Формирование двигательных навыков и ориентировочных функций на музыкальных занятиях.
консультация по музыке на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_dvigatelnyh_navykov_i_orientirovochnyh.docx19.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование двигательных навыков и ориентировочных функций на музыкальных занятиях».

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется через слушание, пение, музыкально – ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях движениям уделяется особое внимание.

Движение под музыку (музыкально – ритмические упражнения,  игры, пляски) помогает разностороннему развитию детей. Оно развивает эмоциональность и образность восприятия музыки, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, чувство темпа, ритма и т.д. Движения, органически связанные с музыкой, её характером, способствуют целостному её восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи. Но  для того чтобы музыкальна игра, пляска могли выполнять своё назначение в музыкальном воспитании, дети должны уметь владеть своим телом, координировать движения и пользоваться средствами двигательной выразительности (уметь исполнять различные движения и изменять их в зависимости от характера музыки, содержания игры). Чем свободнее дети двигаются, чем  больше у них запас освоенных движений, тем легче они отвечают движением на музыку, тем больше она их волнует и радует. Поэтому на музыкальных занятиях  необходимо параллельно с разучиванием игр и плясок систематически и разносторонне развивать и совершенствовать двигательную деятельность детей.

Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и пляски - это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки); они совершенствуются и на музыкальных занятиях, и на занятиях по физическому воспитанию. Так, например, без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую музыку. В свою очередь работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует  выработке хорошей осанки, ритмичности, координаций  движений рук и ног, лёгкости  шага, т.е. непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъёмом, поэтому оно благотворно влияет  на физическое развитие детей. Работа  по формированию двигательных навыков на физкультурных и музыкальных занятиях тесно взаимосвязана. Однако задачи той и другой работы различны. Если в физическом воспитании движения в основном служат средством развития организма ребёнка, привития ему ряда жизненно необходимых навыков, то на музыкальных занятиях движения являются средством выразительности. Музыкально-двигательные упражнения, помогая прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углублению и уточнению  музыкального восприятия детей. Каждое упражнение имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи. Музыкально - двигательные упражнения помогают: учить детей правильно, ритмично, выразительно исполнять движения, используемые в играх, плясках; улучшать качество  движений детей, развивать умение непринуждённо выполнять движения; воспитывать умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в зале, не мешая друг другу, выполнять различные перестроения в играх и плясках, отражая в них характер и форму музыкального произведения. Каждое упражнение помогает, c одной стороны, обучать детей разнообразным индивидуальным движениям, а с другой - совершенствовать умение двигаться, применяясь к действиям коллектива в определённом пространстве. Многие упражнения вначале служат для разучивания того или иного движения, а затем усложняются коллективными заданиями в пространстве. Большинство музыкально-двигательных упражнений носит игровой характер, имеет конкретный образ, помогающий детям воспринимать музыку и выразительнее, более чётко выполнять движения. Значительное место занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения при выполнении которых развивается не только координация движений, но и зрительная память, наблюдательность, воображение (срывать цветы, полоскать платок).

В младшей группе дети приобретают двигательные навыки в процессе  выполнения музыкально-игровых упражнений, музыкальных игр, плясок. Приобретённые  элементарные двигательные навыки подготавливают детей к занятиям  в последующих группах. У детей средней группы значительно более богатый двигательный и музыкальный опыт. Им доступно уже вполне  правильное, выразительное исполнение ряда движений; музыкальное восприятие их тоньше и точнее. Вместе с тем растёт их сознательное отношение к движениям, появляется желание делать их лучше, чётче, осваивать новые. Дети старшей и подготовительной группы уже имеют хорошее двигательное развитие, значительный запас движений и более развитое музыкальное восприятие. Обычно движение их интересует, они любят над ним работать. Репертуар музыкальных игр и плясок становится всё разнообразнее и сложнее.

Итак, во всех возрастных группах основой для совершенствования движений и воспитания у детей необходимых музыкально-двигательных навыков является непосредственное воздействие музыки: оно повышает эмоциональный тонус, движения детей даже в младших группах становятся активнее, координированнее, определённее.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование культурно – образовательного пространства групповых помещений для формирования двигательных навыков.

В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начально...

Формирование двигательных навыков у дошкольников

Данная статья посвящена теме формирования двигательных навыков у дошкольников....

Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»

Одним из основных условий хорошего физического развития ребенка раннего возраста с ЗПР является своевременное и всестороннее развитие его движений. Растить детей здоровыми и сильными – задача каждого ...

Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь....

Формирование двигательных навыков у дошкольников Методика обучения детей основным движениям.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социально...

Формирование двигательных навыков у ребёнка с РАС на занятиях адаптивной физической культурой

Формирование двигательных навыков у ребёнка с РАС на занятиях адаптивной физической культурой...