«Зимушка - зима» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

sirenca

конспект НОД "Зимушка-зима" Цель:углубление восприятия музыки, через интеграцию  различных видов искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka.docx24.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Зимушка - зима»

Конспект  непосредственно

образовательной деятельности

 в подготовительной к школе группе

МБДОУ «Детский сад №164»

Воспитатель: Гыйлазова С.Н.

Казань, 2018 г.

Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать вокально-хоровые и ритмические навыки.

Развивающие: 

Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, развивать навыки общения и речь детей, расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.

 
Воспитательные:

Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства.

Интегрирование:

Образовательная область «Коммуникативно-личностное развитие»; Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»; Образовательная область «Физическое развитие».

Цель:

Углубление  восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств.

Предварительная работа: 

  1. Разучивание песен и танцев на зимнюю тематику;
  2. Индивидуальная работа с детьми над вокальными и ритмическими данными;
  3. Слушание романса «Вот мчится тройка удалая» слова Ф.Н. Глинка, музыка А.Н. Верстовского, в исполнении С. Лемешева под сопровождение оркестра русских народных инструментов.
  4. Слушание "Тройка"  Г. Свиридова.
  5. Рассматривание репродукции к картине "Русская тройка" С.А. Успенской.
  6. Рассматривание иллюстраций на тему: «Зима», «Зимние забавы», «Зимние праздники».
  7. Чтение и заучивание стихов на зимнюю тематику.

Оборудование и материалы:

1.Музыкальный материал:

              • «Вальс» Конькобежцы, музыка Э.Вальдтейфель.

              • «Тройка» музыка Г. Свиридова;

              • «Баба – яга» музыка М. Картушиной;

              • «Кто такой Дед Мороз» музыка О. Юдахиной.

              • «Ах, снежок» музыка Е. Д. Гольцовой.

              • «Новогодняя» музыка А. Филиппенко;

              • «Зима» слова С. Островой, музыка Э. Ханок;

              • «Ледяные фигуры» музыка М. Картушиной.

               

      2.Раздаточный материал, ТСО:

  • Снежинка;
  • Палочки – султанчики для каждого ребенка;
  • Музыкальный центр, фонограммы произведений;

         

Источники, используемые педагогом при подготовке к занятию:

  • Затямина Т. А., Стрепетова Л. В. «Музыкальная ритмика» Издательство «Глобус», 2009.
  •  Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм» Издательство «Композитор, С - П.» 2005.
  •  Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Зимние забавы» Издательство «Композитор, С – П.», 2006.
  •  Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» Издательство «Композитор, С - П.», 2009.
  •  Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Зимняя фантазия» «Невская нота» С – П., 2011.
  •  Картушина М. Ю. «Вокально–хоровая работа в детском саду» М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  •  Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» «Издательство АСТ», 1999.
  • Журнал «Колокольчик» №40 2007, С – П., а/я 45.

 

Под музыку в зал входят дети и встают полукругом.

Воспитатель:

«По белой постели гуляют метели,

В шапках боярских сосны, да ели.

Дремлют под снегом кусты и дома,

Значит, пришла к нам царица…

Все дети: Зима!

Под музыку в зал входит Зима (музыкальный руководитель).

Приветствие.

Цель: Развивать интонационный слух, воспитывать доброжелательность и вежливость.

Зима поёт по звукам мажорного трезвучия: «Здравствуйте ребятки» показывая направление мелодии и высоту звуков, и просит детей постараться спеть так же. Дети поют: «Здравствуй, зимушка – зима».

Зима: 

Вы меня заждались, теплее одевались.

Я снег повсюду раскидала, и вокруг красиво стало!

В гости к вам пришла, на каток всех позвала!

Музыкально – ритмические движения.  

Цель: Учить детей передавать образы в движении, согласовывать свои движения с характером музыки.

Двигательная разминка «Конькобежцы» под «Вальс» Э. Вальдтейфель

Зима:

Мы коньками режем лёд

(Дети имитируют катание на коньках, руки за спиной)

Мы летим, как вихрь вперёд,

 Делаем узоры, развиваем скорость.

А потом – на поворот,

(Поворачиваются спиной, катаются)

А потом - на разворот,

(Поворачиваются лицом, катаются)

Головой с разбегу

(Поднимают руки над головой «рыбкой», имитируют падение в снег, выдыхая: ух!)

 Прямо в кучу снега.

Отряхнулись и опять, на коньках вперёд бежать,

Только пар клубится, да снежок искрится!

(Катаются на коньках)

А теперь уходим с катка, отдыхать настала пора.

Развитие чувства ритма, музицирование: 

1.Музыкально-дидактическая игра: «Снежинка».

Цель: Развивать ритмическую память, внимание.

Зима: Для вас ребятки я приготовила загадку.  

«Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке».

Дети: Снежинка.

Ты лети, снежинка, по рукам,

У кого остановилась, тот отхлопает нам:

  1. «ти – ти, Та, ти – ти, Та»
  2. «ти – ти, ти – ти, Та, Та»
  3. «Та,  ти – ти, ти – ти, Та»

Зима проговаривает одну из ритмических формул слогами, ребёнок должен отхлопать её. Игру повторить 3 раза.

2.Игра «Весёлые палочки».

Цель: Развивать ритмический слух, внимание, мышление, память, координацию движений.

 Зима предлагает детям поиграть с её весёлыми палочками.

Раздаёт детям по две палочки.

Вы скачите, палочки, как беленькие зайчики,

(Стучат палочкой по полу, одновременно отмечая каждую «четверть»)

Прыг – прыг, скок – скок,

(Стучат палочкой о палочку)

Прискакали на лужок.

(Стучат поочерёдно палочками по полу, отмечая каждую «восьмую»)

Правой ножкой топ, топ.

(Стучат по полу палочкой в правой руке на каждую «четверть»)

Левой ножкой топ, топ.

(Стучат палочкой в левой руке на каждую «четверть»)

На головку сели,

(Поставить палочки на голову «рожки»,  пошевелить ими)

Песенку запели.

(Стучат палочкой о палочку на каждую «четверть»)

Пальчиковая гимнастика.

«Ах ты, зимушка-зима, сколько снегу принесла!»

Цель: Развивать мелкую моторику, дикцию, артикуляционный аппарат, расширять кругозор детей.

Зима предлагает детям первый раз проговаривать текст шёпотом, а второй – громко и весело.

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идём» по коленям указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(лепим комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили.

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на колени то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли,

(отряхиваем ладошки)

Съели суп, и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, кладём руки под щёку)

Слушание музыки.

«Тройка» музыка Г. Свиридова.

Цель: Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства, стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности. Развивать воображение и  мышление.

Зима:

А сейчас, ребята, мы отправимся в дорогу по зимним, снежным просторам. Вы без труда догадаетесь, на чём мы с вами поедем, если узнаете название знакомого вам музыкального произведения.
Звучит фрагмент пьесы Г. Свиридова «Тройка».

- Как называется это произведение?
- Кто композитор?
- Сколько частей в произведении?
- Какие из них похожи?
- Какая музыка по характеру в первой части, в третьей?

  (радостная, бодрая, порывистая, игривая.)
- Какая музыка по характеру во второй части?

(плавная, напевная, светлая, солнечная.)

Зима:

А сейчас давайте закроем глаза и представим, что мы мчимся по бескрайним просторам на резвой русской тройке. Увидеть чудесные зимние пейзажи поможет нам музыка Г. Свиридова. Потом, вы расскажите мне, что представили, слушая эту музыку. (Повторное  слушание произведения, ответы детей).

Воспитатель:  А я представила морозный, снежный день! Ярко светит солнце. Деревья, покрытые снегом, мелькают перед глазами. Слышится звон колокольчиков и топот копыт.

Зима: Я хочу, чтобы  каждый из вас нарисовал дома то, что он представил, слушая эту музыку. На следующем занятии, мы рассмотрим ваши рисунки и организуем выставку.

Распевание:

«Баба-яга» музыка М. Картушиной.

Цель: Формирование правильной осанки при пении.

Зима: Ребята, а вы любите петь? (Ответы детей.) Тогда начнём. Сначала сядем красиво.

Вот сидит Баба-яга, очень страшная она.

(Дети сидят, ссутулившись, опустив плечи, расставив ноги и свесив руки.)

Быть такими не хотим – очень прямо мы сидим.

(Быстро выпрямляются и ставят ноги рядышком.)

Зима:

Молодцы, ребята! Но не только правильная осанка помогает голосу звучать ярко, звонко, а ещё что? (Ответы детей.)

Проводится «Логопедическая гимнастика».

Цель: Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Повернулся язычок вправо- влево на бочок.

(Дети гладят языком щёчки – правую и левую)

Ротик открываем, язычком болтаем.

(Упражнение «Болтушка»)

А теперь, друзья без шутки, язычком почистим зубки.

(Несколько раз проводят  языком по верхним зубам, а потом по нижним)

Улыбнёмся всем друзьям, без улыбки петь нельзя!

(Улыбаются, широко растягивая губы)

Попевка «Снег» М. Картушиной.

Цель: Учить детей петь интонационно чисто, слушая товарища, следить за дыханием.  

Зима исполняет попевку и предлагает спеть её детям. (Попевка детям знакомая.)  

Пение:

1.Песня «Кто такой Дед Мороз» музыка О. Юдахиной.

Цель: Закрепить знания о песне, название, композитора, характер, содержание, подпевание песни.

Зима: Какого праздника вы ждёте зимой? (Ответы детей.)

Я хочу загадать вам музыкальную загадку. Играю мелодию песни, а вы называете название этой песни, её композитора, и в каком характере мы будем исполнять эту песню.

Предлагаю детям подпевать песню.

2.Песня «Ах, снежок» музыка Е. Гольцовой.

Цель: Овладевать навыками пения песни с солистами.

Предлагаю спеть песню «Ах, снежок!» музыка Е. Гольцовой с солистами (солисты исполняют куплеты песни, а припев  поют все дети). Напоминаю, что исполняем песню быстро и весело, легким, светлым звуком, а припев  поём дружно, все вместе.

3.Песня «Новогодняя» музыка А. Филиппенко.

Цель: Развивать артикуляцию и дикцию, координацию между слухом и голосом. Пение сочетать с движениями.

Играю вступление к песне и предлагаю детям на первую фразу  ритмично хлопать в ладоши, на вторую -  показывать фонарики.

Играю припев песни и предлагаю на первую фразу выполнять приставные шаги вправо и влево, на вторую - предлагаю покружиться вокруг себя, сгибая колени.                                              

Работая над дикцией, использую приём «Эхо». Я проговариваю слова громко, дети – тихо.  Дети поют, выполняя задания.

Пляска.

Танец под песню «Зима» музыка Э. Ханок .

Цель: Осваивать танцевальные движения: ковырялочку, поочерёдное выставление ног на пятку, приставные шаги вправо и влево, выбрасывание ног вперёд.

Воспитатель:

Детям очень нравятся шутки, смех и пляс,

Зимушка, хрустальная, попляши у нас!

 (дети танцуют с Зимой).

Игра:

 «Ледяные фигуры» музыка М. Картушиной.

Цель: Закрепить правила игры, сочетать движения с пением, воспитывать выдержку, волю.

Зима:

Мы и пели, и плясали, но ещё мы не играли.

Наконец пришла пора поиграть нам детвора.

Снегом заметает всё ветер ледяной,

(дети идут по залу врассыпную, вращая кулачками перед грудью)

В круговерти кружимся даже мы с тобой.

(Кружатся на месте)

А мороз ударит, как всё скуёт на раз.

(Сжимают пальцы в кулаки  и разводят руки в стороны, на слово «как», ударяют кулаками друг друга.)

И фигурой ледяной станем мы сейчас.

(Качают головой из стороны в сторону, руки на поясе)

Мороз ударил – раз!

Мороз ударил – два!

Мороз ударил – три!

(Три хлопка в ладоши)

Ледяная фигура, на месте замри!

(Принимают различные позы на сильную долю такта и замирают на последнее слово)

Пошевелившиеся дети, выбывают из игры. Повторить игру 2-3 раза.

Зима:

 Мне понравилось у вас в гостях,

Дружно пели, танцевали,

А как весело играли!

Я довольна, в лес пойду,

Деда Мороза на Новый год к вам позову!

Зима поёт по нисходящему трезвучию: «До свидания!», дети повторяют так же.

Зима выходит из зала.