Музицирование как средство музыкального развития воспитанников. Педагогические находки.
методическая разработка по музыке по теме

Скребцова Елена Сергеевна

Ссылки для просмотра презентаций:

"Музицирование на детских музыкальных инструментах как средство музыкального развития воспитанников"
 
"Формирование музыкально-слуховых представлений детей раннего возраста по средством музыкального экспериментирования"
 
"Музыкальная гостиная как одна из форм проведения совместного досуга дошкольников и их родителей"
 
"Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в сенсорном воспитании детей раннего возраста"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музицирование на детских музыкальных инструментах как средство музыкального развития воспитанников».

Слайд 1 Оглавление.

ФГОС расширил круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, обозначив актуальное и важное направление:  индивидуализацию - процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок, а в приоритете - развитие его личности и индивидуальности.

     Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами опытом своей работы по применению активного музицирования для  индивидуализации образовательной деятельности.

Наблюдения за интересами, потребностями и способностями детей в целях обеспечения многообразия и разнообразия музыкальной деятельности сделали возможным в нашем ДОУ осуществляться новым методам деятельности по освоению детьми игры на музыкальных инструментах.

Слайд 2 Цель: Задачи:

      Как увлечь ребенка музыкой и заинтересовать процессом освоения музыкального инструмента? Как поддерживать этот интерес? Как помочь освоить нотную грамоту и овладеть техникой исполнения, и, самое главное, для чего ребенок осваивает инструмент: добиться выразительности исполнения, развить потребность предавать своим исполнением характер музыки, содержание музыкального произведения и музыкальные образы. Как организовать детей в оркестр, добиться слаженности, согласованности, выразительности?

     Ища ответы на эти вопросы, в процессе совместной с детьми деятельности, в соавторстве с детьми была разработана методика «Волшебные музыкальные краски». Мы исследуем звуки, экспериментируем с ними, изобретаем свои новые звучания, рисуем звуками истории, озвучиваем сказки. И эта работа начинается вестись с самого раннего возраста детей, и в неё вовлечены все участники педагогического процесса. Практика показывает, что начиная с группы раннего возраста  такой комплексный подход и наше педагогическое сотрудничество целесообразны и наиболее эффективны.

Слайд 3

МУЗИЦИ́РОВАТЬ, музицирую, музицируешь, ·несовер. (·нем.musizieren)

Музицирование  - это предметная деятельности, продуктом которой являются музыкальное произведение, созданное, в том числе, и в результате творчества и импровизации.

Слайд 4 Карл Орф

     Идея раскрытия музыкальных талантов ребенка и его индивидуализации через активное музицирование, импровизацию и экспериментирование не нова, еще в 50-х годах прошлого века Карл Орф предложил метод «Музыка для детей», суть его заключалась в раскрытии музыкальных талантов через импровизацию в музыке и движении.

Основным предназначением элементарного музицирования является первичное приобщение всех детей –  независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

Эти идеи созвучны процессу индивидуализации

Слайд 5 Мир полон звуков

     Итак, музицирование начинается в самом раннем возрасте с предметной деятельности ребенка.

Ребенок открывает, что окружающий нас мир звучит. Звуки позволяют ему ориентироваться в окружающем мире и выражать себя.  

       Ребенок раннего возраста познает мир через сенсорное восприятие и предметную деятельность. А предметы могут звучать!  

Дети верят в сказки, в чудеса. Для них мир полон волшебства: и птицы, и звери, и предметы, и явления природы и т.д. могут разговаривать. Играя со звуками, мы побуждаем детей верить в это. Такое отношение взрослых очень важно для развития детской фантазии, воображения, чуткости, для психологического комфорта и успешной социализации.

Слайд 6 дети знакомятся со свойствами звуков

Ребенок,  манипулируя с предметами опытным экспериментальным путем, открывает, что предметы звучат. Ребенок извлекает, играет, исследует, экспериментирует со звуками. В процессе исследований и экспериментирования со звуками, дети с удивлением обнаруживают, что обычные предметы: бумага, ключи, вода, камушки могут дарить им свои волшебные мелодии.

       Играя со звуками, ребенок исследует их свойства: тембр, высоту, экспериментирует, комбинируя  или противопоставляя их звучание, совершает удивительные открытия.

   

Слайд 7 музыкальные инструменты

     Дети легко и с удовольствием осваивают игру и на детских музыкальных инструментах, которые помогают получать звук, играть с ним,  исследовать его. Стараемся проявлять терпение и понимание, не препятствовать детской любознательности, пусть дети пошумят, познакомятся со свойствами звуков.

 

     А затем уже на следующем этапе дети начинает формировать звук по своему желанию.

    Начинается творчество.

     Развитие ребенка опирается на опыт, а опыт из деятельности. Деятельность провоцирует экспериментирование. Музыкальное экспериментирование возникает в процессе музицирования.

Слайд 8

Эксперимент-опыт, метод исследования, отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом

     Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, распространяется на все сферы деятельности.

     С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Как приучить малышей думать? Это задача педагога и решается она в том случае, если обучение становится «проблемным» и содержит элементы самостоятельной исследовательской работы.

      Организуется деятельность  по законам проведения научных изысканий, строиться самостоятельный творческий поиск. Тогда деятельность уже не репродуктивная, а творческая деятельность; в ней есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Снеговичок заболел. Нужно приготовить музыкальное мороженное. Какие звуки будем использовать для его приготовления? Давайте попробуем, что получится.

Слайд 9 Песенка шуршастиков

     Общение взрослого и дошкольника строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремлению самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы. Занятия, в которых обычный предмет, обычное явление рассматривается с разных сторон, не только с точки зрения его утилитарного использования или проявления, но и с выявлением его не совсем привычных особенностей.

Например, бумага, камушки, вода «говорят».  

Как эти звуки могут стать музыкой?

Бывает «бумажная», «каменная», «водная» музыка?

Может ли «вода» или «бумага» стать центральной темой занятия с детьми?

Однозначно, когда занятия или проекты носят названия: «Музыка воды»», «Веселый шум», «История осенних листочков»».

     Главное, что происходит на этих занятиях - это именно событие, связанное с путешествием и открытием, удовольствием и игрой, в которой педагог и дети равнозначны. Здесь получается обучение уже не репродуктивное, а творческая деятельность; в этом занятии присутствует все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Рассказ о проектах:

Слайд  10    Проект «Музыка воды»

Направленность: художественно-эстетическая

Предварительная работа:

- подбор музыкального материала RickWakeman – DancingOnSnowflakes

- слушание музыки

- беседы о свойствах звуковводы: льется, булькает, хлюпает, пузыриться,

-дети слушали звуки водопада, прибоя, хруст снега, бульканье болот,  шлепанье по лужам, шум дождя, звук капели

-дети выучили стихотворение Надежды Лыковой «Музыка воды» и озвучили видеоролик

- экспериментирование со звуками: дети исследовали и нашли закономерность между уровнем воды в сосуде и высотой звука;

- дети дифференцировали звуки, описывали словами характер их звучания;

- индивидуальная работа по овладению навыками и приемами игры с водой и предметами, наполненными водой:

- упражнения в музыкальной импровизации;

- ансамблевоемузицирование, игра в оркестре на детских музыкальных инструментах

Оборудование:

- мультимедийное оборудование, музыкальный центр

- атрибуты: фужеры, заполненные водой на разный объем, бутылочки с водой, леечки, трубочки в стаканчиках

- Детям сшили костюмы капелек

Слайд 11видеоролик  музыка воды

Дети озвучили видеоролик «Как много звуков дарит нам вода».

Слайд 12 оркестр

Итог

Дети играли на «водных инструментах» (леечки, трубочки в стаканчиках, бутылочки с водой, фужеры с водой) в оркестре.

Проект "Эксперимент по озвучиванию сказки Красная Шапочка"

Как мы раскрасили сказку звуками.

Слайд 13.Палитра для создания волшебных музыкальных красок.

Проект "Эксперимент по озвучиванию сказки Красная Шапочка"

Направленность: художественно-эстетическая

Предварительная работа:

- подбор музыкального материала;

- слушание музыки

- беседы о свойствах звуков: высоте, тембре, ритме, темпе, музыкальной интонации, характере музыки

-  знакомство со свойствами звуков, игры со звуками (сказочки-шумелочки, звуковые иллюстрации), экспериментирование со звуками;

- индивидуальная работа по овладению навыками и приемами игры на детских музыкальных инструментах,

- упражнения в музыкальной импровизации;

- ансамблевоемузицирование, игра в оркестре на детских музыкальных инструментах;

- создание презентации сказки «Красная Шапочка»;

Материалы и оборудование:

- мультимедийное оборудование, музыкальный центр

- атрибуты: камешки, целлофановые пакеты, стаканы с водой и трубочками, лейки с водой, мешочки с песком, пустые пластиковые бутылки, пластиковые бутылки с водой.

- детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, барабаны, бубны, ложки, погремушки, тарелки, маракасы, кастаньеты.

-музыкальный репертуар:

1. PaulMauriat (Franciya) - TakaTakata

2. Kajiura Yuki - Melody (Lacie) Pandora Hearts OST

Красная Шапочка узнала, что дети дружат с самой Царицей музыкой, умеют играть на музыкальных инструментах, умеют изобретать музыку, умеют получать волшебные звуки с помощью разные предметов, умеете играть этими звуками, а еще умеют рисовать звуками – «музыкальными красками». Красная Шапочка приглашает детей в гости. Она просит Вас помочь ей раскрасить ее сказку музыкальными красками: звуками.

Слайд 14.  Изобретаем волшебные музыкальные краски.

Дети пробуют экспериментальным путем получить звук из предлагаемых предметов разными способами, слушают получившийся звук, описывают словами, как чувствуют этот звук, какой он по характеру.

Дети пробовали получить звук с помощью камушков (стучали камушками по столу, камушком по камушку, терли камень о камень, решили поместить камушек в пустую пластиковую бутылку и потрясти ею), слушали звук, описывали его как стучащий, цокающий.

  Дети пробовали извлечь звук из пустой пластиковой бутылки: пробовалиподуть в пустую бутылку, постучать по ней.

Описывали, как чувствуют этот звук, какой он по характеру: таинственный, тревожный, загадочный, зловещий, как ветер гудит.

Дети пробовали  извлечь звуки с помощью мешочков с песком и мешочков с крупой: трясли, мяли, стучали.

Описали, что чувствуют, какой у мешочков с крупой и мешочков с песком хрустящий, сыпучий звук.

И т.д.

Слайд 15 Музыкальное экспериментирование подтолкнуло детей к экспериментированию с сюжетом сказки.

Затем мы обсудили, какие звуки - «музыкальные краски» подойдут для раскрашивания персонажей сказки, а дети придумали, что Красная Шапочка по дороге встретилась с домашними и лесными животными, домашними и лесными птицами, жителями болота и реки. Финал сказки тоже решили изменить и научить волка играть на музыкальных инструментах, чтобы он стал добрым и не ел бабушку. Дети выбрали по своему усмотрению предметы и детские музыкальные инструменты и сыграли веселую песенку в оркестре для волка.

Эксперименты со звуками в старшем дошкольном возрасте позволяют ребёнку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах, вызывают у ребенка интерес к окружающему миру, развивают мыслительную деятельность и стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.

Результаты экспериментирования дети применяют в процессе игр-импровизаций

Слайд 16

Как мы сочиняем музыкальные истории.

Слайд 17 Маша Играет историю «В гостях»

Слайд 18

Импровизация – произведение искусства, которое создается во время исполнения, либо собственно процесс его создания.

     Развитие навыков музыкальной импровизвции необходимо заниматься с самого раннего возраста. В процессе знакомства с музыкой ребенок проходит определенные стадии познания музыкального языка и речи и в определенной степени  овладевает  ими так же как разговорной речью и грамматикой. На ранней стадии музыкального развития формируется интонационный язык («язык музыкальных слов»), затем мелодический язык (фразы, предложения), далее – форма, композиция. Задача на ранней стадии формировать и развивать индивидуальный музыкальный язык ребенка.

Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом.

Ансамблевое музицирование - оркестр – это важный момент социализации, это умение согласовывать свою деятельность и деятельность других детей, подавать и брать пример и возможность выразить себя как индивидуальность.

В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой, интересами и увлечениями. Выбор музыкального инструмента для экспериментирования остается за ребенком.

 Делая свой собственный выбор:

- содержания какую музыку играть,

- партнерства – с кем играть,

- материалов – на каком инструменте,

- места – где разместится оркестр и

- способа работы - порядок вступления, каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты, в том числе приобретая новые знания, умения..

Предлагается музыкальное произведение и дети раскрашивают его по своему усмотрению

     Совместное творческое музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей:способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Слайд 19 «Весенняя фантазия» видео

Эксперимент-импровизация – игра в четыре руки на фортепиано «Весенняя фантазия» видео

Пример спонтанной индивидуализация, когда педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка

- Ребенок решил изобразить весеннюю капель, вот, что он сказал о своей музыке.

Здесь ребенок попробовал себя не только в роли исполнителя, но и композитора.

Он придумал сам!

Спектакль-демонстрация–волшебное действо, где все участники равно вовлечены и процесс, который  важнее результата.

Сейчас мы придумываем сказку в подарок маме  «Заячья избушка»

Дети придумывают и предлагают оркестровое оформление сказки в процессе репетиций: постройка домика, танец снежинок, звон ледяной избушки, страх зайчика,

злость лисички, капель и т.д,, потом артисты, зрители и музыканты меняются местами по желанию.

Методы планирования процесса индивидуализации

- применение цикла обучения по принципу реагирования

- обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. 

- тщательный отбор материалов.

В работе использую не стандартные, типичные ориентиры, а вариативные, индивидуально созданные модели музыкальной деятельности, варьирую и предлагаю  собственные методы и приемы.  Постоянно осуществляю работу над созданием динамичной развивающей среды, веду наблюдение и делаю выводы, проявляю заботу о том, чтобы дети также наблюдали, экспериментировали, действовали, творили, фантазировали, придумывали, много говорили, размышляли, делали самостоятельные выводы. Чтобы насыщать жизнь детей интересной, доступной познавательной информацией.

 Результат: появился устойчивый интерес к исследованию и творческому самовыражению, желание импровизировать и играть со звуками, появился артистизм и образная выразительность.

Отмечается большой интерес детей к такому физическому явлению, как звук:  дети начали активно действовать с музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, находившимися в группе, начали извлекать и сравнивать получающие звуки из всех окружающих предметов.

Были продемонстрированы примеры игры со звуками.

Где это можно использовать?

- В свободной деятельности; озвучивание сказок, сказочки-шумелочки,

- знакомство с опасными звуками ОБЖ (звуки грозы, звуки транспорта, рычание)

- в познавательной деятельности (рассказывая о весне, послушайте с детьми звуки весны: капель, журчание ручья, попробуйте постучать, звуки осени: дождь, ветер, шуршание листьев, звуки зимы: метель),

Раскрасьте звуками стихи,

Ребенок испытывает эмоции, соприкасаясь с миром звуков, значит процесс запоминнания будет лучше.

Слайд 20 Список литературы

Слайд 21 Спасибо за внимание.

Вывод: Музицирование – это занимательная игра со звуками, в результате которой

развивается познавательная и творческая активность детей; формируются устойчивый интерес к музыкальному искусству и потребность к активному музицированию, к творчеству, успешнее идет позитивная социализация.

В результате - инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий ребенок, который с удовольствием  включается  спонтанно  в  любое  музицирование.



Предварительный просмотр:

«Формирование музыкально-слуховых представлений детей раннего возраста по средством музыкального экспериментирования»

Слайд 1 Оглавление.

ФГОС расширил круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве. В качестве основного принципа ДО ФГОС выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение детского развития».

Слайд 2 Цели и задачи.

Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами опытом своей работы по формирование музыкально-слуховых представлений детей раннего возраста посредством музыкального экспериментирования.

Музыкальное экспериментирование - это результат длительной целенаправленной взаимодополняющей совместной работы педагогов и родителей.

     Почему мы решили объединить свои усилия:  активное взаимодействие воспитателя музыкального руководителя, родителей и детей по музыкальному экспериментированию.

    Потому что практика показала, что начиная с группы раннего возраста  такой комплексный подход и наше сотрудничество целесообразны и наиболее эффективны.

В раннем возрасте основным содержанием является предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, тесто, вода), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с предметами-орудиями (совок, лопатка, ложка), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Слайд 3 Спасибо музыка тебе.

Музыка и музыкальная деятельность являются одними из самых эффективных условий для успешного развития личности ребенка, для его успешной социальной адаптации.

Музыка - это мир эмоций. Мы запоминаем те события и мгновения нашей жизни, которые эмоционально окрашены, которые мы эмоционально пережили. Поэтому это свойство музыки мы активно используем, начиная с групп раннего возраста, вызывая в процессе деятельности под музыку у малышей эмоции удивления, радости, сопереживания. Дети  спешат на занятия с удовольствием. А при положительных эмоциях дети быстрее и охотнее включаются в деятельность: речевую, сенсорную, познавательную, социальную.

Звуки музыки привлекают внимание ребенка, тем самым помогая организовать ребенка на деятельность и смену деятельности.    

Музыка побуждает и стимулируют ребенка двигаться самому, вместе с мамой и другими детьми. Здесь большое значение имеет ритм музыки.

      Ритмические колебания  и изменения присущи всему живому, начиная от молекулярного и клеточного до целого организма и даже популяции и экосистемы.

Это проявление универсального закона существования и развития органического мира. Биение сердца, дыхание, смена дня и ночи, шум прибоя, шаги, стихи (простучать пример «Ехали медведи»). Часто мы можем наблюдать, как ребенок под музыку самостоятельно начинает выполнять ритмичные покачивания, хлопки, притопы. Ритмическая пульсация лежит в нашей природе. Ритм настраивает на определенную волну, побуждает музицировать, вовлекает и  объединяет нас в совместную деятельность: танец, марш, бег, движения с атрибутами,

И музыка, и речь – это звуки.Речь, подобно музыке, обладает темпом, ритмом, интонацией, а голос человека – тембром.  Дети знакомятся с этими свойствами звуков.

      Ребенок раннего возраста познает мир через сенсорное восприятие и предметную деятельность, поэтомуформирование музыкально-слуховых представлений детей раннего возраста состоит из двух важнейших взаимодополняющих этапов:

1 – накопление слухового опыта;

2 – предметная деятельность, активное музицирование.

Слайд 4 Мир полон звуков

       ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР ЗВУЧИТ. Звуки позволяют нам ориентироваться в окружающем мире и выражать себя.  

       Давайте представим,  как звучит наше время: рингтоны, шум транспорта и бытовых приборов,  пиканье считывающих устройств, голоса людей, звуки природных явлений. Ребенок слышит уже в утробе матери, и, приходя в этом мир, он погружается в это бескрайнее море звуков.

Когда на занятиях звучит музыка, дети ее слушают и активно: вот приходит под веселую песенку игрушка, вот дети танцуют и двигаются, и пассивно, когда лепят, рисуют, конструируют, а музыка идет фоном, соответствующим характеру действия. Здесь срабатывает на 100 % закон диалектики: количество переходит  в качество.    

     Можно так сказать, что я, как тапер постоянно иллюстрирую музыкой происходящее действие: это и обыгрывание игрушки,  и инсценировка сказок, стихов, потешек, часто интерактивные инсценировки.

Вниманию детей постоянно предлагаю образы-интонации: капает дождик, кукует кукушечка, светит ласковое солнышко, колется ежик, мяукает котик  и т.д.,использую и аудиозаписи (шум моря, чириканье птички, вой ветра) – все это «записывается на жестком диске» в подсознании ребенка, откладывается в копилку его слухового опыта. И когда эти дети подрастут, и на музыкальном занятии, я им скажу, что музыка – это волшебный художник, они поверят и согласятся и будут замечать и подмечать окружающие их звуки, фантазировать и творить музыку.

     Стараемся окружить детей музыкой, которая звучит не только на занятиях. На группах имеются подборки аудиозаписей тематических, к праздникам, временам года, жанровым танцы, колыбельные, фоновые.

У ребенка идет накопление слухового опыта, так необходимого для развития личности, высшей нервной деятельности, речи – основы коммуникации, а значит и социальной адаптации ребенка.

  На занятиях мы играем в разные музыкальные игры, развивающие чувство ритма. Мы стучим вместе с детьми по очереди, "разговариваем" с помощью ударных инструментов, играем в "повторяшки" (один стучит, другой отвечает тем же). Стучим имена мамы, папы, любимых игрушек или даже отрывок из стихотворения. Хлопаем в ладоши, повторяя ритм песни или стихотворения, побуждая ребенка повторять за нами то, что ему под силу. Эти упражнения очень важны и для развития речи, потому, что отбивая ритм слов, ребенок раскладывает слова на слоги  

     Мы" Озвучиваем" игрушки. Говорим за медведя низким и грубым голосом, за мышку - высоким и писклявым. Подражая нам, ребенок старается менять высоту и тембр голоса.

      Как объяснить ребенку, что такое интонация, научить слышать и повторять ее? Сделать это не сложно. Мы читаем малышу стихи и сказки на разные голоса, с разной интонацией: жалобной, требовательной, хитрой, смелой и т.п. Пропеваем  вместе с ним известныепопевки, придерживаясь того же принципа. Для ребенка раннего возраста такая игра - большое развлечение. Дети быстро привыкают различать интонацию, легче запоминают стихи и песенки.

    Ребенок овладевает речью, подражая взрослому, копируя его речь.

«Мяукая», « гавкая»,  «мыча», «крякая», «кукарекая», «чирикая»  вместе с игрушками на занятиях и т.п.,  ребенок играет, закрепляя навыки подражания звукам.

     Дети очень любят песенки и потешки. Музыка окрашивает текст определенной эмоцией, поэтому содержание слов песенки становится понятнее ребенку.

Пропевая и подпевая слова песенок многократно,  ребенок запоминает их, это расширяет его словарный запас, а так же упражняется в правильном произношении слов. Если ребенок еще не говорит, то слова песен, исполняемых взрослым, пополняют пассивный словарь ребенка

Слайд 5Музицирование

Как интересно эти звуки узнавать, исследовать и с ними играть и экспериментировать самому, вместе с мамой, вместе с другими детьми!

     В группах раннего возраста  с НАЧАЛОМ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ И АКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.

     Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается

Музицирование  - это предметная деятельности, продуктом которой являются музыкальное произведение, созданное, в том числе, и в результате творчества и импровизации.

Слайд 6 Карл Орф

     Идея раскрытия музыкальных талантов ребенка и его индивидуализацию через активное музицирование, импровизацию и экспериментирование не нова, еще в 50-х годах прошлого века Карл Орф предложил метод «Музыка для детей», суть его заключалась в раскрытии музыкальных талантов через импровизацию в музыке и движении.

Основным предназначением элементарногомузицирования является первичное приобщение всех детей –  независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.  

Слайд 7 Дети знакомятся со свойствами звуков.

Развитие ребенка опирается на опыт, а опыт из деятельности. Деятельность провоцирует экспериментирование.

Ребенок,  манипулируя с предметами опытным экспериментальным путем, открывает, что предметы звучат.

Ребенок пробует извлечь звуки, играет со звуками, исследуетих свойства (тембр, высоту), экспериментирует, комбинируя или противопоставляя их звучание, совершает удивительные открытия.Огромное удовольствие ребенку доставляет изучение звуков окружающей среды, в процессе исследований и экспериментирования со звуками дети с удивлением обнаруживают, что обычные предметы: бумага, ключи, вода, камешки могут дарить им свои волшебные мелодии: связки ключей звенеть, кастрюли грохотать, бумага шуршать, качели скрипеть, вода булькать. Взрослый пополняет словарный запас ребенка комментируя полученное звучание и описывает звучание глаголами (шуршать, звенеть, грохотать, булькать и т.д.)

В  раннем  возрасте любимыми игрушками становятся шумовые предметы. Это различные погремушки - малыш тянется к ним и извлекает звуки. К ним можно добавить разноцветные баночки, наполненные крупой: их можно трясти по очереди, вслушиваясь в шуршание и шорохи. Очень привлекают внимание малыша звонкие бокалы и стаканы. Один звучит так, другой по-другому, а если добавить в них воды, получатся новые звуки. На занятиях, опираясь на активную сенсорную деятельность детей, с помощью наглядно-слуховых, наглядно-зрительных методов мы стараемся  развивать у детей способы вслушивания, ощущения, восприятия, обследования, музицирования. Так, например, мы привлекаем детей к извлечению звуков из любых подручных средств: камешков, кубиков, бумаги, целлофановых пакетов. Они обожают манипулировать с предметами, шуршать, стучать, бренчать и т.п. Мы обращаем внимание детей на звуки воды, ветра, шум деревьев, пение птиц, стук капель дождя, рев моторов и т.п. Ребенок упражняется различать и дифференцировать музыкальные и шумовые звуки, звуки речи, интонацию.

Слайд 8 Музыкальные инструменты.

     Дети легко и с удовольствием осваивают игру и на детских музыкальных инструментах, которые помогают получать звук, играть с ним,  исследовать его: ложках, металлофоне, барабане, бубне, погремушках, колокольчике. Стараемся проявлять терпение и понимание, не препятствовать детской любознательности, пусть дети пошумят, познакомятся со свойствами звуков.    

А затем уже на следующем ЭТАПЕ РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬ ЗВУК ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ. НАЧИНАЕТСЯ ТВОРЧЕСТВО.

Слайд 9 Песенка шуршастиков.

     Общение взрослого и дошкольника строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремлению самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы. Занятия, в которых обычный предмет, обычное явление рассматривается с разных сторон, не только с точки зрения его утилитарного использования или проявления, но и с выявлением его не совсем привычных особенностей.

Например, бумага, камешки, вода «говорят».  

Как эти звуки могут стать музыкой?

Бывает «бумажная», «каменная», «водная» музыка?

Может ли «вода» или «бумага» стать центральной темой занятия с детьми?

Однозначно, когда занятия или проекты носят названия: «Музыка воды»», «Веселый шум», «История осенних листочков»».

     Главное, что происходит на этих занятиях - это именно событие, связанное с путешествием и открытием, удовольствием и игрой, в которой педагог и дети равнозначны. Здесь получается обучение уже не репродуктивное, а творческая деятельность; в этом занятии присутствует все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

    Существенно в связи с вышесказанным, что дети верят в сказки, в чудеса. Для них мир полон волшебства: и птицы, и звери, и предметы, и явления природы и т.д. могут разговаривать. Играя со звуками, мы побуждаем детей верить в это. Такое отношение взрослых очень важно для развития детской фантазии, воображения, чуткости, .для психологического комфорта и успешной социализации.

В нашем ДОУ созданы все условия  для осуществления деятельности на основе ФГОС. С самого раннего возраста дети исследуют предметы, их звучание:

- фортепиано в зале, синтезатор в группе - разрешаем трогать клавиши и изучать звуки инструмента,

- детские музыкальные инструменты, которые присутствуют на каждом занятии.

- детские музыкальные игрушки

- любые предметы, которые ребенок,экспериментируя может превратить в музыкальные инструменты. Это очень важно для социализации. И мы используем совместное изготовление шумелочек и совместное активное музицирование  и эксперементирование со звуками – «веселый оркестр».

Слайд 10 Слайд 11Литература

Процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию  интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений.

Мы исследуем звуки, экспериментируем с ними, изобретаем свои новые звучания, рисуем звуками истории, озвучиваем сказки. И эта работа начинается вестись с самого раннего возраста детей, и в неё вовлечены все участники педагогического процесса. Практика показывает, что начиная с группы раннего возраста  такой комплексный подход и наше сотрудничество целесообразны и наиболее эффективны.

Литература:

 

 

1. «Особенности музыкально-продуктивной деятельности детей раннего возраста» Волчегорская Е. Ю. доктор педагогических наук, профессор заведующая кафедрой ФГБОУВПО «ЧГПУ», г. Челябинск, Россия Ногина Ольга Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», г. Челябинск, Россия

 

2. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т. С. Бабаджан. М.: Просвещение, 2007.

 

3.. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста/А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. М.: ДетствоПресс, 2010. 656 с..

 

4. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М.: Наука, 2003. 379 с.

6. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа» Лев Баренбойм, Карл Орф, Г. Кеетман, Вильгельм Келлер

Издательство: «Советский композитор» 1978 г. Серия: Музыкальное воспитание в XX веке;

7. Т. Э. Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», Москва, 2004;

8. Т.Э. Тютюнникова «Веселая шарманка. Шумовой оркестр для детей», Москва, 2007.

9. Т. Э. Тютюнникова, Элементарноемузицирование с дошкольниками: Программа, хрестоматия музыкального и методического материала / Т. Э. Тютюнникова. М., 2009. 167 с.

10. Н.А Ветлугина. «Сенсорные основы музыкального слуха и пути его формирования. Тезисы Второй научной конференции по вопросам развития музыкального слуха и певческого голоса». М., АПН РСФСР. 1965.

 

11. Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание и развитие ребенка» М., «Просвещение», 1967

 

 Слайд 12 Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

    Музыкальная деятельность как одно из самых эффективных условий для социальной адаптации детей раннего возраста.

 Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги. Меня зовут Скребцова Елена Сергеевна.

Я музыкальный руководитель. 5 лет привожу занятия в ЦИПР.

     Музыка и музыкальная деятельность являются одними из самых эффективных условий для социальной адаптации детей раннего возраста.

     Надеюсь, что вам интересно будет узнать, как это осуществляется  в нашем ЦИПР и почему музыкальное сопровождение на занятиях – это обязательное условие для социальной адаптации ребенка.

     В интервью видеоролика на вопрос «Что для вас на занятиях было наиболее ценным и интересным?» все родители  отметили музыкальные занятия и музыкальное сопровождение занятий.

     Живое звучание музыки, образ исполнителя, уникальный и удивительный инструмент фортепиано, обладающий огромным спектром выразительных средств – все это конечно яркое событие в жизни малыша, и все это воздействует на эмоциональную сферу ребенка. (Это невозможно забыть. Так и я стала музыкантом) 

     Мы запоминаем те события и мгновения нашей жизни, которые эмоционально окрашены, которые мы эмоционально пережили. Музыка - это мир эмоций. Поэтому это свойство музыки мы активно используем в процессе социальной адаптации детей раннего возраста на занятиях ЦИПР, вызывая в процессе деятельности под музыку у малышей эмоции удивления, радости, сопереживания. Дети  спешат на занятия с удовольствием. А при положительных эмоциях дети быстрее и охотнее включаются в деятельность: речевую, сенсорную, познавательную, социальную

Это первая главная роль музыки.

       

Во-вторых: звуки музыки привлекают внимание ребенка, тем самым помогая организовать ребенка на деятельность и смену деятельности. Особенно в начале посещения ЦИПР.

В-третьих музыка побуждает и стимулируют ребенка двигаться под музыку вместе с мамой и другими детьми. Здесь для успешной социальной адаптации ребенка большое значение имеет ритм музыки. 

      Ритмические колебания  и изменения присущи всему живому, начиная от молекулярного и клеточного до целого организма и даже популяции и экосистемы.

Это проявление универсального закона существования и развития органического мира. Биение сердца, дыхание, смена дня и ночи, шум прибоя, шаги, стихи (простучать пример «Ехали медведи»). Часто мы можем наблюдать, как ребенок под музыку самостоятельно начинает выполнять ритмичные покачивания, хлопки, притопы. Ритмическая пульсация лежит в нашей природе. Ритм настраивает на определенную волну, вовлекает и  объединяет нас в совместную деятельность: танец, марш, бег, движения с атрибутами.

     

В-четвертых у ребенка идет накопление слухового опыта, так необходимого для развития личности, высшей нервной деятельности, речи – основы коммуникации, а значит и социальной адаптации ребенка.

И музыка, и речь – это звуки. Речь, подобно музыке, обладает темпом, ритмом, интонацией, а голос человека – тембром.  Дети знакомятся с этими свойствами звуков.

  На занятиях мы играем в разные музыкальные игры, развивающие чувство ритма. Мы стучим вместе с детьми по очереди, "разговариваем" с помощью ударных инструментов, играем в "повторяшки" (один стучит, другой отвечает тем же). Стучим имена мамы, папы, любимых игрушек или даже отрывок из стихотворения. Хлопаем в ладоши, повторяя ритм песни или стихотворения, побуждая ребенка повторять за нами то, что ему под силу. Эти упражнения очень важны и для развития речи, потому, что отбивая ритм слов, ребенок раскладывает слова на слоги  

 

     Мы" Озвучиваем" игрушки. Говорим за медведя низким и грубым голосом, за мышку - высоким и писклявым. Подражая нам, ребенок старается менять высоту и тембр голоса.

      Как объяснить ребенку, что такое интонация, научить слышать и повторять ее? Сделать это не сложно. Мы читаем малышу стихи и сказки на разные голоса, с разной интонацией: жалобной, требовательной, хитрой, смелой и т.п. Пропеваем  вместе с ним известные попевки, придерживаясь того же принципа. Для ребенка раннего возраста такая игра - большое развлечение. Дети быстро привыкают различать интонацию, легче запоминают стихи и песенки.

    Ребенок овладевает речью, подражая взрослому, копируя его речь.

«Мяукая», « гавкая»,  «мыча», «крякая», «кукарекая», «чирикая»  вместе с игрушками на занятиях и т.п.,  ребенок играет, закрепляя навыки подражания звукам.

     Дети очень любят песенки и потешки. Музыка окрашивает текст определенной эмоцией, поэтому содержание слов песенки становится понятнее ребенку.

Пропевая и подпевая слова песенок многократно,  ребенок запоминает их, это расширяет его словарный запас, а так же упражняется в правильном произношении слов. Если ребенок еще не говорит, то слова песен, исполняемых взрослым, пополняют пассивный словарь ребенка

В-пятых музыка побуждает к активному совместному  музицированию и творчеству.

     Когда на занятиях звучит музыка, дети ее слушают и активно: вот приходит под веселую песенку игрушка, вот дети танцуют и двигаются, и пассивно, когда лепят, рисуют, конструируют, а музыка идет фоном, соответствующим характеру действия. Здесь срабатывает на 100 % закон диалектики: количество переходит  в качество.    

     Можно так сказать, что я, как тапер постоянно иллюстрирую музыкой происходящее действие: это и обыгрывание игрушки,  и инсценировка сказок, стихов, потешек, часто интерактивные инсценировки.

 Подхожу к инструменту и иллюстрирую: капает дождик, кукует кукушечка, светит ласковое солнышко, колется ежик, мяукает котик  и т.д. используем и аудиозаписи (шум моря, чириканье птички, вой ветра) – все это «записывается на жестком диске» в подсознании ребенка, откладывается в копилку его слухового опыта. И когда эти дети подрастут, и на музыкальном занятии, я им скажу, что музыка – это волшебный художник, они поверят и согласятся и будут замечать и подмечать окружающие их звуки, фантазировать и творить музыку

      Ребенок раннего возраста познает мир через сенсорное восприятие и предметную деятельность. А предметы могут звучать!

       Давайте представим,  как звучит наше время: рингтоны, шум транспорта и бытовых приборов,  пиканье считывающих устройств, голоса людей, звуки природных явлений. Ребенок слышит уже в утробе матери, и, приходя в этом мир, он погружается в это бескрайнее море звуков. Как интересно эти звуки узнавать, исследовать и с ними играть и экспериментировать самому, вместе с мамой, вместе с другими детьми!

Потому что мы с рожденья

Звуками окружены…

Каждый звук - кусочек мира.

В каждом звуке - целый мир.

                                 С. Олексяк

     Огромное удовольствие ребенку доставляет изучение звуков окружающей среды: звон связки ключей, грохот кастрюль, шуршание бумаги, скрип качелей и т.п.

В  раннем  возрасте любимыми игрушками становятся шумовые предметы. Это различные погремушки - малыш тянется к ним и извлекает звуки. К ним можно добавить разноцветные баночки, наполненные крупой: их можно трясти по очереди, вслушиваясь в шуршание и шорохи. Очень привлекают внимание малыша звонкие бокалы и стаканы. Один звучит так, другой по-другому, а если добавить в них воды, получатся новые звуки. На занятиях, опираясь на активную сенсорную деятельность детей, с помощью наглядно-слуховых, наглядно-зрительных методов мы стараемся  развивать у детей способы вслушивания, ощущения, восприятия, обследования, музицирования. Так, например, мы привлекаем детей к извлечению звуков из любых подручных средств: камушков, кубиков, бумаги, целлофановых пакетов. Они обожают манипулировать с предметами, шуршать, стучать, бренчать и т.п. Мы обращаем внимание детей на звуки воды, ветра, шум деревьев, пение птиц, стук капель дождя, рев моторов и т.п. Ребенок упражняется различать и дифференцировать музыкальные и шумовые звуки, звуки речи, интонацию.

    Дети легко и с удовольствием осваивают игру на детских музыкальных инструментах, которые помогают получать звук, играть с ним,  исследовать его: ложках, металлофоне, барабане, бубне, погремушках, колокольчике. Эти звуки у ребенка вызывают восторг, особенно, если ему удается уловить ритм.

В силу возрастной непосредственности, услышав звуки фортепиано, ребенок тоже пытается самостоятельно потрогать клавиши, извлекая звук. Мы стараемся проявлять терпение и понимание, не препятствовать детской любознательности, пусть дети пошумят, познакомятся со свойствами звуков.   

    Существенно в связи с вышесказанным, что дети верят в сказки, в чудеса. Для них мир полон волшебства: и птицы, и звери, и предметы, и явления природы и т.д. могут разговаривать. Играя со звуками, мы побуждаем детей верить в это. Такое отношение взрослых очень важно для развития детской фантазии, воображения, чуткости, .для психологического комфорта и успешной социализации.

В нашем ДОУ созданы все условия  для осуществления деятельности на основе ФГОС. С самого раннего возраста дети исследуют предметы, их звучание:

- фортепиано в зале, разрешаю трогать клавиши и изучать звуки инструмента

- детские музыкальные инструменты, которые присутствуют на каждом занятии.

- детские музыкальные игрушки

- любые предметы, которые ребенок экспериментируя может превратить в музыкальные инструменты. Это очень важно для социализации. И мы используем совместное изготовление шумелочек и совместное активное музицирование  и эксперементирование со звуками – «веселый оркестр».

Ребенок творит звуки сам:

Песенку ребёнок пишет,

Пальцем по стеклу скрипя.

Что за музыку он слышит

Где-то там, внутри себя?

Эта песенка простая

Вдруг слетела со стекла

И, над улицей летая,

Всех прохожих увлекла.

Да и как не удивиться,

Ведь она везде таится,

В подворотне

И в углу, -

Эта песня, что скрипится

Быстрым пальцем по стеклу!

«Музыка (М. Карем)»

и вместе

Раздаем листочки фольги, читаю стихотворение и включаю музыку

Например:

Игра с фантиками-шуршалочками.

     Занятия ЦИПР с новым составом групп начинаются в сентябре, а уже с декабря ребята старшего дошкольного возраста приходят и на новогодний утренник, и на занятия  к этим малышам в роли персонажей. Радует, что малыши уже понимают происходящее действие, с удовольствием взаимодействуют в детском коллективе.

 У нас осуществляется приемственность ЦИПР и дошкольного учреждения: атмосфера радости творчества, открытий, чувство плеча взрослого и товарища сохраняются и когда дети посещают уже непосредственно  ДОУ.

Родители и дети с удовольствием и радостью принимают участие в утренниках:

8Марта «Мама для непослушных козлят», сочиняют песни к спектаклям «Подарок любимому городу», участвуют в творческих конкурсах «Музыка воды»

    Достаю бутылочку, лейку, тазик, стакан с трубочкой

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав,

В шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

«Музыка воды» видео

  «Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо».  

                      Вадим Семернин

     Все дети от природы и музыкальны. И от нашей работы во многом зависит, каким станет ребенок в дальнейшем, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

     Практика показала, что на этапе раннего развития ребенка в ЦИПР,  в процессе его социальной адаптации, такой комплексный подход и наше педагогическое сотрудничество целесообразны и наиболее эффективны.

     

Это и есть результат деятельности ЦИПР, позитивная социализация.

       

     



Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная как одна из форм проведения совместного досуга дошкольников и их родителей

1 Слайд

     Сделать жизнь ребенка эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной - это возможно только во взаимодействии с семьей, создании и внедрении системы направленного сотрудничества с семьей.

     Одна из задач ДОУ состоит в совершенствовании содержания, определении путей оптимизации, в поиске и использовании эффективных технологий взаимодействия с  семьей .

   Слайд 2 

Работа педагогов нашего ДОУ направлена на формирование у родителей желания активно участвовать в подготовке досуговых мероприятий и потребности проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности вместе с детьми.

     В нашем ДОУ помимо утренников и развлечений, приуроченных к государственным, календарным праздникам и различным городским мероприятиям, идет постоянный поиск новых интересных поводов для проведения досугов.

Случается, что некоторые их них находят отклик и приходятся по душе, и детям, и родителям, и коллективу педагогов, и поэтому приживаются и становятся традиционными.

Так одной традиционных форм проведения досуговой деятельности с детьми и родителями в нашем ДОУ стала Музыкальная гостиная. Почему музыкальная гостиная?

Слайд 3

     Потому, что музыкальная гостиная – это прекрасная возможность осуществлять музыкальное просвещение  и обогащать музыкальный опыт всех участников образовательного процесса.

    - В пед.час старший воспитатель выделяет мне время для музыкального просвещения педагогов (на определенную тематику делаю презентации, провожу беседы, знакомя педагогов с музыкальным материалом, составляю и записываю диски для использования в группе и дома для слушания, игрового и танцевального творчества. Все участники образовательного процесса в процессе подготовки досуга взаимодействуют с материалом

Слайд 4.

- начиная с самого раннего возраста  провожу работу по детскому музицированию и позитивной социализации через игру в оркестре, через экспекриментирование и игру со звуками. «Музыка вокруг нас» Август Раш

     

Слайд 5

Родители:

-  участвуют в совместной с детьми продуктивной деятельности: рисуют, делают поделки, сочиняют,

- участвуют в разучивании репертуара;

- делают костюмы;

- подают личный пример:

- участвуют в домашнем музицировании и экспериментировании (Карл Орф)

- постоянное пополнение впечатлений ребенка семьей  педагогами – в театрах , музеях, студиях, общении с творческими людьми

Теперь представлю опыт работы по проведению совместного досуга дошкольников и их родителей Музыкальная гостиная.

Слайд 6  Амадей великий, солнечные звуки

Это  был самый первый опыт организации и проведения досуга Музыкальная гостиная, первый опыт совместной музыкальной деятельности детей и родителей, совместной игры, творчества и познания.

    Этот досуг проводила 27 января в день рождения Моцарта. Без всякой подготовки детей, опираясь на имеющийся у них опыт и провоцируя интерес к познанию и активному музицированию, к  экспериментированию со звуками.

     С помощью презентации рассказала детям о Моцарте, о том, как отец учил его музыке, об эпохе рококо: завитках и украшениях в архитектуре, костюмах, париках и музыке.

   Слайд 7  

Выбрала репертуар для досуга :

1.«Спи моя радость усни» - дети исполняли вместе с родителями,

2.«Менуэт» - дети танцевали с родителями, показывая им танцевальные движения,

3.«Турецкий марш», «Маленькая ночная серенада», увертюра «Свадьбы Фигаро», отрывок 1 части 40 симфонии, «Менуэт» - играли в веселый оркестр:

1.выбрав самостоятельно музыкальные инструменты, исходя из определенного ими характера музыки

- были дирижерами и предлагали свое видение оркестровки, каким группам инструментов и когда вступать.

- дети совместно с родителями представили свою версию звучания, используя уже и забавные предметы для извлечения звуков : в ход пошли ложки с чашками, ключи, крышки и кастрюли. Дети совместно с семьей еще раз послушали музыку Моцарта, закрепили навык музицирования соло и в оркестре.

Слайд 8 Чайковский –

Гений русской музыки,  драгоценное ожерелье мелодий.

сокровищница мелодий

как много в этих звуках для сердца русского слилось

Подготовка была длительная с активной помощью родителей: дети вместе слушали, рисовали и осуществляли музыкальную деятельность под музыку:

Из цикла «Времена года»    «Январь. У камелька»,

                                                «Апрель. Подснежник»,

                                                «Май. Белые ночи»,

                                                «Октябрь. Осенняя песня»,

                                                «Декабрь. Святки»,

Из оперы «Пиковая дама» «Дуэт Лизы и Полины»,

Из оперы «Евгений Онегин» «Полонез»,

Из балета «Щелкунчик» «Танец Феи Драже»,

«Вальс Снежных хлопьев»,

«Вальс цветов»,

 «Па-де-де»,

«Детский альбом»«Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы»

Романс «Средь шумного бала».

Детские рисунки использовались в презентации для оформления видеоряда под музыку Чайковского.

Слайд 9

По сюжету Лиза , которая не хочет заниматься музыкой со сне встречается с музыкой Чайковского феями, цветами, снежными хлопьями , оловянным солдатиком,

Слайд 10

 попадает на бал, а проснувшись исполняем на фортепиано пьесу Чайковского из детского альбома.

Этот досуг произвел впечатление и на детей, и на родителей.

Слайд 11

Лиза

Слайд 12

Приглашение на вальс

С целью знакомства участников образовательного процессадетей с жанром вальса и проводится досуг«Приглашение на вальс.  

Предшествовала длительная подготовительная работа:

1. Дети знакомились с жанром вальса:

- Беседы о вальсе, истории его происхождения, особенностях танца, его разновидностях: венский вальс, медленный вальс, вальс-бостон,

- Слушание музыки: «Вальс цветов» П.И. Чайковского, Вальсы И. Штрауса, Вальсы Ф.Шопена, «Вальс» Д.Д. Шостаковича, «Тучи в голубом» А. Журбина, , «Вальс» А. Рыбникова, «Маленький принц» М. Таривердиева. «Вальс» Е. Доги, «Вальс» Г. Свиридова, «Вальс» А. Петрова.

3. - Разучивание игры «Приглашение на танец».

4. - Рассматривание иллюстраций по теме «Вальс» (нашла в интернете, демонстрировала на ноутбуке),

5. - Знакомство со стихами о Вальсе Ю. Левитанского, И. Шаферана,

6. - Познакомившись с музыкой, дети рисовали ее вместе с родителями: «Снежный вальс», «Вальс цветов», вальс «Тучи в голубом»

Слайд 13

Дети осваивали шаги и фигуры вальса.

Слайд 14

    Досуг проходил в виде бала, нарядные дети (костюмы заслуга родителей) исполняли вальсы. Были и групповые и индивидуальные номера, активно участвовали и родители, исполняя вальс.

 Дети учили дома родителей танцевать вальс.

Слайд 15

Кругосветное музыкальное путешествиеПознание, игра и творчество

Путешествую вместе с героями мульфильмов по разным странам

 участники образовательного процесса получили представление  о музыкальным фольклором России, Германии, Америки, Испании, Японии, Италии:

Слайд16

Йодоль

Слайд 17

Тарантелла совместно с детьми изготовили забавные шумовые инструменты для исполнения «Та-рантеллы» шумовым оркестром

Слайд 18

Фламенко

Слайд 19

Познакомились с японской музыкой и чайной церемонией

Слайд 20

кантри.

Слайд 21

русская хороводная

Родители делали костюмы,участвовали в играх и танцах, учились вместе с детьми здороваться  и прощаться по-немецки, по-испански, по-итальянски, по-японски и по-английски.

Слайд22

День города. Это традиционный ежегодный досуг мы  проводим в первых числах октября. В этом году в связи с юбилеем Мурманска предшествовала большая подготовительная работа. Дети с родителями читали книги о Мурманске, посещали музеи и памятные места города, готовили рассказы о названиях улиц Мурманска, делали стенгазеты и карты путешествия по городу,

Слайды 23,24,25,26

участвовали в создании выставки детских рисунков «Тебе, любимый город»

Слайд 27

Родители совместно с детьми участвовали в поэтическом творческом задании и сочинили стихи, которые стали словами песни о Мурманске. Детям и родителям было очень интересно и приятно стать настоящими авторами настоящей песни, которая прозвучала в спектакле «Подарок любимому городу».

Слайд 28

Родители участвовали в подготовке  спектакля «Подарок любимому городу»,

участвовали в изготовлении костюмов и атрибутов для спектакля. Опираясь на совместный опыт музицирования, был построен и сюжет спектакля, когда Бармалей ищет музыкальный инструмент, чтобы выступить на концерте в честь юбилея Мурманска.

Слайд 29 Песня - результат совместного творчества.

Слайд 30 Дети, побывав в музыкальной гостиной, используют приобретенный опыт и слуховой, и игровой, и творческий в своей повседневной жизни.

  В связи с возникшим интересом участников образовательного процесса к совместному творчеству и музицированию и в этом выбрали тему Музыкальной гостиной «Сказка в музыке. Петя и волк»



Предварительный просмотр:

« Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя  в сенсорном воспитании детей раннего возраста»

Слайд 2.  Цели и задач

     Почему мы решили объединить свои усилия: работу воспитателя и работу музыкального руководителя по сенсорному развитию детей, музыкальному воспитанию, по развитию речи.

    Потому что практика показала, что на этапе раннего развития ребенка в дошкольном учреждении, в процессе его адаптации к новой обстановке, такой комплексный подход и наше педагогическое сотрудничество целесообразны и наиболее эффективны.

Слайд 3. 

    Итак. Почему музыка?  Потому, что именно музыка!

    Ни для кого не секрет, что музыка – это уникальное явление в человеческой жизни, универсальный всемирный язык человечества, язык чувств и эмоций. А дети раннего возраста, как известно, очень чувствительны и эмоциональны, и музыка помогает им, делая подсказки, познавать окружающий мир.

     Многочисленные исследования показали, как музыка влияет на организм человека, а ребенка особенно:

- Музыка способна вызывать изменения в настроении ребенка.

- дает физическую основу для эмоций,

- осуществляет в организме физиологические изменения, подобные реакциям, происходящих при сильном волнении и аффектах.

- Музыка повышает остроту восприятия цвета, запаха и прикосновения.

- Музыка влияет на изменениях мышечной энергии и может способствовать или препятствовать телодвижениям.

- Слух имеет большее влияние на автономную нервную систему, чем любой из других видов чувств. 

«Когда заканчиваются слова, начинается музыка».

                                                                                                          Конфуций

«Владеющий чарами песен, душою владеет любой»

                                                                                                         Генрик Ибсен

"Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них« 

                                                                                                         В. Г.Белинский 

Слайд 4. Музыка на занятиях

  •  помогает ребенку адаптироваться,
  •  расслабляет,
  •  успокаивает,
  •  собирает внимание.

     Дети раннего возраста, расставшись с мамой и привычной домашней обстановкой, нервничают, тревожатся, беспокоятся, капризничают. Музыка отвлекает их и увлекает, помогая адаптироваться в детском учреждении. Дети успокаиваются и расслабляются.

Так как внимание малышей в этом возрасте крайне неустойчиво, то музыка на занятиях прекрасный эффективный помощник, чтобы заинтересовать малышей и вовлечь их в воспитательный процесс. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. Важно и то, что музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Пример «Дождик», дети, заслышав звук «капель», исполненный либо на металлофоне, либо на пианино, реагируют мгновенно, бегут и прячутся под зонтик. Взаимодействие  с воспитателем (адаптации)….

Слайд 5.            Задачи воспитателя

Слайд 6.              

Слайд 7. Мир полон звуков. И музыка, и речь – это звуки.

      С первых дней своей жизни ребенок встречается со звуками. Это и самый первый и самый главный звук маминого голоса, и звуки окружающего мира, и музыкальные звуки. Их очень много и все они очень разные, по-разному влияют на малыша: радуют, успокаивают, пугают, вызывают любопытство и т.п.

     Ребенок реагирует на звуки еще в материнской утробе, и не все, что он слышит, ему нравится, о чем он "сообщает" доступными ему способами - толкается, ворочается. Трехмесячный малыш, услышав музыку, может совершать активные движения, например, раскачиваться или переворачиваться, при этом радостно подпревая на своем языке: "агу-у-у-у-у", "о-о-о-о", "и-и-и-и-и". В 5 месяцев малыш способен отличить музыкальную "мешанину" от гармоничной музыкальной фразы. В 6 месяцев он пытается имитировать звуки, а в возрасте около года способен узнавать знакомый музыкальный ритм. В полтора года он уже способен "напевать" любимую мелодию.

      Музыкальные звуки имеют огромное  воздействие на ребенка, привлекая его внимание, побуждая эмоционально сопереживать.

      Для правильного формирования слуха ребенка необходимо, чтобы он, слушая, слышал, сравнивал, воспроизводил звуки.  Эта работа по развитию слуха ведется в первую очередь на музыкальных занятиях, и на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности детей.

Слайд 8.  Ребенок творит звуки сам.

     Музыка вплетена в нашу жизнь очень органично. Мы говорим с разной интонацией, порой машинально выстукиваем танцевальные ритмы, напеваем колыбельные, и малыш постепенно входит в мир звуков. В 2 месяца он улыбается в ответ на голос мамы, а в 4 уже "агугает" и "улюлюкает". И в этом возрасте и чуть позднее любимыми игрушками становятся шумовые предметы. Это различные погремушки - малыш тянется к ним и извлекает звуки. К ним можно добавить разноцветные баночки, наполненные крупой: их можно трясти по очереди, вслушиваясь в шуршание и шорохи. Очень привлекают внимание малыша звонкие бокалы и стаканы. Один звучит так, другой по-другому, а если добавить в них воды, получатся новые звуки. Огромное удовольствие ребенку старше 6 месяцев доставляет изучение звуков окружающей среды: звон связки ключей, грохот кастрюль, шуршание бумаги, скрип качелей и т.п. И, конечно, малышам очень нравится играть на простейших музыкальных инструментах, таких как бубен, барабан, металлофон. Эти звуки у ребенка вызывают восторг, особенно, если ему удается уловить ритм.

     На занятиях, опираясь на активную сенсорную деятельность детей, с помощью наглядно-слуховых, наглядно-зрительных методов мы стараемся  развивать у детей способы вслушивания, ощущения, восприятия, обследования, музицирования. Так, например, мы привлекаем детей к извлечению звуков из любых подручных средств: камушков, кубиков, бумаги, целлофановых пакетов. Они обожают манипулировать с предметами, шуршать, стучать, бренчать и т.п. Мы обращаем внимание детей на звуки воды, ветра, шум деревьев, пение птиц, стук капель дождя, рев моторов и т.п. Ребенок упражняется различать и дифференцировать музыкальные и шумовые звуки, звуки речи, интонацию. Существенно в связи с вышесказанным, что дети верят в сказки, в чудеса. Для них мир полон волшебства: и птицы, и звери, и предметы, и явления природы и т.д. могут разговаривать. Играя со звуками, мы побуждаем детей верить в это. Такое отношение взрослых очень важно для развития детской фантазии, воображения, чуткости.

Слайд 9.    Музыкальные инструменты помогают получать звук, играть с ним,

                   исследовать его.

     Дети легко и с удовольствием осваивают игру на музыкальных инструментах: ложках, металлофоне, барабане, бубне, погремушках, колокольчике.

В силу возрастной непосредственности, услышав звуки фортепиано, ребенок тоже пытается самостоятельно потрогать клавиши, извлекая звук. Мы стараемся проявлять терпение и понимание, не препятствовать детской любознательности, пусть дети пошумят, познакомятся со свойствами звуков.

Слайд 10 Дети знакомятся со свойствами звуков.

     В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, длительности, тембру, количеству, интонации, воспринимать ритмический рисунок, гармонию и др.).

      С малышом 1,5-2х лет можно играть в разные музыкальные игры, развивающие чувство ритма. Мы стучим вместе с детьми по очереди, "разговариваем" с помощью ударных инструментов, играем в "повторяшки" (один стучит, другой отечает тем же). Стучим имена мамы, папы, любимых игрушек или даже отрывок из стихотворения. Хлопаем в ладоши, повторяя ритм песни или стихотворения, побуждая ребенка повторять за нами то, что ему под силу. Эти упражнения очень важны и для развития речи, потому, что отбивая ритм слов, ребенок раскладывает слова на слоги.

     Как объяснить ребенку, что такое интонация, научить слышать и повторять ее? Сделать это не сложно. Мы читаем малышу стихи и сказки на разные голоса, с разной интонацией: жалобной, требовательной, хитрой, смелой и т.п. Пропеваем  вместе с ним известные попевки, придерживаясь того же принципа. Для ребенка от года до трех лет такая игра - большое развлечение. Дети быстро привыкают различать интонацию, легче запоминают стихи и песенки.

 Мы" Озвучиваем" игрушки. Говорим за медведя низким и грубым голосом, за мышку - высоким и писклявым. Подражая нам, ребенок старается менять высоту и тембр голоса.

Слайд 11 Ребенок копирует звуки, подражает им. 

     В работе с детьми раннего возраста особое внимания мы уделяем развитию слуховых ощущений, лежащих в основе развития музыкального и фонематического слуха. Ребенок овладевает речью, подражая взрослому, копируя его речь. (Не случайно иностранным языкам в прошлых веках начинали учить с раннего детства таким образом, чтобы  ребенок общался с "носителем языка"- гувернанткой, француженкой или немкой, а в гимназии изучал латынь и греческий.)

«Мяукая», « гавкая»,  «мыча», «крякая», «кукарекая», «чирикая»  и т.п.,  ребенок играет, закрепляя навыки подражания звукам.

Слайд 12 Ребенок воспринимает речь и овладевает ею.

     Ранний возраст ребенка – это возраст двух важнейших достижений в человеческой жизни: ребенок овладевает ходьбой, дающей возможность самостоятельно перемещаться, и речью, благодаря которой будет общаться и мыслить.

     Речь, подобно музыке, обладает темпом, ритмом, интонацией, а голос человека – тембром.  Поэтому на музыкальных занятиях мы решаем, в том числе и задачи по развитию речи, например:

Слайд 13 Дети подпевают, закрепляя навыки произношения, обогащая лексику.

     Дети очень любят песенки и потешки. Музыка окрашивает текст определенной эмоцией, поэтому содержание слов песенки становится понятнее ребенку.

Пропевая и подпевая слова песенок многократно,  ребенок запоминает их, это расширяет его словарный запас, а так же упражняется в правильном произношении слов. Если ребенок еще не говорит, то слова песен, исполняемых взрослым, пополняют пассивный словарь ребенка.

Слайд 15 Игрушки и игры на музыкальных занятиях помогают решать задачи сенсорного развития детей.

   

     Методика проведения музыкальных занятий с детьми раннего возраста базируется на показе, в том числе и игрушек. А это дополнительная возможность решать на музыкальных занятиях вопросы сенсорного развития детей. Дети обследуют игрушки, трогают их, тренируются различать свойства и качества предметов: цвет, размер, фактура и т.д,, например:

Слайд 16         пример птичка

Маленькая, летает, клюет зернышки, чирикает

Слайд 17        пример зайка

Беленький, маленький, длинные ушки, быстрые ножки, трусишка, пушистый.

      На музыкальных занятиях дети двигаются под музыку, изображая музыку с помощью движений: "летая", расставив руки, как птичка, "прыгая" как зайка, "качаясь", как дерево и т.п., таким образом ребенок расширяет и закрепляет представления о свойствах и качествах предметов окружающего мира.

     Музыка отражает настроение, характер: веселый, грустный, задумчивый, напористый и т.п. Дети очень эмоциональны и тонко чувствуют и реагируют на характер музыки. Это можно использовать как средство педагогического воздействия.  

Слайд 18 Музыка - это эмоции, радость,  занятия с удовольствием.

     Музыка – это эмоции, Музыка приносит детям радость. Они спешат на занятия с удовольствием.

А при положительных эмоциях дети быстрее и охотнее включаются в деятельность: речевую, сенсорную, познавательную.

     Все дети от природы и музыкальны. И от нашей работы во многом зависит, каким станет ребенок в дальнейшем, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

    Поэтому совместная  целенаправленная работа воспитателя и музыкального руководителя, особенно на группах детей раннего возраста, более эффективна и дает хорошие результаты. Это хорошо отражает диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка

Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегрированный подход к построению различных занятий с детьми, и оно даёт педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать в...

"О коллективном музицировании как средстве коммуникативного развития"

"Тайны общения должны быть главной заботой на музыкальных занятиях с дошкольниками... Именно средствами музыкального воспитания можно усовершенствовать характер взаимоотношений людей ..." - убежден Л....

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

Творческий педагогический проект «Детское музицирование, как средство музыкального и интеллектуального развития детей с ЗПР»

Проект расчитан на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа)На этапах обучения происходит общее развитие координации пальцев рук,развитие мелкой моторики. Дети получают и закрепляют навыки иг...

Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста

О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей. В каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Примеры озвучивания стихотворе...

Мастер-класс для воспитателей «Инструментальное музицирование как средство творческого развития ребенка»

Из всех видов деятельности музицирование-один из любимых детьми. Это один из первых видов, который осваивает ребенок: берет в руки погремушку, стучит игрушкой по полу, хлопает в ладоши. При этом проис...