Главные вкладки

    Коммуникативные музыкальные игры с эластичной резинкой для дошкольников
    методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

    Вдовина Анна Алексеевна

    Музыкальные игры для дошкольников, направленные на социализацию и развитие умения работать в команде.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОММУНИКАТИВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ С ЭЛАСТИЧНОЙ РЕЗИНКОЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Вдовина А. А., музыкальный руководитель

    ГБДОУ детский сад № 67 комбинированного вида

    Красносельского района Санкт-Петербурга «Волшебник»

            Цель:  развитие коммуникативных навыков дошкольников, способности работать в команде.

    Задачи:

    Задачи музыкального развития:

    - развитие музыкального слуха,

    - чувства ритма,

    - выразительности движений,

    - ориентировки в пространстве.

    Социальные задачи:

    формирование положительной самооценки, уверенности в себе, раскрепощенности и позитивного самоощущения в коллективе;

    развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, готовности к общению со сверстниками, инициативности;

    развитие эмоциональности, эмпатии, «чувства локтя», умения заботиться о партнере, выразительности невербальных средств общения.

            Коммуникативные игры это музыкальные модели на основе простых фигур и движений, доступных даже маленьким детям. У них есть игровой сюжет, облегчающий их разучивание и запоминание. Данные модели развивают творчество, как двигательное, так и словесное, позволяют импровизировать в рамках заданной ситуации, обладают вариативностью. А когда эти игры еще и с реквизитом — это дополнительная радость для детей. Эластичная резинка (Stretchy Band, Elastablast) — разработка Кимберли Дай, американской балерины и танцовщицы, специалиста по фитнесу, проложившей свой путь в двигательной терапии. Ее изобретение эластичной резинки и программы работы с ней, способствует развитию у детей ранней социализации. Как она отмечает на своем сайте, «благодаря непреодолимому желанию коснуться мягкой поверхности флиса, увидеть яркие цвета, ощутить сопротивление упругого материала,  дети преодолевают свое изначальное нежелание быть в группе. Манипуляции с упругим материалом резинки идеально подходят для соединения с песнями, которые учат взаимодействовать с соседом и определять цвета, части тела, обогащают пространственные представления ребенка такими понятиями как: вниз, под, над, вокруг". Таким образом игры с резинкой выполняют образовательную, терапевтическую и развлекательную функцию. Необходимо отметить, что как развлекательный реквизит данный атрибут активно используют западные и отечественные аниматоры. Но на занятиях по музыкальному воспитанию в детском саду, в соединении с пением, речитацией, ритмизацией, задачи и развивающие возможности игр с резинкой значительно расширяются, нежели просто у подвижных игр под фонограмму на детском празднике с аниматорами.

            В отечественной дошкольной педагогической практике коммуникативные игры пропагандируются такими заслуженными специалистами как Л.В. Виноградов, Т.Э Тютюнникова, А.И. Буренина, Т.В. Ермолина. Представленный мною данный блок музыкальных игр с резинкой-эластабластом для детей-дошкольников — это преломление западного и отечественного опыта. Необходимо сразу оговориться, что в моей практике используется только идея эластабласта, наш реквизит является его самодельным подобием. Это длинная, десятиметровая (в не растянутом виде), матерчатая резинка, сшитая из отрезков ткани разной фактуры и расцветки. Таким образом, выбирая себе понравившийся сектор для игры, дети развивают свои тактильные ощущения, что важно, т. к. это одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром (по педагогике М. Монтессори). Занятия с резинкой происходят чаще всего в круге (дети могут сидеть на ковре или стоять), но иногда по сюжету песни круг трансформируется в поезд или лодку и т. д. Каждый ребенок выбирает себе понравившийся сектор и держится за него двумя руками или одной, производя необходимые манипуляции с ним, следуя тексту и подчиняясь ритму песни. Чаще всего «обыгрываются» песни из фольклора разных народов, иногда с переделанным текстом. Данные игры могут быть полезны как для детей, так и для групп детей разных возрастов или совместного досуга детей и родителей.

            

    Игры для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет)

    1) «Погуляем»3 (на мотив французской народной песни «Братец Яков»:

            Дети  стоят по кругу друг за другом в затылок и держатся за резинку одной (левой) рукой, выполняя движения по тексту:

    1.Пошагали-пошагали, (шагают)

    Хоп-хоп-хоп, (прыгают на двух ногах с продвижением вперед)

    Хоп, хоп, хоп,

    Быстро побежали, быстро побежали, (бегут)

    Дружно  - стоп! Дружно — стоп! (остановились)

    2.Маршируем, маршируем (маршируют),

    Хоп-хоп-хоп, (прыгают)

    Хоп, хоп, хоп,

    Топо-топотушки, (идут мелкими шагами, топающим шагом)

    Топо-топотушки

    Дружно стоп, дружно стоп. (остановились)

    2) «Автобус» (на мотив английской народной песни «Колеса у автобуса крутятся»)

            Дети сидят на ковре лицом вкруг, держась перед собой за резинку обеими руками, выполняя движения по тексту:

    1. Колеса у автобуса крутятся, крутятся, крутятся,

    Колеса у автобуса крутятся день-деньской. (круговые одновременные движения руками вперед, как гребцы)

    2. Автобус подпрыгивает вверх и вниз, вверх и вниз, вверх и вниз,

    Автобус подпрыгивает вверх и вниз день-деньской. (Руки синхронно вверх и вниз по тексту)

    3. Двери у автобуса открываются,

    Закрываются, открываются,

    Двери у автобуса открываются (растягивают и сжимают резинку двумя руками по тексту)

    День-деньской.

    Дворника автобуса так шуршат:

    Вжик-вжик-вжик,

    Вжик-вжик-вжик,

    Дворники у автобуса так шуршат (двумя руками параллельно двигают вправо-влево)

    День-деньской.

    3) «Раздувайся, пузырь!» (русская потешка)

            Дети стоят лицом в круг, держась за резинку двумя руками. Играющие отходят назад и держатся за резинку до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они отпускают резинку, говоря при этом: "Хлоп!"

    Раздувайся, пузырь,

     Раздувайся, большой,

     Оставайся такой

     Да не лопайся.

    Лопнул пузырь!

    4) «Веселая резинка» (на мотив английской народной песни «Счастливого Рождества Вам и Нового года»)

    Дети сидят лицом вкруг, вытянув ноги вперед, держась за резинку перед собой.

    Растянем мы все вместе, все вместе, все вместе,

    Растянем мы все  вместе резиночку нашу. (Дети слегка отклоняются корпусом от центра, растягивая резинку)

    Налево-направо, налево-направо, налево-направо, (Движения по тексту)

    Вот так молодцы!

    Далее детям можно предложить придумать самим движения, сделать и спеть:

    Поднимем мы все вместе, опустим, поднимем

    Наклонимся мы вперед все, вот так, молодцы  и т. д.

    5) «Ай да тесто» (авторская разработка О. Дементьевой)

    Дети стоят в кругу, лицом внутрь круга, держась двумя руками за резинку. Тили-тили тесто, встанем вместе тесно. (сужают круг)

    И давай, дружок, мы замесим пирожок (тянут резинку вверх попеременно то левой, то правой рукой, «месят тесто»)

    Уж мы тесто мнем, мнем, уж мы тесто жмем, жмем, («месят»)

    Пирожок мы испечем (остановились)

    Ай-да тесто, ай-да тесто, (медленно расширяют круг на все 4 строчки)

    И ему все мало место.

    Все растет оно, растет,

    Скоро всех перерастет!

    Тили-тили-тили-бам! (На «Бам» все дружно отпускают резинку)

    И прилипло тесто... к вам! (ребенок, который забыл опустить — к нему «прилипло» тесто)

    6) «Карусель» (русская народная забава)

    Дети  стоят по кругу в затылок друг другу и держатся за резинку одной (левой) рукой, изменяя скорость движения по тексту:

    Еле - еле, еле — еле,

    Закружились карусели,

    А потом, потом, потом,

    Все бегом, бегом, бегом.

    Тише, тише, не спешите,

    Карусель остановите,

    Раз-два, раз-два,

    Вот и кончилась игра.

    Игры для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

    1)  «Старый Мак на ферме жил» (американская народная песня)

    Дети сидят в кругу, лицом в круг, держа резинку двумя руками. Музыкальный руководитель предлагает им пофантазировать на тему: «Кто может жить на ферме у старого дедушки Макдональда?» Например, это цыпленок. Дети поют песню, вначале «гребут» руками вперед, затем, на словах «Слышно цып-цып тут, слышно цып-цып там» - стучат в такт обеими руками по коленкам (резинку не отпускать!). Затем другой ребенок предлагает следующего жителя фермы (например, лошадку). Первое движение меняется, теперь это ритмичное покачивание вправо-влево. На словах: «Слышно иго тут» и далее до конца куплета: ритмичные удары двумя руками по коленкам. И так далее. Дети могут предлагать не только своих жителей фермы, но и придумывать свои движения с резинкой.

    Старый Мак на ферме жил, и-ай-и-ай-о! (круговые движения двумя  руками вперед)

    Цыплята были у него, и-ай-и-ай-о! (повторить движения)

    Слышно цып-цып — тут, (ритмичные хлопки двумя руками по коленкам до конца песни)

    Слышно цып-цып - там,

    Тут - цып-цып,

    Там - цып-цып,

    Всюду цып-цып-цып!

    Старый Мак на ферме жил, и-ай-и-ай-о!

    Эта игра хороша еще тем, что учит детей произносить гласные в согласные в неудобных сочетаниях.

    2) На мотив английской песни «Row Your Boat»

    Лодка, лодочка
    По реке плывёт,
    Весело, весело, весело, весело,
    Детвору везёт (сидят друг за другом, как в лодке и «гребут» вперед).

    Влево-вправо, влево-вправо
    По волнам летим. (раскачиваются по тексту)
    Как увидим крокодила
    Дружно закричим. (хором крикнуть кто как хочет «А», «О», «У»)

    Лодка, лодочка
    По реке плывёт,
    Весело, весело, весело, весело,
    Детвору везёт. (руки подняты вверх, гребут вперед)

    Влево-вправо, влево-вправо
    По волнам летим. (раскачиваются по тексту)
    Как увидим крокодила
    Дружно закричим.  (кричат)

    Возможны варианты — влево-влево-влево-влево («гребут», наклонившись влево, одной рукой, левой), аналогично — вправо — в следующем куплете.

    3) «Поезд» (муз. Н. Метлова)

    Дети вдвоем делают основание поезда — один бежит впереди в резинке, другой сзади. В имеющуюся полосу с каждым куплетом добавляются дети-вагончики.

    1. Вот поезд наш едет,

    Колёса стучат,

    А в поезде нашем

    Ребята сидят.

    2. Чу-чу, чу-чу-чу-чу,

    Бежит паровоз.

    Далеко, далеко

    Ребят он повёз.

    3. Приехали в лес,

    Остановка опять,

    Вставайте, ребята,

    Идите гулять.

    Песня повторяется сначала, пока все дети не займут свои «вагончики»

    4) «Маршируем, скачем, бегаем» (муз. фонограмма: «Марш» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»)

            Дети стоят друг другу в затылок по кругу, держась за резинку одной (левой) рукой (в данной игре за каждым ребенком закреплен определенный цвет сектора резинки). В руках музыкального руководителя разноцветные картонные круги, по количеству равные количеству цветов секторов резинки.

    Первые два такта —  дети маршируют,

    Вторые два такта — подскоки,

    Снова два такта маршируют, два такта — подскоки.

    На вторую часть  - на беге меняются местами те дети, чей цвет сектора резинки показал педагог. (3 цвета успевают по очереди поменяться местами) и игра продолжается.

    5) Резинка, как цирковое моноколесо. Участники друг за другом встают ногами на одну часть резинки и держат над собой остальную часть. Словно,белки в колесе. Задача : доехать до финиша,не потеряв ни одного участника, при этом не наступать на землю, а идти только по резинке.

    6) «Закрываем глазки все»

            В оригинале это было упражнение с обручем Л. Виноградова. Оно не только способствует коммуникации, но и развивает динамику голоса детей. Вместо музыки ритмически произносится текст. Все садятся на колени вокруг круга-резинки и руки кладут на колени. Ритмично произнося текст все сначала опускают голову на колени, вытянув руки вперед, в сторону резинки, голос при этом все тише и тише: «Закрываем глазки все. Спать, спать, спать...» Замирают на мгновение. На вторую фразу — как бы просыпаются, постепенно выпрямляясь, вытягивая руки вверх, голос все громче и громче: «Открываем глазки все. Встать, встать, встать!» Потом музыкальный руководитель командует - «На коней!» и все дети становятся на ноги, берут резинку перед собой двумя руками, как вожжи, и скачут. После команду «Тпру!» - останавливаются.

    Используемая литература:

    1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
    2. Виноградов Л. Коллективное музицирование. Музыкальные завнятия с детьми от пяти до десяти лет. - Спб.: Образовательные проекты, 2008.
    3. Ермолина Т.В. Музыка в детском саду: от 1 года до 8 лет: образовательная программа дошкольного образования. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
    4. https://www.dyenamicmovement.com/ELASTABLAST/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста»

    Музыкально-психологическое занятие в старшей группе по теме: «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста»...

    Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.

    Вопросы о том, насколько комфортно чувствует  себя ребенок в группе детского сада, являются  очень важными и актуальными, поскольку группа детского сада – это  первое звено в системе об...

    Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника.

    Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника....

    Коммуникативные музыкальные игры с волшебным парашютом для дошкольников

    Методическая разработка: Коммуникативные игры с текстильным парашютом для детей всех возрастов...

    Деловая игра(практическая часть) «Коммуникативные музыкальные игры в режимных моментах и на прогулке для детей младшего и среднего возраста»

    Цель: решение педагогических, нравственно-этических и психологических задач; социальное развитие детей, воспитание у них патриотизма,  навыков коммуникации  совместной деятельности.Место при...