а так же, чтобы научиться: правильно читать и писать. Так же мы узнали, почему у мужчин голос толстый, грубый, а у женщин наоборот тонкий, нежный.
Так что же такое звук?
Большинство звуков, которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук.
7. Цель ребенка (или детей): Хотим узнать: откуда берется звук?
8. Цель воспитателей: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков.
9. Задачи для ребенка:
• Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
• Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность
• Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.
10. Задачи для воспитателей:
• Закреплять представления детей о понятии «звук».
• Сформировать представление о характеристике звука – громкости, тембра, длительности.
• Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.
• Подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн.
• Выявить причины усиления ослабления звука
• Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
11. Проблема: когда учили стихотворение о звуке, у детей возникли вопросы: «Что такое звук? Откуда берется звук?»
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдешь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдешь,
А услышать можно.
11. Реализация:
Наше исследование проходило в три этапа.
I. Определение уровня сформированности представлений детей: о звуке
использование звуков, о слухе и способов его сохранения.
- проведение элементарных опытов;
- попытка определить, какой предмет издает звук и из чего он сделан;
- определение происхождения звука и различие музыкальных и шумовых
звуков;
- распознавание звуков окружающего мира.
II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.
- знакомство с высокими и низкими звуками;
- определение зависимости звучащих предметов от их размеров;
- знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность.
III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн,
усиление и ослабление звука.
В течение 2-х месяцев мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Родители принимали активное участие в детском саду и дома, приносили разную литературу с опытами, пополнив новым материалом нашу исследовательскую деятельность.
12. Гипотеза: звук нельзя увидеть и почувствовать.
Все слышали поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов и узнали, как образуются и передаются по воздуху звуки.
Исследование № 1
«Увидеть звук»
Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.
Материал: рабочая поверхность, лист бумаги.
• Свернуть лист бумаги трубочкой.
• Произвести из трубочки, звуки различные по высоте: низкие и высокие
и громко сказать: «М-м-м-м!». .
Вывод: Звук состоит из звуковых волн – вибраций, которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают листа бумаги, они заставляют его вибрировать..
Исследование № 2
«Разные звуки».
Стеклянный стакан и деревянные игрушки.
С помощью этого эксперимента мы сможем разобраться какие бывают тембры у предметов.
Материал: рабочая поверхность, стакан, деревянные игрушки железные палочки.
. Постучать по поверхности стакана и послушать звучание.
. Постучать по поверхности деревянных предметов и послушать звучание.
Вывод: Вибрация звука у стеклянных предметов тоньше и длиннее , чем у деревянных. У каждого предмета свой тембр звучания.
Исследование №3
«Музыкальные инструменты своими руками»
Материал: Баночки железные, крупа, горох, лопатки.
. С помощью крупы и гороха изготовить музыкальный инструмент насыпая в железные баночки, сверху заклеить дырочку скотчем.
С помощью этого эксперемента ребята убедятся, что звуки можно извлекать из предметов, сделанных своими руками, и даже тембр этих звуков можно выбирать самим.
. Играем и танцуем.
Музыкальный руководитель предлагает детям с помощью сделанного ими самими инструмента поиграть в игру «Музыкальное приветствие». Под музыку (по выбору музыкального руководителя) дети врассыпную двигаются по залу легким бегом. На акцентированные концы фраз, встретившись с произвольным партнером, здороваются с ним, выполняя произвольный ритмический рисунок, На среднюю часть пьесы все импровизированно танцуют .Во второй части хлопают в ладоши повторяя свой ритмический рисунок..
Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки»
Музыкальный руководитель:
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит
дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, почему их так много - целое море?, откуда берутся звуки?
Дети: высказывают свое мнение.
Музыкальный руководитель:
А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? какие звуки нас окружают?
Дети:
Да.
Музыкальный руководитель:
Тогда, предлагаю вам заняться исседованием.
После беседы музыкальный руководитель вместе с детьми определила:
- проблемные вопросы:
«Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много – целое море?»
- выдвинула гипотезу – дрожит, значит звучит…
- обозначила цель проекта:
Познакомить детей с принципами образования и улавливания звуков.
- тема, цель проекта позволили определить задачи:
а) воспитывать интерес к звучащему миру;
б) развивать наблюдательность;
Прослушать с детьми различные звуки: города, леса, оркестра и определить какие являются звуками, а какие шумом)
Беседа и концерт подготовленный учениками и преподавателями музыкальной школы.
В беседе ребята прослушали о том, что у каждого музыкального инструмента есть свой характер и свой тембр, как у духовых, деревянных , струнных инструментов и клавишных инструментов. В гармоническом сочетании музыкальных инструментов может возникнуть оркестр приносящий людям радость и удовольствие от общения с музыкой.
Ребята прослушали концерт музыкальных инструментов.
Результат: мы убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука: громкость, тембр, длительность; причины возникновения звуков и их источники.
Литературные источники:
1. Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева. - М.: Филологическое общество СЛОВО: Издательство Эксмо, 2003.-174 с., илл.
2. Научные опыты для детей / Пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М.: Эксмо,2015.-96 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_o_zvuke.pptx | 2.8 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: . В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами они помогают понять всё, что происходит вокруг нас. Звук может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь как вибрирует горло. Бесконечный мир разнообразных звуков вызывает у человека живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы послужили поводом для изучения данной темы. Множество опытов со звуком, экспериментирований и исследований которые можно провести в детском саду и дома помогут дать ответы на многие вопросы.
Цели: Для детей: Откуда берётся звук? Для педагогов: Развить познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков.
Задачи: Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями. Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность. Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
. Что такое звук скажи, пошурши и постучи, Покричи и позвени, Звук попробуй догони. Д аже если подойдёшь, Очень осторожно, Не увидишь, не найдёшь, А услышать можно! Где живёт звук?
В В городском шуме
Н На природе
На На концерте
ка Как звук попадает к человеку?
Как звуки помогают животным?
Можно ли увидеть звук?
Можно ли почувствовать звук?
Музыкальные инструменты своими руками
Оркестр детских музыкальных инструментов
Музыкальная школа в гостях у детского сада
Итог: Мы с ребятами убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука- громкость, тембр, причины возникновения звуков и их источник.
. Литературные источники: 1. Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева . - М.: Филологическое общество СЛОВО : Издательство Эксмо , 2003.-174 с., илл . 2. Научные опыты для детей / Пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М.: Эксмо,2015.-96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Н.О.Д. с экспериментированием на тему: «Для чего проветривают комнату или из чего состоит воздух».
Одно из моих приоритетных направлений, это экспериментирование. В процессе этой работы ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, очувствовать себя ученым- исследо...
Конспект проведения НОД в средней группе ОО «Познание»ФЦКМ Интеграция областей: «социализация», «здоровье», «коммуникация» Тема : «Из чего состоит тело» составила: Минина О.Г.
Программное содержание : 1)Формировать элементарное представление о строении...
Конспект занятия в подготовительной группе «Из чего состоит тело человека»
Формировать представления детей об организме человека, о своем здоровье, о строении и функциях тела....
Дидактическая игра "Из чего состоит оттенок"?
Цель: Закрепление знаний детей о смешивании цветов.Задачи:- Развивать умение самостоятельно комбинировать цвета (красный, желтый, синий) и создавать новые (оранжевый, зеленый, фиолетовый) и оттенки (р...
Конспект занятия на тему "Из чего состоит наше тело"
Авторскую презентацию "Клетки тела" можно скачать по ссылке: http://luchik116.ru/2778268403/6901091149.html...
Познавательная беседа с детьми младшего дошкольного возраста "Из чего состоит книга?"
Данный материал поможет педагогам и родителям рассказать детям из чего состоит книга....
"из чего состоит картофель"
опыты с детьми старшей группы...