Мастер-класс по теме: «Формирование умения составлять композицию танца»
методическая разработка по музыке на тему

Стрельникова Наталья Александровна

Актуальность занятий ритмикой, влияние музыкально-ритмических движений на основные психические процессы. Практическая работа по теме мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_na_rmo.docx18.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Росинка»

 Мастер-класс на РМО музыкальных руководителей по теме:

«Формирование умения составлять композицию танца»

                       

Музыкальный руководитель

Стрельникова Н.А.

с.Узуново

2014г.

Содержание:

1. Актуальность.

2. Введение.

3. Требования к подбору музыки и движений, методика разучивания танцевальных композиций.

4.Интеллектуальное  развитие в процессе разучивания танцевальных композиций.

5. Включение музыкально-ритмических композиций в различные формы работы с детьми

     

Актуальность.

Ритмика — занятие радости, хорошего настроения; занятие психологического раскрепощения и эстетического художественного самовыражения;  развития музыкальности ребенка, в основе которого лежит «движение под музыку», свойственное любому ребенку. Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем.

Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства,  дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ, то есть — композицию. Умение пользоваться законами композиции и правильно применять их – один из самых трудных, сложных этапов в работе как музыкального руководителя так и детей. Ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями,  опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и  коммуникативные  навыки. Именно в этом заключается его актуальность.        

ВВЕДЕНИЕ

На занятиях я развиваю у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества, совершенствую  коммуникативные навыки и обогащаю эмоциональную сферу  ребенка.
Следует отметить, что для развития музыкально-творческих способностей в ритмике недостаточно развития только эмоциональной отзывчивости детей на музыку, нужен запас музыкальных впечатлений, знаний и умений, которые дети получают в процессе обучения на занятиях. Другими словами — чем выше уровень развития музыкальности ребенка, чем весомее его багаж музыкально-ритмических навыков, тем  ярче его проявление  в танцевальном творчестве. Только имея за плечами опыт выполнения определенных движений ребенок сможет самостоятельно применить их в составлении композиции танца. Конечно, самостоятельно составить композицию танца дошкольникам сложно и они испытывают затруднения. Поэтому я составляя композицию танца для детей стараюсь руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований.

Танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении все пять его частей:

1. экспозиция -  это введение в действие. Здесь зрители знакомятся с действующими лицами. 2. завязка - исполнители начинают собственно танец. Они делают более сложные движения, и нам интересно, что произойдёт дальше, после этой завязки, как будет развиваться танец.

3. развитие действия - развитие танца, как и его завязка, определяется  замыслом и содержанием хореографического произведения.

4. кульминация - вершина музыкально-хореографического действия, подготовленная экспозицией, завязкой и развитием действия. Текст – движения, позы в соответствующих ракурсах, жесты, мимика и рисунок – в своём логическом построении приводит к этой вершине.

5. развязка -  должна логически вытекать из всего хода танцевального действия, быть подготовленной им. Она должна завершить мысль, поставить ясную точку.

Требования к подбору музыки и движений, методика разучивания танцевальных композиций.

Я стараюсь учитывать, что каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям.

Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей.

Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Нам необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения.  Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.

Чтобы заинтересовать детей танцем, стараюсь дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). В процессе разучивания танца мне приходится неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Я специально готовлюсь к этому показу, проделываю отдельные танцевальные элементы. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ  сопровождается словесными пояснениями, указаниями. Это помогает сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

Стараюсь заранее анализировать, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находить точные слова для объяснения отдельных деталей, продумываю образные сравнения, четкие краткие указания.

В работе над танцем большое значение отвожу подготовительным танцевальным упражнениям. В начале разучиваю с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, мой показ должен быть зеркальным.

Часто использую и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение.

Кроме того я помню о том, что каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание.

Внимательно отношусь к каждому ребенку, учитывая его темперамент, душевный мир, потребности детского возраста. И  самое главное, общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость лучше всего влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу  прекрасному.

Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Выбирая музыкальное произведение, стараюсь досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность мне наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, - все эти качества достигаются с увлечением, и главное - всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен.

Благодаря системе занятий  у моих  воспитанников:

  • происходит укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развиваются  органы  дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма. Для ребят характерна правильная осанка, высокая работоспособность, повышение жизненного тонуса организма. А самое главное, детям эти занятия доставляют огромное удовольствие разнообразием подбора танцевально-ритмического материала.
  • совершенствуется развитие координации движений, развитие чувства ритма, музыкально - слухового внимания; умение согласовывать движения с музыкой разных жанров. Ребята стали более музыкальны, пластичны, ритмичны и выразительны в движениях, раскрепощены и в то же время собраны; обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией.
  • развивается музыкальность, потребность двигаться под музыку и выражать в движениях характер музыки; воспитывается чувство такта, культуры общения.

     Результат работы, проявляется в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках,  в театрализованной деятельности.

Интеллектуальное  развитие в процессе разучивания танцевальных композиций.

Занятия ритмикой  способствуют успешности ребенка в дошкольном  обучении и дальнейшей жизни.   В соответствии с   ФГОС      при разучивании танцевальной   композиций   я   интегрирую свою работу с  образовательными  областями, что  способствует всестороннему и  интеллектуальному  развитию детей.  Дети  в процессе исполнения самых простых плясок   должны соблюдать одинаковые  расстояния между парами, равняться в шеренгах, рассчитывать движения, чтобы точно под музыку выполнять разнообразные перестроения.  Это сложные задания,   которые без специальной подготовки не так просто выполнить. В процессе танца дети следят за  движением рук, что тренирует глазные мышцы. Занятия музыкальными движениями развивают образное, ассоциативное  мышление, поскольку музыка способствует созданию  новых образов воплощенных в пластике. Обсуждение с детьми музыкально – пластических образов развивает не только фантазию, но и речь, умение пользоваться словами эпитетами, способность описывать в словах воображаемые образы.   Занятия ритмикой развивают способность к математике. Разучивая  танец,   я обращаюсь  ко многим математическим понятиям.   Например, я даю задание построиться в один большой круг или встать в два маленьких  круга, перестроиться парами в две колонны, выполнить  перестроение на основе деления целого круга пополам затем еще пополам (4 части). Понятие как количественный,   так и порядковый счет постоянно тренируются в процессе разучивания танцев.   В процессе музыкального движения развивается не только творчество,  музыкальные способности и двигательные качества ловкость, четкость, координация движения, гибкость, пластичность,   занятия    чрезвычайно важны для  формирования положительных черт характера, эмоционально волевых  качеств личности,  так как движения получаются у детей далеко не с первого раза.

Включение музыкально-ритмических композиций в различные формы работы с детьми.

       При проведении  утренников и развлечений  я активно использую музыкально-ритмические композиции  для  передачи  содержания сценария. Праздники и развлечения в детском саду это день радости  и веселья.  У детей на таких мероприятиях есть прекрасная возможность показать свои навыки и умения  в танцевальных композициях, театрализации и других видах деятельности.  Танцуя,  дети получают  радость, удовольствие, чем больше такого радостного опыта в детстве, тем больше будет  «запас радости», готовность к празднованию, умение создать праздник,  несмотря на любые заботы  и трудности «взрослой жизни».  А как часто этого не хватает нам, вечно занятым взрослым.

   

Приложение

Танец «Мухоморчики-грибочки»

И.п. - дети сидят на корточках по одной линии, головы опущены.

Вступление

Постепенно поднимаются - «растут»

1. Мухоморчики - грибочки

Вырастали у пенечка

Здесь их целая семья

Не заметить их нельзя

«Сапожки», руки на поясе.

П-в: Тра-ля-ля, тра-ля-ля

Не заметить их нельзя

Тра-ля-ля, тра-ля-ля

Не заметить их нельзя

3 хлопка у правой щеки, 3 хлопка у левой.

Кружатся на шаге

Повтор движений

2. Красной шапочкой в горошек

Привлекают они очень.

Только помните, друзья,

Мухоморы рвать нельзя

«Пружинка» с поворотом.

Грозят пальчиком правой руки

П-в: Тра-ля-ля, тра-ля-ля

Мухоморы рвать нельзя

Тра-ля-ля, тра-ля-ля

Мухоморы рвать нельзя

3 хлопка у правой щеки, 3 хлопка у левой.

Грозят пальчиком правой руки

Повтор движений

Заключение

Друг за другом идут по кругу и прощаются

Танец «Рыбачок»  - дети в 3-х колоннах.

Вступление

Маршируют на месте правая рука имитирует как будто держит удочку на пр. плече— идут на рыбалку

Садятся по турецки. Насаживают червяка и закидывают удочку.Пр.рукой подпирают пр.щеку — ждут клева.

1. У болота мы сидим,

на болото мы глядим

Мы ухи давно хотим,

Что поймаем,  то съедим

2 раза кивают головой

рука под козырек  - смотрят в даль

гладят живот

руки вытягивают вперед, затем прижимают к себе.

П-в: Жаль не водятся в болоте караси

И не плавает селедка иваси

Осетровая не водится икра

Старый водится башмак, а в нем дыра

ПРОИГРЫШ

Ладони сложены лодочкой — волна вперед. В конце фразы 2 руки одновременно ныряют вниз                                                                  Ладони сложены лодочкой — волна вперед. В конце фразы 2 руки одновременно ныряют вниз

Руки «школьника» - Пр.рука вверх, лев.рука вверх, пр.вверх, лев.рука  вверх                  руки вытянуты вперед — пальцы щелкают

Смотрят на червяка и забрасывают удочку — ждут клева.

2. Вот такая, вот такая,

рыба ловится большая.

Не видать её пока,

Не клюет на червяка

Руки показывают размер рыбы от меньшего к большему

рука под козырек  - смотрят в даль

сбрасывают руки сверху вниз разочаровано

П-в: Жаль не водятся в болоте караси

И не плавает селедка иваси

Осетровая не водится икра

Старый водится башмак, а в нем дыра

Ладони сложены лодочкой — волна вперед. В конце фразы 2 руки одновременно ныряют вниз

Ладони сложены лодочкой — волна вперед, затем 2 руки одновременно ныряют вниз

Руки школьника - Пр.рука вверх, лев.рука вверх, пр.вверх, лев.рука  вверх

руки вытянуты вперед — пальцы щелкают

Заключение

Медленно тянут удочку с рыбкой и вытягивают ВСЁ

Танец «Зима» - 7 девочек. По 3 в каждой колонне. Стоят — руки полочкой

Вступление

Зима выходит и садится перед елкой — руки полочкой.

1. У леса на опушке жила зима в избушке

Она снежки солила в березовой кадушке

Она сучила пряжу, она ткала холсты.,

Ковала ледяные да над речками мосты

Сидит, полочка вправо, влево, право, лево

«солит» двумя руками

Пр.рука вверх  2раза - «сучит»

Встала — полочка вправо — влево. Разводит руки, складывает полочкой и направляется к первой колонне

П-в: Потолок ледяной, дверь скрипучая,

за шершавой стеной тьма колючая

Как пойдешь за порог — всюду иней,

А из окон порог синий, синий

Потолок ледяной, дверь скрипучая,

за шершавой стеной тьма колючая

Как пойдешь за порог — всюду иней,

А из окон порог синий, синий

проигрыш

Подходит  и поклоном приглашает за собой, девочки следуют за ней и встают в шеренгу лицом к зрителям. Зима подходит ко 2-ой колонне и также приглашая за собой ведет колонну и встают первым рядом.

Одновременно пр.рукой выброс платка и удар пр.ногой

кружатся забрасывая ноги.

Выстраиваются в круг, встают на колено — Зима вцентре.

2. Ходила на охоту, гранила серебро

Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро

Деревьям шубы шила, дарила санный путь,

А после в лес спешила, чтоб в избушке отдохнуть

Зима — руки полочкой 2прист.шага вправо, 2 пр.шага влево — повтор, руки вверх плавно кружится

девочки 1ч. -руки плавно вверх=вниз

2ч. - качают вверху - «ветерок»

вконце встают на свои места в ширенгах.

П-в: Потолок ледяной, дверь скрипучая,

за шершавой стеной тьма колючая

Как пойдешь за порог — всюду иней,

А из окон порог синий, синий

Потолок ледяной, дверь скрипучая,

за шершавой стеной тьма колючая

Как пойдешь за порог — всюду иней,

А из окон порог синий, синий.

8 раз Одновременно пр.рукой выброс платка и удар пр.ногой

«Гребенка» - 2 раза

4 раза Одновременно пр.рукой выброс платка и удар пр.ногой

кружатся забрасывая ноги.

пр.рука развели, лев.руку развели, на пояс и кружатся.

Список литературы.

     

1. «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина  С-Пб. 1994Год.

2. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.   Москва 1997год.

3. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,  имеющими общее недоразвитие   речи, относится формирование у них связной устной речи. Формирование связной речи необходимо для...

конспект мастер класса для родителей тема: " Как научить детей составлять рассказ по картине"

Мастер класс для родителей в игровой форме с заданиями по теме " как научить детей составлять рассказ по картине"...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Формирование навыков элементарного счета посредством пособия Кораблик Плюх-Плюх»

Данный мастер-класс позволит познакомить педагогов с пособием В. В. Воскобовича  «Кораблик Плюх – Плюх» и  применением его  при обучении детей навыкам элементарного сч...

Мастер – класс по теме: : Формирование умения у детей с РАС ориентироваться на плоскости с помощью камешек Марблс.

Мастер – класс  по теме: : Формирование умения у детей с РАС ориентироваться на плоскости с помощью камешек Марблс....

Система работы по формированию умений составлять описательные монологи посредством метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности  ребенка. Име...

Диагностика. Формирование умений составлять рассказы-рассуждения детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектной деятельности.

Формирование умений составлять рассказы-рассуждения детьми старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектнойдеятельности....