ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ: ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по музыке на тему

Обухова Тамара Алексеевна

Данная статья описывает систему музыкально-оздоровительной работы в ДОУ , а также использование  здоровьесберегающих технологий на примере логоритмики. Автор также приводит пример логоритмических упражнений по уровням сложности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ: ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Логоритмика занимается коррекцией и профилактикой речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков.
  • Пальчиковая гимнастика повышают координационные способности пальцев рук, формирует образно-ассоциативное мышление мелкой моторики.
  • Психогимнастика - это игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной.  К психогимнастике относятся коммуникативные игра и танцы, мимические упражнения, релаксация, инсценировки.  
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика – упражнения, влияющие на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
  • Ритмопластика развивает музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность.
  • Игровой массаж способствует защите верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

ЛОГОРИТМИКА – это оздоровление, физическое и духовное развитие.

  • Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети легко и быстро усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
  • Главным критерием логоритмических занятий является соблюдение основных педагогических принципов — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
  • Логоритмические занятия рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю. Можно включать в музыкальное занятие элементы логоритмики. Только при совместной работе педагогов можно добиться хороших результатов: музыкальный руководитель на занятиях, воспитатель продолжает эту работу во время НОД по речевому развитию и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
  • Логоритмические игры способствуют  созданию доброжелательной, эмоциональной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желанию каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия способствует музыкальное сопровождение игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Включая сказочные персонажи, наполняя атрибутами сюжетно-ролевые игры, можно мотивировать детей к речевой активности и другим формам деятельности.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первый уровень сложности.

«Дождик: кап!»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно)

Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

«Шел по берегу петух»

Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)

Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)

Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)

Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)

«Пальчик-непоседа»

Мой пальчик – непоседа,

Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)

А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки …)

«Муравьиная зарядка»

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо ( опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек!

Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

Второй уровень сложности.

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)

Вышел дождик погулять! (марш)

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)

Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)

«По газону не ходить!» (отрицание – головой)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе)

И ушел. Газон засох. (присесть)

«Игровой самомассаж»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну

Затем руки я помою, («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)

«Правая и левая»

Эта правая рука,

Эта левая рука, (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая, (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут руки у меня ловкие, умелые. («мотаем клубочки»)

«Хвостатый-хитроватый»

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)

Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук) 

-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)

Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладорши)

Это ты в траве шуршишь?

- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Не боюсь твоих «шу-шу»       (погрозить пальчиком)

- У- ку- шу! (сделать «зубы» из  кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).

Третий уровень сложности.

«Оладушки» 

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки) 

Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)

Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)

Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп ! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки.)

«Шарик»

Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Он становится большой (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)

Воздух вышел, (подуть на ладони)

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)

 «Козлики»

Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)

Вот козлик рогатый. (указательный палец и мизинец выставить вперед)

На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед)

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться. (указательные  пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз.

Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест - накрест)

И в речке глубокой  вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста.

инновационные технологии в работе по профилактике плоскостопия и нарушении осанки...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста.Каждый че...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...