Главные вкладки

    Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
    методическая разработка на тему

    Трухан Светлана Алексеевна

    Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_mo.docx39.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка - детский сад «Радуга»

    Мастер-класс

    для музыкальных руководителей ДОУ

    «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

    Подготовил: музыкальный руководитель

    Трухан С.А.

    2016 год

    Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования музыкально - дидактических игр способствующих музыкальному развитию дошкольников.

     Задачи:

    • познакомить участников мастер-класса  с новыми музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах
    • раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально - дидактических играх.
    • убедить педагогов в важности и целесообразности применения музыкально дидактических игр.

    Материально-техническая база: музыкальный зал,  детские музыкальные шумовые инструменты, музыкально – дидактическая игра «кто в домике живет».

    Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции музыкальных руководителей, по разнообразному проведению музыкально - дидактических игр в организованной и самостоятельной деятельности детей дошкольного  возраста.

    Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Во все времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

             Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.

    В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

    Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть  два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

    Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.

    Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

    Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит развитие музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.

    Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и способности. У них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности, способствуют формированию у детей психологических качеств: внимание, память, сообразительность, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания, обогащению словарного запаса.

    Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В ее работах раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Особо ценно то, что за основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.

    В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А.Н.Зиминой, Э.П.Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н.Г.Кононовой, которая определила основную цель и назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

    В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:

    • развитие звуковысотного слуха;
    • развитие чувства ритма;
    • развитие тембрового и динамического слуха;
    • развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
    • развитие творческой активности;
    • формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.);
    • обогащение новыми впечатлениями.

    Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

    Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

    Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

    Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми.

    Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальных и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так же на праздниках и развлечениях.

    В своей работе я применяю музыкально-дидактические игры в соответствии с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания и провожу их по заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а так же в области восприятия музыки. Иногда музыкально-дидактическим играм я посвящаю занятие полностью или частично в его второй половине, как отдельному виду деятельности. А также провожу развлечение с использованием музыкально-дидактических игр. Эти игры имеют обучающий характер и в доступной игровой форме у детей формируются и развиваются музыкально-творческие способности.

    Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех возрастных группах, начиная с первой младшей.

    Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества.

    Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня- одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя ребенок напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В работе над развитием детского песенного творчества использую несколько типов упражнений-игр:

    - «Где мои детки?», «Волна звуков» (умение различать высокие и низкие звуки);

    - «Музыкальные лесенки» (умение различать направление движения мелодии вверх и вниз);

    - «Я иду!», «Ты где?» (умение петь мажорное и минорное трезвучие);

    - «Как тебя зовут?»  (умение вести певческую перекличку, петь свои имена);

    - Умение импровизировать мелодию на заданный текст;

    - Умение подражать ритмическому звучанию инструментов;

    - «Как живете, дети?», «Вы куда идете?», «Что ты хочешь, кошечка?»  (музыкальные вопросы и ответы)

    - Сочинение мелодии контрастного характера.

    В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою самостоятельную деятельность, особенно в сюжетно-ролевые игры. Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, необходимых нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также музыкальности в целом.

    Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.

    Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.

    Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Использую «чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей более старшего возраста использую игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец-марш», «Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая музыка?», «Сложи песенку».

    Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

    Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.

     На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по музыкальному движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятия, что необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально-игрового творчества.

    Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей использую в музыкально-дидактических играх различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать», «Три медвежонка», «Мы скакали».

    Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения. Творческие задания сочетаю с игровыми моментами. («Ах ты, Ваня-Ванечка»). Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, в начале простой, а потом более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности двигаться под музыку.

     Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учись танцевать», «Кто как идет?», «Определи танец», «Придумай пляску» и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.

    Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности дошкольников.

    Музыкально-дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников. В образовательной области «Музыка» большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Поэтому необходимо постоянно пополнять и развивать музыкально-предметную среду, как в музыкальном зале, так и в групповых комнатах.

    Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной среды: «музыкальных уголков», «зон». Где необходим набор технических средств: магнитофон, диски, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (шумовые, звуковысотные),  в том числе сделанные своими руками, различные пособия – самоделки иллюстрированные, «нотные тетради», дирижерская палочка, комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки. Важной особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактильном, практически незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особу непринужденную обстановку.

    У старших дошкольников самостоятельность выражается, прежде всего, в исполнении без участия взрослых песен, игр, они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства выразительности, жанр, строение.

    Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно-тематическим планированием в ДОУ. Так же имеются информационные консультативные стенды, где родители могут узнать в какие музыкальные игры можно поиграть с ребенком дома, либо получить ответ, на любой вопрос, касающийся музыкального воспитания детей в семье.

    Практическая часть

    Музыкальная игра «Любим мы играть в оркестр»

          Цель:  учить самостоятельно объединяться  в ансамбль.

    Задачи:

    • Активизировать интерес к различным видам музыкальных  инструментов.
    • Развивать ритмический слух, фантазию и музыкальную память.
    • Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
    • Доставлять радость от совместной игры.

    Музыкально-дидактическая игра «Кто в домике живет?»

    Цель: развивать представления об основных жанрах музыки, способность различать марш, танец, песню

    Задачи:

    • Учить эмоционально воспринимать и различать пьесы звучащие в разных регистрах.
    • Развивать слуховое внимание, умение различать средства музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр.
    • Воспитывать культуру слушания музыки, и ответы друг друга.


    Поэтическое  музицирование «День и ночь»,

    стихотворение  Ахмерова А.С.

    (оркестр шумовых инструментов)

    Цель: Цель:  вовлекать детей в стихийное музицирование с использованием музыкальных инструментов

     Задачи:

    • Развивать ритмический, интонационный, тембровый слух .
    • Формировать образно – ассоциативное мышление.
    • Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса игры.

    Рано утром в тёмном небе

    Вдруг раздался сильный гром:  (Гонг)

    Капли стукали по крыше

    Отчего запел весь дом:                ( Треугольник)

    Тут поднялся сильный ветер,

    Зашумел в листве, в саду:           (Дудочка)

    С веток яблоки срывались,

    Падали на землю – Бум!              (Барабан)

    А сороки от испуга

    Растрещались по округе:             (Трещётка)

    Гром ударил ещё раз :                  (Гонг)

    И затихло всё тот час.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

    Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...

    Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

    Значение игры в жизни ребёнка, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр; основные элементы дидактических игр,организация и проведение их в ДОУ....

    Мастер- класс" Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

    Мастер- класс" Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"...

    «Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

    Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

    Дидактические игры используемые в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

    Дидактические игры используемые в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.Воспитатель 1 категории Тюгаева О.Г. Дошкольное  детство – пора  наиболее ...

    Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».

    Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста...

    Консультация музыкального руководителя Павловой М.В. по теме «Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста».

    Консультация для воспитателей детского сада по теме:"Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"...