Развитие навыков импровизации у детей дошкольного возраста
методическая разработка по музыке на тему

Кузина Вера Анатольевна

Импровизация является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, активизации его творческих устремлений, так как позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности, все виды искусств и сделать увлекательным, интересным сам процесс занятий, а также получить в результате работы художественный продукт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_navykov_improvizatsii.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кузина Вера Анатольевна,

музыкальный руководитель

ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1579»

Развитие навыков импровизации

у детей дошкольного возраста

Слово «импровизация» произошло от латинского improvisus -непредвиденный, внезапный, неожиданный. Это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения.

Импровизация является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, активизации его творческих устремлений, так как позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности, все виды искусств и сделать увлекательным, интересным сам процесс занятий, а также получить в результате работы художественный продукт.

Одной из главных задач введения детей в мир музыки - это увлеченность на уроках (Д.Б.Кабалевский). Путь к этому идет через формирование творческого интереса в процессе импровизации, т.е. через практическое музицирование. Процесс живого музицирования обычно принимает определенный вид деятельности или игровых приемов, развивающих музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности. Иными словами, занимаясь c ребенком импровизацией, мы развиваем музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, чувство фразировки и формы, чувство ансамбля.

Разумеется, музыкально-творческая импровизация дошкольников скромна по их характеру и форме выражения. Если ребенок способен выразить свое отношение к исполняемой им песне, танцу, если он делает это искренне, непосредственно, увлеченно, то это придает творческий оттенок его исполнительской деятельности. Также дошкольник способен и к продуктивному творчеству. Он импровизирует несложные песенные мелодии, составляет композиции-простейших танцев, инсценирует в движениях текст песен, сочиняет песенки или ритмические группировки, исполняя их на детских музыкальных инструментах. Вся эта активная деятельность доставляет детям особое удовольствие, они делятся друг с другом своим опытом, радуются своим успехам.

Педагогические условия развития навыков  импровизации у дошкольников и примеры творческих заданий.

1. Наличие устойчивых умений и навыков в восприятии музыки, пения, музыкально-ритмических движениях и игре на детских музыкальных инструментах. Для развития импровизационного начала необходим не только достаточно широкий объем умений и навыков, но и овладение способами их широкого переноса в новые условия. В процессе усвоения тех или иных умений и навыков целесообразно вводить в музыкальные занятия с дошкольниками игры, способствующих творческому выбору уже освоенных движений. Например:

«Птички» (Г. Хохрякова). Задачи: 1) учиться импровизировать на шумовых музыкальных инструментах; 2) развивать умение играть соло, в дуэте, группой инструментов по жесту дирижера.

Тает снег. Пришла весна.

Чья-то песенка слышна. //

Тает снег. Как зов весны

Чьи-то песенки слышны. //

Тает снег. Как зов весны

Всюду песенки слышны.

Описание. После первого двустишья по жесту дирижера (педагога) ребенок импровизирует соло на дудочке/ свистульке/ колокольцах. После второго – импровизированный дуэт, после третьего – все вместе.

«Про Кота» (И.Г. Галянт). Задача: учить вокальной и речевой импровизации.

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла Кошка за Кота,

За Кота Котовича,

За Петра Петровича.

Описание. Дети стоят в кругу. Проговаривая текст потешки, двигаются в центр круга и назад с ритмичными хлопками. Затем предлагается одному из детей придумать свою песенку с простыми словами на заданный ритм («ой, да ну!», «о-хо-хо!», «тра-ля-ля», «прам-пам-пам» и т.п.).

2. Наличие запаса ярких, эстетически окрашенных музыкальных впечатлений, полученных детьми на музыкально-игровых занятиях, праздниках. В содержание праздников и развлечений рекомендуется включать сцены, игры, которые побуждали бы детей к действиям, возникающим по собственной инициативе дошкольников. Практика показывает, что организация праздников для дошкольников связана с включением в сюжет инсценировки с тем или иным сказочным персонажем. Дети с нетерпением ждут возможности поиграть с гостем, поэтому целесообразно будет включение в сюжет праздника игр с элементами речевой импровизации. Например:

«Придумай свое окончание стихотворения». Задача: учить понимать предложенный текст и придумывать свой вариант окончания.

1.     – Мышка, мышка, что не спишь?

        Что соломкою шуршишь?

        – Я боюсь уснуть, сестрица,

        (Кот усатый мне приснится.)

                  (Детская народная песенка.)

2.     Журавли летят, курлычат,

        Шлют последнее «Прощай!».

        За собою лето кличут,

        (Улетают в дальний край.)

                                (М. Познанская.)

3.     Автобусы, автобусы

        Бегут по переулку,

        Нам весело, нам весело,

        (Мы едем на прогулку.)

                                (В. Викторов.)

4.   Бедный ежик, бедный ежик, –

      По ночам не спит!

      Весь в иголках, лечь не может,

      (Сядет и сидит.)

                                (В. Осеева.)

3. Организация предметно-пространственной среды на занятиях. Подбор музыкальных инструментов, игрушек, пособий и приспособлений с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения создают необходимую развивающую предметную среду, побуждающую ребенка к импровизационной деятельности. Важно предоставить детям разнообразное по содержанию оборудование: различные детские музыкальные инструменты, ленты, платочки, мячи, ширмы, элементы костюмов, красочные картинки и т.д. Например:

«Игрушки» (Т.Тютюнникова). Задача – учить импровизировать на шумовых инструментах.

Есть игрушки – хохотушки,

Есть игрушки – тарахтушки.

Хохотушки все хохочут,

Тарахтушки тарахтят.

Вместе весело им очень,

Расставаться не хотят.

Тарахтушки-хохотушки заразили всех!

Отовсюду, отовсюду, отовсюду смех!

Описание: Предложите детям подумать, какие деревянные инструменты подойдут, чтобы озвучить это стихотворение, какие инструменты будут «хохотать», а какие – «тарахтеть». Дети выбирают инструмент по своему желанию и разделяются соответственно на 2 группы. Импровизационное озвучивание стихотворения идет попеременно каждой группой.

4. Косвенное руководство педагога и наличие психологического комфорта на занятиях. Главными внешними оценочными действиями педагога, адресуемых ребенку, должны быть чувства восхищения, радость, удивление, изумление. Даже если ребенок играет/поет/танцует не совсем то, что хочет услышать педагог, важно здесь не исправлять (т.е. не указывать на факт ошибки), а показать – «а вот можно и так», «а это - мой вариант» и т.п., то есть через одобрение первоначального варианта ученика перейти к показу собственного варианта, более оптимального.

5. Интегрирование всех видов художественной деятельности на занятиях. Данное условие отражает синкретизм художественной деятельности детей и помогает полнее осуществить  главную цель музыкального воспитания ребенка – гармоничное развитие слуха, памяти, мышления, навыков элементарного музицирования. 

«Музыкальная сказка». Задачи: 1) развивать эмоциональное восприятие ребенка посредством взаимосвязи слова, ритма и движения; 2) учиться импровизировать, исходя из заданного характера персонажа литературного героя.

Описание: Литературным источником может служить любая сказка, но удобен сюжет по принципу рефрена, например, «Теремок», «Репка» и т.п. Сказка зачитывается детям и предлагается озвучить или обыграть персонажей. На каждого героя ребенок придумывает свою небольшую импровизацию (песенку, танцевальное движение, миниатюру на шумовом инструменте). Затем сказка читается повторно и при появлении того или иного персонажа вставляется импровизационная часть.

В заключении необходимо сказать, что уроки импровизации – это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию – неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей. Обучая импровизации ребенка, педагог дает не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом развиваются воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.

Способность сиюминутного творческого выражения эмоций и мыслей есть у каждого ребенка, и не является преамбулой только лишь одаренный детей. Каждый ребенок по своей природе умеет импровизировать, а педагог призван раскрыть его творческое начало.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Игры на развитие навыков общения детей дошкольного возраста

подборка игр на развитие навыков общения для детей от 3 лет до 7 лет...

Консультация для родителей"Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования...

«Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей....

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Подготовила воспитательпервой квалификационной категорииПопова Н.О.Важную роль в ...