Формирование эмоционально - образного восприятия музыки посредством музыкально - ритмических движений.
материал по музыке (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Кривошеина Елена Анатольевна

                  Из опыта работы музыкального

                     руководителя первой категории

                                               МДОКУ детского сада № 3 п. Северные полянки

                           Кривошеиной Елены Анатольевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx39.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование эмоционально - образного

восприятия музыки посредством

музыкально - ритмических движений.

                    Из опыта работы музыкального

                     руководителя первой категории

                                               МДОКУ детского сада № 3 п. Северные полянки

                           Кривошеиной Елены Анатольевны.

     Музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

     Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека. Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение. Почему?

Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников эмоционально-образного восприятия музыки.

   Моя задача состоит в том, чтобы у детей было желание и потребность жить в мире движений, ощущать радость,  получать удовольствие от занятий, наслаждаться красотой движений, научиться координировать свои движения, развивать у детей  умение владеть своим телом и легко манипулировать им в движении, развивать чувство ритма, создать атмосферу эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, раскрепощенности, самостоятельности и творческой активности.

    Опыт работы по формированию эмоционально-образного восприятия музыки посредством музыкально-ритмических движений сформировался в детском саду № 3 п. Северные Полянки Лузского района Кировской области. Наш детский сад находится в сельской местности, его посещают дети от 1 года до 7 лет.  В детском саду 6 групп, в том числе 1 группа детей раннего возраста. В посёлке есть средняя школа, Дом культуры, историко-краеведческий музей, филиал детской школы искусств. Когда я начала работать музыкальным руководителем д/с, в наследство мне досталось расстроенное пианино, несколько потрепанных книжек, шапочки животных и много-много  пожелтевших заячьих  ушек. Музыкального зала не было, зато было желание работать, приобщить малышей к прекрасному миру музыки. Наблюдая за детьми в процессе работы, я обратила внимание на то, что многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения, скованны в движениях, не могут выразить эмоции в танце. Результаты диагностического обследования дошкольников показали низкий уровень развития музыкально-игрового творчества.

         Проведенный опрос среди родителей также был не утешителен: дома   классическую музыку не слушают, в основном звучит поп-музыка, с детьми не поют и не танцуют.  

Данная проблема актуальна тем, что нельзя в полной мере обеспечить нормальное  полноценное существование и развитие личности без обучения и формирования у детей музыкальных основ и совершенствования движений.Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей же степени - в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях. Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.     Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволяют детям полнее и качественнее проявлять себя в танцах.
      Зная потребность ребенка в движении, а музыка является побудителем двигательных проявлений, я поставила
цель: формировать эмоционально-образное восприятие музыки посредством музыкально-ритмических движений.

 Для решения поставленной цели обозначила следующие задачи:

  • формировать основы музыкальной культуры;
  • знакомить детей с произведениями русской и зарубежной классической музыки;
  • воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;
  • учить определять характер произведения, музыкальные жанры (песня, танец, марш), форму произведения;
  • воспитывать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами движения;
  • уметь соотносить движения с музыкой;
  • развивать двигательные качества (координация, точность движений, выразительность);
  • расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;
  • создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений, вкусов, оценок ребёнка.                                          

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмические движения и обосновал их в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз.  Он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку. Главное в концепции немецкого педагога, композитора Карла Орфа - элементарное музицирование, которое неотделимо от ритмического движения, музыки, речи, жеста. Оно базируется на фольклоре, связано с движениями тела и каждый способен его пережить, изучить. Ритм - первоначальная организующая сила, которая выражается в хлопках, притопах, шагах, шлепках. Тело с руками и ногами было и остаётся первым инструментом человеческого рода, который ритмично двигается, воспринимая звуки. Известный психолог Л.С. Выготский писал: «Творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принужденными и могут возникнуть только из детских интересов».Он подчеркивал двигательную природу детского воображения, действенность воссоздания его образов детьми «при посредстве собственного тела».
Развитие восприятия музыки и выразительного движения проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов:
         Принцип воспитывающего обучения.
         Мы воспитываем любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащаем духовный мир ребёнка, развиваем внимание, воображение, мышление, речь.
         Принцип доступности.
         Заключается в том, что содержание и объём знаний о музыке, методы и приёмы обучения и усвоение их детьми соответствует уровню возрастного и индивидуального развития ребенка.
         Принцип постепенности, последовательности и систематичности.
         Постепенно переходим от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний
и приобретения навыков, придаёт им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям.
         Принцип наглядности.
         Сочетание слухового и зрительного восприятия. Основной приём - это
образец исполнения музыкального произведения. Наглядность в обучении повышает интерес детей к музыкальным занятиям, лёгкости и прочности усвоения музыкального материала.
         Принцип сознательности, концентричности.
         Умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми,  и они могут их передать словами. Своей деятельностью способствую
осознанности      восприятия музыкального произведения,           передачи музыкального образа через движение.
         В каждой возрастной rруппе темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений.
         Принцип прочности.
         Закрепление знаний о музыке должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. От сознательного
повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения.
         Принцип адаптивности, гибкости.
         Эти принципы облегчают планирование работы на ближнюю и дальнюю перспективы, помогают логике усложнения репертуара, отбирать и менять возрастные границы репертуара по своему усмотрению, позволяют применять разработанные конспекты вариативно, гибко, творчески.
         Принцип интеграции.
         Соединение в единое воспитательное пространство воспитателя,
музыкального руководителя инструктора по ФИЗО,  

В ходе работы использую технологию сотрудничества Л. Якиманской, игровые технологии, технологию развивающего обучения Л. Выготского.

Система опыта работы:

          1.Этапы работы

В своей работе я использовала репертуар Программы Васильевой, но  невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал — например, "Танец снежинок" на музыку А.Жилина или "Парную пляску" на карельскую народную мелодию (из репертуара типовой программы), как бы хороши они ни были. Появилась потребность в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью все время вносить в свою работу новое, свежее. Но сидя за фортепиано невозможно эмоционально зажечь детей даже исполняя песню, а тем более танец, да и знаний катастрофически не хватало.  Пришлось учиться самой.      

Я стала изучать теоретический материал по данной проблеме

Большим подспорьем в работе стала программа «Танцевальная ритмика» – опыт работы хореографа Татьяны Суворовой (для детей от 2-х до 6 лет) г. Санкт – Петербург, «Ритмическая мозаика» Бурениной, программа «Ладушки» И. Каплуновой, консультировалась с хореографами школы искусств, музыкальными руководителями других детских садов

Система работы потребовала  осуществления преобразования развивающей среды, определенныx средств, создание особых условий с учетом возрастных особенностей и музыкальных потребностей дошкольников. Для этого в ДОУ имеется:

•        музыкальный зал, где выполняются все гигиенические требования;

•        музыкальный инструмент: фортепиано;

•        телевизор  

•        аудиотека с классической русской и зарубежной музыкой;

•        иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, образные картины;

•        изображения инструментов симфонического, народного оркестров;

•        портреты композиторов;

•        музыкально - дидактические игры;

•        картотеки речевых игр для развития двигательных навыков,  пальчиковых игр.

         Для самостоятельного активного, целенаправленного развития детей в группах созданы центры музыкального развития, где имеются:

•        немые инструменты, ноты;

•        шумовые и музыкальные инструменты, нестандартное оборудование;

•        музыкально - дидактические игры;

•        различные атрибуты;

•        портрет композитора, с произведениями которого дети знакомятся.    

 2.Методы и приемы

Я стараюсь использовать как можно больше методов и приемов воздействия на детей. Но  ориентируюсь не только на развитие детей, но и на совершенствование своего профессионализма в области музыкально-ритмических движений  и в связи с этим коррекция содержания работы "на себя", "на себя во взаимодействии с детьми." Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использую различные методы: наглядный, словесный и практический.

  • выразительное исполнение музыкальных произведений;
  • правильный, четкий, эмоциональный показ движений и использование иллюстративного материала;
  • образный рассказ, поэтическое слово загадки, потешки, всевозможные пояснения, используемые при подведении детей к импровизированию пляски.
  • упражнения: (многократные повторения, упражнения в умении воспринимать образ, продиктованный песней или музыкой).
  • Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.Остановлюсь на характеристике некоторых приёмов.

        Показ с пояснением.

Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими.

        Игровые приемы.

 Делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой прием «эхо»,  

        Приём погружения в музыку.

Воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.

         Вопросы к детям.

Активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).

       Оценка качества детского исполнения.

Неправильная оценка мешает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

3. Формы организации.  

Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Это - занятия, утренняя гимнастика, музыкально-ритмический кружок  «Топотушки» для детей старшей группы, различные виды развлечений, праздники, выступления в Д.К.                                            

Необходимо организовать занятия с детьми таким образом, чтобы они проходили без принуждения, муштры, излишней дидактики (указаний, пояснений, замечаний и т.д.). Самое главное — не столько результат деятельности, отточенность движений в пляске, сколько сам процесс движения, доставляющий радость.

      К.Ф.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так - ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не длительностью, а ее однообразием и односторонностью», поэтому занятия вариативны в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей. Это - музыкально-тематические, доминантные, сюжетно-игровые занятия .4.Усложнение по возрастам.  Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит по-разному.

На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).

2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения.

3-й этап работы — подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения.

    На первом этапе работы я привлекала внимание детей к музыке, подводила к умению отозваться на музыку движением. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах, в основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослых. Используя свой личный пример, и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, учу развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения. Обращаю внимание на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, движений,  отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки. В течении учебного года я обучаю детей различным танцевальным и     образным движениям, которые затем используются в играх, танцах, хороводах.

       На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания, но они еще плохо ориентируются в пространстве. Поэтому моя задача научить двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, исполнять и передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут», и т.д.) Если дети недостаточно хорошо отражают характер музыки в движениях того или иного персонажа, упражнение не прерываю т.к. это снижает ее эмоциональность. После окончания упражнения провожу повторный показ этого движения. Например: если зайцы тяжело и шумно подпрыгивают на месте, обращаю внимание детей на музыку, сопровождающую движение, говорю, что музыка рассказывает, как легонько прыгают зайчики и повторно показываю движение. Сама много двигаюсь вместе с детьми, стараюсь быть эмоциональной, пластически выразительной, тем самым демонстрирую наиболее полные возможности воплощения образа, доступные малышам.  Использую также польчиковую гимнастику, причем побуждаю малышей произносить слова с различной интонацией: хитрым голосом, сердитым, усталым, веселым, речевые игры, песни с движениями.

    На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки отдельные средства музыкальной выразительности (динамика: громко-тихо, регистр-высокий, низкий; темп - быстрый, умеренный).        Движения становятся более ритмичными и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) в этом возрасте дети точнее передают игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.

Очень важным условием для детей средней группы в выполнении музыкально-ритмических движений является выразительность, четкость. Однако в этом возрасте дети нуждаются в показе движений, в ясных, кратких пояснениях. Образы, которые могут передать дети, сложнее, разнообразнее: это и куколки, маленькие деды морозы, конфетки, новогодние игрушки, исполняют дети  парные и сюжетные танцы. Способствуют развитию образного восприятия и произведения по слушанию, например, «Кот и Мышь» Рыбицкого, «Два петуха» Разореного, «Ежик» Кабалевского. Дети не только с интересом слушают их, но и творчески изображают. Затрудняет детей ориентировка в пространстве и некоторых построениях, таких как построение в колонны, кружки и т.д.

        Дети  5-6 лет жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передавать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения в этих группах я добиваюсь эмоциями выразительного исполнения образов детьми, а также осознанно относиться к своей роли и более качественно выполнять движения. В старшем дошкольном возрасте я усложняю требования музыкально-ритмического репертуара и направляю на развитие у детей способностей чувствовать, переживать, различать музыкальные образы. Это и русские матрешечки, и веселые снеговики, и гномы. Усложняются и произведения по слушанию, которые учат сопереживать и сочувствовать голодной кошке («Голодная кошка и сытый кот» Салманова, изображать слонов(«На слоных в Индии»), войти в образ дикарей («Танец дикарей» Ёсинао Нака). Все, что мы слушаем -мы изображаем. Способствуют раскрепощению детей и ритмические композиции ,и я вижу, как загораются глаза ребятишек, когда я показываю новый танец, когда дети, исполнив композицию, говорят: « Давайте еще раз!» я понимаю, что я на правильном пути, и я снова, и снова придумываю, ищу что-то новое, учусь сама и учу других. Чтобы образы были еще более выразительными, мною изготовлено огромное количество костюмов для танцев. Все наши праздничные утренники проходят ярко и выразительно, благодаря нашим сотрудникам, которые очень артистичны и эмоциональны и поют, и танцуют. Мне с трудом приходится  находить  персонажи, которых у нас еще не было. Наши воспитанники- постоянные участники мероприятий ДК. В прошлом году дети участвовали в конкурсе Минимисс и Бал гусаров. В этом - участники почти всех концертов.

5. Работа с педагогами и родителями.

Одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемого результата.

Цель работы с родителями: приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада                                                                                                 Приглашаем на детские праздники и развлечения, проводим совместные праздники.    В группе, в родительских уголках, периодически выставляем письменные консультации:

  • «Значение ритмики»
  • «Театральное искусство»
  • « Пальчиковая гимнастика»
  • « Поведение родителей на детском празднике»
  • «Учим ребенка слушать музыку»

Приглашаю на индивидуальные консультации по музыкальному развитию детей.

Одной из важнейших задач по работе с педагогами является

согласованность действий.

         С этой целью провожу консультации:

  • «Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по             музыкальному воспитанию детей»,
  • « Музыка в повседневной жизни»
  • «  Роль воспитателя в музыкальном воспитании
  • «Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей»,
  • «Использование музыки на занятиях по физкультуре»

        Работа с педагогами включает в себя проведение семинаров ¬практикумов, направленных на совершенствование исполнительских навыков и умений. Провела семинары-практикумы по движениям в народных плясках, по владению игры на шумовых и народных инструментах, по изготовлению нестандартного оборудования.

      Повышаю    свой профессиональный уровень, участвуя в работе РМО,   выступила с сообщением « Роль подговорок в разучивании танцевальных движений».

Анализ проводимой работы позволил сделать вывод о взаимосвязи развития эмоционально-образного восприятия и выразительности движения.

    У детей появилась уверенность в своих силах, в том, что движение под музыку приносит истинную радость, повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений.

 Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также отметили, что дети стали более раскрепощенными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни.

         Многие выпускники поступают в музыкальные школы, а танцами продолжают заниматься в танцевальных коллективах, в частности в группе «Непоседы».

         Вывод:

         Дети получают умения и навыки:

  • умеют узнавать и называть произведение, композитора;
  • воспринимают музыкальное произведение в целом;
  • прослеживают развитие музыкального образа, выразительно двигаются в соответствии с ним;                                                        
  • различают выразительные и изобразительные средства; реагируют в движении на изменение темпа, динамики, регистра, метроритма;
  • определяют характер, форму произведения, жанровую основу, двигаются в соответствии с разнообразным характером музыки;
  • отдают предпочтение какому-либо произведению, высказываться, почему оно нравится;
  • развиваются двигательные качества: координация, ловкость, пластичность, выразительность, ориентируются в пространстве; развивается творческая фантазия, воображение, умение сопереживать и

         воплощать в движении чувства и настроение музыки.

         В дальнейшем планирую более углубленно изучить и внедрять авторскую программу А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика», для большего раскрепощения  ребенка. На основе развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта подвести детей к развитию творческого потенциала раскрытию собственной индивидуальности, способности к самовыражению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), с...

«Ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми младшего дошкольного возраста»

Первая младшая группа (2- 3года).Для решения поставленной цели выделила следующие задачи:         1. Задачи по восприятию музыки:формировать у детей умение слуш...

Консультация для воспитателей "Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений с учетом требований ФГОС"

Консультация для воспитателей  "Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений  с учетом требований ФГОС"...