Музыкальное развитие обучающихся в коррекционной школе 8 вида
учебно-методический материал по музыке на тему

Помигалова Светлана Вячеславовна

Музыкальное  развитие  обучающихся  в коррекционной школе

  Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с ОВЗ средствами музыкально-ритмической деятельности.

  Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

Основная цель данных упражнений — научить детей с ОВЗ согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Цель – научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:

1. Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.

2. Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.

3. Повысить уровень общего развития учащихся.

4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

5. Развивать нравственные качества школьников.

6. Развивать творческие способности.

Используемые технологии на уроках ритмики:

Здоровьесберегающие технологии:

- пальчиковые игры,

- логоритмические упражнения,

- дыхательные упражнения,

- коммуникативные танцы

Музыкотерапия отдельное занятие для детей с ТМНР

средствами музыкальной деятельности

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

·                    помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

·                    помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

·                    музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

·                    косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

 

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий музыкально –ритмической деятельностью для  умственно  отсталых  детей  обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в музыкальные занятия  включаются такие направления, как:

коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной, моторной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);

коррекция эмоционально - волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;

коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;

развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, образными движениями.

Занятия с использованием музыкотерапии направлены на:

  • создание положительного эмоционального фона коррекционных занятий;
  • стимуляция двигательных функций;
  • развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей;
  • растормаживание речевой функци;
  • развитие и корреция психических процесссов (внимания, памяти, мышления);
  • формирование произвольной регуляции поведения;
  • развитие эмоциональной сферы.

 

 

 

Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия.

 

Непосредственное терапевтическое воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит и при пассивном, и при активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

Формы музыкальной терапии в работе с детьми с ОВЗ:

1. «Свободное движение» под музыку включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Формирует легкость вступления в контакт; развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве; «будит тело».

2. Ритмическая разминка направлена на внесение дисциплины и организованности; формирование навыков движения в коллективе, ритмичного и координированного движения; координирование вокально-речевой интонации с движением; осознание схемы собственного телы.

3. Пальчиковые игры способствуют развитию тонких движений пальцев рук, психических процесссов (внимания, памяти, мышления).

4. Пение организует правильное дыхание, облегчает легкость дикции.

5. Игра на детских музыкальных инструментах позволяют обогатить общие представления детей, ознакомить их со звуковыми свойствами интсрументов, конкретными приемами звукоизвлечения.

6. Танцы, хороводы вырабатывают навыки взаимодействия с партнерами, ритмичного и координированного движения. При этом решаются многие проблемы — двигательные, эмоциональные, познавательные и социальные.

7. Комуникативные, ритмические игры и игры по правилам регулируют у детей процессы возбуждения и торможения; создают дополнительную мотивацию; способствуют выработке позитивного, доброжелательного отношения к окружающим

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          Музыкальное  развитие в коррекционной школе

  Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с ОВЗ средствами музыкально-ритмической деятельности.

  Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

Основная цель данных упражнений — научить детей с ОВЗ согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Цель – научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:

1. Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.

2. Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.

3. Повысить уровень общего развития учащихся.

4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

5. Развивать нравственные качества школьников.

6. Развивать творческие способности.

Используемые технологии на уроках ритмики:

Здоровьесберегающие технологии:

- пальчиковые игры,

- логоритмические упражнения,

- дыхательные упражнения,

- коммуникативные танцы

Музыкотерапия отдельное занятие для детей с ТМНР

средствами музыкальной деятельности

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

  • помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
  • помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
  • музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
  • косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий музыкально –ритмической деятельностью для  умственно  отсталых  детей  обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в музыкальные занятия  включаются такие направления, как:

коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной, моторной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);

коррекция эмоционально - волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;

коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;

развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, образными движениями.

Занятия с использованием музыкотерапии направлены на:

  • создание положительного эмоционального фона коррекционных занятий;
  • стимуляция двигательных функций;
  • развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей;
  • растормаживание речевой функци;
  • развитие и корреция психических процесссов (внимания, памяти, мышления);
  • формирование произвольной регуляции поведения;
  • развитие эмоциональной сферы.

Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия.

Непосредственное терапевтическое воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит и при пассивном, и при активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

Формы музыкальной терапии в работе с детьми с ОВЗ:

1. «Свободное движение» под музыку включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Формирует легкость вступления в контакт; развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве; «будит тело».

2. Ритмическая разминка направлена на внесение дисциплины и организованности; формирование навыков движения в коллективе, ритмичного и координированного движения; координирование вокально-речевой интонации с движением; осознание схемы собственного телы.

3. Пальчиковые игры способствуют развитию тонких движений пальцев рук, психических процесссов (внимания, памяти, мышления).

4. Пение организует правильное дыхание, облегчает легкость дикции.

5. Игра на детских музыкальных инструментах позволяют обогатить общие представления детей, ознакомить их со звуковыми свойствами интсрументов, конкретными приемами звукоизвлечения.

6. Танцы, хороводы вырабатывают навыки взаимодействия с партнерами, ритмичного и координированного движения. При этом решаются многие проблемы — двигательные, эмоциональные, познавательные и социальные.

7. Комуникативные, ритмические игры и игры по правилам регулируют у детей процессы возбуждения и торможения; создают дополнительную мотивацию; способствуют выработке позитивного, доброжелательного отношения к окружающим

«…Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку»

Учащиеся должны уметь:

- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

Музыкально-ритмическая деятельность детей с нарушением интеллекта направлена на исправление или сглаживания наиболее типичных для данной категории детей недостатков: физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, способствует формированию положительных личностных качеств (дружелюбия, коллективизма, навыка рефлексирования состояния партнера и т.д.), эстетическому развитию.

Урок в школе VIII вида должен иметь коррекционную направленность.

Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей.

Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков, учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню

Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для умственно отсталых детей (общая коррекция), и направленность на исправление дефектов, характерных для групп учеников (индивидуальная коррекция)

Поэтому основной дефект умственно отсталых детей состоит в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, инертность мышления, «застревание» на привычных шаблонных действиях.

Уроки ритмики. Цель: развитие и коррекция координации движений, моторики, пространственной ориентировки.

ыя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разница в задачах и содержание литературного и объяснительного чтения для учеников коррекционных школ 5, 7 и 8 видов.

Чтение в школах 7 вида.Литературное чтение в начальных классах коррекционной школы и в коррекционно-развивающих классах является органической частью систематического курса русского языка и литературы....

Консультация для родителей. Коррекционные школы V и VII вида.

Коррекционные школы данных видов направлены на более индивидуальный подход к каждому ребенку, по мимо учителя здесь буду работать и такие специалисты как учитель-логопед, учитель - дефектолог, педагог...

Единые требования к коррекционно-развивающим программам для воспитанников общеобразовательных, санаторных, специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов.

Единые требования к коррекционно-развивающим программам для воспитанников общеобразовательных, санаторных, специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов....

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Главная цель арт терапии — гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознан...

Конспект НОД в старшей специальной (коррекционной) V вида группе тема: Насекомые и пауки

Конспект НОД для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста...