Главные вкладки

    Конспект комплексного музыкального занятия "Река и море" для подготовительной группы
    план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

    Зарубина-Линькова Анастасия Юрьевна

    Комплексное  музыкальное занятие из цикла «Музыка и природа» для воспитанников подготовительной группы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл reka_i_more._konspekt_kompleksnogo_muzykalnogo_zanyatiya.docx21.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплексное  музыкальное занятие из цикла «Музыка и природа»

    для воспитанников подготовительной группы

    Тема «Река и море»

    Цель: Привлечь внимание детей  к красоте звуков моря и реки, развивать образное мышление, координацию движений, воображение, музыкальную память.

    Задачи: Продолжить знакомство с творчеством  великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, познакомить с жанром «сюита», закрепить понятие «опера», определить настроение музыкальных фрагментов (из оперы и симфонической  сюиты), средства музыкальной выразительности, благодаря которым они создаются; сопоставить музыкальные и живописные произведения, развивать желание включаться в творческую деятельность.

    Оформление зала: На центральной стене изображение морского пейзажа, по морю плывёт корабль.

    Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, голубая газовая материя, экран.

      

    Ход занятия.

    Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом.

    Песня «Музыка, здравствуй!»

    М.р.: Ребята, как вы думаете, куда нас сегодня хочет пригласить Капитошка? Он прислал нам посылку, а в ней диск. Давайте послушаем?

    Дети слушают в записи звучание реки.

    Ответы детей.

    М.р.: Правильно. А с чего начинается река?

    Дети: С ручейков, с родников.

    М.р.: Верно. Вот и мы сейчас превратимся в ручейки и побежим к реке.

    Игра-моделирование «Рождение реки»

    Появляется Капитошка.

    Капитошка: Здравствуйте, ребята! Я услышал звонкое пение ручейков, которые затем растворились в реке, и поспешил на встречу с вами.

    М.р.: Здравствуй, Капитошка. Мы прослушали звуки природы, которые ты прислал нам, и решили, что ты пригласил нас на реку. Представьте небольшую живописную реку, неторопливые воды которой уносят с собой множество весёлых ручейков; её течение плавное, спокойное; день яркий, солнечный; вода искрящаяся, переливающаяся. Всё это соответствует характеру светлой музыки композитора Шатихина , создающей впечатление лёгкости и безмятежности.

    Пьеса «У реки» Ю. Шатихина в исполнении Музыкального Руководителя

    Капитошка:  Мне очень понравилось произведение. Я услышал, как течёт река плавно и неторопливо.  

    М.р.: Знаешь, Капитошка, наши дети знают песню о реке такую же плавную, напевную, со струящейся мелодией. Хочешь, мы сейчас споём её для тебя?

    Капитошка: Конечно, хочу.

    М.р.: Ребята, давайте сначала подготовим голоса к пению.

    Распевка «Мы перебегали берега»

    Песня «Ты скажи мне, реченька» сл. Орлова, муз. Рыбкина

    М.р.: Понравилась тебе песня?

    Капитошка: Очень.

    М.р.: Скажи, Капитошка, а что дальше случилось с нашей рекой?

    Капитошка: Она продолжила путь до самого моря. Удивительно красивый открылся вид: море катило свои волны от горизонта, белые кружева украшали его неспокойную поверхность.

    М.р.: Ребята, посмотрите на две картины художника Ивана Айвазовского «Георгиевский монастырь» и «Среди волн».

    Показ изображения картин на экране

    М.р.: На одной из них штиль, на другой шторм; на одной игра цвета и света (включить запись морского прибоя), на другой – пенящийся водоворот волн (включить запись шторма). Это состояние природы можно отобразить и в музыке. Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Садко» и симфоническую сюиту «Шехерезада», где дал описание различным состояниям моря – штилю и шторму.

    Капитошка: А что такое сюита?

    М.р.:  Сюита – это инструментальное музыкальное произведение, состоящее из нескольких контрастных частей.

    Капитошка: А что такое опера?

    М.р.: На этот вопрос тебе ответят наши дети.

    Дети: Опера – это музыкальный спектакль, который играют на сцене, в театре. Но герои этого спектакля не говорят, а поют. И все явления природы и настроения изображены игрой музыкальных инструментов.

    М.р.: Давайте послушаем отрывок из оперы Римского-Корсакова «Садко».

    Звучит отрывок «Океан-море»

    М.р.: Каким вы представили себе море?

    Дети: Бескрайнее, безграничное, глубокое, таинственное.

    Звучит отрывок из сюиты «Шехерезада» 

    М.р.: А сейчас какое море вы представили?

    Дети: Страшное, бурное. На море большие волны.

    М.р.: Правильно. Композитор рассказал нам о море тёмными, мрачными, низкими звуками. Море было грозное, неприветливое, суровое. А как вы думаете, в движении можно изобразить спокойное море и море бушующее?

    Ответы детей.

    М.р.: Давайте попробуем передать красоту и характер моря в танце.

    Танец-импровизация  «Океан-море» под различную по характеру музыку (изображение моря в штиль и в шторм с помощью газовой ткани)

    М.р.: Вы прекрасно изобразили море в разном состоянии. А теперь я предлагаю отдохнуть на берегу воображаемого моря. Ложитесь  на тёплый морской песочек, закройте глаза, послушайте шум прибоя  и постарайтесь немного расслабиться.

    (Звучит шум прибоя)

    М.р.: А теперь нам пора возвратиться в детский сад. Раз… Два…Три… сейчас  можно открыть глаза и сесть, кто как хочет.

    Капитошка: Ребята, теперь вы всё знаете о моих друзьях: звонком и весёлом ручейке, гладком и спокойном озере, доброй и неторопливой реке, волнующемся и необъятном море. А я узнал о том, что музыка может звучать в природе, а природа – в музыке. До свидания, друзья! Спасибо!

    Капитошка убегает.

    Заключительная песня «До свидания,  музыка!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного логопедического занятия для детей подготовительной группы "Лисья сказка"

    Игровая  мотивация для детей - важный стимул для организации целенаправленной, образовательной деятельности. Поэтому занятие  для дошкольников должно быть сюжетным и решать разные задачи. За...

    Прогулка в Кузьминский лес. Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе

    В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всем многообраз...

    Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе: "Комнатные растения"

                  Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, кактусом, папоротником, хлорофитумом, традесканцией, фиалкой)....

    НОД конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе "Юные следопыты"

    Комплексное  занятие  включает  в  себя  закрепления  представлений  детей  о  домашних  и  диких  животных,  умение  распознавать...

    Конспект комплексного занятия по рисованию в подготовительной группе "Три волшебных краски" с применением нетрадиционных техник

    Конспект НОД по изобразительной деятельности (применяя нетрадиционную технику "отпечаток") в подготовительной группе.Цель: нарисовать  рисунок – радугу над лесом, располагая цветные полоски в пра...

    Конспект открытого музыкального занятия в ДОУ подготовительная группа. Музыкальные краски осени.

    Конспект открытого музыкального занятия в ДОУ подготовительная группа. Музыкальные краски осени....