Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях"
консультация по музыке на тему

Коробцова Ирина Сергеевна

В консультации раскрываются основные виды здоровьесберегающих технологий, используемых на музыкальных занятиях  в дошкольном учреждении, их значение и практическое применение. Это валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, игровой массаж, речевые игры, музыкотерапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx104.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях

Подготовила музыкальный руководитель Коробцова И. С.

 

картинка 

 

       Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

    Что такое здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

     Компоненты здоровья: соматический, психический, личностный, нравственный.
 
   На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется  здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная  организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.

     Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Рациональная организация учебного процесса: создание в музыкальном зале комфортной и безопасной развивающей среды, дозирование нагрузки и дифференцированный подход в учебном процессе, разработка системы закаливающих мероприятий, включающая  охрану голоса и слуха, развитие речевого дыхания,  музыкально – ритмические упражнения на коррекцию осанки.

   Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Применение на практике здоровьесберегающих технологий обеспечивает  возможность сохранения и укрепления здоровья детей, формирует у детей знания, умения и навыки здорового  образа жизни, создаёт в музыкальном зале комфортную и безопасную развивающую среду.

     Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Занятия проводятся индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные. 

    Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: 1.Валеологические песенки-распевки

 2.Дыхательная гимнастика

 3.Артикуляционная гимнастика.

 4.Пальчиковые игры, игровой массаж

 5.Речевые игры.

 6.Музыкотерапия 

 Валеологические песенки-распевки.

 С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй», «Я пою, хорошо пою» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. 

«Доброе утро!»

Доброе утро!    ( поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее!      (разводят руки в сороны)

И тогда весь день будет веселее       (пружинка)

Мы погладим лобик, носик и щёчки       (поглаживают)

Будем мы красивыми. как в саду цветочки!        (покачивают плечами)

Ушки тоже мы потрём        (трут уши)

И здоровье сбережём!       (обнимают себя за плечи)

Улыбнёмся снова     (улыбаются друг другу)

Будьте все здоровы!     (хлопают вверху в ладоши)

  Дыхательная гимнастика.

 Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра 

 Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

- укрепление физиологического дыхания детей (без речи),

- тренировка силы вдоха и выдоха,

- развитие продолжительности выдоха. 

Упражнение «Погреемся» (развитие дыхания)

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреемся немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».

Далее чередуют: на правую - бесшумно, на левую – с голосом.

«Собачка» (закаливание зева)

Высунув язык изо рта, делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева

     Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад    тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. 

Самомассаж лица «Превращение»

Лепим, лепим ушки –                 щипать пальцами раковины ушей

Слышим хорошо!                

Нарисуем глазки –                 поглаживать брови, глаза закрыты

Видим далеко!

Носик мы погладим,            большими пальцами гладить крылья носа                

Усики расправим.                нарисовать указательными  пальцами  усы

Теперь мы не ребята,                покружиться

А веселые зверята!                похлопать в ладоши

     Речевые игры  позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

        «Зимушка-зима» - речевая игра со «звучащими жестами»

Ой ты, Зимушка-зима,        (пружинка с поворотами, руки на поясе)

Ты холодная была,             (притопы ногами в ритме фразы)

Ты холодная была,             (хлопки по бёдрам)

Все дорожки замела.          (качают руками внизу вправо-влево)

Морозы трескучие,             (прыгают)

Снега сыпучие,                   (машут кистями рук)

Ветры завьюжные,               (качают над головой)

Метели дружные.               (круговые движения руками)

                                               « Сороконожка»   

Шла сороконожка                 идут  «паровозиком»,  держась за плечи друг друга

По сухой дорожке

Вдруг закапал дождик: кап!               останавливаются

Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен,                      идут,  высоко поднимая ноги

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу,     останавливаются, трясут правой ногой, левой

Каждой лапкой потрясу

И потопаю потом,                                  топающий шаг

Ой, какой от лапок гром!

   Артикуляционная гимнастика.

 Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. 

«Жаба Квака»

Жаба Квака с солнцем встала   (потягиваются)

Сладко-сладко позевала  (зевают)

Травку сочную сжевала (жевательные движения, глотание),

Да водички поглотала.

На кувшинку села, песенку запела:

Ква-ква-ква, жизнь у Кваки хороша!

    Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. 

« Кошка»

Посмотрели мы в окошко  (пальцами обеих рук сделать окошко),

По дорожке ходит кошка (средний и указательный пальцы правой руки «бегают» по левой)

С такими усами    (показывают усы)

С такими глазами    (показывают большие глаза)

Кошка песенку поёт  (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт!  (зовут, машут правой рукой)

              («Трик-трак», «Капуста», «Бабушка», «Платочки» и др.)

    Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. 

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности:

И.С.Бах «Шутка»

Д.Кабалевский «Клоуны»

И.Штраус «Полька «Трик-трак»

В.А.Моцарт «Турецкое рондо»

Детские песни: «Настоящий друг» Б.Савельев, «Будьте добры» Санин, « Всё мы делим пополам» Шаинского.

Музыка для пробуждения:

Э. Григ «Утро»,

К. Сен-Санс «Аквариум»,

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

Колыбельные:

Н. Римский – Корсаков «Море».

К. Сен-Санс «Лебедь»,

русские народные колыбельные песни.

Музыка для релаксации:

Т. Альбиони «Адажио»,

Э.Григ «Песня Сольвейг»

 С. Прокофьев «Утро», «Вечер»

К. Дебюсси « Лунный свет»

Шуман «Грёзы»

Активное слушание «Море»

   - Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.

     Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.

    Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

   Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей,

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка,

- повышение уровня речевого развития,

- снижение уровня заболеваемости,

- стабильность физической и умственной работоспособности.

Литература:

1.Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.

2.Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет"                 Москва, ТЦ "Сфера", 2208  

                                                                                                           

                                                                                                                                                          

 

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»...

Консультация «Использование здоровьесбрегающих технологий на музыкальных занятиях»

Консультация для воспитателей: «Использование здоровье-сберегающих технологий на музыкальных занятиях»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Использование арт — терапевтических методов и технологий на музыкальных занятиях»

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ  ПЕДАГОГОВпо инновационной деятельности музыкального руководителя  на тему: «Использование  арт — терапевтических методов  и технологий на ...

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии»

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии»      Музыкальный руководитель: Заборова А. К.  Занятия музыкой способс...