"Социально-коммуникативное развитие дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ"
статья по музыке по теме

Вдовина Анна Алексеевна

Статья рассказывает о таком современном направлении работы музыкального руководителя с дошкольниками, как коммуникативные игры и танцы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnoe_razvitie.doc26.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Вдовина А. А., музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад № 67 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга «Волшебник»

 Музыкальное   воспитание  -  это  не

воспитание музыканта,  а прежде всего воспитание человека.

В. А. Сухомлинский

        

        Дети проводят в детском саду 5 лет жизни. Это время первых знакомств, первой социализации, начало формирования вкусов, интересов, навыков общения, усвоения общественных норм и ценностей. Задача взрослых (воспитателей, родителей, специалистов) — помочь им в этом, сделать так, чтобы этот уникальный опыт был не стрессогенным, а приятным. Согласно ФГОС ДО работа в детском саду должна вестись по пяти образовательным областям, на первом месте из которых стоит социально-коммуникативное развитие[1]. Современный мир с развитием телевидения и компьютеризации ведет к все большему отчуждению людей между собой, даже внутри семьи дети не всегда получают достаточное количество внимания и общения. Как отмечает немецкий психолог Клаус Фопель, выходом из данной ситуации может быть развитие эмоционального интеллекта ребенка через интерактивные (коммуникативные) игры.  Проведение подобных игр с детьми способствует созданию внутри коллектива дошкольников дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, они обогащают общение душевной теплотой, чуткостью и уважением[2].         Целью музыкальных социально-коммуникативных игр на занятиях по музыкально-эстетическому воспитанию является воспитание у ребенка таких качеств как контактность, коммуникабельность, умение работать в команде, а также развитие  ролевых функций, ловкости, хорошей реакции, внимания. Освоение социальных игр реализует как  задачи по музыкальному развитию (развитие музыкального слуха, чувства ритма, выразительности движений, ориентировки в пространстве), так и социальные задачи:

  • формирование положительной самооценки, уверенности в себе, раскрепощенности и позитивного самоощущения в коллективе;
  •  развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, готовности к общению со сверстниками, инициативности;
  • развитие эмоциональности, эмпатии, «чувства локтя», умения заботиться о партнере, выразительности невербальных средств общения.

        Музыкальные коммуникативные игры (наряду с упражнениями, этюдами, играми, парными плясками и сюжетными танцами) занимают особое место в репертуаре по музыкально-ритмическому воспитанию детей.  Можно выделить следующие особенности коммуникативных музыкальных игр:

  • Это ритмические игры и танцы с несложными движениями, очень часто круговые (дети стоят, сидят на полу или на стульчиках в кругу, достаточно близко друг к другу, чтобы можно было оперативно передавать друг другу предметы или касаться друг друга); иногда круг даже подчеркнут специальным реквизитом — длинной тканевой круговой резинкой с разноцветными секторами или круглым тканевым парашютом (также разделанным на разноцветные секции, где для каждого ребенка свой сектор).
  • Это игры и танцы, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, сюжетные задания, подразумевающие тактильный контакт.
  • Движения и фигуры в коммуникативных танцах очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. Это способствует их быстрому запоминанию и исполнению, например, на празднике совместно с родителями.
  • Данные игры допускают и даже поощряют вариативность и импровизационность в работе с ними. Имеется некая заданная рамка, внутри которой участниками могут придумываться движения, тексты песен, способы игры на музыкальных инструментах. Таким образом дети становятся участниками сотворчества, каждый из них может предложить свой элемент общей композиции, который будет воспроизведен другими участниками игры.

        Коммуникативные игры в рамках музыкально-эстетического воспитания в детском саду имеют широкое применение, т.к. носят как развивающий, так и развлекательный характер: они могут использоваться на музыкальных занятиях, на праздниках и вечерах досуга. Они могут исполняться как детьми, так и детьми совместно с родителями или детьми разного возраста на праздниках и развлечениях. Своими корнями музыкальные коммуникативные игры восходят к фольклору разных народов мира и к педагогике К. Орфа, в основе которой - импровизационно-творческая игра, в самых разнообразных формах сочетающая музыку, речь и движение. В связи с очевидной ценностью и пользой коммуникативных игр их популярность невероятно возросла как на западе, так и в России. Отдельные главы, а иногда и целые пособия по ним мы можем встретить у мэтров отечественной музыкальной дошкольной педагогики: «Круговые ритмические игры» Т.А. Рокитянской, это «Социальные танцы и игры» Т. В. Ермолиной, «Коммуникативные танцы-игры» А. И. Бурениной.

        Отдельно следует отметить терапевтическую направленность коммуникативных музыкальных игр, благодаря чему они могут использоваться в рамках музыкотерапии для коррекции и развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения как обычного, так и компенсирующего вида.

        Коммуникативные игры и танцы — настоящая находка для современных дошкольных педагогов, т.к. удовлетворяют требованиям ФГОС ДО о вариативности образования, развивают творческое начало дошкольников, позволяют музыкальному руководителю самостоятельно моделировать танцы-игры и ритмические упражнения, подбирая музыку и движения, ориентируясь на уровень подготовленности детей.

Список литературы:

  1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
  2. Ермолина Т.В. Музыка в детском саду: от 1 года до 8 лет: образовательная программа дошкольного образования. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
  3. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / под ред. Е.В. Свистуновой. - М.: Форум, 2016.
  4. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]   – Москва: 2013г.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4.— М.: Генезис, 1999.


[1]        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]   – Москва: 2013г. С.9

[2]            Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие

        Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4.— М.: Генезис, 1999. С.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях"

В статье описан опыт работы музыкального руководителя дошкольного отделения по теме "Интеллектуальное развитие дошкольников"...

Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях

На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...

Мастер-класс на тему:«Логоритмика, как средство эффективности умственного и физического развития дошкольников на музыкальных занятиях»

Мастер-класс на тему:«Логоритмика, как средство эффективности умственного и физического развития  дошкольников на музыкальных занятиях»...

Гармоничное развитие дошкольников на музыкальных занятиях

Консультация для родителей и педагогов ДОУ...

"Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников на музыкальном занятии и вне его"

Консультация музыкального  руководителя для воспитателей...

Использование креативных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности

quot;В каждом гениальном творении мы узнаем наши собственные отвергнутые мысли; они возвращаются к нам в ставшем чужим величии" Ральф ЭмерсонКогда мы ищем в книгах ,в интернете ин...

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяют общественную значимость музыкаль­ного искусства и его место в системе духовно-куль­турных...