ПРОЕКТ «Детский мир в музыке П.И. Чайковского»
проект по музыке (старшая группа) на тему

Бурова Евгения Сергеевна

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 3»  г. Ухты

(МДОУ «Детский сад № 3»  г. Ухты)

 

 

 

ПРОЕКТ

 «Детский мир в музыке П.И. Чайковского»

 

 

          Автор проекта:

музыкальный руководитель

Абрамова Е.С.                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Ухта, 2018

Содержание

1.    Введение

3

2.    Проект  «Детский мир в музыке П.И. Чайковского»

4

3.    Список используемой литературы

4.    Интерактивная музыкальная игра по страницам фортепианного

9

           цикла П. И. Чайковского

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание (восприятие) музыки. Слушание музыки является активным внутренним процессом, требующим мобилизации чувств, мыслей и познавательных возможностей ребенка, объединенных переживанием музыкального произведения. Художественное восприятие музыкального образа детьми старшего дошкольного возраста включает в себя: интерес к музыкальным произведениям, эмоциональную отзывчивость на  выразительность и изобразительность музыкального образа, музыкальную эрудицию. Объединение пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского в циклы, связанные единой темой (или жанровой характеристикой), позволяет выстроить систему занятий, близких по содержанию. Музыкальные произведения П.И. Чайковского содержат разнообразные бытовые сцены и ситуации, что способствует обогащению педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект  «Детский мир в музыке П.И. Чайковского»

 

Направление проектной деятельности: художественно – эстетическое.

Образовательная область: «Музыка».

Руководитель проекта: Абрамова Е.С.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Место реализации: музыкальные занятия, интегрированные музыкальные занятия, музыкально – дидактические игры в свободное время.

Цель проекта:  развитие художественного восприятия музыки П.И. Чайковского у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.    Продолжить знакомство с произведениями П.И. Чайковского.

2.    Формирование интереса к слушанию музыки.

3.    Обогатить музыкальный опыт детей

4.    Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку.

5.    Обогатить  словарь детей за счет слов, обозначающих оттенки эмоциональных состояний.

6.    Активизировать умение передачи эмоционального состояния музыкального образа через танцевальную импровизацию и рисунок.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации: с 12. 03. 2018 г. по 20. 04. 2018 г.

 

Предполагаемые результаты:

Дети:

Интерес к музыке П.И Чайковского. Развитие музыкально – художественного  восприятия. Обогащение музыкальной эрудиции. Развитие творческого воображения, умения продуктивно выражать результаты индивидуального восприятия музыки.

Педагоги:

Интерес к музыке П.И. Чайковского. Проектирование интегративных занятий, включающих художественного восприятия музыки П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель:

Организация работы по ознакомлению детей с музыкой П.И. Чайковского. Развитие профессионально – педагогического творчества: придумывание новых приемов активизации детского музыкального восприятия. Помощь педагогам и родителям.

Условия реализации проекта:

1.    Проект реализуется в ходе совместной деятельности детей, музыкального руководителя, воспитателей.

2.    Интерес детей и педагогов.

3.    Методические разработки.

4.    Интеграция со специалистами детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объединение пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского в циклы:

 

Этап

Цикл

Название цикла

Музыкальные произведения

П.И. Чайковского

I

1

«Сон. Пробуждение».

«Утренняя молитва»,

«Зимнее утро»,

«Мама»,

«Вальс».

2

«Встреча с героями сказок».

«Игра в лошадки»,

«Марш деревянных солдатиков»,

«Болезнь куклы»,

«Новая кукла».

II

3

«Музыка моей родины».

«Хорал»,

«Шарманщик поет»,

«Масленица»,

«Мужик на гармонике играет»,

«Камаринская».

4

«Волшебные сказки».

«Нянина сказка»,

«Баба Яга»,

«Марш» (из балете «Щелкунчик».

III

5

«Музыка народов мира».

«Полька»,

«Итальянская музыка»,

«старинная французская песенка»,

«Немецкая песенка»,

«Неаполитанская песенка».

6

«Зимние сны».

«Сладкая греза»,

«Песенка  жаворонка»,

«В церкви».

 

Этапы проекта.

 

I этап.

Привлекаем внимание детей к слушанию музыки, погружаем их в процесс музыкального восприятия.

- Цикл «Сон. Пробуждение».

Использование элементов психогимнастики – игры и упражнения, способствующие отражению отдельных черт характера и эмоциональных состояний:

«Кто за кем?», «Игра с камешками», «Факиры».

Передача эмоционального состояния через танцевальную импровизацию.

- Цикл «Встреча с героями сказок».

На этом этапе применяются элементы сюжетной театрализации: игровые упражнения даются в соответствии с игровым образом и единой сюжетной линии:

«Почему заболела куколка?», «Кто подарил новую куколку» и т.д.

 

II этап.

 

Слушаем, анализируем музыку П.И. Чайковского. Активизируем художественное восприятие детьми музыкальных средств выразительности, развиваем творческое воображение детей при слушании музыки, развиваем творческое воображение при восприятии музыки.

- Цикл «Волшебные сказки».

Используются методы обогащения музыкального опыта детей, предлагаются ситуации самостоятельного познания, исследования.

Музыкально-дидактические игры:

«Что снилось жене?», «Кто подошел к теремку?», «Звуки шумовые и музыкальные», «Сказка про кота» идр.

Интеграция полученных впечатлений осуществляется через изобразительную деятельность (рисование, лепка, коллаж), а также через игры на выражение ощущений («Вкусный сон», «Самая сладкая музыка).

- Цикл «Музыка моей Родины». Обогащение познавательного опыта и интеграция полученных впечатлений осуществляется через игровую деятельность, связанную с бытовыми особенностями русского народа. Используются русские народные сказки, изготовление игрушек, поделок.

Поисковые методы способствуют развитию у детей творческого воображения - придумывание сказок и историй по мотивам музыкальных произведений:

·       Истории – перечисления;

·       Сказки описания;

·       Волшебные фантазии и превращения;

·       Бытовые события.

 

III этап.

 

 Активизируем стремления детей рассуждать о музыкальном произведении, создаем условия для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности – игровой, художественной, двигательной.

- Цикл «Музыка народов мира».

Используется прием сравнения музыкальных произведений и инструментов, средств музыкальной выразительности в музыке Чайковского (элементы итальянской, немецкой, французской музыки).

На этом этапе объединяются несколько видов деятельности: дети слушают музыку и рассматривают произведения живописи, придумывают истории про население данной страны под музыку, рисуют.

- Цикл «Зимние сны».

Предоставить детям возможность для проявления творчества и самостоятельности: услышать содержание музыкальных образов, рассказать о своих впечатлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

О.П. Радынова «Настроения, чувства в музыке» - М.: ТЦ Сфера, 2009г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

интерактивная музыкальная игра по страницам фортепианного цикла П. И. Чайковского

Пояснительная записка

Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

А. С. Макаренко

 

Тема, диапазон использования: ресурс представляет собой интерактивную музыкальную игру по теме «Детский альбом» П. И. Чайковского» в рамках урока слушания музыки для воспитанников подготовительного отделения и учащихся младших классов ДМШ, тематических музыкальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста из серии «За страницами учебника», музыкальных познавательных досуговых (внеклассных) мероприятий. Возможно использование игры и в совместной деятельности детей и родителей, в качестве домашнего задания.

Целевая аудитория: воспитанники старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: обобщение, уточнение и расширение знаний о фортепианном цикле П. И. Чайковского «Детский альбом».

Задачи:

  • создать условия для развития умения распознавать знакомые музыкальные произведения по звучанию музыкального фрагмента;
  • пополнить словарный запас детей, используя средства программы Microsoft PowerPoint;
  • активизировать познавательный интерес к музыке Чайковского, познавательную деятельность воспитанников, используя интерактивные игровые задания;
  • воспитывать культуру слушания музыки.

Значимость ресурса в том, что он способствует накоплению детских музыкальных впечатлений, уточнению и расширению знаний об особенностях фортепианных пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского посредством представления познавательного музыкального материала в интересной, структурированной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для дошкольников и младших школьников форме.

Актуальность презентации в использовании информации, форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям, построении образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого (ведущего) с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, возможности выбора детьми видов активности, участников совместной деятельности и общения (в случае командной игры).

Современность ресурса определяется использованием в нём интерактивных технологий средствами программы PowerPoint, приёмов медиадидактики.

Ожидаемые результаты. В результате игры воспитанники:

- смогут выражать положительное отношение к процессу музыкального познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать и применить полученные знания для решения художественно-творческих задач;

- получат возможность научиться внимательно и осмысленно слушать музыку, определять название музыкального произведения по его фрагменту, преобразовывать символы и схемы для решения познавательных задач;

- получат возможность научиться полно и точно выражать свои мысли, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос;

-  получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с эталоном результаты деятельности.

Техническое и программное обеспечение

Ресурс представляет собой архив ZIP - WinRAR (.zip), содержащий папку «Детский альбом_игра_Тонкова», внутри которой находятся три файла: презентация PowerPoint «Детский альбом», документы Word «Тонкова_Пояснительная записка» и «Тонкова_Заявка».

Ресурс выполнен в программе PowerPoint 2013. Для работы с ресурсом необходимы звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), проигрыватель Windows Player, установленный по умолчанию операционной системой и видео кодеки K-Lite Codec Pack 9.9.0 для воспроизведения медиа ресурсов.

Прежде чем приступать к работе с ресурсом, для корректного его воспроизведения, следует извлечь ресурс из архива на рабочий стол.

План работы с ресурсом и рекомендации по его использованию

 

Этап игры

Слайды

1

Музыкальное приветствие участникам игры, вступительная беседа.

1

2

Знакомство с содержанием (планом) игры.

2

3

Игровой этап «С утра до вечера» с применением технологического приёма «Трафарет».

3

4

Игровой этап «Игры и игрушки» с применением технологического приёма «Тест задание в картинках».

4 -7

5

Игровой этап «Танцы и песни» с применением технологического приёма «Тестовое задание».

8 -14

6

Игровой этап «Путешествие» с применением заданий на выбор правильного ответа и установления соответствия.

14 - 17

7

 «Сюрприз» (видео по мотивам музыки П. И. Чайковского). Подведение итогов, обобщение.

18

 

 

Правила игры

Роль ведущего игры исполняет взрослый, преподаватель, музыкальный руководитель, родители. Задания читает (объявляет) ведущий, дополняет, уточняет и обосновывает ответы детей. В процессе индивидуальной игры он же выбирает каждого следующего игрока (того, кто будет выполнять следующее задание).

Возможно исполнение некоторых музыкальных фрагментов игры преподавателем или учениками постарше, это придаст игре особого «концертного» колорита: участники игры с интересом послушают «живую» музыку, а юные исполнители почувствуют свою сопричастность к общему школьному делу, убедятся в том, что, их исполнение музыки нравится другим, приносит слушателям удовольствие. В этом случае следует предусмотреть поощрение не только для участников игры, но и для исполнителей.

За каждый правильный ответ игрок получает фишку - это может быть жетончик из плотной бумаги с изображением скрипичного ключа или элемент пазла музыкальной тематики, который, после игры, дети соберут в единую картинку и др.

Подведение итогов (результат) проводится сразу после игры, каждый жетон может быть обменян на сладости или музыкальные сувениры. Как вариант подведением итогов игры может быть выявление детей, которые лучше выполнили задание: быстрее, качественнее, объяснив свой выбор и пр.; определение команды-победителя в случае командной (семейной) игры и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Результат игры н е только количество правильных ответов, но и объём полученных знаний, музыкальных впечатлений и хорошего настроения! 

Послайдовое описание использования игры

 

Блок

Содержание слайда

Управляющие кнопки

Номер

слайда

Информационный блок

Титульный слайд: название работы, фамилия, имя, отчество автора.

 

На пианино в исполнении и по выбору преподавателя звучит фрагмент музыкального произведения П. И. Чайковского. Ведущий предлагает детям сыграть в игру.

Переход на слайд 2 настроен по щелчку.

1

Информационный блок

Информационные источники: ссылки на Интернет-ресурсы, использованные для создания презентации.

На слайде 16 установлены управляющие кнопки:

 – возврат на слайд 2;

 – завершение просмотра презентации.

16

Информационный блок

Содержание (распределительный слайд):

«С утра до вечера»

«Игры и игрушки»

«Танцы и песни»

 «Путешествия»

«Сюрприз»

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: «Обсудим содержание нашей музыкальной встречи, предположите, о чём пойдет речь».

На каждый раздел установлена гиперссылка, ведущая на первый слайд соответствующего раздела игры.

Для перехода следует нажать на нужный прямоугольник.

– кнопка с гиперссылкой на информационные источники;

– завершение просмотра презентации.

2

С утра до вечера

На слайде применён приём «Трафарет». По щелчку на кнопку-триггер «Граммофон» в верхнем левом углу слайда сработает подсказка.

 

 

 

 

 

 

 

 

* Задание для воспитанников с высоким уровнем развития, дети со средним и низким уровнем выполняют задание с помощью ведущего

Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку .

3

Игры и игрушки

На слайдах музыкальная загадка, прослушав которую нужно выбрать подходящую картинку, щёлкнув по ней мышью. Послушать музыку можно, нажав на кнопку-триггер с нотами . Неверный выбор сопровождается эффектом «падения» картинки, при правильном выборе картинка увеличивается.

 

Переход на слайды 5, 6, 7 осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку .

По окончании раздела переход на слайд – содержание по кнопке .

4 - 7

Танцы и песни

Тестовое задание (танцы): на слайдах список с названиями музыкальных произведений (танцев) из «Детского альбома» П. И. Чайковского и звуковые файлы.

Прослушав музыкальный фрагмент, нажав на кнопку с нотами нужно выбрать название танца (определить, какая пьеса из «Детского альбома» прозвучала).

На текст (названия танцев) установлены триггеры. В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название танца, появляется картинка-подтверждение, остальные тексты исчезают. В случае неверного ответа, по щелчку на выбранное название танца, текст исчезает.

Вид слайда до выбора ответа:

 

Вид слайда с правильным ответом:

 

Вид слайда с неверным выбором:

 

Правильные ответы – «Мазурка», «Вальс», «Полька», «Камаринская».

Возможно исполнение музыкальных фрагментов преподавателем, учениками постарше.

Тестовое задание (песни): на слайдах 3 фотографии, названия пьес из «Детского альбома» и музыкальные файлы. Прослушав музыкальный фрагмент, нажав на кнопку с нотами нужно выбрать (определить), какая пьеса из «Детского альбома» прозвучала.

 

На фотографии настроены триггеры, по щелчку на каждую фотография меняет цвет: в случае неверного выбора становится светлее, в случае правильного ответа становится цветной.

Вид слайда с выбранным правильным ответом:

 

Правильные ответы – «Мужик на гармонике играет», «Шарманщик поёт», «Старинная французская песенка», «Песня жаворонка».

Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку .

Возврат на слайд 2 (содержание) осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку .

8 -11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12–15

 

 

 

 

 

 

Путешествия

На слайде изображение мамы с ребёнком (какое же путешествие без мамы!) и варианты характеристик звучания музыки, послушать которую можно нажав на кнопку с нотами . На картинку с изображением мамы и ребёнка настроен триггер, по щелчку на изображение появляется правильный ответ (выбор).

Вид слайда до выбора ответов, во время звучания музыки:

 

 

Вид слайда после того, как сработал щелчок по картинке:

 

 

 

 

 

 

 

 


Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку .

16

Путешествия

Тестовое задание: на названия пьес из «Детского альбома» настроены триггеры, выбор ответов осуществляется по щелчку на фигуры с текстом. Неверный выбор – фигура меняет цвет, звучит соответствующий звуковой сигнал. Правильный выбор – фигура перемещается в центр слайда под звуки соответствующей мелодии.

Вид слайда до выбора ответов:

 

Вид слайда с выбранными ответами:

 

Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку .

17

Путешествия 

Задание на соответствие (выполняется устно с дальнейшей проверкой на слайде): смысл задания в выборе соответствующей иллюстрации (народного костюма) к названию той или иной пьесы из «Детского альбома».

По щелчку на кнопку-триггер «Граммофон» в верхнем левом углу слайда сработает подсказка (проверка).

 

Возврат на слайд 2 (содержание) осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку .

18

Сюрприз

Видео: в левом верхнем углу слайда значок «Сюрприз», нажав на который можно посмотреть видео по мотивам пьесы П. И. Чайковского «Баба Яга» (в качестве поощрения за игру и мотивации к обобщению и подведению итогов).

 

После просмотра видео преподаватель (ведущий) подводит итоги, награждает участников игры.

Возврат на слайд 2 (содержание) осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку .

19

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detskiy_mir_v_muzyke_p.i._chaykovskogo.docx322.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 3»  г. Ухты

(МДОУ «Детский сад № 3»  г. Ухты)

ПРОЕКТ

 «Детский мир в музыке П.И. Чайковского»

        Автор проекта:

музыкальный руководитель

Абрамова Е.С.                                                                          

        Ухта, 2018

Содержание

  1. Введение

3

  1. Проект  «Детский мир в музыке П.И. Чайковского»

4

  1. Список используемой литературы
  2. Интерактивная музыкальная игра по страницам фортепианного

9

           цикла П. И. Чайковского

10

Введение

Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание (восприятие) музыки. Слушание музыки является активным внутренним процессом, требующим мобилизации чувств, мыслей и познавательных возможностей ребенка, объединенных переживанием музыкального произведения. Художественное восприятие музыкального образа детьми старшего дошкольного возраста включает в себя: интерес к музыкальным произведениям, эмоциональную отзывчивость на  выразительность и изобразительность музыкального образа, музыкальную эрудицию. Объединение пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского в циклы, связанные единой темой (или жанровой характеристикой), позволяет выстроить систему занятий, близких по содержанию. Музыкальные произведения П.И. Чайковского содержат разнообразные бытовые сцены и ситуации, что способствует обогащению педагогического опыта.

Проект  «Детский мир в музыке П.И. Чайковского»

Направление проектной деятельности: художественно – эстетическое.

Образовательная область: «Музыка».

Руководитель проекта: Абрамова Е.С.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Место реализации: музыкальные занятия, интегрированные музыкальные занятия, музыкально – дидактические игры в свободное время.

Цель проекта:  развитие художественного восприятия музыки П.И. Чайковского у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с произведениями П.И. Чайковского.
  2. Формирование интереса к слушанию музыки.
  3. Обогатить музыкальный опыт детей
  4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку.
  5. Обогатить  словарь детей за счет слов, обозначающих оттенки эмоциональных состояний.
  6. Активизировать умение передачи эмоционального состояния музыкального образа через танцевальную импровизацию и рисунок.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации: с 12. 03. 2018 г. по 20. 04. 2018 г.

Предполагаемые результаты:

Дети:

Интерес к музыке П.И Чайковского. Развитие музыкально – художественного  восприятия. Обогащение музыкальной эрудиции. Развитие творческого воображения, умения продуктивно выражать результаты индивидуального восприятия музыки.

Педагоги:

Интерес к музыке П.И. Чайковского. Проектирование интегративных занятий, включающих художественного восприятия музыки П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель:

Организация работы по ознакомлению детей с музыкой П.И. Чайковского. Развитие профессионально – педагогического творчества: придумывание новых приемов активизации детского музыкального восприятия. Помощь педагогам и родителям.

Условия реализации проекта:

  1. Проект реализуется в ходе совместной деятельности детей, музыкального руководителя, воспитателей.
  2. Интерес детей и педагогов.
  3. Методические разработки.
  4. Интеграция со специалистами детского сада.

Объединение пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского в циклы:

Этап

Цикл

Название цикла

Музыкальные произведения

П.И. Чайковского

I

1

«Сон. Пробуждение».

«Утренняя молитва»,

«Зимнее утро»,

«Мама»,

«Вальс».

2

«Встреча с героями сказок».

«Игра в лошадки»,

«Марш деревянных солдатиков»,

«Болезнь куклы»,

«Новая кукла».

II

3

«Музыка моей родины».

«Хорал»,

«Шарманщик поет»,

«Масленица»,

«Мужик на гармонике играет»,

«Камаринская».

4

«Волшебные сказки».

«Нянина сказка»,

«Баба Яга»,

«Марш» (из балете «Щелкунчик».

III

5

«Музыка народов мира».

«Полька»,

«Итальянская музыка»,

«старинная французская песенка»,

«Немецкая песенка»,

«Неаполитанская песенка».

6

«Зимние сны».

«Сладкая греза»,

«Песенка  жаворонка»,

«В церкви».

Этапы проекта.

I этап.

Привлекаем внимание детей к слушанию музыки, погружаем их в процесс музыкального восприятия.

- Цикл «Сон. Пробуждение».

Использование элементов психогимнастики – игры и упражнения, способствующие отражению отдельных черт характера и эмоциональных состояний:

«Кто за кем?», «Игра с камешками», «Факиры».

Передача эмоционального состояния через танцевальную импровизацию.

- Цикл «Встреча с героями сказок».

На этом этапе применяются элементы сюжетной театрализации: игровые упражнения даются в соответствии с игровым образом и единой сюжетной линии:

«Почему заболела куколка?», «Кто подарил новую куколку» и т.д.

II этап.

Слушаем, анализируем музыку П.И. Чайковского. Активизируем художественное восприятие детьми музыкальных средств выразительности, развиваем творческое воображение детей при слушании музыки, развиваем творческое воображение при восприятии музыки.

- Цикл «Волшебные сказки».

Используются методы обогащения музыкального опыта детей, предлагаются ситуации самостоятельного познания, исследования.

Музыкально-дидактические игры:

«Что снилось жене?», «Кто подошел к теремку?», «Звуки шумовые и музыкальные», «Сказка про кота» идр.

Интеграция полученных впечатлений осуществляется через изобразительную деятельность (рисование, лепка, коллаж), а также через игры на выражение ощущений («Вкусный сон», «Самая сладкая музыка).

- Цикл «Музыка моей Родины». Обогащение познавательного опыта и интеграция полученных впечатлений осуществляется через игровую деятельность, связанную с бытовыми особенностями русского народа. Используются русские народные сказки, изготовление игрушек, поделок.

Поисковые методы способствуют развитию у детей творческого воображения - придумывание сказок и историй по мотивам музыкальных произведений:

  • Истории – перечисления;
  • Сказки описания;
  • Волшебные фантазии и превращения;
  • Бытовые события.

III этап.

 Активизируем стремления детей рассуждать о музыкальном произведении, создаем условия для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности – игровой, художественной, двигательной.

- Цикл «Музыка народов мира».

Используется прием сравнения музыкальных произведений и инструментов, средств музыкальной выразительности в музыке Чайковского (элементы итальянской, немецкой, французской музыки).

На этом этапе объединяются несколько видов деятельности: дети слушают музыку и рассматривают произведения живописи, придумывают истории про население данной страны под музыку, рисуют.

- Цикл «Зимние сны».

Предоставить детям возможность для проявления творчества и самостоятельности: услышать содержание музыкальных образов, рассказать о своих впечатлениях.

Литература:

О.П. Радынова «Настроения, чувства в музыке» - М.: ТЦ Сфера, 2009г.

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

интерактивная музыкальная игра по страницам фортепианного цикла П. И. Чайковского

Пояснительная записка

Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

А. С. Макаренко

Тема, диапазон использования: ресурс представляет собой интерактивную музыкальную игру по теме «Детский альбом» П. И. Чайковского» в рамках урока слушания музыки для воспитанников подготовительного отделения и учащихся младших классов ДМШ, тематических музыкальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста из серии «За страницами учебника», музыкальных познавательных досуговых (внеклассных) мероприятий. Возможно использование игры и в совместной деятельности детей и родителей, в качестве домашнего задания.

Целевая аудитория: воспитанники старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: обобщение, уточнение и расширение знаний о фортепианном цикле П. И. Чайковского «Детский альбом».

Задачи:

  • создать условия для развития умения распознавать знакомые музыкальные произведения по звучанию музыкального фрагмента;
  • пополнить словарный запас детей, используя средства программы Microsoft PowerPoint;
  • активизировать познавательный интерес к музыке Чайковского, познавательную деятельность воспитанников, используя интерактивные игровые задания;
  • воспитывать культуру слушания музыки.

Значимость ресурса в том, что он способствует накоплению детских музыкальных впечатлений, уточнению и расширению знаний об особенностях фортепианных пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского посредством представления познавательного музыкального материала в интересной, структурированной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для дошкольников и младших школьников форме.

Актуальность презентации в использовании информации, форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям, построении образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого (ведущего) с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, возможности выбора детьми видов активности, участников совместной деятельности и общения (в случае командной игры).

Современность ресурса определяется использованием в нём интерактивных технологий средствами программы PowerPoint, приёмов медиадидактики.

Ожидаемые результаты. В результате игры воспитанники:

- смогут выражать положительное отношение к процессу музыкального познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать и применить полученные знания для решения художественно-творческих задач;

- получат возможность научиться внимательно и осмысленно слушать музыку, определять название музыкального произведения по его фрагменту, преобразовывать символы и схемы для решения познавательных задач;

- получат возможность научиться полно и точно выражать свои мысли, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос;

-  получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с эталоном результаты деятельности.

Техническое и программное обеспечение

Ресурс представляет собой архив ZIP - WinRAR (.zip), содержащий папку «Детский альбом_игра_Тонкова», внутри которой находятся три файла: презентация PowerPoint «Детский альбом», документы Word «Тонкова_Пояснительная записка» и «Тонкова_Заявка».

Ресурс выполнен в программе PowerPoint 2013. Для работы с ресурсом необходимы звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), проигрыватель Windows Player, установленный по умолчанию операционной системой и видео кодеки K-Lite Codec Pack 9.9.0 для воспроизведения медиа ресурсов.

Прежде чем приступать к работе с ресурсом, для корректного его воспроизведения, следует извлечь ресурс из архива на рабочий стол.

План работы с ресурсом и рекомендации по его использованию

Этап игры

Слайды

1

Музыкальное приветствие участникам игры, вступительная беседа.

1

2

Знакомство с содержанием (планом) игры.

2

3

Игровой этап «С утра до вечера» с применением технологического приёма «Трафарет».

3

4

Игровой этап «Игры и игрушки» с применением технологического приёма «Тест задание в картинках».

4 -7

5

Игровой этап «Танцы и песни» с применением технологического приёма «Тестовое задание».

8 -14

6

Игровой этап «Путешествие» с применением заданий на выбор правильного ответа и установления соответствия.

14 - 17

7

 «Сюрприз» (видео по мотивам музыки П. И. Чайковского). Подведение итогов, обобщение.

18

Правила игры

Роль ведущего игры исполняет взрослый, преподаватель, музыкальный руководитель, родители. Задания читает (объявляет) ведущий, дополняет, уточняет и обосновывает ответы детей. В процессе индивидуальной игры он же выбирает каждого следующего игрока (того, кто будет выполнять следующее задание).

Возможно исполнение некоторых музыкальных фрагментов игры преподавателем или учениками постарше, это придаст игре особого «концертного» колорита: участники игры с интересом послушают «живую» музыку, а юные исполнители почувствуют свою сопричастность к общему школьному делу, убедятся в том, что, их исполнение музыки нравится другим, приносит слушателям удовольствие. В этом случае следует предусмотреть поощрение не только для участников игры, но и для исполнителей.

За каждый правильный ответ игрок получает фишку - это может быть жетончик из плотной бумаги с изображением скрипичного ключа или элемент пазла музыкальной тематики, который, после игры, дети соберут в единую картинку и др.

Подведение итогов (результат) проводится сразу после игры, каждый жетон может быть обменян на сладости или музыкальные сувениры. Как вариант подведением итогов игры может быть выявление детей, которые лучше выполнили задание: быстрее, качественнее, объяснив свой выбор и пр.; определение команды-победителя в случае командной (семейной) игры и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Результат игры н е только количество правильных ответов, но и объём полученных знаний, музыкальных впечатлений и хорошего настроения! 

Послайдовое описание использования игры

Блок

Содержание слайда

Управляющие кнопки

Номер

слайда

Информационный блок

Титульный слайд: название работы, фамилия, имя, отчество автора.

На пианино в исполнении и по выбору преподавателя звучит фрагмент музыкального произведения П. И. Чайковского. Ведущий предлагает детям сыграть в игру.

Переход на слайд 2 настроен по щелчку.

1

Информационный блок

Информационные источники: ссылки на Интернет-ресурсы, использованные для создания презентации.

На слайде 16 установлены управляющие кнопки:

 – возврат на слайд 2;

 – завершение просмотра презентации.

16

Информационный блок

Содержание (распределительный слайд):

«С утра до вечера»

«Игры и игрушки»

«Танцы и песни»

 «Путешествия»

«Сюрприз»

Преподаватель: «Обсудим содержание нашей музыкальной встречи, предположите, о чём пойдет речь».

На каждый раздел установлена гиперссылка, ведущая на первый слайд соответствующего раздела игры.

Для перехода следует нажать на нужный прямоугольник.

C:\Users\Наталья\Pictures\сс.jpg– кнопка с гиперссылкой на информационные источники;

– завершение просмотра презентации.

2

С утра до вечера

На слайде применён приём «Трафарет». По щелчку на кнопку-триггер «Граммофон» в верхнем левом углу слайда сработает подсказка.

* Задание для воспитанников с высоким уровнем развития, дети со средним и низким уровнем выполняют задание с помощью ведущего

Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку.

3

Игры и игрушки

На слайдах музыкальная загадка, прослушав которую нужно выбрать подходящую картинку, щёлкнув по ней мышью. Послушать музыку можно, нажав на кнопку-триггер с нотами. Неверный выбор сопровождается эффектом «падения» картинки, при правильном выборе картинка увеличивается.

Переход на слайды 5, 6, 7 осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку.

По окончании раздела переход на слайд – содержание по кнопке.

4 - 7

Танцы и песни

Тестовое задание (танцы): на слайдах список с названиями музыкальных произведений (танцев) из «Детского альбома» П. И. Чайковского и звуковые файлы.

Прослушав музыкальный фрагмент, нажав на кнопку с нотами нужно выбрать название танца (определить, какая пьеса из «Детского альбома» прозвучала).

На текст (названия танцев) установлены триггеры. В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название танца, появляется картинка-подтверждение, остальные тексты исчезают. В случае неверного ответа, по щелчку на выбранное название танца, текст исчезает.

Вид слайда до выбора ответа:

Вид слайда с правильным ответом:

Вид слайда с неверным выбором:

Правильные ответы – «Мазурка», «Вальс», «Полька», «Камаринская».

Возможно исполнение музыкальных фрагментов преподавателем, учениками постарше.

Тестовое задание (песни): на слайдах 3 фотографии, названия пьес из «Детского альбома» и музыкальные файлы. Прослушав музыкальный фрагмент, нажав на кнопку с нотами нужно выбрать (определить), какая пьеса из «Детского альбома» прозвучала.

На фотографии настроены триггеры, по щелчку на каждую фотография меняет цвет: в случае неверного выбора становится светлее, в случае правильного ответа становится цветной.

Вид слайда с выбранным правильным ответом:

Правильные ответы – «Мужик на гармонике играет», «Шарманщик поёт», «Старинная французская песенка», «Песня жаворонка».

Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку.

Возврат на слайд 2 (содержание) осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку.

8 -11

12–15

Путешествия

На слайде изображение мамы с ребёнком (какое же путешествие без мамы!) и варианты характеристик звучания музыки, послушать которую можно нажав на кнопку с нотами. На картинку с изображением мамы и ребёнка настроен триггер, по щелчку на изображение появляется правильный ответ (выбор).

Вид слайда до выбора ответов, во время звучания музыки:

Вид слайда после того, как сработал щелчок по картинке:

Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку.

16

Путешествия

Тестовое задание: на названия пьес из «Детского альбома» настроены триггеры, выбор ответов осуществляется по щелчку на фигуры с текстом. Неверный выбор – фигура меняет цвет, звучит соответствующий звуковой сигнал. Правильный выбор – фигура перемещается в центр слайда под звуки соответствующей мелодии.

Вид слайда до выбора ответов:

Вид слайда с выбранными ответами:

Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку.

17

Путешествия  

Задание на соответствие (выполняется устно с дальнейшей проверкой на слайде): смысл задания в выборе соответствующей иллюстрации (народного костюма) к названию той или иной пьесы из «Детского альбома».

По щелчку на кнопку-триггер «Граммофон» в верхнем левом углу слайда сработает подсказка (проверка).

Возврат на слайд 2 (содержание) осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку.

18

Сюрприз

Видео: в левом верхнем углу слайда значок «Сюрприз», нажав на который можно посмотреть видео по мотивам пьесы П. И. Чайковского «Баба Яга» (в качестве поощрения за игру и мотивации к обобщению и подведению итогов).

После просмотра видео преподаватель (ведущий) подводит итоги, награждает участников игры.

Возврат на слайд 2 (содержание) осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку.

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сказка в музыке» «Спящая красавица» Шарль Перро (музыка П.И. Чайковского)

Проект «Сказка в музыке»«Спящая красавица»Шарль Перромузыка П.И. Чайковского Музыкальный руководитель: Брязгалова Евгения ИвановнаМБДОУ № 32 Высшая квалификационная категория. Майкоп 20...

Проект " Детский альбом" П.И.Чайковский

Реализация городского проекта  ДО г. Москвы №2/35-7 от 11.11 2011г....

Проект «Детский альбом П.И. Чайковского». Подготовительная группа.

В проекте даны основные этапы в работе над темой...

Педагогическая технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского "Детство с музыкой"

Технология А.Г. Гогоберидзе, В.А.Дергунской применяется для творческого самовыражения детей, раскрепощения и восприятия музыки. Для работы по этой технологии я разработала перспективное планирование н...

ПРОЕКТ «Детский мир в музыке П.И. Чайковского»

Развитие художественного восприятия музыки «Детского альбома» П.И. Чайковского у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка день музыки "Музыка П.И. Чайковского в жизни детей"

В этой методической разработке показано, как можно с раннего возраста приучать детей к музыки - слушать ее, чувствовать, приобщаться к прекрасному, задействовать и другие образовательные области, как ...

Открытое занятие по музыке «Путешествие по миру музыки. П. И. Чайковский «Детский альбом»

: Знакомство с творчеством П. И. Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла «Детский альбом»...