Главные вкладки

    Материал по теме:
    Консультация-практикум

    Бордак Елена Ивановна

    Часть 1. «Звучащие жесты»

    Часть 2. Игры со звучащими жестами

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya-praktikum_.docx35.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Часть 1. «Звучащие жесты»

    Один из методов обучения детей пению – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Так просто – удивитесь Вы. Да, да, так просто! Эти элементарные звуко-двигательные выразительные средства широко используются в методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа и получили общее название «звучащих жестов». 

    Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А в дальнейшем «появляется» не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей. Слаженность трёх компонентов (речи, музыки и жестов) помогает развивать детские эмоции, позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям, пробудить его мысль и фантазию. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок. 

    Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки - требует некоторой сноровки. Присмотритесь, как хлопаете вы, ваши друзья, ваши малыши. Хлопки могут быть разными, а от этого разными будут и звуки, произведенные ими. 

    Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим. 
    Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным. 

    Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и будет впоследствии хорошей основой для развития музыкальности.

     Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус, тем не менее, должен оставаться свободным и вместе с тем как бы «готовым к прыжку». 

    Щелчки. В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко. В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками. 

    Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед. Для некоторых детей будут полезны предварительные упражнения: сгибание и выпрямление колен (полуприседание) при сомкнутых ногах; момент выпрямления акцентируется. Исходное положение для самого притопа: голень отведена под углом слегка назад, колено к колену, оба колена слегка согнуты. В момент удара оба колена – выпрямлены. 

    При разучивании новых распевок дети всегда с интересом включаются в игру и придумывают новые звучащие жесты, подходящие к данной распевке. Играйте ритмы звучащих жестов с детьми, и вы совсем скоро увидите волшебный результат. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности. 

    С чего начать? С самых маленьких и простеньких упражнений. 

    Часть 2. Игры со звучащими жестами

    Игра «Эхо»

    Взрослый прохлопывает простейший ритм, затем ребенок его дружно повторяет, хлопая в ладоши, шлепая по коленям или топая ногами. 
    Раз, два, три, 
    Ну-ка повтори! 
    Только не зевай 
    Дружно повторяй! 

    Игра-приветствие «Здравствуйте»

    Взрослый: Здравствуйте, ручки! 
    Дети: Здравствуйте! (хлопают) 
    Взрослый: Здравствуйте, ножки! 
    Дети: Здравствуйте! (топают) 
    Взрослый: Здравствуйте коленочки! 
    Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)

    «Лиса»

    Русская народная мелодия.

    Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям) 
    Нашла книгу под сосной. ( Поочерёдно шлепки по коленям) 
    Она села на пенёк (Притопы) 
    И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу») 

    «Лесенка»

    Музыка Е.Тиличеевой. 

    Вот иду я вверх (Пальчики «шагают» по коленям, шлепок) 

    Вот иду я вниз. (Притопы ногами, хлопок) 

    «Лепёшки»

    Украинская прибаутка. 

    Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям) 
    Подолью водицы (Шлепки оп коленям) 
    Для детей хороших (Притопы) 
    Напеку лепёшек. (Хлопки) 

    «Скок – скок – поскок»

    Русская народная потешка.

    Скок, скок, поскок (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) 
    Сколочу мосток. (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) 
    Серебром замощу (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) 
    Всех ребят пущу. (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) 

    «Лягушка»

    Л.В. Виноградов. 

    Вот лягушка по дорожке

    (Поочерёдные хлопки по коленям - себе-соседу-себе-соседу) 
    Скачет, вытянувши ножки:

    (Щелчки ногами, не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног) 
    Ква-ква-ква (Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши) 
    Ква-ква-ква! (Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши) 

    «Дятел»

    Муз. Н. Леви.

    Тук, тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок) 
    Мы в лесу слыхали стук. (Поочерёдно хлопки по коленям.) 
    Тук, тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок.) 
    Это дятел сел на сук (Поочерёдно притопы ногами.) 
    Тук-тук-тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок.) 
    Тук-тук-тук (Поочерёдно хлопки по коленям) 
    Тук-тук-тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок) 
    Тук-тук-тук (Притопы ногами.) 

    «Ёжик и бычок»

    Л.В. Виноградов

    Встретил ёжика бычок (Поочерёдно шлепки по коленям себе-соседу-себе-соседу) 
    И лизнул его в бочок. (Поочерёдно шлепки по коленям себе-соседу-себе-соседу) 
    А лизнув его в бочок (Притопы) 
    Уколол свой язычок. (Пальчиками по коленям) 

    «Жучка и кот»

    Чешская народная прибаутка

    В погреб лезет Жучка, (Пальчики «бегут» по коленям) 
    С нею кот. (Поочерёдно шлепки по коленям) 
    Если в небе тучка - (Пальчики стучат по коленям) 
    Дождь пойдёт. (Погладить колени.) 

    «Мы капустку солим»

    Мы капустку рубим, рубим (ребрами ладошек стучат по столу). 
    Мы капустку солим, солим (три пальчика (щепотка) трут друг об друга). 
    Мы капустку трем, трем (трут кулачок об кулачок). 
    Мы капустку жмем, жмем (пальчики сжимают и разжимают). 
    Ручки помоем (гладят ладошку ладошкой), 
    Воду стряхнем (трясут кистями рук). 

    «Едет, едет паровоз»

    Г.Р. Несакс

    Едет, едет паровоз  (Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям) 
    Две трубы и сто колёс (Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям) 
    Две трубы, сто колёс  (2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок) 
    Машинистом – рыжий пёс. (Поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям) 
    Две трубы, сто колёс   (2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок) 
    Машинистом – рыжий пёс. (Поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям)

    «Тюшки – Тютюшки»

    Т.Э. Тютюнникова

    Тюшки –Тютюшки сделаем хлопушки:  хлоп–хлоп – хлоп, хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

    Тюшки – Тютюшки хлопушки, топотушки: хлоп – хлоп – хлоп, топ- топ- топ- топ- топ.

    Тюшки – Тютюшки хлопушки и щелкушки: хлоп – хлоп – хлоп, щёлк - щёлк – щёлк.

    Тюшки – Тютюшки хлопушки и борчушки: хлоп – хлоп –хлоп, бр – р-р-р-р.

    Тюшки – Тютюшки хлопушки и шлепушки: хлоп – хлоп – хлоп, шлёп – шлёп – шлёп.

    Тюшки –Тютюшки хлопушки и бамбушки: хлоп – хлоп – хлоп, бом-бом-бом.

    Тюшки –Тютюшки хлопушки, цокотушки: хлоп – хлоп – хлоп, цок, цок, цок.

    Тюшки –Тютюшки хлопушки, колотушки: хлоп – хлоп – хлоп, (постучали кулачками).

    Игра: «Листья»

    Дети сидят на полу в кругу (3-5 детей - «листья»). Внешние дети находятся за листьями (шуршание, скрипение, звуки речи - создают динамическое крещендо). «Поднять» лежащие «Листья», которые должны чутко реагировать на изменение динамики, продолжать импровизировать, имитируя движения листьев в порыве ветра. Звуковая форма может быть подвижной, с изменениями и перепадами динамики. Дети, которые двигались, садятся в общий круг, и импровизируют вместе со всеми жесты к тексту педагога. Затем «листьями» становятся другие.

    1. Сморите, смотрите, падает лист,

    А воздух осенний прозрачен и чист!

    Листья кружатся и падают. (Игра звуками - листья поднимаются).

     

    Весной, разрывая клейкие почки,

     На ветках взрывались хлопушки - листочки. (Дети щелкают в воздухе пальцами).

    1. Смотрите, смотрите, падает лист!

    Желтый, сухой, он теперь неказист! (Листья падают, игра звуками).

    Листья писала мазками теней,

    Портреты июньских, солнечных дней. (Импровизация жестов).

    1. Смотрите, смотрите, падает лист,

    И лес опустевший не так голосист. (Листья падают, игра звуками).

    Деревья уснули и спят до весны

     И смотрят лесные, зеленые сны. (Импровизация жестов)

    «Мелкий дождик моросит»

    Используются инструменты - треугольник, маракас, металлофон.

    Исполнять стоя, располагаясь по залу, заполняя всё пространство.

    (Звучит спокойной музыки).

    Мелкий дождик моросит:

    Кап, кап, кап, кап!

    В листьях сада шелестит:

    Кап, кап, кап, кап!

    Мокнет мяч у ворот:

    Кап, кап, кап, кап!

    Мокнет поле, огород:

    Кап, кап, кап, кап! (Щелкают пальцами по очереди каждой рукой).

    Что-то шепчут листья -

    Подойдем и спросим.

    Листья отвечают: «Осень, осень, осень…» (Шуршат ладошками).

    И сползают тучи, птиц куда-то прячут,

    Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут.(Выполняют руками волнообразные движения).

    «Листопад»

    Осень, осень! Листопад! (Хлопки)

    Лист осенний конопат, (Щелчки)

    Листья рыжие шуршат (Трут ладошками)

    И летят, летят, летят. (Качают руками)

    «Ежик и барабан»

    Упражнение на развитие чувства ритма.

    Педагог читает стихотворение, а дети играют на барабане (или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом. 
    С барабаном ходит ежик, 
    Бум - бум - бум! 
    Целый день играет ежик, 
    Бум - бум - бум! 
    С барабаном за плечами, 
    Бум - бум - бум! 
    Ежик в сад попал случайно 
    Бум - бум - бум! 
    Очень яблоки любил он 
    Бум - бум - бум! 
    Барабан в саду забыл он 
    Бум - бум - бум! 
    Ночью яблоки срывались 
    Бум - бум - бум! 
    И удары раздавались 
    Бум - бум - бум! 
    Ой, как зайчики струхнули! 
    Бум - бум - бум! 
    Глаз до зорьки не сомкнули 
    Бум - бум - бум!

    «Дятел»

    Т.Э.Тютюнникова 

    Педагог: Дятел сел на толстый сук 
    Дети: Тук да тук, тук да тук! 
    Педагог: Всем друзьям своим на юг 
    Дети: Тук да тук, тук да тук! 
    Педагог: Телеграммы дятел шлет, 
    Что весна уже идет, 
    Что растаял снег вокруг: 
    Дети: Тук да тук, тук да тук! 
    Педагог: Дятел зиму зимовал, 
    Дети: Тук да тук, тук да тук! 
    Педагог: В жарких странах не бывал! 
    Дети: Тук да тук, тук да тук! 
    Педагог: И понятно, почему, 
    Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг. 
    Дети: Тук да тук, тук да тук!

    «Шумит оркестр».

    Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют. 
    Кыш - кыш (свободное движение рук) 
    Хлоп - хлоп (в ладоши) 
    Шлеп - шлеп (по коленям) 
    Топ - топ ( ноги поочередно) 
    Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

    Игра: «Ритмическое эхо». 
    Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

    Игра: «Хлопот в такт». 
    Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.

    Игра: «Музыкальные топотушки». 
    Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.

    • Показ рукой - ударение на каждое слово. 
      Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь? 
      (Можно прыгать как зайчики).
    • В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам, 
      Все прямо и прямо - 2 раза. 
      А потом вдруг... в ямку бух! (приседают).
    • «Перевертушки» 
      На эти слова должны быстро повернуться. 
      Ой, чики, чики, чики, огурчики. 
      Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.
    • «Сыграй, как я». 
      Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики. 
      Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.

    • Пение с движением руки по движению мелодии. 
      Сила звука: открывать ладонь и закрывать. 
      Голосом изобразить звук сирены: на одном дыхании спуститься до нижнего предела (рука вниз), до верхнего (рука вверх). Ребенок может руководить.

    «Заиграла погремушка».

    - Заиграла погремушка

    Дети (хлопают в ладоши)

    Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!

    - Вдруг затопала Марфушка

    Дети (топают)

    Топ! Топ! Топ! Топ!

    - И заквакала лягушка.

    Дети:

    Ква! Ква! Ква! Ква!

    - Ей ответила болтушка.

    Дети:

    Да! Да! Да! Да!

    - Застучала колотушка.

    Дети (кулачок о кулачок)

    Тук! Тук! Тук! Тук!

    - Вторит нам в ответ кукушка.

    Дети:

    Ку-ку! Ку-ку!

    - Запалила громко пушка.

    Дети: (кулачками по груди)

    Бах! Бах! Бах! Бах!

    - И заохала старушка.

    Дети: (хватаются руками за голову)

    Ах! Ах! Ах! Ах!

    - Замычала и телушка.

    Дети: (показывают рожки).

    Му! Му! Му! Му!

    - Завизжала с нею хрюшка.

    Дети: (прикладывают кулачки к носу)

    Хрю! Хрю! Хрю! Хрю!

    - Зазвенела побрякушка.

    Дети: (ударяют по коленям)

    Бряк! Бряк! Бряк! Бряк!

    - Заскакала попрыгушка.

    Дети:

    Прыг! Прыг! Прыг! Прыг!

    - Вот такая вот петрушка!

    Дети:

    Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!

    - Нам на месте не сидится,

    Любим мы повеселиться.

    Нам играть и петь не лень,

    Мы плясали б целый день.    (Любая пляска)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей

    Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым...

    Консультация-практикум для педагогов "Организация деятельности воспитателя по освоению дошкольниками основных движений"

    Даннный материал представляет консультацию-практикум с педагогами ДОУ , включающую теоретический и практический материал для успешного решения задач физического развития дошкольников.Содержание данной...

    Консультация-практикум для воспитателей "Таинственные картинки"

    В художественно - творческой деятельности существует много приемов и техник работы на бумаге.С одним из приемов подготовки бумаги к живописной работе хочу вас познакомить. Прием называется « Рис...

    консультация -практикум для родителей младшей группы Мама, научи меня говорить!

    консультация -практикум  знакомит родителей с особенностями развития речи детей 3-4-х лет и с разнообразными способами использования игрушек и игр для речевого разития ребёнка в семье....

    Консультация - практикум "Играем со звуками" (для педагогов детского сада)

    Консультация - практикум "Играем со звуками" (игровая программа для педагогов детского сада (мастер класс), родителей и детей.  Цель: понакомить педагогов, родителей с различными вариантами...

    Консультация – практикум для родителей «Профилактика нарушения зрения у дошкольников».

    Целью данной консультации является знакомство родителей с гимнастикой для глаз иразучивание комплекса упражнений для сохранения зрения у детей.Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то во...