Интегрированное музыкальное занятие "Балалайка"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Серова Наталья Анатольевна

Занятие рассказывает об истории пргоисхождения балалайки , о русских традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyat_dlya_port_balalayka.docx17.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное музыкальное занятие «Балалайка»

Подготовительная группа

Программное содержание.

-Пропагандировать русскую народную культуру, приобщать детей к ее традициям.

-Развивать творческие способности детей, творческое мышление.

-Закреплять навыки использования знакомых плясовых движений в свободной пляске.

-Продолжать работу по обогащения словаря детей новыми словами, терминами, понятиями: оркестр народных инструментов, корпус, гриф, колки.

-Закреплять умение петь дружно, передавая при исполнении песни ее шутливый характер

-Закреплять умения украшать городецким узором изделия(балалайку)

-Использовать в рисовании элементы росписи (бутон, цветок с узкими лепестками, листики, розан, купавка)

Материал и оборудование

Тонированная картонная заготовка «Балалайка». Кисти, краски, гуаш, стаканы с водой, салфетки. Образцы городецкой росписи.

Ход занятия

Под звучание русской народной песни «Ай, все кумушки домой» дети заходят в зал. Здороваются.

Муз.рук.: Какая веселая музыка встречает вас сегодня в зале. Инструмент звучит бойко, задиристо – так и хочется плясать.

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит!

А всего -  то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай – ка!

Это наша…

Дети: Балалайка!

Муз. рук.: Правильно, балалайка. Людям от нее радость и потеха, знаменита она на весь мир, все знают, что балалайка – это русский инструмент.

Звенит ее голос по белу свету и Россию славит. А хотите, сказку расскажу про балалайку? Садитесь, слушайте.

-Жила красна девица на виду у честного народа. «Болтунья, пустозвонка» -говорили одни. «Людям от нее радость да потеха» - говорили другие. Давно этот слух про нее ходил. Стала красна девица жить поживать припеваючи да пританцовываючи. Дружбу с людьми водила веселыми – в хороводах, на гуляньях. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская – гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная задумчивая гитара. Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, обьявился добрый молодец. Приметил нашу девицу и полюбил ее. Пришел к мастеру – умельцу столичному, питербургскому. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу – треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор знаменитой И сольно выступает и в ансамбле ее почитают, и в оркестре не забывают, и и композиторы для  нее сочиняют. Вот и сказочке конец!

А у меня к вам вопрос: как звали, величали добра молодца, который простонародному инструменту дал новую жизнь?(Василий Васильевич Андреев). Спасибо ему за это, а еще за первый оркестр народных инструментов(Берет в руки балалайку и показывает ее детям). Посмотрите, какая красавица! Вот треугольный корпус, вот длинный гриф с ладами, три струны, колки.(Дети рассматривают инструмент)

Балалайка, забавляй, с ребятишками играй!

( под русскую народную песню проводится «Игра с балалайкой». Дети стоят в кругу, один ребенок держит балалайку, под мелодию запева дети передают балалайку друг другу по кругу: на счет «раз» каждого такта ребенок с балалайкой, слегка присев и немного повернувшись вправо, протягивает инструмент соседу, тот его принимает и передает следующему. На мелодию припева ребенок, получивший балалайку на последнем такте запева, выходит в центр круга и «играет» на ней – остальные дети пляшут. С окончанием музыки ведущий произносит: Балалайка не играет, все на месте замирают». Дети замирают в любой танцевальной позе, Ведущий выбирает самую красивую позу и вручает ребенку, изобразившему ее, балалайку. Игра начинается сначала.

Дети (по очереди): Три струны всего у балалайки,

Но широк ее размах большой,

Взмах руки, и пролетают чайки

С набежавшей песенной волной.

-Парень укорачивает струны,

Прижимает крепко их к ладам,

И плывет напев простой и юный

По окрестным паркам и садам.

-Слушаю его – и молодею,

Прохожу по саду налегке, Все – то видно, знает и умеет

Парень с балалайкою в руке.

-Дай и мне к струне моей певучей

Прикоснутся медленно рукой,

Может, прозвучит еще получше

Песенка, придуманная мной. (В. Саянов)

  Муз.рук,: Придумать песню нелегко! Но вы справитесь с этим заданием. Поиграем в композиторов. Предлагаю вам сочинить небольшие мелодии, используя отдельные слоги: «трень», «плим», «брень», «ля – ля». (Дети сочиняют мелодии – веселые или грустные. Перед каждым исполнением муз. руководитель задает соответствующее трезвучие – мажорное или минорное). Молодцы наши ребята! Настоящие композиторы. На балалайке можно исполнять не только задарные плясовые мелодии, но и задушевные, лирические, нежные. ( Показывает иллюстрацию Ю. Васнецова к русской народной песне «Лебедушка»)

-Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Назовите  знакомые вам музыкальные произведения в исполнении балалайки и оркестра народных инструментов, где музыкальными средствами изображены плавные, нежные движения лебедя (Русская народная песня «Лебедушка») Кто из девочек сможет выразить  настроение этой музыки в движении?

Девочки «лебеди» исполняют танец импровизацию. Затем муз. руководитель исполняет вступление к песне «Чудо – балалайка» муз. и слова З. Роот

Муз. рук.: Вступление к какой песне я сыграла? Как ее нужно исполнять? (Вступление к песне «Чудо балалайка». Петь ее нужно весело и шутливо.)

Дети исполняют песню «Чудо – балалайка»

Балалаечка играет и плясать вас приглашает!

Дети исполняют свободную пляску под русскую народную песню «Я с комариком плясала», используя знакомые движения народного танца.

В зал заходит домовенок Кузя.

Ой, ребята, к нам гость пожаловал! К нам Кузя пришел(Кузе) Как поживаешь? Где бываешь?

Кузя:Я сегодня на базаре побывал

И друзьям в подарок балалайки покупал.

Для Нафани, Бабки Ежки,

Для хорошеньких матрешек,

Для девчонок – хохотушек

И для сказочниц старушек.

Только жаль, мои подарочки,

Развеселые балалаечки,

Без цветочка и листочка,

Без красивого завиточка.

Муз. рук.: Будем Кузеньку выручать – балалаечки украшать! (Дети украшают уголки балалаек  в технике «Городец» под негромкое звучание музыки) Посмотрим, что у нас получилось! (Все рассматривают работы. Кузя рассуждает, какие балалайки подарить и кому, а какую балалайку себе оставить.

Кузя: Балалаечка – игрушка,

 Ты играй, моя подружка!

Есть и струны, и колки,

И в цветочках уголки!

Спасибо вам, ребята! Побегу друзей порадую (уходит)

Муз.рук.: Сегодня на нашем занятии прозвучало много стихов, посвященных балалайке. Закончить занятие мне тоже хочется стихами.

Пронесите любовь сквозь года

К балалаечке, русской красавице!

Пусть звучанье трех струн навсегда

В вашей памяти, дети, останется!

Загрустите – она опечалится,

Станет весело – радостно ей!

 Пусть звучит, пусть поет и не старится

Для всех добрых на свете людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...

Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

Значение игры в жизни ребёнка, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр; основные элементы дидактических игр,организация и проведение их в ДОУ....

Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ

Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...

Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие к музыкальным гномикам»

Цель: обогатить детей новой информацией о музыкальной грамоте; развить познавательный интерес, любовь к творчеству, самостоятельности, развивать творческое воображение, используя музыкально - ритмичес...

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной  музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»...