Интегрированное занятие «Ярче краски – вот что значит лето»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Куприянова Татьяна Михайловна

                           Интегрированное занятие

               «Ярче краски – вот что значит лето»

                             Старший дошкольный возраст

Татьяна Михайловна Куприянова,

                                                                                     музыкальный руководитель 

    высшей категории

                                                                                                        г. Ярославль

Программное содержание:

v Закрепить в сознании детей представления о сменяемости времён года.

v Интегрируя средства выразительности музыки, живописи, поэзии, эмоционально усилить восприятие окружающего мира, времени года «лето».

v Закреплять умение проводить образно-эмоциональные параллели в произведениях разного вида искусств.

v Расширять художественный кругозор, знакомить с живописью И.Левитана, Б.Щербакова, Е.Леоновой, закреплять понятия «пейзажа», «натюрморта».

v Совершенствовать умение определять настроение художественного произведения и вербально выражать свои мысли и чувства.

v Развивать умение пластикой раскрывать содержание сюжетной песни.

v Развивать творческие способности  детей в ходе творческих игр и заданий.

v Активизировать слуховое внимание, восприятие, воображение включением сюрпризного момента «дождевое дерево».

v Доставить детям радость творческой самореализации.

Предварительная работа

Разучить песни: «Лето», музыка и слова Т.М.Куприяновой, «На мосточке», музыка Филиппенко.

Выучить стихотворение «Дождик» З.Александровой.

Материал и оборудование: музыкальный центр, пианино, репродукции картин, ударно-шумовые инструменты, маска медведя, «дождевое дерево», музыкальные записи: П.Чайковский. Вальс цветов, Птичкин. Песня «Лето, приходи», А.Вивальди. Весна, ноты.

Ход занятия

Звучит фрагмент музыкального произведения А.Вивальди «Весна».

Музыкальный руководитель:       Динь-динь-день!

                                                              Динь-динь-день!

                                                              Здравствуй, утро!

                                                              Здравствуй, день!

                                                                                       В.Баранов.

Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, о каком времени года рассказывала эта радостная, звонкая музыка (…о весне). Да, эта музыка так и называется – «Весна». А какой итальянский композитор её написал? (…Вивальди).

                                                             Всё имеет свой черёд:

                                                             За весной приходит лето.              

                                                                                            В.Баранов.

Весну мы сравниваем с утром, когда всё просыпается. А как вы думаете, с каким временем суток можно сравнить лето? (…с днём). Давайте расскажем о лете нашей песней.

Исполняется песня «Лето», музыка и слова Куприяновой Т.М.

                                                           1. Лето, лето соткано из света.

                                                              Ярче краски – вот что значит лето.

                                                              Солнце, воздух и вода -

                                                              Наши лучшие друзья.

                                                          2. Мы на речку дружною гурьбою.

                                                              Речка, речка, весело с тобою.

                                                              Любим мы на песке загорать,

                                                              Бегать, прыгать и нырять.

                                                          3. Земляника поспевает.

                                                             Лес детишек приглашает.

                                                          -  Приходи, поклонись, не ленись,

                                                             Сладкой ягодой насладись.

                                                         4. Рады, рады, рады ребятишки:

                                                             И девчонки, и мальчишки.

                                                             Летом отдых – просто класс!

                                                             Вы порадуйтесь за нас!

Музыкальный руководитель:     Молодцы! Вот сколько радости приносит нам лето. Художники тоже любят лето и передают его настроение в своих картинах. Посмотрим на эти летние пейзажи и расскажем о них словами нашей песни.

И.Левитан. Берёзовая роща.   – «Лето, лето соткано из света». Вся картина пронизана солнцем.

Б.Щербаков. Разнотравье донское. – Что можно сказать об этом пейзаже? (ответы детей).

Да, художник показал буйство красок цветочного луга. Небо голубое с лёгкими облаками, сочная зелень деревьев. Так какие слова песни подходят к этой картине? – «Ярче краски, вот что значит лето».

Детскому вниманию предлагается иллюстрация «Дети в лесу» и репродукция картины Е.Л.Леоновой. Черника (натюрморт).

Музыкальный руководитель напевает:    

Земляника поспевает.

Лес детишек приглашает:

«Приходи, поклонись – не лениcь,

Сладкой ягодой насладись!»

Летом созревает и другая ягода. Какую ягоду мы видим на этом натюрморте? (Чернику).

Ребята, какое же летнее настроение показали художники в своих картинах? (радостное, солнечное, весёлое, краски яркие, сочные).

Я предлагаю отправиться в летний лес, но нам сначала нужно перейти через мостик.

Исполняется инсценировка песни «На мосточке», музыка Филлипенко.                                                                                                             Лексика                                                                                   Движения

1. Через мост перейти нужно нам, ребята.                          Бодрый шаг

    В дальний лес мы идём, там грибы маслята.

    А на мостик волк нас не пускает.                                    Крадущиеся шаги

    На мосту он серый отдыхает.

2. Он ворчит, он рычит, лязгает зубами: «Сердитые» шаги в ритме  мелодии

  «Не пущу, не пущу деток за грибами.

    Вышел козлик из лесу сердитый,                        Переходят на ровный шаг,

                                                                                        изображают  «рожки»

    Говорит он волку: «Уходи, ты!»

3. Затопчу, затопчу я тебя ногами,                   Лицом к центру, руки на пояс, топают в ритме,

   Заколю, заколю я тебя рогами.                 «Колют рожками» - движения указательными пальцами

   Как ударит волка он ногами,                       Идут по кругу, одновременно «ударяя рожками» вперёд

   Волк – бултых, и в речку вверх ногами.                 В конце «падают».

Вот мы и пришли в лес. Смотрите, ребята, кто это к нам пожаловал?

(Звучит «медвежья» музыка, появляется «медведь» - музыкальный руководитель надевает маску медведя.)

Проводится дидактическая игра «Загадки медведя» - авторская (речь с музицированием).

Медведь: Я лохматый и большой, да, хозяин я лесной.

                  Приглашаю вас гулять и за лесом наблюдать.

                  Нужно нам за руки взяться, чтоб в лесу не потеряться.

                  Быстро за руки берись и цепочкой становись!

Дети встают цепочкой во главе с медведем.

Медведь ведёт детей и приговаривает:

                   Мишка по лесу идёт, за собой детей ведёт.

                   Что услышишь – расскажи, что увидишь – покажи.

Загадка 1.            Тук-тук! Тук-тук!                      

                              (Медведь отбивает ритм на перкуси и приговаривает.)

                               Где ты, жук? Где ты, жук?

                               Что это? (… дятел)

Медведь:            Это дятел стучит, про жука говорит.                      

                             (Отбивает ритм на маракасах.)

Медведь предлагает детям повторить эту загадку с отгадкой (детям раздаются инструменты).

Загадка 2.

                               Ой, смотрите, кто это там побежал?

                               Прыг да скок, прыг да скок,                                     

                               (Отбивает ритм на ложках)

                               Быстро, быстро под кусток. Кто это? (заяц)

Текст повторяется детьми, одновременно отбивают ритм на ложках.

Загадка 3.

Медведь:            А кто это там по деревьям скачет? (белка)

                             Белка, белка, цок-цок-цок, 

                             (Простукивает ритм орешками)

                               Рыженький хвосток.

                               Нанизала на сучок беленький грибок.

                              Медведь раздаёт орехи и повторяет вместе с детьми.

Медведь:   Молодцы, ребята! Все мои загадки отгадали. Я с вами прощаюсь. Приходите снова в гости наблюдать за лесом и его лесными жителями (машет рукой, снимает маску).

Музыкальный руководитель:  А сейчас мы с вами услышим голос лета…

(Уходит за ширму, из-за неё доносится голос «дождевого» дерева).

Чьи голоса вы услышали, ребята? (голос дождика… ручейка).

Музыкальный руководитель выносит «дождевое» дерево (шумовой самодельный инструмент) и ещё раз его переворачивает. Вот какое у нас сегодня волшебство. Оно называется «дождевое» дерево. А стихи про летний дождик вы знаете?

Ребёнок читает:                           

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри.

Если лужицы нальются,

Так и хочется разуться,

Побежать и потрясти

В тёплом дождике кусты…              

                          З.Александрова

Музыкальный руководитель:   Давайте украсим это стихотворение звучанием музыкальных инструментов. Дети выбирают для озвучивания образов стихотворения инструменты:

«скачет» весёлый, лёгкий летний дождик  - металлофон,

«…пускает пузыри» - маракасы, «…побежать и потрясти» - ложки.

Музыкальный руководитель читает стихотворение, дети озвучивают его инструментами.

Музыкальный руководитель:  Напоил дождик землю влагой, и распустились прекрасные цветы, запели птицы, воздух стал чистым и свежим. Давайте и мы с вами украсим наши полянки цветами и бабочками.

Проводится творческая игра «Летние полянки»

Дети разбиваются на группы и из заготовленных цветов и бабочек создают летние коллективные композиции. Во время работы звучит «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Музыкальный руководитель вместе с воспитателем и детьми подводят итоги этой творческой работы.

Музыкальный руководитель:          Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? (…о лете). Мы не только о нём говорили, но и пели песни, читали стихи, рассматривали летние пейзажи. Нравится вам это время года? Почему? (Оно яркое, красивое, солнечное, приносит много радости…). Мы все с нетерпением ждём лета. Звучит песня «Лето, приходи», музыка Птичкина, дети уходят в группу.

 

 

 

                                                                                   

                                

 

 

                                                                                   

                                

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Волшебные краски осени"

Интегрированное занятие "Волшебные краски осени"...

интегрированное занятие "волшебные краски зимнего пейзажа"

интегрированное заняти  для  детей  старшего  дошкольного возраста...

Презентация к интегрированному занятию "Волшебные краски зимнего пейзажа"

презентация  "Волшебные краски  зимнего  пейзажа"...

Интегрированное занятие «Потерянные краски Осени»

            Цель интегрированного занятия "Потерянные краски осени"з -обобщить и систематизировать знания детей об осени....

Интегрированное занятие «Волшебные краски» с применением нетрадиционной техники рисования в средней группе

Цель: развивать художественные навыки. Научить детей использовать в рисовании не традиционные формы.Задачи:1. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «кляксографией»...

Интегрированное занятие - путешествие "Краски Осени"

Интегрированное занятие -путешествие "Краски Осени" Закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства (картин художников, через песенное, му...