Главные вкладки

    Коммуникативные музыкальные игры с волшебным парашютом для дошкольников
    методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Вдовина Анна Алексеевна

    Методическая разработка: Коммуникативные игры с текстильным парашютом для детей всех возрастов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОММУНИКАТИВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ С ВОЛШЕБНЫМ ПАРАШЮТОМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Вдовина А. А., музыкальный руководитель

    ГБДОУ детский сад № 67 комбинированного вида

    Красносельского района Санкт-Петербурга «Волшебник»

            Цель:  развивать способность работать в команде, укреплять коммуникативные навыки дошкольников.

    Задачи:

    Задачи музыкального развития:

    - развитие музыкального слуха,

    - чувства ритма,

    - выразительности движений,

    - ориентировки в пространстве.

    Социальные задачи:

    формирование положительной самооценки, уверенности в себе, раскрепощенности и позитивного самоощущения в коллективе;

    развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, готовности к общению со сверстниками, инициативности;

    развитие эмоциональности, эмпатии, «чувства локтя», умения заботиться о партнере, выразительности невербальных средств общения.

            В современном мире дошкольного образования все большую значимость приобретает такой вид деятельности детей, как коммуникативные игры. Коммуникативные игры - это сюжетные музыкальные модели на основе простых фигур и движений и доступного текста. Этим объясняется то, что они могут использоваться даже на занятиях с маленькими детьми. Данные модели легко запоминаются, способствуют развитию творчества, обладают вариативностью, позволяют импровизировать в рамках заданной ситуации. В отечественной дошкольной педагогической практике большое внимание коммуникативным играм уделяют такие мэтры, как Л.В. Виноградов, Т.Э Тютюнникова, А.И. Буренина, Т.В. Ермолина. Добавление к коммуникативным играм реквизита – особенно такого яркого и красочного, как волшебный парашют, – позволяют разнообразить их, сделать более увлекательными и нестандартными.

    Волшебный парашют – это пособие, направленное на развитие социальных и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста (хотя знакомство с ними можно начинать и в младшем возрасте, но с самых элементарных игр-упражнений). Он требует от детей умения согласованно решать задачи двигательного, коммуникативного и познавательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями. Парашют – это плоский тканевый зонтик, круглый ковер из разноцветных клиньев с ручками по краям, который в зависимости от поставленных задач может превращаться в ковер-самолет, карусель, поезд, разноцветное облако, радугу, воздушный шар. Играть с ним можно как в помещении, так и на улице. С парашютом любят играть даже очень стеснительные дети, так как в этих играх никто не требует сразу давать руку другим людям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Парашют дарит детям целый спектр новых эмоций и ощущений: яркий, разноцветный, он привлекателен сам по себе, к этому добавляются ощущения от прикосновения мягкой ткани, от ветра при колебании парашюта, звук натянутой ткани. Игры с данными пособиями – веселые, командные, могут быть как подвижными, так и спокойными, релаксационными, а если дополнить их дополнительными атрибутами – то даже познавательными. Пособия вовлекают ребенка в совместную деятельность с взрослым, и позволяют решать одновременно развивающие, образовательные, воспитательные задачи. Участвовать в играх могу различное количество человек, в зависимости от размера парашюта (количества секторов). Использование парашюта помогает раскрепостить скромных детей, успокоить расшалившихся, способствует формированию команды, развивает чувство ритма и хорошо сказывается на физическом развитии ребенка. При этом игры с парашютом – не соревновательные, они учат согласованности действий и умению чувствовать движения остальных игроков. Для детей очень важно ощутить именно через движения то, что они могут быть частью команды. При играх с парашютом это могут почувствовать даже самые маленькие игроки.

    Большинство упражнений включают применение мышц плеча и предплечья в движении вверх-вниз. Бег вокруг парашюта и проходы под ним также составляют значительную часть забав с этим снарядом. Одна из самых важных особенностей игр с парашютом состоит в том, что для участия в них не требуется каких-то особых навыков и координации движений. Как и в других подвижных играх, дети учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом. Необходимо отметить, что как развлекательный реквизит данный атрибут активно используют западные и отечественные аниматоры. Но на занятиях по музыкальному воспитанию в детском саду, в соединении с пением, речитацией, ритмизацией, задачи и развивающие возможности игр с парашютом значительно расширяются, нежели просто у подвижных игр под фонограмму на детском празднике с аниматорами.

            Ниже представлен блок музыкальных игр с парашютом для детей-дошкольников. Сам реквизит можно изготовить самостоятельно или приобрести в интернет-магазинах на зарубежных сайтах. Данные игры могут быть полезны как для детей, так и для групп детей разных возрастов или совместного досуга детей и родителей.

            

    Игры для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет)

    1) «Погуляем» (на мотив французской народной песни «Братец Яков»:

            Дети  стоят по кругу друг за другом в затылок и держатся за ручку парашюта одной (левой) рукой, выполняя движения по тексту:

    1.Пошагали-пошагали, (шагают)

    Хоп-хоп-хоп, (прыгают на двух ногах с продвижением вперед)

    Хоп, хоп, хоп,

    Быстро побежали, быстро побежали, (бегут)

    Дружно  - стоп! Дружно — стоп! (остановились)

    2.Маршируем, маршируем (маршируют),

    Хоп-хоп-хоп, (прыгают)

    Хоп, хоп, хоп,

    Топо-топотушки, (идут мелкими шагами, топающим шагом)

    Топо-топотушки

    Дружно стоп, дружно стоп. (остановились)

    2) «Карусель» (русская народная забава)

    Дети  стоят по кругу в затылок друг другу и держатся за ручку парашюта одной (левой) рукой, изменяя скорость движения по тексту:

    Еле - еле, еле — еле,

    Закружились карусели,

    А потом, потом, потом,

    Все бегом, бегом, бегом.

    Тише, тише, не спешите,

    Карусель остановите,

    Раз-два, раз-два,

    Вот и кончилась игра.

    3) «Батут»

    Дети держатся за ручки парашюта двумя руками, стоя лицом в круг. В центр парашюта кладется небольшая легкая мягкая игрушка, это сопровождается словами, например: «Мышонок решил попрыгать на батуте, давайте вместе поможем ему, только осторожно, постараемся не уронить». Игра может сопровождаться плавной музыкой, что поможет детям скоординировать движения друг с другом.

    4) «Веселые мячики»

    Дети держатся за ручки парашюта двумя руками, стоя лицом в круг. В центр парашюта насыпается некоторое количество разноцветных пластиковых шариков для сухого бассейна, мы будем встряхивать парашют и любоваться, как подпрыгивают наши мячики.

    5) «Домик-теремок»

    Родители и старшие дети берутся за ручки парашюта, и плавно опускают его, потом поднимают высоко, и дают парашюту наполниться воздухом. В этот момент дети забегают в домик, и там сидят.

    Эта игра подходит для самых маленьких, с полутора-двух лет.

    Можно приглашать в домик не всех детей, а по одному, получится отличная игра на знакомство. Более того, если в группе больше, чем один Ваня, то мы сразу увидим всех детей с одинаковыми именами.

    -Открываем теремок,

    Ваня, Ваня, заходи!

    И в окошки погляди.

    А теперь вылезай,

    И Андрюшу приглашай!

    Можно с теми же движениями играть в сказку «теремок» или сказку Сутеева «Под грибом».

    Игры для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

    1) «Букашки и дождик» 

    Дети превращаются в букашек, бабочек и т.п. А вокруг буря, ураган, дует ветер, дождь. А букашки маленькие и беззащитные. Где им укрыться? Только под парашютом как под грибком. Когда взрослый говорит: «Ну-ка дети под грибок» — дети быстро прячутся под парашют, делая шаг вперед, не выпуская его из руки, опуская за собой.

    Текст игры: «Дует, дует ветерок. Ну-ка дети под грибок!» На второй раз игра повторяется чуть быстрее. На третий:

    Дует, дует ветерок….дует….дует… и вдруг резко: Дует! — обычно дети по инерции запрыгивают под парашют. Это вызывает хохот, а ведущий просит быть внимательнее.

    2) «Веночек»

    Выбирается 1 ребенок, который придумывает название своему цветку (например, василек). Остальные дети – садовники. Дети идут по кругу друг за другом, держа парашют за 1 ручку, в центре на парашюте стоит ребенок - «цветок», вокруг которого закручивается «бутон» парашюта. Садовники: «Мы идем сорвать цветок, из цветов сплести венок». После этих слов садовники останавливаются и говорят: «Какой красивый василек перед нами»! Теперь садовники идут в обратную сторону, раскручивая бутон, а ребенок-цветок говорит: «Не хотим, чтоб нас срывали и венки из нас сплетали. Мы хотим в лесу остаться, будут нами любоваться».

    3) «Яблочко по блюдечку»

    Для этой игры нужен парашют и большой лёгкий мяч.

    Команда объединяется, натягивает парашют, потом начинает плавно покачивать парашют, стараясь с одной стороны помочь мячику катиться по парашюту вдоль края, с другой стороны – следя за тем, чтобы мяч не упал с парашюта. Эта игра рассчитана на старших дошкольников, она требует большой командной работы и активного взаимодействия.

    4) «Веселые перебежки»

    До начала игры каждый участник должен взяться за сектор парашюта определенного цвета (это возможно лишь в том случае, если ваш парашют многоцветный). В этой игре каждому игроку будет соответствовать свой цвет (например, зеленый, синий, красный и т.д.) В момент максимального подъема парашюта ведущий громко называет какой-либо цвет. Так, если ведущий выкрикивает «красный», каждый, кто держится за красный сектор парашюта, должен отпустить парашют и, пробежав под ним, поменяться местами с кем-либо из игроков с противоположной стороны. Неважно, попадет ли игрок точно в то же место, где стоял его партнер, главное, чтобы он пробежал под парашютом на противоположную сторону.

    Используемая литература:

    1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
    2. Виноградов Л. Коллективное музицирование. Музыкальные завнятия с детьми от пяти до десяти лет. - Спб.: Образовательные проекты, 2008.
    3. Ермолина Т.В. Музыка в детском саду: от 1 года до 8 лет: образовательная программа дошкольного образования. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста»

    Музыкально-психологическое занятие в старшей группе по теме: «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста»...

    Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника.

    Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника....

    "Подвижные игры с ""волшебным парашютом для детей раннего и младшего возраста"

    В статье рассматриваются вопросы организации подвижных игр с "волшебным парашютом" для детей раннего и младшего возраста: даётся общее представление о "волшебном парашюте", ставятс...

    Коммуникативные музыкальные игры с эластичной резинкой для дошкольников

    Музыкальные игры для дошкольников, направленные на социализацию и развитие умения работать в команде....

    Деловая игра(практическая часть) «Коммуникативные музыкальные игры в режимных моментах и на прогулке для детей младшего и среднего возраста»

    Цель: решение педагогических, нравственно-этических и психологических задач; социальное развитие детей, воспитание у них патриотизма,  навыков коммуникации  совместной деятельности.Место при...