Волшебная музыка зимы
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Бабкина Елена Александровна

Конспект музыкальной  ООД для детей подготовительной группы с применением технологии активного слушания музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_muzyka_zimy.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Волшебная музыка зимы

Доминантное занятие по активному слушанию музыки                                                                   с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ

Программные задачи:

Образовательные:

  • привлечь внимание к красоте зимних звуков природы;
  • выделять средства музыкальной выразительности, сопоставлять их характеристики.

 Развивающие:

  • развивать способность детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами;
  • развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, в процессе музицирования.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки: умение согласовывать свои действия с партнером и со строением музыкального произведения;
  • развивать доброжелательные отношения между детьми; положительные, радостные эмоции;
  • развивать позитивное самоощущение, состояние раскрепощенности, уверенности в себе, формировать положительную самооценку.

Материал и оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • MP3 плееры;
  • презентация с зимними пейзажами русских художников;
  • аудиозапись произведений классической музыки;
  • мольберты;
  • листы формата АЗ и А4;
  • восковые мелки;
  • авкарель;
  • детские музыкальные инструменты;
  • карточки - модели для пения;
  • атрибуты для танца (шарфики, султанчики, ленты);
  • атрибуты для хора рук (перчатки-снеговички, подвесные снежинки)',
  • снежинки для сюрприза.

Ход занятия:

Звучит музыка, дети входят в зал.

Муз.рук-ль: Ребята, прислушайтесь! Что вы слышите? (Ответы детей.)

А вы любите музыку? (Ответы детей.)

Я еще не встречала человека, совершенно равнодушного к музыке. А что нужно сделать, чтобы полюбить музыку? (Ответы детей.)

Для того, чтобы полюбить музыку нужно ее слушать.

Музыка - настоящая волшебница! Она имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая тоже рассказывает, но только не с помощью слов. А с помощью чего, как вы думаете? (Ответы детей.)

На прошлых занятиях мы слушали и исполняли музыкальные произведения, рассказывающие об осени, а у зимы есть своя музыка? (Ответы детей.)

А какая она? (Ответы детей.)  Настало время нам ее послушать . . .

Приглашает детей к экрану, выводит 1 слайд(картина с зимним пейзажем) Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты словами, художники . . .(дети отвечают - красками) , композиторы - {звуками.)

Вдруг на экране картина «покрывается инеем».

Под музыку появляется Снежная королева:

С.К: Я - Королева снежная, Я - дева ледяная.

Ветрами я мятежными и льдом повелеваю.

Хочу я, чтобы на земле все было пусто и уныло.

Чтоб все здесь подчинялось мне, чтоб даже солнце не светило! (М. Картушина) М. Р: Зачем ты заморозила картину? Мы с ребятами хотели полюбоваться красками зимы, послушать музыку зимы.

С. К: Затем, что зимой не может быть никаких красок и никакой музыки! Зимой все холодное и бесцветное. Даже движение в природе замирает и застывает в ледяном безмолвии.

М. Р: Ребята, что же нам делать? . . . Как вернуть картину? . . . Как доказать Снежной королеве, что зима бывает разной, яркой, красочной. Что нам может помочь? {Ответы детей)

М.Р: Конечно, нам поможет музыка! Слушая ее, наполняя разными красками, красивыми движениями, игрой на музыкальных инструментах, мы докажем Снежной королеве, что Зима очень красивая, разноцветная и многозвучная.

Предлагаю сначала послушать музыку* в которой изображается картина суровой, ненастной, вьюжной зимы. Но мы ее не просто будем слушать, а будем рисовать.

{Звучит концерт для скрипки с оркестром А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года», 1-я ч. Одна группа детей рисует восковыми мелками на мольбертах, вторая группа - дирижирует руками.)

М. Р: {задает вопросы детям)

  • Кто автор этого произведения? {А. Вивальди)
  • Какой характер музыки? (Тревожная, грозная, вьюжная, холодная, колючая.)
  • Как звучит музыка - тихо, громко, или сила звучания меняется? . . .
  • Какой инструмент солирует?. . .
  • Как движется мелодия скрипки? . . .

Правильно, ребята, дело было в январе, бушевала страшная метель, снежные вихри заметали улицы. Мороз трещал. Резкий ветер носился над заснеженной землей. Вы услышали это в музыке? . . .

По окончании рассмотреть работы, предложить детям их обосновать и обратить внимание детей на то, что «замороженная» картина начала «размораживаться».)

С. К: Что ж, пожалуй немножко ослаблю мороз и добавлю красок вашей картине . . . М.Р: Ребята, по-моему, Снежная королева начинает сомневаться в своей правоте. Давайте убеждать ее дальше. Вы говорили, что зима бывает разной, не только вьюжной, суровой, но и ... какой? (Ответы детей: мягкой, доброй, пушистой, сверкающей, искристой, морозной, грустной, веселой.)

И сейчас настало время провести эксперимент. Двое из вас будут в наушниках слушать музыку разную по характеру.

1-е задание: «Зимнее утро», муз. П. Чайковского

2-е задание: «Зимняя дорога», муз. Г. Свиридова

Вы послушаете эту музыку только один раз. Постарайтесь сразу «нарисовать» свои впечатления на бумаге, а мы потом сравним изображение разной зимы.

Двое детей в наушниках индивидуально слушают музыку и «изображают» ее на бумаге гуашью.

М.Р:        А чтобы снежная Королева поверила в многозвучье зимы, мы сейчас голосом

изобразим полет и кружение снежинок.

(Показывает карточки-модели, дети пропевают разные гласные, меняя силу и высоту звучания)

  • Куда летит снежинка?
  • Звук усиливается или ослабляется?

Далее, чтобы оценить работы детей, работавших в наушниках, предлагается послушать поочередно отрывки муз.пьес. Каждый ребенок объясняет, почему и каким цветом он передал настроение пьесы. Дети оценивают.

М.Р: Какое настроение подарила вам музыка? (Ответы детей)

Почему резкую, вьюжную зиму вы рисовали мелками, а мягкую и веселую — гуашью? (Ответы детей)

С.К. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Пусть картина еще немножко оттает! . . .

М.Р: Ребята, посмотрите, наша картина меняется! Что бы это значило? (Ответы детей)Тогда продолжаем рисовать, но только сейчас мы будем рисовать всем своим телом, будем пропускать музыку через себя! Выбирайте атрибуты для танца. Девочкам - шарфики (снежинки), мальчикам - серебристые султанчики (льдинки). Выразите смену характера музыки в движении.

Вальс «Метель», муз. Г. Свиридова.

С.К: Очень впечатляет, я довольна! А как еще можно украсить музыку? (Ответы детей)

М.Р: Конечно, звучанием музыкальных инструментов. Предлагаю поэкспериментировать с ними, послушать, какие из них подойдут для зимней, искристой, сверкающей, хрустальной музыки. (Дети выбирают соответствующие инструменты)

«Танец Феи Серебра», муз. П. Чайковского

С.К: Да, такой красивой музыки я еще никогда не слышала. Наверное, стоит вернуть красоту вашей картине . . . (картина почти восстановлена)

М.Р: Ребята, что-то изменилось в картине? . . . Да, мы уже почти убедили Снежную королеву в том, зима может быть яркой и красочной, а музыка помогает эти краски увидеть, услышать и передать. И к нам на помощь спешит Фея Зимы со своими помощниками - веселыми снеговичками и легкокрылыми снежинками.

Хор рук: «Фея Зимы», муз. Прокофьева

Звучит музыка, на экране появляется четкое изображение картины.

М.Р: Посмотрите, ребята, . . . картина восстановлена! Как вы думаете, почему так случилось? (Ответы детей)

Как мы смогли убедить Снежную королеву? (Ответы детей)

Давайте полюбуемся красотой зимних пейзажей. (Просмотр слайдов.)

Понравились вам эти картины? (Ответы детей)

Что вы чувствовали, когда их рассматривали? (Ответы детей)

А что чувствовали вы, когда рисовали под музыку, двигались? (Ответы детей) (Обратиться к детям, которые рисовали индивидуально.)

С.К: Какие вы молодцы, ребята! Так выразительно двигались, музицировали, вдохновенно рисовали! Мне очень понравилось! За ваше упорство и ваше творчество я хочу подарить вам эти красивые снежинки и предлагаю игру: подарите снежинку тому, чья работа (танец или рисунок)вам понравилась больше всего. Условие одно: никто не должен остаться без снежинки.

(Дети обмениваются снежинками)

А мне пора! До свидания! (Снежная Королева уходит.)

М.Р: Какая Зима вам больше понравилась - из цикла «Зима» А. Вивальди, из пьесы С. Прокофьева «Фея Зимы» или «Танец Феи серебра», а почему? (Ответы детей) Предлагаю в группе нарисовать тот образ Зимы, который вам больше нравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вечер волшебной музыки"

Музыкальное занятие по  слушанию  музыки П.И. Чайковского "Детский альбом"...

Конспект открытого занятия «Музыкальная викторина «Волшебной музыки страна».

Открытое занятие «Музыкальная викторина «Волшебной музыки страна».  Цели: в игровой форме развивать музыкально-эстетический вкус, коммуникативные качества, познавательный интерес детей, а та...

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (музыка) На тему: «Волшебная музыка» (в подготовительной группе)

Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель. -Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.  Давайте поздороваемся нашей любимой песенкой. - Ребята, сегодня к нам в детски...

"Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе

quot;Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе по произведениям П.И. Чайковского...

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...