Мюзикл как средство развития творческих способностей у дошкольников
проект по музыке на тему

Ишимбаева Валерия Николаевна
Итоговый проект
Мюзикл как средство развития творческих
способностей у дошкольников
по программе «Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с
дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №15»

Итоговая практико — значимая работа

Тема «Мюзикл как средство развития творческих способностей у дошкольников».

по программе «Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

Выполнила: слушательница КПК

Ишимбаева В.Н.

Музыкальный руководитель

ГБОУ Школа №933

СП «Солнышко» г.Москва

Научный руководитель:

 к.п.к. Крылова О.Ю.

Москва, 2015

Содержание

  • Введение
  1. Основная часть.
  • Теоретическое обоснование мюзикла, как средства для развития творческих способностей у дошкольников
  1. Практическая часть
  • НОД по образовательной области «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие»
  1. Заключение
  • Список литературы
  • Приложения
  • Презентация

Введение

Актуальность. 

Развитие творческих способностей у детей напрямую влияет на умение приобретать необходимые умения, знания и навыки в будущем. Не секрет, что люди, обладающие музыкальным слухом, быстрее изучают иностранные языки. Чтение стихов и обучение вокалу способствует развитию памяти. Танец дает общее физическое развитие ребенка, заставляет думать, развивает навыки взаимодействия с другими детьми.

Человек не рождается с готовыми способностями, у каждого имеются разные задатки.

И для развития способностей необходимо предоставить возможность проявлять себя в разных видах деятельности: танцах, пении, играх и т.д.

Мюзикл как жанр уникален и многообразен, а это значит, что в мире мюзикла смогут развиться творческие способности ребенка к танцам, пению, актерской игре. Кроме того важно, что погружение ребенка в атмосферу репетиций и исполнения различных ролей оказывает положительное воздействие на развитие личностных качеств, таких как терпение, отзывчивость, взаимопомощь и внимание, щедрость и т.д.

Цель: Создание среды для выявления и развития творческих способностей у дошкольников по средством мюзикла.

Задачи:

  1. Изучение и анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по ФГОС ДО.
  2. Создание среды, способствующей развитию творческих способностей у дошкольников.
  3. Тематическое планирование.
  4. Постановка мюзикла.

Продукт проекта:

  1. Разработка перспективного плана мероприятий
  2. Обновление эстетического пространства группы
  3. Организация открытого просмотра мюзикла с участием детей, для родителей и воспитанников в ДОУ

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие ребёнка по всем направлениям творческих способностей.
  2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
  3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап. Предварительная работа

  • Изучение методической литературы.
  • Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.

2 этап. Основная работа

  • Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
  • Постановка номеров
  • Изготовление костюмов и декораций

3 этап. Заключительная работа

  • Постановка отчетного мюзикла «Волшебник Изумрудного города»

Теоретическое обоснование мюзикла, как средства (способа) для выявления и развития творческих способностей у дошкольников.

Мюзикл – ставший очень модным в наше время жанр музыкального театра.

Мюзикл (англ. музыкальный, сокр. от musical comedy или musical play) – в современном понимании – драматическое произведение, в котором содержание передается с помощью слитых в единое целое доступных широкому зрителю музыки, песни и танца [5].

Кроме того, мюзикл – это шоу (только спектакль или фильм), в котором преобладающая роль музыки как выразительного средства сочетается с яркой и интересной драматургией [4, с. 6].

Ярким явлением современного музыкального театра является увеличение количества мюзиклов, в которых артистами являются дети и подростки. В этой связи возникла необходимость рассмотрения мюзикла не только как формы организации культурно-досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей, но и как уникальной среды, способствующей раскрытию и приумножению детских творческих способностей.

В чем же особенность мюзикла? Почему так растет его популярность как жанра и почему можно говорить о том, что мюзикл способствует выявлению и раскрытию творческих способностей детей-исполнителей?

Мюзикл многогранен, ему можно все. Нельзя не согласиться со словами автора книги « Великие мюзиклы мира» Ириной Емельяновой: « Он (мюзикл) может притвориться легкой комедией с подтанцовками или неожиданно предстать в облике романтической трагедии; может рассказывать о личной жизни двух-трех людей или развернуть на сцене эпическое историческое действо; может ограничиться десятком музыкальных номеров или вообще отказаться от разговорных сцен; может существовать в классических традициях» [Там же, с. 5].

Мюзикл имеет две неотъемлемых составляющих: музыкальную ткань, насыщенную инструментальным сопровождением всех разговорных сцен, ариями главных героев, хоровыми сценами, музыкальным оформлением танцевальных номеров, и либретто (литературная основа мюзикла). Либретто может быть написано как оригинальная пьеса, по мотивам литературного произведения. Однако, возможны варианты, когда основой становятся классические литературные произведения, пьесы современных авторов, фильмы, биографии, научно-фантастические статьи… Что касается детских мюзиклов, то здесь в качестве литературной основы могут быть выбраны сюжеты детских рассказов, сказок, мультфильмов. Интересен также вариант, сочетающий в себе фрагменты нескольких сказок.

В силу того, что мюзикл сочетает в себе и музыку, и танец, и драматическую « игру», артист мюзикла – универсальный исполнитель. Необходимо сочетать два вида деятельности (умение петь и исполнять роли), а то и все три (танцевать, петь и быть актером). © Гетманенко А. О., 2015 54 Издательство «Грамота» www.gramota.net

А теперь подробнее остановимся на том, что такое творческие способности? Каковы условия их развития?

Каждого ребенка характеризует индивидуальный комплекс способностей. К примеру, способным к рисованию мы называем того, кто может с легкостью изобразить какой-либо предмет, музыкально способным – того кто быстро и легко запоминает и воспроизводит мелодию, способным к танцам – того, кто проявляет фантазию при пластическом изображении характера и образа музыки, кто быстро запоминает музыкальные движения, чьи движения соответствуют музыкально-ритмической ткани музыки.

Доктор педагогических наук, профессор В. И. Петрушин дает такое определение способностям:

« Под способностями понимаются психологические особенности человека, помогающие ему успешно приобретать требуемые знания, умения, навыки и использовать их на практике» [6, с. 227].

Человек не рождается с готовыми способностями, у каждого имеются разные задатки. Для развития способностей необходимо предоставить возможность проявлять себя в разных видах деятельности: танцах, пении, играх и т.д. Вот какую характеристику развитию способностей дает В. И. Петрушин:

«Способности развиваются только в деятельности и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере» [Там же, с. 229].

Общеизвестно значение раннего развития способностей, а, следовательно, и раннего развития детей. В детском возрасте нервная система очень чутка, организм еще формируется, целенаправленная тренировка вызывает не только образование новых связей и совершенствование процессов в коре головного мозга, но и анатомо-физиологические изменения в организме, благоприятствующие данному виду деятельности [3, с. 135]. « Указателем способностей», которые могут проявиться в будущем, являются интересы ребенка к тому или иному виду деятельности: « Наши желания – предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить».

Мюзикл как среда развития творческих способностей

Говоря о роли мюзикла как среды развития творческих способностей, в первую очередь необходимо отметить атмосферу, которая сопровождает как репетиции к мюзиклам, так и момент выступления. Важна в этом случае роль декораций. Ведь именно то, что окружает ребенка, способствует раскрытию его потенциала.

Декорации к мюзиклам, где дети предстают в роли артистов, являются важной составляющей наряду с музыкальной тканью, литературным сюжетом, танцевальным оформлением. Желательно, чтобы декорации описывали те места и ситуации, в которые попадают герои мюзикла, чтобы дети, исполняющие роли, были полностью погружены в атмосферу творчества. Повышению эффективности способствует техническое оснащение зала, позволяющее использовать игру света, смену декораций и т.д.

В случае если сюжет мюзикла подразумевает быструю смену мест и окружения героя, а менять декорации возможности нет, то можно разделить пространство на несколько частей, каждая из которых будет сегментом существования какого-то конкретного героя.

Этапы проекта

На первом этапе работы над мюзиклом важно было определиться с его литературной основой. Материалом для написания сценария была выбрана книга А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» и мультфильм «Волшебник изумрудного города», 1974г. Музыкальную ткань составили песни и музыка из мюзикла «Волшебник Изумрудного города», автор А.Морсин, а также известные детские и современные композиции. Для того, чтобы пробудить интерес у детей интерес к предстоящей работе, первая встреча детей с мюзиклом была эмоционально насыщена: чтение воспитателями сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» в группах, просмотр мультфильма «Волшебник изумрудного города», прослушивание музыкальных произведений, используемых в будущем мюзикле. Все это помогло почувствовать атмосферу сказочных событий, расширить кругозор детей, активизировать познавательный интерес.

Важную роль в организации соответствующей атмосферы играют декорации и костюмы. Ведь именно то, что окружает ребенка, способствует раскрытию его потенциала. Декорации и костюмы к мюзиклу, где дети предстают в роли артистов, являются важной составляющей наряду с музыкальной тканью, литературным сюжетом, танцевальным оформлением. Важно было добиться того, чтобы декорации и костюмы описывали те места и ситуации, в которые попадают герои мюзикла, чтобы дети, исполняющие роли, были полностью погружены в атмосферу творчества. Здесь огромную роль сыграли родители детей-исполнителей. С целью вовлечения родителей в процесс было проведено собрание, на котором была презентована идея мюзикла. Идея получила положительный отклик у всех родителей и была поддержана с огромным энтузиазмом. В результате декорации и костюмы персонажей оказались настолько реалистичными, что детям не составило большого труда перевоплотиться в героев мюзикла.

Второй этап — работа над отдельными ролями и номерами. В сценарии были использованы как  индивидуальные номера (песня или танец): песня Элли, «Танец Страшилы», «Танец Дровосека», «Танец Смелого льва», «Танец Гингемы», «Танец Бастинды», «Танец Гудвина», так и групповые: «Танец  голубых  человечков», «Танец летучих обезьян», «Танец цветов». «Танец гусениц»... Всего в мюзикле было использовано 12 сольных номеров, 8 групповых и 32 разговорных сцены. Репетиция индивидуальных номеров проводилась воспитателями в группах и родителями дома, групповые и разговорные сцены отрабатывались на музыкальных занятиях.

На данном этапе особые сложности возникли в работе над ролью. Ребенок, в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно было добиться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение. И потому огромное значение в работе над ролью сыграло создание необходимой, сказочной атмосферы. Слушая сказку в группе, работая с родителями над выбором и созданием костюма, ребенок постепенно погружался в роль своего персонажа.

В ходе работы над словом и над избавлением от зажимов использовался в основном эмпирический метод (то есть, метод показа педагогом), как наиболее эффективный.

Третий этап — репетиция всего мюзикла целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогали созданию образов. На этом этапе закреплялись обязанности детей и воспитателей в подготовке реквизита и смене декораций.

Четвертый этап — премьера мюзикла.

Перспективно-тематическое планирование

Тема: «Мюзикл как средство развитие творческих способностей у дошкольников»

Этапы

Взаимодействие взрослого с детьми

Цель

Исполнители

Организационный

1. Родительское собрание «Мюзикл — среда для развития творческих способностей детей».

Вовлечение родителей в совместное творчество взрослых и детей.

Музыкальный руководитель

2. Чтение книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города, подбор музыки, песен, постановка танцев.

Знакомство с сюжетом сказки, музыкальными произведениями, которые будут звучать в мюзикле.

Воспитатели,

родители,

музыкальный руководитель

Содержательный

3. Работа над материалом, к сценарию мюзикла, подбор ролей для детей.

Пробудить интерес детей к предстоящей работе.

Воспитатели,

музыкальный руководитель

4. Подготовка декораций и костюмов.

Воспитатели,

родители,

музыкальный руководитель

5. Репетиция отдельных номеров мюзикла.

Музыкальный руководитель

6. Генеральная репетиция.

Музыкальный руководитель

Результативный

7. Премьера мюзикла.

Музыкальный руководитель

Результаты, которые принес мюзикл:

1) Дети стали более раскрепощенными, перевоплощение в роли и работа над словом стали занимать значительно меньше времени. Они могут заниматься работой над текстом самостоятельно дома, приходится меньше времени тратить на беседы об особенностях характера каждого персонажа, о том, какой образ нужно создать;

2) было быстро понято общее настроение мюзикла – ощущение сказки и волшебства. Возможно, именно благодаря такой атмосфере подготовка к мюзиклу стала возможна в столь короткие сроки;

3) возросла ответственность в работе над ролями. Возникавший эмоциональный барьер стеснения был преодолен благодаря погружению в роли. Стеснение отходило на второй план, и контакт становился свободным и непринужденным;

4) в ходе репетиций у детей начали развиваться такие качества как взаимопомощь и взаимоподдержка.

Они терпимее стали относиться к необходимости повторять одни и те же номера, сцены, песни, выверять моменты-связки между сценами. Более активные дети старались помогать менее активным в работе над ролями, во время перерывов отмечались самостоятельно организованные детьми репетиции;

5) важно также, что дети стали лучше ориентироваться в пространстве сцены, свободнее себя чувствовать. Сцена перестала вызывать стеснение и зажимы.

Список литературы

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / - М.: Центр педагогического образования-2014.
  2. Дронь А.В. / Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников./ А.В. Дронь — Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012
  3. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000
  4. Емельянова И. Великие мюзиклы мира. М.: Олма-Пресс, 2002
  5. Мюзикл [Электронный ресурс]. URL: http://www.musicals.ru/about_genre/dictionary/musical (дата обращения: 20.01.2015).ъ
  6. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

«Народная игрушка, как средство развития творческих способностей у дошкольников»

Народная игрушка как средство развития художественного творчества старших дошкольников. ... - развивающие (развитие мелкой моторики рук...

«Народная игрушка, как средство развития творческих способностей у дошкольников»

Народная игрушка как средство развития художественного творчества старших дошкольников. ... - развивающие (развитие мелкой моторики рук...

Методический семинар на тему: «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у дошкольников с ОВЗ»

В настоящее время общество нуждается в  инициативных людях, способных творчески подходить к решению проблем, оригинально мыслить. Поэтому перед системой образования стоит важная задача развития...

Статья "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников".

Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».Как научить детей сопереживать, понимать ч...