Музыкальная игра-сказка – как основа синтеза видов искусств
консультация по музыке (старшая группа) на тему

Куракина Лилия Торьевна

Сообщение на педагогическом совете из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesovet_muzo.docx19.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная игра-сказка – как основа синтеза видов искусств

«Дети мыслят образами, формами, красками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы её заставить мыслить иначе»

Д.Ушинский

Ребенок растет и развивается в определенной музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой - антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщить детей к подлинному искусству. Способствовать становлению хорошего музыкального вкус.

Дошкольник предрасположен к восприятию произведений различных видов искусства. Вместе с тем восприятие музыки представляет для него большую трудность. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, а с другой с возрастными особенностями. Музыкальный образ достаточно абстрактен и предполагает множество композиторских, исполнительских, слушательских трактовок. В его основе лежит МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ, многозначная по своей сути.

Еще одно отличие музыкального образа - его динамичный характер, что тоже делает его сложным для дошкольника, который оперирует главным образом о конкретных предметах и явлениях. Наша задача-помочь ребенку войти в мир музыки, понять ее содержание, овладеть сложным музыкальным языком. Одним из путей решения этой проблемы является использование  в работе  музыкальной игры сказки.

Считается, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу. Д.Б.Кабалевский говорил, что мы должны учить детей "видеть музыку" и "слышать живопись". Поэтому наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки, живописи и литературы. И все это нашло отражение в играх-сказках.

Цель музыкальных игр-сказок - дать детям представления о специфике различных видов искусств (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия). Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусств, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже почувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе подготовки  музыкальной игры сказки в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество.

Музыкальная игра-сказка вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в  целом. В основе игры лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями  изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом  искусства в программе является музыка.

В процессе подготовки музыкальной игры дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, И.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева, а так же с балетом "Щелкунчик" П.И.Чайковского. Все это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует поэтическую атмосферу, служит своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы.

Музыкальная игра сказка  охватывает литературу, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого их них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные  и индивидуальные особенности детей, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии окружающего мира.

Главной целью   музыкальной игры сказки является побуждение детей к творчеству, обогащение ребят разнообразными впечатлениями.

Музыкальная   игра строится по законам искусства (композиция, выбор персонажей, завязка, развитие, событие, метроритм, смена настроения и пластики персонажей, контраст, метафора, сопереживание, импровизация). Участвуя в такой игре, находясь в её пространстве, действуя по её законам, ребёнок, сам того не подозревая, осваивает язык и законы искусства.

Музыкальная игра сказка   доставляет ребёнку удовольствие, позволяет «проникать» в самые невероятные пространства, попробовать свои силы в различных ситуациях.

Таким образом, синтез искусств   в образовательном процессе должен выступать способом открытия мира художественной культуры дошкольника, основываться на лучших образцах мировой культуры и искусства. Интегрируя образовательный процесс, мы открываем перед детьми мир творчества.

Литература:    

  1. Басина Н., Суслова О., С кисточкой и музыкой в ладошке. - М., Линка – Пресс 1997.
  2. Карпова Н.К., Художественное познание и личностная модель синтеза искусств в условиях информационных технологий. Докторская диссертация – Ростов - на – Дону, 1995.
  3. Радынова О.П., Музыкальное развитие детей.- М., Просвещение 1997.
  4. Тарасова К.В., Петрова М.П., Синтез. – М.,1994.
  5. Чумичева Р.М., Взаимодействие искусств в формировании личности дошкольника. – Ростов – на Дону 1995.


Роль театра, как синтеза искусств,

в художественно –эстетическом воспитании дошкольников

Как помочь маленькому человеку вырасти инициативной, коммуникабельной, раскрепощенной и творческой личностью?

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей является формирование у детей эстетических интересов, вкуса, потребностей, а также творческих способностей.

Театр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства. Синтез искусств - органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека и подразумевает создание качественно нового художественного явления. Объединение искусств в новый синтетический вид происходит из-за потребности общества в более широком, всеохватывающем освоении и изображении действительности, позволяя оказывать многостороннее эмоциональное воздействие на восприятие человека. В мировой эстетике известны концепции Ф.Шеллинга, Р.Вагнера, А.Скрябина, в которых подчеркивалось, что синтез искусств предоставляет художественному творчеству новые резервы и дополнительные возможности в освоении мира, в создании качественно новых художественных ценностей.

Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности. Особую значимость театральная деятельность приобретает накануне поступления детей в школу. В  период психологической адаптации ребенка к школе у 67 – 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры, поможет первокласснику быстро входить в контакт, не растеряться в трудной ситуации. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность под руководством воспитателей, музыкальных руководителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как собака себе друга искала" - музыкальная игра - сказка.

Сказка  - это один из любимых детьми видов художественного творчества. Сказка, озвученная музыкой, привлекательна для ребенка вдвойне, так как эмоциональное содержание музыки усиливает впечатлени...

Музыкальная игра -сказка "Муха-Цокотуха"

Музыкальная игра-сказка поставлена на основе программы  О.П.Радыновой "Музыкальные шедевры"...

Музыкальная игра-сказка "Теремок".

Всем известная сказка, оформленная фрагментами классических произведений. Автор: Юданова А.И....

музыкальная игра сказка "Снежинкина мечта" по мотивам сказки В. Хмельницкого

Игра сазка  побуждает  детей к выразительности образно-пластического взаимодействия и перевоплощения, а также развивает мышление, воображение, творческие способности....

МО воспитателей детского сада Мастер – класс «Музыкальные игры, сказки , песенки, логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей дошкольников»

МО воспитателей детского садаМастер – класс «Музыкальные игры, сказки , песенки, логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей дошкольников»...

Статья "Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

В данной статье рассмотрим музыкальную игру-сказку, как средство инновационного подхода в развитии  музыкальных способностей у дошкольников....