Развитие восприятия музыки в музыкально-ритмических движениях детей дошкольного возраста
статья

Кассихина Надежда Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kassihina.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кассихина Н.В.

г. Арзамас

   Развитие восприятия музыки в музыкально-ритмических  движениях детей дошкольного возраста

«Как гимнастика выпрямляет тело,

                                                                       так музыка исправляет душу».

                                                                                                           С.Ф.Платон.

Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются с помощью движений. Специалистами доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Стало известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки.  Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Благодаря движениям ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения,  у него закрепляются знания o средствах музыкальной выразительности,  то есть  происходит приобщение к музыкальной культуре. .

 Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, то ест мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок (Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. с.116-117).

Развитие  восприятия музыки и выразительного движения происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. В процессе занятий ритмикой дети учатся различать основные средства музыкальной выразительности  и постепенно овладевают основами культуры движений, постигают их «язык»: овладевают основными элементами  гимнастических движений, танцевальных движений различных танцев  (народный, бальный, современный детский танец), элементами творческой импровизации (создание  музыкального образа средствами пластики).

Первоначально, в младшем дошкольном возрасте, восприятие отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Оно часто носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных реакциях ребёнка на звучащую музыку. Это считается вполне нормальным. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения.  

В старшем дошкольном возрасте усложнение требований музыкально-ритмического репертуара направлено на развитие у детей способности чувствовать, переживать, различать музыкальные образы и использовать средства их выражения в движении. Умение воспринимать и передавать образ, выразительно двигаться в соответствии с музыкой формируется в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Всему этому способствуют выразительное исполнение, образный и точный показ движений, игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность действовать творчески. Постепенно от занятия к занятию дети входят в мир движения не только через исполнительство, но и через развитие мыслительной деятельности, воспитания их памяти и внимания.

Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

В решении задачи развития восприятия музыки в музыкально-ритмических  движениях детей дошкольного возраста важную роль играет музыкальный репертуар (Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. с. 197). Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны при воспроизведении и передаче в танце. Это дает возможность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения. В современных программах для дошкольных учреждений репертуар по ритмике рекомендован в соответствии с возрастом детей, а также каждый педагог должен учитывать их общий уровень музыкального и физического развития, конкретные условия, в которых они находятся и воспитываются.

Работаю по «Программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста» Э.П.Костиной. Программа разработана на основе теоретических положений отечественной современной школы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, основоположником которой, заслужено и признанно как в России, так и за рубежом является Н.А. Ветлугина.

На своих занятиях,  чтобы добиться развивающего эффекта обучения, использую различные методы: наглядный (исполнение музыки, показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий), словесный (с помощью интересной беседы обогащается их внутренний мир, формируются  нравственные качества, интересы) и практический (Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. с. 199-200).  Последний  метод в развитии музыкального восприятия  очень важен, так как ребенок, с помощью своих движений,  может глубже прочувствовать характер музыки, активнее передать свои впечатления, переживания.

Так же  в процессе работы над музыкально-двигательным образом следует выделить поэтапное обучение детей. На первом этапе происходит первоначальное знакомство с музыкальным произведением, под которое они будут двигаться. Важно, чтобы сложилось целостное представление о самой музыке произведения, показ движений были яркими, эмоционально-выразительными. На втором этапе происходит более углубленное восприятие музыки и разучивание движений. На третьем этапе происходит закрепление материала: дети узнают  и самостоятельно определяют характер музыкального произведения, его жанр, воспроизводят композицию движений (Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. с. 201-203).

 При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (первое занятие) предлагаю различить настроения, чувства, выраженные в музыке. Сообщаю название пьесы, кто автор, предлагаю детям определить ее характер, исполняю произведение целиком, дополняю ответы, затем следует повторное исполнение.

          На втором занятии исполняю фрагмент этого произведения. Дети вспоминают его название и автора. Затем даю повторную установку на определение характера произведения в целом, а также отдельных частей. Изобразительные моменты связываю с характером, настроением музыки. Произведение исполняю во фрагментах и целиком. Ответы детей уточняю, дополняю.

          На третьем занятии предлагаю различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определить их роль в создании музыкальном образа. Характеристику эмоционально - образного содержания уточняю, дополняю. Произведение исполняю во фрагментах и целиком.

          Эта схема может быть растянута на большее количество занятий или сжата, в зависимости от сложности изучаемых произведений.

У малышей формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, желание двигаться в соответствии с ее характером. Они осознанно воспринимают контрастный характер музыки, умеют сказать, о чем рассказывает та или иная песня, пьеса. Так, слушая «Осеннюю песенку» А. Александрова, они неспешно ходят и собирают листочки, а веселая плясовая «Как у наших у ворот» (р.н.м.) побуждает детей притопывать, исполнять «пружинку».

 Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации мелодии. Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно. Важно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Например, к циклу занятий по "Детскому альбому" П. И. Чайковского в старшей группе нами подобран визуальный ряд, соответствующий каждой пьесе и помогающий глубже раскрыть музыкальное произведение. Так, во время звучания "Сладкой грезы" дети рассматривают картины "Лунная ночь" И. Крамского, "Заросший пруд" В. Поленова, "Мика Морозов" В. Серова, выбирая картину, близкую своему пониманию музыки. Знакомясь с картинами И. Шишкина, дети слушают фрагменты из "Богатырской" симфонии А. П. Бородина или Четвертой симфонии П. И. Чайковского.

Углублению восприятия музыки у детей служили праздники, развлечения. Они различными средствами обогащали развитие восприятия музыки, делая детскую жизнь радостной, красивой, яркой. Развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т.д.) являлись важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия. Вот небольшой фрагмент музыкального развлечения с использованием различных видов танца: вальс, полька, русский народный танец, современные танцы – буги-вуги, рок-н-рол и др.

Фрагмент:

(Звучит волшебная музыка. Загорается подсветка на сцене вокруг «волшебной двери»)

Мальвина: Нам поможет вот эта волшебная дверь. Мы пройдёт через нее, и попадём туда, где нам расскажут о танцах и научат танцевать.

Буратино с Мальвиной проходят через дверь и попадают в зал к детям.

Буратино: Ой, а вы кто? Из какой сказки?

Мальвина: Буратино, сначала здороваются, а потом вопросы задают.

 Здравствуйте, ребята! Скажите — куда мы попали?

Толик: Вы попали в детский сад «Почемучка».

Буратино: Как интересно. Значит, девочек и мальчиков зовут Почемучки?

Дети: Нет!

Муз. рук-ль: Здравствуйте гости дорогие! Вот это сюрприз! Мы так рады встречи с вами. Оставайтесь с нами.

Мальвина: Останемся, если поможете нам. У нас проблема, вернее у Буратино: он совершенно не умеет танцевать.

Буратино: А мне кажется, не только мне нужна помощь.

Мальвина: Я умею танцевать, но немного подзабыла парочку танцевальных «па». Мне нужен хореограф, чтобы вернуть танцевальный навык.

Буратино: Кто вам нужен? Какой географ? Мы пришли учиться танцевать. Вообщем так, учите нас.

Муз. рук-ль: Тогда начнём с одного из любимых и старинных танцев - с польки.

Оля: Полька — старинный чешский танец. Название танца происходит от слова «пулька», что означает «половина». Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов. История утверждает, что этот танец придумала девушка Анна из Богемии.

Андрей: Ни один праздник в Чехии не проходит без задорной и весёлой польки. Этот танец стал популярным и в других странах. Исполняется он в быстром темпе. Часто в польке используютс хлопки и притопы. Полька — парный танец.

Буратино и Мальвина просят научить их этому танцу. Другая пара (Вова и Ира) показывают несложные движения.

Потом дети исполняют польку, а персонажи танцуют внутри круга. После танца — на места. Мальвина «вальситует» на середине зала.

Буратино: Что ты делаешь, Мальвина?

(Она продолжает вокруг него кружиться)

Буратино: Перестань, а то у меня закружиться голова!

Мальвина: В детстве меня учили танцевать чудесный танец, кажеться вальс называется. Буратино, вы должны пригласить меня на вальс.

Буратино: Не-е, я так долго кружиться не могу. У меня вестибулярный аппарат нарушен.

Мальвина: Ах, как жаль, да и других движений я не помню. (Продолжает вальсировать).

Муз. рук-ль: Мы поможем и научим танцевать этот танец.

Мальвина: Как я рада, сбудется моя мечта!

Егор: Самый известный и романтичный из бальных танцев — вальс.

 Название танца произошло от немецкого слова «кружиться». Вальс — парный танец. Родился вальс в Австрии, а потом его стали танцевать во всём мире.

Егор: Вальс исполняется как бы на одном дыхании в умеренном и быстром темпе. Движения в вальсе очень плавные, мягкие, особенно движения рук. Пары, исполняя вальс, смотрят друг другу в глаза.

Егор: А Вы знаете, что известная детская песенка «Жил-был у бабушки серенький козлик» - это один из вальсов Моцарта?

Буратино: Вот это да, некогда б не подумал.

Другая пара (Катя и Глеб) показывают несколько движений из вальса. Мальвина с Буратино под музыку повторяют, но он вдруг наступает ей на ногу…

Последовательная и систематическая работа над решением задач музыкального восприятия музыки через музыкально-ритмические движения, развивает у детей их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка откроет для него богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.

 

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.,
  2. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.-М., 1997.
  3. Костина Э. П. Камертон. Программа музыкального образования детей о к дошкольного возраста.- М., 2004.
  4. Музыкальному образованию детей 5-6 лет. Учебное пособие для педагогов дошкольных  учреждений .-Нижний Новгород, 2008.
  5. Назайкинский Е.В. «Музыкальное восприятие как музыкознания».

Просвещение, 1981.

  1. Радьпюва О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», под.ред.О.П.Радыновой - М.,Просвещение: Владос, 1994.
  2. Э.П.Костина  Теория и практика креативной педагогической технологии содействия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста

                                                Восприятие – это це...

РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Детско-родительские отношения – один из видов человеческих отношений. По мнению Т.И.Пуховой, это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю, особенн...

Профилактика дисграфии "Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста"

Данная статья поможет педагогам использовать графические навыки ребенка, как диагностический материал, в соответствии с возрастом ребенка и доступной им изобразительной (графической) деятельностью.Диа...

Игры для развития психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память) детей дошкольного возраста

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возрастаПсихический процессНазвание игрыИнструкции  к игреПамятьИгра «Рассказываем сказку»Цель: развитие слуховой памяти, объема запомина...

Консультация для родителей "Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста".

Данный материал повествует о ценности загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗВУКОСЛОГОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

ull;Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. Так же важно различать и анализировать звук...