Музыкально - дидактические игры для разного возраста
учебно-методическое пособие по музыке на тему

музыкально- дидактические игры для развития звуковысотного слуха, ритмического слуха, развития чувства ритма, тембрового и динамического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perechen_igr.docx32.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – дидактические игры для разного возраста.

Игры для развития звуковысотного слуха:

«Бубенчики»

Цель:

Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты. Знать песню «Бубенчики» муз. Тиличеевой.

Описание:

12 парных карточек: на карточках одной серии  (12штук)  на нотных линейках изображены ноты (до, ля, фа) на карточках другой серии (12 штук) бубенчики (верхний, средний, нижний)  на линейках, соответствующих этим нотам. Каждый бубенчик и нота нарисованы отдельно на четырех карточка разного цвета: красного, синего, зеленого, желтого. Цвет дается с двух сторон. Для игры используется металлофон и ширма.

«Музыкальные лесенки»

Цель:

Развивать восприятие и различение  последовательностей из трех, четырех, пяти ступеней лада, идущих вверх и вниз:

1. до – ре – ми; ми – ре – до.

2. до – ре – ми – фа; фа – ми – ре – до.

3. до – ре – ми – фа – соль;  соль – фа – ми – ре - до.

Ступени лада поются со словами:

1. «вверх иду»; «вниз иду».

2. «вверх я иду»; «вниз я иду».

3. «вот иду я вверх»; «вот иду я вниз».

Дети должны знать последовательность звуков  и петь их.

Описание:

4 комплекта карточек разного цвета (с обеих сторон): красного, синего, зеленого, желтого. В один комплект входят 12 карточек, т.е. 6 пар. Каждая пара состоит из карточки,  на которой нарисована лесенка и карточки с изображением кружков, соответствующих ступенькам лесенки. Всего по 2 карточки с тремя  ступеньками  и тремя кружками, идущими вниз и вверх; по две карточки  с четырьмя ступеньками и четырьмя кружками, идущими вверх и вниз; по две карточки с пятью ступеньками и пятью кружками, идущими вверх и вниз. Для игры необходим металлофон и ширма.

 

 «Цирковые собачки»  

Цель:

Упражнять детей  в различении полного звукоряда (7 ступеней), неполного звукоряда (5 ступеней), последовательностей  из трех звуков мажорного трезвучия. Все последовательности звуков даются в поступенном движении вверх и вниз.

Описание:

Две большие карточки, на которых изображены лесенка из кубиков, по ним прыгают цирковые собачки. Каждая ступенька имеет свой цвет и соответствует определенному звуку. На маленьких карточках, одинаковых по размеру со ступеньками, нарисованы ноты. Два набора маленьких карточек такие же  по цвету, как и две большие карточки. Для игры необходимы карточки с заданиями:

1. нарисован полный звукоряд;

2. последовательность из пяти звуков, идущих вверх: (до – соль);

3. последовательность из пяти звуков, идущих вниз :(соль – до);

4. последовательность из трех звуков мажорного трезвучия: (до – ми – соль);

5. последовательность из трех звуков мажорного трезвучия идущего вниз:             (соль – ми – до);

6. два звука разной высоты: (до1 – до2 октавы)

Для игры нужны поощрительные жетоны, металлофон и четыре ширмы.

 «Три поросенка»

Цель:

Упражнять детей в развитии звуковысотного слуха, точном интонировании.

Описание:

Детям показывают домик, в котором живут три веселых поросенка: Наф – Наф, Ниф – Ниф и Нуф – Нуф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике, и выйдут тогда, когда вы споете так, как они. У Ниф – Нифа самый высокий голос, у Наф –Нафа – самый низкий, а у Нуф – Нуфа - средний

Дети по очереди протягивают полоску в окошке домика. В окошке появляется поросенок, например, в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я, Ниф-Ниф» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребенок затрудняется спеть, ему помогает музыкальный руководитель. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.

Для игры нужны домик, полоска с нарисованными поросятами в разного цвета шапочки,  карточки.

 «Птица и птенчики»

Цель:

Упражнять детей в восприятии и различении двух звуков

(до1 – до2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики

 Е. Тиличеевой.

Описание:

Две большие карточки, на которых даны контурные изображения: На первой – птица, на второй – птенчики. Две другие точно такие же по размеру карточки с цветным изображением этих птиц разрезаны на четыре части (четыре квадрата из одной карточки). В игре используется металлофон и настольная ширма.

«Качели»

Цель:

 Закреплять восприятие и различение звуков септимы (до2 -  ре1).

Требуется знание песни «Качели» Е. Тиличеевой.

Описание: Большая карточка  с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели в верхнем положении соответствуют высокому звуку, а в нижнем – низкому звуку. Небольшие карточки – фигурки в форме качелей по ходу игры накладывается на силуэты качелей большой карточки. Металлофон, ширма.

                                                         

 «Курицы»

Цель:

Упражнять детей в восприятии и различении  звуков квинты (фа – до2)

Требуется знание песни «Курица» Е. Тиличеевой.

Описание:

 Две большие карточки с контурным изображением: на одной нарисована курица с опущенной головой (соответствует низкому звуку), на другой – курица с поднятой головой (соответствует высокому звуку). Другая пара таких же карт выполнена в цвете и разрезана на четыре части. Металлофон, ширма.

 «Эхо»

Цель:

Закреплять различение звуков сексты (ре – си). Требуется знание песни «Эхо» Е. Тиличеевой.

Описание:

 Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившись в лесу, они кричат «а - у», две из низ только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий звуку, приподняв голову вверх. Четыре фигурки елок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон.

Игры для развития ритмического слуха:

«Кто как идет»

Цель:

Упражнять детей в восприятии и различении акцента в трех ритмических рисунках. Требуется знание песни «Кто как идет» Г. Левкодимова.

Описание:

Три карточки с контурным изображением зверей, идущих с палочками: на одной – медведь, на другой – лиса, на третьей – волк. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.

 «Веселые дудочки»

Цель:

Упражнять детей в восприятии и различении трех ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания: Требуется знание песни «Веселые дудочки».

а) трубы (играет медведь)

б) дудочки (играет лиса)

в) свирели (играет мышонок)

Описание:

Три карточки с контурными изображениями зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь, на дудочке – лиса, на свирели – мышонок. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.

                                                                                                                     

Игры для развития чувства ритма:

 «Что делают дети»

Цель:

 Способность различать марш, песню, колыбельную.

Описание:

 Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они маршируют, поют, спят). Вторая половина пустая, фишки.

Игры для развития тембрового и динамического слуха:

«Труба»

Цель:

Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знание песни «Веселые инструменты» Г. Левкодимова.

Описание:

Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.

 «Громко – тихо»

Цель:

 Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания. Необходимо знание песни «Громко – тихо».

Описание: Две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детский музыкальный инструмент аккордеон.

 Угадай,  на чем играю»

Цель:

Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных  инструментов.

Описание:

Карточка из картона, на которой изображены музыкальные инструменты, картонные фишки.

                                     

 «Солнышко и тучка»

Цель:

 Развивать у детей представление о различном характере музыке.

Описание:

 Карточка из картона разделена на три квадрата  двумя вертикальными линиями. Отдельно делают такие же по размеру квадраты:

на одном из них изображено сияющее солнышко, на другом – солнышко, чуть прикрытое тучкой («спящее»), на третьем – тучка с дождем. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому, жизнерадостному; спокойному, колыбельному;

грустному.

«Три цветка»

Цель:

 Развивать у детей представление о различном характере музыке.

Описание: 

Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:

  • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
  • веселая, плясовая, задорная
  • Грустная, жалобная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.

 «Удивительный светофор»

Цель:         

 Развивать у детей представление о различном характере музыки.

Описание:

 Карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков – фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, танцуют.

«Песня – танец – марш»

 Цель:

 Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать  песню, танец, марш.

Описание: 

1й вариант. Карточка разделена на три квадрата  Отдельно делают такие же по размеру квадраты: На маленьких карточках изображены флейта, бубен, барабан, что условно соответствует разным музыкальным жанрам – марш, танец, песня.

2й вариант:  На квадратах большой карточки изображены:

На первом – поющая девочка, на втором – пляшущая девочка, на третьем – мальчик, марширующий с барабаном. Вместо маленьких карточек даются фишки (кружочки), вырезанные из картона или фанеры.

«Чей это марш»

Цель:

Расширять у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.

Описание:

Прямоугольная карточка разделена на три квадрата. На первом квадрате изображены марширующие пионеры, на втором – марширующие солдаты, на третьем – игрушечные солдатики. Три картонные фишки (они могут быть разноцветными)

                                         

«Лесенка»

Цель:  

Различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх, вниз.

Описание:

 Две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступеньками. На одной изображена девочка, поднимающая по ступенькам вверх, на другой – девочка, спускающая по лесенке вниз.

 «Музыкальные птенчики»

Цель:

 Различать высоту звуков (высокий и низкий)

Описание: 

 Карточка и изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца, птички – 5 штук. Комплект готовится на каждого ребенка.

«Кто поет»

Цель:

Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий)

Описание: 

Три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

«Угадай,  на чем играю»

Цель:

Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных  инструментов.

Описание:

Карточка из картона, на которой изображены музыкальные инструменты, картонные фишки.

 «Звенящие колокольчики»

Цель:

Развивать у детей умение различать динамические изменения в музыке.

Описание:

Карточка разделена  на три квадрата, на которой изображены музыкальные инструменты, условно обозначающие различные динамические оттенки в музыке:  на первом – изображен один колокольчик, что соответствует негромкому звучанию музыки (p – пиано), на втором – обруч с двумя укрепленными на нем колокольчиками, что соответствует более громкому звучанию (mf- меццо форте), на третьем – тамбурин со множеством подвешенных к нему бубенчиков, что соответствует громкому звучанию музыки (f – форте)

                                                                                                                   

«Узнай свой инструмент»

Цель:  

Упражнять детей в различении  тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки.

Описание:

Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.

 «Карусель»

Цель:

Учить детей чувствовать изменения темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному.

Описание:

Небольшая игрушечная карусель, легко приводимая в движение.

 «Петушок, курочка и цыпленок»

Цель:

 Упражнять детей в различении трех ритмических рисунков. Знать песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок».

Описание:

Карточка  разделена на три квадрата. На них дается контурное изображение петуха, курицы и цыпленка. Под каждым рисунком дается ритмический рисунок (составлен из зерен). В игре используется металлофон и ширма.

                                     

                                                                     

«Ритмическое лото»

Цель:

 Упражнять детей в различении ритмических рисунков песен

Е. Тиличеевой из «Музыкального букваря».

а) «Мы идем с флажками»

б) «Небо синее»

в) «Месяц май»

г) «Смелый пилот»

Описание:

 Карточка разделена на четыре квадрата. В каждом квадрате рисунки, соответствующие содержанию данных песен. На маленьких карточках к этим песням даны ритмические рисунки в виде палочек разной длины, условно соответствующих коротким и долгим звукам.  С обратной стороны карточки цветные, сходные по цвету с полосой на большой карточке. Для игры нужен металлофон и ширма.

                                                                                   

Игры для развития ритмического, тембрового и динамического слуха:

«Музыкальные инструменты»

Цель:

Упражнять детей в различении звучания музыкальных инструментов: триолы,  аккордеона, жалейки, трещотки, цитры.

Описание:

Восемь карточек типа лото с цветными полосками внизу (две -  с красной; две -  с синей; две – с зеленой; две – с желтой). На четырех карточках каждого цвета по две пустые клетки,  на других - четыре по одной. На всех остальных клетках дается контурное изображение, какого – либо музыкального инструмента, повторяющееся 4 раза. На 28 маленьких карточках нарисованы такие же инструменты, но цветные. Обратная сторона маленьких карточек соответствует цветной полосе на большой карточке. Для игры необходимо все перечисленные инструменты  и ширма.

«Угадай, на чем играю?»

Цель:

Упражнять детей в различении музыкальных инструментов.

Описание:

Детям раздаются по несколько карточек. Ребенок – водящий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком – либо инструменте. Дети определяют звучание инструмента и закрывают вторую половину карточки фишкой. Для игры необходимы фишки и детские музыкальные инструменты.

                                                                                                                       

«Музыкальный домик»

Цель:

Упражнять детей в исполнении не сложной  попевки на различных музыкальных инструментах, различать тембр.

Описание:

Педагог показывает «музыкальный домик». Рассказывает, что домик необычный, в нем живут музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если хорошо прислушаться , то можно услышать их звуки из разных окон домика. Педагог исполняет мелодии на разных инструментах. Дети вызываются по одному, Узнав инструмент, ребенок подходит к столу с карточками , на которых изображены музыкальные инструменты, и выбирает нужную карточку. Затем задание выполняет другой ребенок, и так, пока не закроются все пустые окна домика. Для игры необходим «музыкальный домик», триола, треугольник, бубен, трещетка, металлофон, тарелки.

Игры для развития диатонического слуха:

 «Громко – тихо запоем»

Цель:

Упражнять в различении динамических оттенков, воспринимать музыку разного характера.

Описание:

Выбирается водящий, он уходит из зала. Все договариваются,  куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

 «Звенящие колокольчики»

Цель:

Упражнять детей в различении меняющихся динамических оттенков.

Описание:

Педагог исполняет произведение, дети, высказывают свое отношение к музыке, отмечают ее характер. Обобщая ответы, педагог обращает внимание на то, что музыка звучит не одинаково: то громче, то тише. Во время повторного исполнения дети внимательно слушают музыку, и выкладывают карточку с условным обозначением меняющейся динамики: когда музыка звучит тихо – кладут карточку с изображением одного колокольчика, когда музыка звучит чуть громче – карточка с изображением двух колокольчиков                                                                                                                    

когда музыка звучит громко – карточка с изображением тамбурина. При наличии пособия в игре могут участвовать все дети.

                                                                                                           

                                                                                                   

Игры на развитие музыкальной памяти:

 «Назови  композитора»

Цель:

Упражнять детей в развитии памяти. Расширять  словарный  запас.

Описание:

Детям показывают портреты композиторов: М Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского, Шопена, Моцарта, предлагается назвать произведения этих композиторов. За правильный ответ дается жетон. Затем проигрывается то или иное произведение, отгадавший ребенок должен коротко рассказать о нем и получить следующий жетон  выиграл тот, у кого больше всех жетонов.

 «Угадай песню»

Цель:

Упражнять детей в развитии памяти.

Описание:

Детям раздаются карточки – картинки  с  изображением содержания знакомых песен.

Исполняется песня, узнав мелодию, дети закрывают фишкой  нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкально-дидактическая игра "ГОРОД РАЗНОГО НАСТРОЕНИЯ"

Игра направлена на развитие восприятия различного характера музыки и запоминания эмоционально-образной характеристики содержания музыки, обогащение словаря и развития слуховой памяти у детей....

Музыкально-дидактические игры (Старший дошкольный возраст)

Музыкально-дидактические игры(Старший дошкольный возраст) Игры для развития чувства ритма Прогулка Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки...

Музыкально-дидактические игры для дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры для дошкольного возраста...

Музыкальные дидактические игры. Старший дошкольный возраст.

Музыкальные дидактические игры. Старший дошкольный возраст....

картотека музыкально-дидактических игр для разных возрастов.

Значение музыкально – дидактических игр:Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий.Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в д...