Музыкальное занятие в средней группе "Три кита музыки"
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему

Быкова Алина Семеновна

Доминантное занятие по знакомству детей с тремя основными  жанрами в музыке: Марш, танец, песня.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Три кита в музыке

(занятие в средней группе)

Цель занятия: Закрепить знания детьми основных музыкальных жанров: песня, танец, марш.

Задачи:

-учить определять жанр, характер, настроение музыки.

-развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разных жанров.

-формировать основы музыкальной культуры, коммуникативные навыки.

-воспитывать интерес к музыке.

Оборудование: телевизор, слайды, маска акулы, обручи.

                                                  Ход занятия.

Дети заходят в зал под музыку, встают в круг.

Валеологическая распевка «Лучик солнца»

Музыкальный руководитель:  Сегодня ребята, я хочу пригласить вас в веселое путешествие по волнам музыки и познакомиться с тремя музыкальными китами. Вы согласны? А на чем же можно плыть по волнам? Конечно, на корабле. А вот и корабль нас уже ждет. Занимайте места на нашем корабле, мы отправляемся в плаванье. Отдать швартовые. Полный вперед.

Звучит фонограмма шума волн.

Музыкальный руководитель: Смотрите, навстречу нам плывет большой кит (показ слада. Звучит «Марш» муз. Свиридова)

-Что это за музыка звучит? (ответы детей – марш). Конечно, правильно, это марш. А какие бывают марши? (дети перечисляют - детский, игрушечный, солдатский, спортивный.  Давайте мы с вами выйдем на берег и  попробуем изобразить, как шагают игрушки под игрушечный марш.

Проводится творческое игровое упражнение (Игрушки идут» под музыку П. Чайковский  «Марш деревянных солдатиков»)

Музыкальный руководитель: Молодцы, отправляемся дальше, занимайте свои места.

Дети занимают места, звучит фонограмма моря.

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Что же вижу, к нам плывет снова чудо-юдо рыба-кит.

Звучит фонограмма моря, а затем детская знакомая песня.

Музыкальный руководитель: Что это я слышу? Что это за музыка звучит.

Дети: Песня

Музыкальный руководитель:  А вы любите петь песни? А какие бывают песни по настроению.

Давайте устроим небольшой концерт и споем киту песенку про щеночка.

Пение песен:  «Тяф, тяф»

Музыкальный руководитель:  Молодцы, ребята, а сейчас кит хочет подарить нам вот такие водоросли, и приглашает нас поиграть в игру «Рыбки и акула».

Подвижная игра «Рыбки и акула»

Музыкальный руководитель: Молодцы, хорошо повеселились, но нам пора дальше в путь, занимайте свои места.

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Что же вижу, к нам плывет снова чудо-юдо рыба-кит.

«Полька не шали»

-Что это за музыка звучит? (ответы детей –танец). Танец – это музыка, под которую можно танцевать. Какие танцы бывают? А мы с вами тоже умеем танцевать, я вас приглашаю на танец.

Дети исполняют парный танец  «Дружба»

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Весело танцевали. Настало время возвращаться домой. Занимайте свои места на нашем корабле, отплываем.

Звучит фонограмма моря.

Музыкальный руководитель:  Ну вот, мы и дома (дети сходят с корабля и встают в круг). Что интересного мы с вами видели в нашем путешествии? (ответы детей) Повстречали знакомых китов. А как их звали? (марш, танец, песня). Оказывается вся музыка строиться на трех основных жанрах Песня, Танец, Марш.

Попевка: До свидания.

Приложение1

Музыкально-дидактическая игра «Три кита».

Игра разработана для образовательной области «Музыка» и используется в разных видах деятельности (организованной образовательной деятельности и образовательная деятельность при проведении режимных моментов), в интеграции с другими образовательными областями (Познание, Физическая культура, Коммуникация).

Цель: Познакомить детей с жанрами в музыке (песня, танец, марш).

Задачи: Развивать музыкальную память, воображение. Закреплять в игровой форме знание музыкальной терминологии. Формировать устойчивый интерес к музыкально-образовательной деятельности.

Материал: Панно с изображением моря и плоскостные фигуры китов разного цвета или любой коллаж на эту тему; наборы из трёх карточек того же цвета; аудиозапись небольших отрывков знакомых музыкальных произведений в разных жанрах.

Ход игры: Детям показать панно (коллаж), предложить послушать стихотворение, ответить на вопросы. Стихотворный текст с 1-го по 4-й лучше брать на начальном этапе работы, а пятое стихотворение использовать уже на закрепление знаний.

P1050538_0

1. Три кита (как мир когда-то),

Держат Музыку, ребята.

В море звуков поживают,

ЖАНРАМИ их называют!  

Первый – МАРШ, и все ребята

Маршируют как солдаты.

Кит второй зовётся ПЕСНЯ,

Петь нам очень интересно.

Ну, а ТАНЕЦ – третий кит,

Этот жанр всех веселит,

Мы попляшем от души.

Как же жанры хороши!!!

2. Мы шагаем как солдаты,

а) Значит, что звучит, ребята? -  МАРШ.

б) Что за жанр звучит, ребята? -  МАРШ.

3. Громко, тихо мы поём,

Целой группой и вдвоём,

Лишь бы было интересно.

а) Помогает всем нам… ПЕСНЯ.           

б) Этот жанр зовётся… ПЕСНЯ.

4. Мы сегодня в вальсе кружим,

Ну, а завтра - с полькой дружим.

В пляску русскую пойдём!

Что за жанр мы заведём? – ТАНЕЦ.      

5. Три жанра в музыке у нас,

Все знают: Песня, танец, марш!

Под марш идём мы на парад,

Чеканит шаг за рядом ряд.

Под песню – куколок качаем

И с песней Новый год встречаем!

А танцев разных в мире сколько,

Что хочешь - попляши под польку,

Иль в вальсе тихом закружись,

Иль в пляске русской покажись!

Ты маршируй, пляши и пой,

Но не забудь стишок простой:

Три жанра в музыке у нас…

Запомнил? Песня, танец, марш!!! 

После прочтения стихотворного текста педагог предлагает детям определить жанры музыкальных произведений. Заранее оговаривается, как дети будут отвечать: словесно (индивидуально или хором), выполнять характерные движения под музыку или поднимать карточки того же цвета, что и соответствующий данному жанру кит (изображенный на панно). В конце игры подводится итог, детям раздаются на память картинки маленьких китов разного цвета. К следующему разу можно предложить детям по желанию нарисовать китов или сюжет на любимое музыкальное произведение.

P1050547_0

 Интегрированное занятие-беседа по слушанию музыки

 Для детей 5-6 лет.

«Ознакомление с жанром балета на материале музыки П.И.Чайковского к сказке «Щелкунчик»

Подготовила

Колбина Надежда Васильевна

 

Предварительная работа:

1.Знакомство с композитором П И Чайковским.

2. Слушание основных музыкальных тем к балету «Щелкунчик», ознакомление с содержанием сказки.

3. Просмотр м\ф «Щелкунчик»

 

Задачи:

1. Знакомство с танцевальным искусством балета.

2.Обогащение словаря: «балет», «пачка», «пуанты», «балерина»

3. Расширение музыкального кругозора детей посредством знакомства детей с шедевром классической музыки П.И.Чайковского.

 

Ход занятия.

Звучит музыкальная тема «Феи Драже» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик.

Воспитатель

            Слышите? Как нежно и светло звучит музыка.

           Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом

            В удивительном наряде разноцветном, расписном.

           То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывёт,

           То в волшебную страну нас всех с собою уведёт…

-И сегодня сказочные звуки музыки всеми нами любимого композитора П.И.Чайковского поведут нас в мир…балета.

(поставить иллюстрацию с изображением балетного танца)

 

-Кто из вас представляет, чем занимаются в балете?

(ответы детей: танцуют)

-Правильно, танцуют, но как?

(легко, изящно, на носочках)

-А вы знаете, как называют танцовщиц балета?

(балерины)

-Посмотрите на иллюстрацию, какие необычные на них платья. Они называются пачки. А на ногах у них не чешки, а специальные пуанты. Ведь в балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Для этого и изобрели пуанты.

(Повторить хором все новые слова)

-Каждое движение в балете - это словно рассказ о том, чтобы человек мог сказать словами, но передаёт это движениями танца.

Сегодня мы посмотрим отрывки из балета к сказке «Щелкунчик». Помните такую?

(ответы детей)

-О чём она? (вспомнить содержание)

-А какую музыку из балета «Щелкунчик» мы уже слушали?

Звучат музыкальные отрывки, знакомые детям:

«Марш»; «Вальс цветов»

Воспитатель - А вот музыка, под которую вы сегодня называется «Фея Драже».

-Кто такая фея? (волшебница)

-А что такое драже? (конфеты)

-Так вот… Оказывается, когда Щелкунчик превратился в принца, а девочка Мари из замарашки в принцессу, они отправились в королевство сластей. Это было необычное королевство, а сказочное царство, где живут человечки из сахара и шоколада, течёт апельсиновый ручей и лимонадная река. В этом сказочном королевстве был устроен замечательный праздник, на который и пришла Фея Драже, а принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!

Послушайте эту замечательную музыку.

Звучит фрагмент танца принца и Мари

-Музыка ликующая, радостная, пышная, жизнерадостная. Зло побеждено, добро победило!

-А сейчас посмотрим балет и те танцы, которые исполняли сказочные персонажи в стране сластей.

(Просмотр видеокассеты)

Воспитатель: Вам понравился балет?

       -А хотели бы вы сами попробовать себя в роли танцоров балета?

(Предложить детям танец- импровизацию под «Вальс цветов»)

 

Воспитатель:

       - Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла…

         Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит

         И будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас.

Воспитатель подводит итог занятия и предлагает в оставшееся время нарисовать любимый сюжет или персонажей из балета Щелкунчик.

Интегрированное занятие по слушанию музыки для детей 6-7 лет

«Я слышу вальса звук прелестный»

Подготовила

Колбина Надежда Васильевна

 Цель:

— формировать у дошкольников эмоциональное отношение к музыке, основы музыкальной культуры детей.

— способствовать развитию у детей оценочных мнений о музыке.

— вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.

— воспитывать эстетические чувства.

— различать характер, настроение музыки (в мажоре и в миноре).

— расширять представления о жанре вальса: вальс торжественный, праздничный, вальс грациозный, нежный, вальс озорной, шутливый, вальс волшебный, сказочный.

Программное содержание:

— побуждать дошкольников передавать характер и настроение музыки в музыкально – ритмических движениях, выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности.

— развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, творческую активность.)

Предварительная работа:

— Занятия по слушанию музыки, на которых дети знакомятся с творчеством и вальсами композиторов М.И. Глинки, И. Штрауса, Д. Шостаковича, Е. Доги, П.И Чайковского. Разучивание с девочками движений к «Танцу снежинок».

Разучивание песни и танца осенних листочков.

Необходимые атрибуты:

Портреты композиторов для показа детям. Султанчики, осенние листочки.  

Аудиозаписи композиторов.

 Ход занятия:

Звучит «Вальс» М.Глинки из оперы «Иван Сусанин».

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какая прекрасная музыка звучит сегодня у нас. Что это за музыка? Вам знакома она? (высказывание детей)

Да, ребята, это звучит вальс великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. И звучит он не случайно, сегодня я вас приглашаю на бал в королевство Вальсов. Вы будете представлены королю и королеве этого прекрасного королевства. Мальчики у нас будут знатными кавалерами, а девочки – знатными дамами.

Кавалеры, предложите руку своим дамам и проводите их на бал в Королевство Вальсов.

Звучит «Вальс» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».

Дети идут парами по кругу. Каждая пара подходит к трону, на котором сидят кукла-король и кукла-королева, кланяются. Музыкальный руководитель представляет их: «Знатный кавалер Сергей и знатная дама Ирина».

Затем проходят и присаживаются на стульчики.

 Воспитатель: Ребята, когда вы приходите к кому-то в гости, что вы должны сначала сделать? (здороваться). А поскольку мы с вами находимся в Королевстве Вальсов, то и здороваться мы должны необычно, правда?

 Давайте покажем, как мы с вами здороваемся. (Дети под музыку здороваются.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы в гостях в Королевстве Вальсов. Вы были представлены королю и королеве, а сейчас я хочу представить вам хозяев этого государства.

Король Вальс – самый галантный, самый грациозный и самый воспитанный король, и музыка, которая сопровождает его, такая же грациозная, торжественная, можно сказать королевская.

Звучит вальс «Сказки венского леса» И. Штрауса.

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, подходит этот вальс образу короля? А как он называется? (дети показывают портрет композитора и называют вальс).

Вспомните, пожалуйста, как в Австрии, на родине композитора, называли Иоганна Штрауса?

Дети: «Король вальсов».

Воспитатель: Правильно, «Король вальсов». Он сочинял истинно королевские вальсы, и эта музыка очень подходит нашему королю.

А вот прекрасная королева Вальсина. Как она прекрасна, нежна и романтична, и музыку она любит такую же нежную и романтичную.

Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».

Воспитатель: Ребята, вам знаком этот вальс? (дети называют композитора и показывают его портрет).

Евгений Дога сочинял очень нежную, тонкую, романтическую, мечтательную музыку. А вам она нравится? (ответ детей).

Королева Вальсина очень любит этот вальс, и он часто звучит на балах в её королевстве. Все подданные обязаны уметь танцевать этот вальс.

Давайте доставим королеве Вальсине удовольствие – исполним свой танец. (Девочки исполняют танец снежинок под «Вальс» Е.Доги.) Затем садятся на свои места.

 Воспитатель: У короля Вальса и королевы Вальсины есть сын Вальсок и дочка Вальсинка. Они очень весёлые и озорные ребята, любят играть и подшучивать друг над другом, прямо как мы с вами. И музыку они любят весёлую, шутливую, радостную. Послушайте, какую.

Исполняется «Вальс – шутка» Д. Шостаковича.

 Воспитатель: Ребята, знаете ли вы этот вальс? (дети называют вальс и показывают портрет композитора).

Правильно, это вальс русского композитора Дмитрия Шостаковича из его музыкального альбома для детей, который он назвал «Танцы кукол». В этом альбоме есть и другие танцы: полька, гавот, гопак.

Давайте мы для сравнения послушаем польку и затем выскажем своё мнение об этом танце.

Исполняется «Полька» Д.Шостаковича.

Затем дети сравнивают польку и вальс и находят общие черты и различия танцев.

 Воспитатель: а сейчас мы покажем королю и королеве, как можно танцевать полечку. Кавалеры, пригласите своих дам!

Исполняется «Полька» муз. Глинки. Садятся на места.

  Воспитатель: Как вы думаете, понравился наш танец королю и королеве? А их детям? Но Вальсок и Вальсинка тоже хотят потанцевать и поозорничать под свою музыку.

Звучит «Вальс – шутка» Д.Шостаковича.

 Два воспитателя исполняют с куклами шуточную импровизацию. Затем предлагают показать импровизацию с куклами кому-нибудь из детей.

  Воспитатель: Ребята, сегодня в королевстве вальсов появилась гостья (показывает Дюймовочку). Посмотрите, на платье у Дюймовочки крылышки. Кто их ей подарил? (ответы детей). Принц – эльф и Дюймовочка приглашают нас закружиться вместе с ними под чудесную, волшебную музыку.

Исполняется «Вальс цветов» муз. П.И.Чайковского. Дети импровизируют танец.

 Воспитатель: Вы узнали эту музыку? (дети показывают портрет композитора и называют вальс).

Под «Вальс цветов» дети импровизируют движения вальса.

 Воспитатель: Ребята, а какой знакомый нам вальс ещё не прозвучал сегодня?

Давайте послушаем его вместе с королём и королевой.

Звучит «Вальс» Д. Кабалевского.

Воспитатель: Вы узнали эту пьесу? (дети называют пьесу и показывают портрет Кабалевского). А чем отличается этот вальс от прослушанных ранее?

Дети: Он звучит не в исполнении оркестра, а в исполнении фортепиано.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А как вы думаете, вальс можно только танцевать, или, может быть, можно спеть? (можно спеть) А как мы назовём песню, которая похожа на вальс? (вальсообразная).

Давайте нашему королю Вальсу исполним такую песню.

Исполняется «Песня осенних листочков» муз. Олифировой.

       Воспитатель подводит итог.

 Воспитатель: Подходит к завершению бал в Королевстве Вальсов. Я думаю, вам было интересно на этом балу. Давайте вспомним ещё раз, какие композиторы сочинили все эти произведения.

Дети показывают композиторов и называют их. А сейчас, благородные дамы и кавалеры, попрощайтесь с хозяевами. Дети поют прощальную попевку «До-сви-да-ни-я». Мальчики берут девочку за руку и, сделав поклон королю и королеве, обходят почетный круг под звучание «Вальса» Глинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие в ДОУ Три кита в музыке в подготовительной группе.

Занятие  проводилось  на  методическом  объединении для  муз.  руководителей. Тема "Три кита"  очень  понравилась  детям,  так как была  пр...

Музыкальное занятие в ДОУ Три кита в музыке в подготовительной группе.

Это занятие было проведено на  муз. занятие в игровой форме и очень понравилось детям....

Музыкальное занятие в средней группе «Какого цвета музыка?»

Музыкальное занятие в средней группе «Какого цвета музыка?»...

Конспект музыкального занятия в средней группе №3 "Музыка здоровья"

Пропагандировать здоровый образ жизни. Дать детям представление о способах сохранения и укрепления здоровья средствами музыки. Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада. ...

Презентация к музыкальному занятию в средней группе "Путешествие в волшебный мир музыки"

Презентация к музыкальному занятию "Путешествие в волшебный мир музыки" для среднего дошкольного возраста....

Конспект музыкального занятия в средней группе "Музыка весны"

План- конспект по музыке в средне й группе на тему" Музыка весны"...

Презентация музыкального занятия, посвященного Всемирному дню китов и дельфинов.

Презентация музыкального занятия, посвященного Всемирному дню китов и дельфинов. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста....