Тематическое музыкальное занятие в студии «Истории старого рояля» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Куракина Лилия Торьевна

Основа занятия – музыка Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» (Большая зоологическая фантазия), в которой  с юмором рассказывается о разных животных с помощью  музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_istoriya_sen_sans.docx22.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое музыкальное занятие

в студии «Истории старого рояля»

для детей старшего дошкольного возраста

История 2 «Камиль Сен-Санс. «Я живу в музыке, как рыба в воде!»

Основа занятия – музыка Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» (Большая зоологическая фантазия), в которой  с юмором рассказывается о разных животных с помощью  музыки.

Цель: Развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей.

Задачи:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- закрепить знания детей о прослушанных ранее произведениях К.Сен-Санса;

-учить детей различать изобразительность музыки и  тембры музыкальных инструментов, создающих образ;

- развивать умение слушать, сопереживать, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства;

-побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих образ рыбок в аквариуме.

Образовательная область «Речевое развитие»:

-учить передавать характер музыкального произведения в словесных оценках.

Материал и оборудование:

- презентация «К.Сен-Санс. Большая зоологическая фантазия»;

- аудиозаписи музыкальных произведений

 «Интродукция и королевский марш льва», «Курицы и петухи»,  «Слон», «Кенгуру»,  «Аквариум»,  «Персонаж с длинными ушами», «Лебедь».

Предварительная работа:

На музыкальных занятиях: знакомство с творчеством  К.Сен-Санса, слушание его произведений; музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю».

В группе в музыкальных уголках: лепбук «Карнавал животных», портрет композитора К.Сен-Санса.

Оформление выставки «Карнавал  животных».

Индивидуальная работа с детьми: рисование животных по пьесам «Карнавала животных»; двигательные импровизации «Львы», «Длинноухие персонажи», «Петухи и куры»

Рекомендации родителям: посещение филармонии.

Ход:  

Музыкальный руководитель приходит в группу к ребятам и сообщает:

- Знаете ли вы, что однажды,  в городе Дьепп    состоялось торжественное открытие памятника композитору, которое проходило... в присутствии самого композитора. Открытие прошло успешно и сопровождалось большим концертом. Сам композитор  с большой иронией отнесся к подобному торжеству:
- Ничего не поделаешь, приходится смириться с тем, что я уже не человек, а памятник. Видимо, жители города  просто устали дожидаться моей смерти…»  Хотите узнать, о ком это?

- Тогда приглашаю вас в музыкальный зал.

В зале оформлена выставка детских работ  «Карнавал животных». Звучит  пьеса «Аквариум» К. Сен-Санса.

-Думаю, вы уже догадались, о ком сегодня пойдет речь. Скажите, чья музыка звучит? (К.Сен-Санса).  Сегодня мы погрузимся  в богатый и  невообразимо прекрасный мир классической музыки.  Посмотрите на экран.

Слайд  1. К.Сен-Санс в детстве

Сен-Санс  проявил себя как органист, пианист, дирижер, музыкальный пародист, ученый-любитель (математик и астроном, археолог), критик, путешественник, драматург, поэт, философ, музыкальный редактор и – последнее, но не менее важное – автор более чем трехсот произведений во всех жанрах композиторского искусства.

Уже в  детстве Сен-Санс был одаренным ребенком. С двух с половиной лет начавший обучение на фортепьяно у своей бабушки, Сен-Санс уже в пять лет публично выступил в одном из парижских салонов. В шесть лет он стал сочинять музыку, а в десять состоялся его дебют как пианиста в концертном  зале.  И самое популярное   его  произведение «Карнавал животных».

Слайд 2. Портрет композитора К.Сен-Санса

Музыка «Карнавал животных» была написана Сен-Сансом во время отдыха в Австрии.

В этой сюите увидите сами

Ноты живые: с усами, с хвостами.

Бегать умеют они и лететь,

Ползать и плавать кусать и хватать.

Ноты мохнатые, ноты пернатые,

Стройные ноты и даже горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные –

Кто же они? Догадались?    (Животные)

Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта. Это произведение для фортепиано и небольшого оркестра  в который входят: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).

Слайд 3. «Оркестр»

Слайд 4.  Лев

-Открывает карнавал пьеса, которая называется  «Королевский марш льва». – Как,   по-вашему, должна звучать эта музыка?

- В каком регистре? Какая музыка должна быть по характеру? (Царь зверей  приветствует всех своим грозным рычанием, возглавляет шествие, красуясь и нагоняя страх на всех собравшихся)

-Послушайте, как это услышал композитор  (Звучит  пьеса «Интродукция и королевский марш льва».

Слайд 5. Слон

Перед вами слон. В музыке Сен-Санса слон танцует.

(Звучит пьеса «Слон)

-Послушайте, какой танец исполняет слон? (вальс)

-Мы слушаем эту музыку с улыбкой – тяжелый, грузный, огромный слон танцует вальс. В оркестре его изображает инструмент с очень низким голосом – контрабас. Посмотрите, как он выглядит.

Слайд 6. Контрабас

Слайд 7. Осел

-На карнавал  явилось  очень упрямое, длинноухое животное, которое твердит одно и то же: «И-а, и-а, и-а»… Это…(осел)

-Да, осел раскричался не на шутку.

Звучит пьеса «Длинноухие персонажи»

Слайд 8. Рыбки

-Прекрасная музыка «Аквариум» Послушайте ее.

Звучит пьеса «Аквариум»

-Музыка искрится и переливается волшебными струями. Нежная мелодия скрипок, переливы фортепиано и звон челесты изображают волшебную картину: будто солнце отражается в воде и разноцветные лучи его рассыпаются вокруг.

Слайд 9.  Музыкальные инструменты челеста, скрипки

 А в аквариуме резвятся золотые рыбки.

Слайд 10.  Видео «Лебедь» (танцует У. Лопаткина)

-Это  пьеса «Лебедь».  Какая музыка по характеру?  (Музыка рассказывает нам о гордом,  скользящем по воде  лебеде)

- Его изображает струнный инструмент с низким голосом – виолончель,  а волны и всплески воды передает фортепиано.

- «Лебедь» единственная пьеса из цикла,  лишенная  иронии. Это произведение – великолепное торжество лирики.  Русский балетмейстер Михаил Фокин создал балетный номер на музыку «Лебедя».  Завораживает красота этого шедевра балетного искусства.  Посмотрите:

К.Сен-Санс «Лебедь» исполняет У.Лопаткина

Слайд 11. Интерактивная игра «Послушай и угадай»

-А теперь поиграем. Послушайте музыку и скажите, что за животное она изображает?

(Звучит музыкальный отрывок, если дети правильно называют  пьесу, на экране появляется картинка, например «Аквариум». Если дети не отгадывают, появляется скрипичный ключ)

- А сейчас, представьте себя красивыми рыбками и подвигайтесь под музыку. Перед началом каждый может подумать, представить, какими движениями он попытается передать образ рыбки.

Дети пробуют импровизировать.

- Движения в воде  не могут быть быстрыми. Они очень  плавные. Рыбки то поднимаются на поверхность, то ныряют в глубину.

Показать несколько  фрагментов движений, передающих эти особенности образа.  Предлагаю детям выполнить выразительные движения  без музыки. Предложить ребятам, что в аквариуме могут быть и водоросли. Как можно их показать?

- Ребята, в нашей картинной галерее много  картин  животных, а вот рыбок   нет. Предлагаю вам  нарисовать   рыбок в аквариуме.

Дети  выполняют работу в технике  рисование и объемная аппликация. Дополняют выставку.

- Наше  занятие  получилось  познавательным.  Впереди нас ждут не менее  интересные  истории старого рояля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия из серии «История развития спорта» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект тематического занятия из серии "История развития спорта" для детей старшего дошкольного возраста "Первые олимпийские игры" с презентацией....

Конспект интегрированного музыкального занятия Тема: « Весенняя мозаика цветных звуков» (для детей старшего дошкольного возраста)

Данный материал музыкального интегрированного занятия имеет несколько образовательных задач, с которыми дети в ходе всего занятия справляются при помощи знакомых игровых ситуаций и уже ,имеющегося муз...

Конспект музыкального занятия "На прогулку в зимний лес" для детей старшего дошкольного возраста

Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "На прогулку в зимний лес", способствует развитию у детей музыкальных способностей, речи, движения, ...

Музыкальное занятия «Путешествие в мир волшебных звуков» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Сформировать устойчивое понятие у детей о свойствах и возможностях звуков, повышать интерес дошкольников к музыкальным занятиям,  развивать музыкальную память, внимание, расширять круг...

Сценарий проведения тематического музыкального занятия "Помогите птицам!" с использованием ИКТ, для детей среднего дошкольного возраста.

Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через музыкальное искусство. В сценарии представлены разнообразные виды деятельности детей: речевые, музы...