Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
консультация по музыке по теме

Федичкина Ольга Николаевна
В современном мире большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей, помочь сформировать осознанное отношение ребенка как к собственному здоровью и жизни, так и других людей, чтобы обеспечить максимально высокий уровень реального здоровья воспитанников дошкольного учреждения. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

Здоровье ребенка – один из основополагающих аспектов полноценного психического, физического и социального благополучия. От здоровья детей непосредственно зависит здоровье всего общества в целом. Несмотря на активную позицию многих родителей вести здоровый образ жизни, порой элементарно не хватает информации для правильного повышения функциональных возможностей по охране здоровья ребенка. Ведь статистика неумолимо твердит нам, что количество болезненных, отстающих детей, со слабым вниманием, низкой работоспособностью и другими проблемами значительно растет с каждым годом, значительно усложняя им жизнь и вызывая беспокойство у их близких. Именно дошкольный возраст – это период интенсивного развития и роста организма, всех жизненно важных систем.

Сохранить здоровье ребенка и обеспечить полноценное развитие – вот главная задача для всех работников детского образовательного учреждения, ведь только сотрудничество педагогов, воспитателей, медицинского работника и родителей вкупе сможет дать необходимый результат и оградить ребенка от нежелательных последствий.

С древних времен такие известные личности как Пифагор, Платон, Аристотель, Авиценна считали, что музыка обладает удивительными целебными свойствами, способными не только излечить нервные и психические заболевания, но и активизировать умственную деятельность. Отсюда можно сделать вывод, что правильно подобранный репертуар и дозированное применение определенных музыкальных моментов способно не только излечить, но и предотвратить появление некоторых недугов. Многие люди выбирают музыку для поднятия настроения, опираясь на интуицию, для повышения работоспособности, улучшения самочувствия.

Пение воздействует на весь организм в целом: активизируется межреберное дыхание, увеличивается объем легких, развивается диапазон, соответственно увеличивается количество резонаторов и обогащается обертоновых звукоряд, укрепляются мышцы голосового аппарата, дикция становится четче, яснее.

Рассмотрим подробнее какое место в музыкальном занятии занимают здоровьесберегающие технологии и область их применения.

Помимо образовательной и воспитательных задач в работе с детьми, здоровьесберегающая включают в себя: в начале и в конце занятия придать необходимое настроение (взбодрить или успокоить), систематизировать включение в занятия пятиминуток, исключить чрезмерную нагрузку во время танцев, игр, драматизаций, активизировать защитные свойства организма, создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка.

В своей работе я стараюсь всегда включать в занятие упражнения на развитие дыхания А.Н. Стрельниковой, они помогают активизировать дыхательный аппарат ребенка, не перегружая его, а порой предотвратить такие проблемы, как зажимы. Принцип данной методики заключается в том, что берется короткий, резкий вдох через нос в сочетании с движением, и плавный медленный так называемый пассивный выдох через рот. Нарушением функции речевого дыхания считается: непригодная поза для пения- неправильная осанка, подъем плеч во время вдоха, неумение добирать короткое дыхание внутри фразы, укороченность выдоха.

При разучивании песни на музыкальном занятии части можно наблюдать такую картину, как плохая, вялая дикция. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. Помочь в данном случае сможет артикуляционная гимнастика. Она может проводиться как индивидуально, так и с группой дошкольников. Единственным условием при освоении данных упражнений является последовательность от простого к сложному.

Логоритмика – преодоление речевых нарушений через развитие двигательной системы, во взаимодействии слова, музыки и движения. Особое место на музыкальном занятии занимают игры, движения и пение под музыку. Наибольшие плоды принесут совместные регулярные занятияс логопедом, который дополнит и скорректирует работу, либо акцентирует внимание на определенной проблеме. Необходимым условием является многократное повторение изучаемого материала.  

Речевой и музыкальный слух дополняют друг друга и параллельно помогают развивать речевой и вокальный аппарат ребенка. Особое место в данном контексте занимают речевые игры. Дополненные определенными звуками, хлопками, шлепками, так называемый «шумовой театр», почерпнутые мной из деятельности К. Орфа, успешно применяются в работе с детьми. Использование сказочных персонажей, интересных ярких атрибутов стимулирует активность детей и позволяет достичь нужных результатов скорее.

Вокальная импровизация позволяет выявить творческие способности дошкольников. Но она не может возникнуть из ничего, сначала необходимо музыкальному руководителя создать базу для дальнейшего развития детей, показать возможные варианты импровизаций. Можно использовать такую задумку для занятий, что музыкальный руководитель потерял свою разговорную речь и теперь все фразы может только петь. Дети с удовольствием включаются в игру и придумывают невероятные ответы.  

Важное место в здоровьезбережении занимает пальчиковая гимнастика. Пальцы играют очень важную роль на протяжении всей жизни человека, он может с закрытыми глазами на ощупь определить какой предмет находится перед ним, также исследователи установили, что есть прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Пальчиковые игры позволяют стимулировать точки, расположенные на ладонях, кончиках пальцев с помощью массажа, благоприятно воздействуя на все жизненно важные органы человека. В своей работе я пользуюсь записями Е. Железновой – доступная простая мелодия с понятным словесным наполнением очень нравится детям даже младшей группы. Пальчиковые игры развивают координационные способности пальцев, улучшают качество речи, формируют образно-ассоциативное мышление.

Много радости и восторга приносят детям ритмичные движения под музыку. Правильно подобранная веселая музыка – залог успеха, она побуждает к движению, воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияя на выразительность движений, также музыкальный репертуар должен прививать вкус и духовно воспитывать, обогащать кругозор дошкольника. Данное направление называется ритмопластика. Основная направленность – психологическое раскрепощение через познание своего тела Ритмичные движения – необходимость для детского организма, но направленные в нужное русло, они способны выработать грацию, укрепить физические силы, координировать движения, укрепить и развить мышцы, улучшить дыхание, кровообращение.

Музыкально-оздоровительно работа в детском образовательном учреждении считается новым направлением, но является очень важным и жизненно необходимым, если мы хотим воспитать здоровое, активное, эмоционально благополучное поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »

Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям  . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....