Танец как основа сохранения здоровья
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Статья посвящена разбору одной из самых главных функций музыкально-ритмических занятий в детском саду, функции сохранения здоровья. Статья расскажет о том, почему музыкальным руководителям так важно и нужно использовать в своей работе здоровьесберегающие элементы, а также будет предложен примерный комплекс упражнений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Танец как основа сохранения здоровья»
Фадина Людмила Александровна
музыкальный руководитель МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида №300»
443096, Самарская область, г. Самара, ул. Чернореченская, дом 43
Телефон: 8 (846) 336-69-63
mdou-300@mail.ru
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению и сохранению здоровья, развитию двигательной активности и физическому развитию детей.
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим, актуальность приобретает поиск новых средств и методик для повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни. Здоровый образ жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить условия для здорового образа жизни можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Перед нашим педагогическим коллективом возник вопрос: как укрепить и сохранить здоровье наших детей с учётом новых требований? Как организовать образовательную деятельность так, чтобы у воспитанников был интерес к ней и в то же время оптимальная нагрузка с учетом индивидуальности ребенка и его физической подготовленности?
Одним из путей решения этих вопросов является комплексный подход к оздоровлению детей через использование хореографии, танцевально-ритмических движений в двигательной деятельности дошкольников. Внедрение в физическое воспитание элементов искусства, позволит детям с интересом и эмоционально положительным настроем воспринимать те же общеразвивающие упражнения, физкультурные комплексы, как что-то особенное, красивое, прекрасное. Дети любят танцевать.
В нашей работе в организации двигательного режима с детьми дошкольного возраста важная роль отводится спортивному танцу. Эти танцы имеют целевую направленность: направленность на формирование танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Таней имеет и воспитательное значение, доставляет радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографии, общеразвивающие упражнения. Элементы спортивного танца содействуют формированию правильных представлений о характере движений, вырабатывают у них точность и выразительность движений, положительно сказываются на эстетическо-нравственном и физическом развитии детей, способствуют формированию правильной осанки и спортивной походки, совершенствуют чувство ритма, а движения становятся красивыми, ловкими, экономичными. Главное в данной работе – помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре, спорту, искусству. Хореография и спортивные танцы обеспечивают каждому ребёнку гармоничное развитие, помогают видеть прекрасное в мире музыки и танца, использовать резервы своего организма для сохранения и укрепления здоровья. Спортивные танцы направлены на работу и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим музыка, яркие костюмы, танцевальные движения вызывают у детей восторг, положительные эмоции, снижают психологическое утомление, стимулируют желание заниматься физическими упражнениями в свободной самостоятельной деятельности. Основу занятий составляют комплексы упражнений на различные группы мышц, отличающиеся по своему характеру танцевальные движения, хореографические элементы и решают как общие, так и частные задачи.
Общие задачи – оздоровление, образование, воспитание.
Работа в данном направлении расширяет такие возможности как:
- Повышение сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка.
- Создание условий для приобщения детей к здоровьесберегающему фактору жизни.
- Формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.
Интеграция не чужда и хореографическому искусству, где происходит слияние музыки, пластики, гимнастики. В результате рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приёмов педагогической деятельности. Очень важно использовать в работе приемы в форме игрового стретчинга, театрализованные тренинги, которые дают детям, кроме мышечной нагрузки, радостное настроение, возможность вдоволь и покричать, и погримасничать, выразив свои эмоции, обрести внутреннюю свободу. Музыкальные впечатления, полученные от движений под музыку, остаются на всю жизнь (через подключение музыкальной памяти и памяти мышечной).
Первостепенную роль на занятиях по танцевально-оздоровительной пластике играет музыкальное сопровождение, а соответственно требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения, должны быть разнообразными по жанру, стилю, форме, размеру и т.д., но при этом доступными для понимания, помогающими в воспитании музыкального вкуса.
Для развития двигательной деятельности детей очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию индивидуального потенциала возможностей организма, обеспечивает гармонию ребёнка с собой, окружающей природой и социальной средой. Мы уверены, что каждый педагог может многое сделать для решения проблемы здоровья детей. Главное, понимать значимость данного вопроса, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.
В мире много богатств, но здоровье – самое главное богатство человека, и это богатство надо сохранять и укреплять с самого раннего возраста, с самого начала жизненного пути.
Предлагается примерный комплекс игрового стретчинга:
Комплекс «Загадки»
Перед выполнение каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно-два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.
- «Месяц»
За домом у дорожки висит пол-лепёшки.
И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- «Солнце»
В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит.
И.п. – то же.
Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- «Туча»
По небу ходила, солнышко закрыла, только солнце спряталось – и она расплакалась.
И.п. – то же.
Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- «Молния»
Летит огненная стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица.
И.п. – то же.
Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- «Дождь»
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает.
И никуда я не иду, покуда он идёт.
И.п. – сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади.
Постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стелам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.
То же, только постукивая пятками, а носки плотно прижаты к полу.
- «Радуга»
Крашеное коромысло над рекой повисло.
И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
Литература:
- Барышникова Е.И. Азбука хореографии. М: 2000.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб: РЖ; Санкт-Петербург, Музыкальная палитра 2012 – 192с.
- Бурханов А.И., Муценко Т.А., Сафонов В.Н., Кропотова Г.А. Основы школьной валеологии в начальных классах. Тольятти, 1996.
- Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. М.: «Просвещение», 2004 – 173с.
- Козырева О.В. Лечебная физкультура. М.: «Просвещение», 2003.
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000 – 64с.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 г. №03248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Питание, как основа сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Формирование КГН.
Презентация опитании, как основе сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Формировании КГН в разных возрастных группах. О принципах рационального питания ....

Программа формирования социальной компетенции как основы сохранения психологического здоровья «Приобщение ребенка к социальному миру»
Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовы влияниям и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Соци...

Формирование представлений о здоровом образе жизни - основа укрепления и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста
Здоровье детей – сложная, многогранная и динамичная категория бытия. По мнению исследователей (Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г. Колесникова и др.) валеологическое образование детей имеет важное зн...

Аналитическая справка «Физическое развитие как основа сохранения здоровья дошкольников»
Анализ деятельности коллектива ДОУ по физическому развитию дошкольников...
«Информационная безопасность старших дошкольников, как основа сохранения здоровья ребенка»
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей....

Мастер класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ как основа сохранения здоровья детей в условиях Крайнего Севера"
Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогическ...

