Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Трухан Светлана Алексеевна

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx39.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад «Радуга»

Мастер-класс

для музыкальных руководителей ДОУ

«Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Подготовил: музыкальный руководитель

Трухан С.А.

2016 год

Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования музыкально - дидактических игр способствующих музыкальному развитию дошкольников.

 Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса  с новыми музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально - дидактических играх.
  • убедить педагогов в важности и целесообразности применения музыкально дидактических игр.

Материально-техническая база: музыкальный зал,  детские музыкальные шумовые инструменты, музыкально – дидактическая игра «кто в домике живет».

Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции музыкальных руководителей, по разнообразному проведению музыкально - дидактических игр в организованной и самостоятельной деятельности детей дошкольного  возраста.

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Во все времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

         Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть  два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит развитие музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и способности. У них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности, способствуют формированию у детей психологических качеств: внимание, память, сообразительность, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания, обогащению словарного запаса.

Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В ее работах раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Особо ценно то, что за основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.

В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А.Н.Зиминой, Э.П.Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н.Г.Кононовой, которая определила основную цель и назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:

  • развитие звуковысотного слуха;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие тембрового и динамического слуха;
  • развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
  • развитие творческой активности;
  • формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.);
  • обогащение новыми впечатлениями.

Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми.

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальных и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так же на праздниках и развлечениях.

В своей работе я применяю музыкально-дидактические игры в соответствии с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания и провожу их по заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а так же в области восприятия музыки. Иногда музыкально-дидактическим играм я посвящаю занятие полностью или частично в его второй половине, как отдельному виду деятельности. А также провожу развлечение с использованием музыкально-дидактических игр. Эти игры имеют обучающий характер и в доступной игровой форме у детей формируются и развиваются музыкально-творческие способности.

Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех возрастных группах, начиная с первой младшей.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества.

Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня- одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя ребенок напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В работе над развитием детского песенного творчества использую несколько типов упражнений-игр:

- «Где мои детки?», «Волна звуков» (умение различать высокие и низкие звуки);

- «Музыкальные лесенки» (умение различать направление движения мелодии вверх и вниз);

- «Я иду!», «Ты где?» (умение петь мажорное и минорное трезвучие);

- «Как тебя зовут?»  (умение вести певческую перекличку, петь свои имена);

- Умение импровизировать мелодию на заданный текст;

- Умение подражать ритмическому звучанию инструментов;

- «Как живете, дети?», «Вы куда идете?», «Что ты хочешь, кошечка?»  (музыкальные вопросы и ответы)

- Сочинение мелодии контрастного характера.

В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою самостоятельную деятельность, особенно в сюжетно-ролевые игры. Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, необходимых нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также музыкальности в целом.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.

Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Использую «чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей более старшего возраста использую игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец-марш», «Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая музыка?», «Сложи песенку».

Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.

 На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по музыкальному движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятия, что необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально-игрового творчества.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей использую в музыкально-дидактических играх различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать», «Три медвежонка», «Мы скакали».

Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения. Творческие задания сочетаю с игровыми моментами. («Ах ты, Ваня-Ванечка»). Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, в начале простой, а потом более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности двигаться под музыку.

 Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учись танцевать», «Кто как идет?», «Определи танец», «Придумай пляску» и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.

Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности дошкольников.

Музыкально-дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников. В образовательной области «Музыка» большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Поэтому необходимо постоянно пополнять и развивать музыкально-предметную среду, как в музыкальном зале, так и в групповых комнатах.

Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной среды: «музыкальных уголков», «зон». Где необходим набор технических средств: магнитофон, диски, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (шумовые, звуковысотные),  в том числе сделанные своими руками, различные пособия – самоделки иллюстрированные, «нотные тетради», дирижерская палочка, комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки. Важной особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактильном, практически незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особу непринужденную обстановку.

У старших дошкольников самостоятельность выражается, прежде всего, в исполнении без участия взрослых песен, игр, они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства выразительности, жанр, строение.

Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно-тематическим планированием в ДОУ. Так же имеются информационные консультативные стенды, где родители могут узнать в какие музыкальные игры можно поиграть с ребенком дома, либо получить ответ, на любой вопрос, касающийся музыкального воспитания детей в семье.

Практическая часть

Музыкальная игра «Любим мы играть в оркестр»

      Цель:  учить самостоятельно объединяться  в ансамбль.

Задачи:

  • Активизировать интерес к различным видам музыкальных  инструментов.
  • Развивать ритмический слух, фантазию и музыкальную память.
  • Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
  • Доставлять радость от совместной игры.

Музыкально-дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Цель: развивать представления об основных жанрах музыки, способность различать марш, танец, песню

Задачи:

  • Учить эмоционально воспринимать и различать пьесы звучащие в разных регистрах.
  • Развивать слуховое внимание, умение различать средства музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр.
  • Воспитывать культуру слушания музыки, и ответы друг друга.


Поэтическое  музицирование «День и ночь»,

стихотворение  Ахмерова А.С.

(оркестр шумовых инструментов)

Цель: Цель:  вовлекать детей в стихийное музицирование с использованием музыкальных инструментов

 Задачи:

  • Развивать ритмический, интонационный, тембровый слух .
  • Формировать образно – ассоциативное мышление.
  • Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса игры.

Рано утром в тёмном небе

Вдруг раздался сильный гром:  (Гонг)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом:                ( Треугольник)

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве, в саду:           (Дудочка)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум!              (Барабан)

А сороки от испуга

Растрещались по округе:             (Трещётка)

Гром ударил ещё раз :                  (Гонг)

И затихло всё тот час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...

Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

Значение игры в жизни ребёнка, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр; основные элементы дидактических игр,организация и проведение их в ДОУ....

Дидактические игры используемые в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Дидактические игры используемые в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.Воспитатель 1 категории Тюгаева О.Г. Дошкольное  детство – пора  наиболее ...

Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».

Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста...

Консультация музыкального руководителя Павловой М.В. по теме «Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей детского сада по теме:"Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"...

Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, л...

"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."...