Конспект НОД с использованием ИКТ в средней группе «Русская балалайка»
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему

Денисова Екатерина Владимировна

Конспект НОД с использованием ИКТ в средней группе «Русская балалайка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_balalayka.docx21.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №684 «Берегиня» Московского района

Санкт-Петербурга

Конспект НОД с использованием ИКТ в средней группе «Русская балалайка»

Автор-составитель: музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Денисова Екатерина Владимировна

Цель: познакомить детей с русским народным инструментов – балалайка.

Задачи:

Образовательные: 

Познакомить детей с понятием «струнный инструмент». Дать знания о частях, из которых состоит балалайка. Ввести в активный словарь детей слова «балалаечник», «струны», «плясовая»

Закреплять умение двигаться под музыку в соответствии с ее характером, темпом. Учить двигаться пластично, чувствовать ритм музыкального произведения. Продолжать знакомить детей с русскими танцевальными движениями.

Продолжать учить детей узнавать музыкальные инструменты по звучанию.

Учить детей использовать полученные знания, умения и навыки в игровой деятельности, обогащать музыкальные впечатления детей.

Развивающие: Развивать чувство ритма, звуковысотное восприятие, тембровый и динамический слух детей, упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмических движений, расширять звуковысотный диапазон. Развивать диалогическую речь.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре, к истории своего Отечества, любовь к музыке и  желание узнавать новое.

Интеграция видов деятельности: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое».

Материал к занятию: музыкальный инструмент – балалайка, волшебный сундучок, интерактивная доска, компьютерная презентация «Русская балалайка»,

Предварительная работа: Знакомство с русскими народными инструментами (ложки, рожок, бубен). Обучение игры на них, узнавание по звучанию. Разучивание танцевальных элементов русской народной пляски («каблучок», «полочка», кружение, пляска вприсядку, притопы и пр.) Обучение умению обращаться с ИА-доской.

Организация детей: в начале занятия - свободное распределение по залу, во время демонстрации инструмента, показа презентации и в процессе работы с интерактивной доской располагаются непосредственно перед ней. Во время музыкально-ритмических движений и слушания музыки дети находятся в активной зоне музыкального зала.

Педагог

Дети

ИКТ

Педагог приветствует детей, рассказывает о своем настроении и спрашивает о настроении каждого ребенка (Личн.-ориент. тех)

Раздается звучание балалайки. Педагог и дети ищут, откуда идет этот звук. И находит сундук из которого раздается звук. Что это может быть?

Достает инструмент.

Что это такое? Откуда же здесь идет музыка? Педагог предлагает детям найти источник звука в инструменте. (тех-гия исслед.деят-ти)

Педагог рассказывает, что это русский народный инструмент – балалайка и знакомит детей и историей возникновения инструмента.

Давным-давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (Балалайкой).

Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками.

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок — тонкий,

Голосок звонкий.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент.

В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских домах, и даже при царском дворце нашлось ей место.

Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.

В современном виде балалайка стала музыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ — это условный знак понятия или явления. Например, в Шотландии муз. символ -  волынка, в Украине - бандура. А если люди из других стран видят балалайку, то сразу определяют, что это инструмент из России.

Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка.

Педагог спрашивает о настроении музыки, о ее характере, о темпе, о том, что под нее хотелось бы делать. (тех-гия исслед.деят-ти)

Педагог знакомит детей с понятием «плясовая музыка» и предлагает им поплясать, показав некоторые русские плясовые движения («каблучок», кружение с высоким закидыванием ножки назад, «вприсядку», различные притопы, «полочка»)

Детям предлагается взять атрибуты для танца: кепки, платочки на голову, платочки в руку._(игровая и здоровьесбер. тех)

Педагог предлагает поиграть в игру «Угадай что звучит». (тех-гия исслед.деят-ти)

Педагог задает  обобщающие вопросы: «С каким инструментом сегодня познакомились? Какие части есть у этого инструмента? Инструмент какого народа мы сегодня узнали? К каким инструментам относится балалайка?»

Педагог хвалит детей за правильные ответы. Спрашивает о настроении детей, о том, что больше всего понравилось (личн.-ориентир. тех)

Дети по очереди называют одно слово, характеризующее их настроение перед занятием.

Выслушать ответы детей.

Дети исследуют музыкальный инструмент и сами выясняют как появляется звук у этого инструмента:  проводят пальцем по струнам, раздается звук.

Дети рассматривают части балалайки в презентации, а затем находят их на инструменте.

Дети отвечают, что музык веселая, озорная, быстрая, под нее хочется плясать.

Дети выбирают себе понравившийся атрибут и исполняют произвольную пляску.

Дети работают с ИА-доской, угадывая по звуку знакомый инструмент.

Дети отвечают на вопросы педагога, рассказывают о своих впечатлениях и настроении.

Рассказ сопровождается слайдами, иллюстрирующими историю.

С помощью спецэффекта части балалайки складываются в целую балалайку.

На экране появляются шотландец и его волынка, украинец и его бандура, россиянин и его балалайка.

На ИА-доске появляется видеозапись с исполнением «Камаринской» на балалайке.

Повторение предыдущего слайда.

На ИА-доске появляются карточки с вопросами. При нажатии на карточку раздается звук русского музыкального инструмента, знакомого детям (ложки, бубен, рожок, балалайка). При повторном нажатии появляется изображение инструмента.

Вывод: в течении всего занятия дети были заинтересованы и активны. С помощью ИКТ появилась возможность рассмотреть каждую часть балалайки, послушать и увидеть, как на ней играют музыканты. Детям предоставлялась возможность самостоятельно исследовать музыкальный инструмент, выбрать атрибут для исполнения пляски. За счет активных действий с ИА-доской мотивация маленьких участников была высокой. В процессе занятия детям прививался интерес и культуре родного народа, воспитывалось чувство патриотизма и любви к своей Родине. Я считаю, что цель и задачи, которые были поставлены в этом занятии, выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба"

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба". Занятие разработано на основе создания в групповом помещении детского сада мини-музея "Русская изба"...

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе "Русская матрёшка".

Цель: Продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.Задачи:1. Продолжить знакомить детей с народной игрушкой;2. Обогащать представления детей о народном искусстве;3. Учить составлять ...

Конспект НОД Чтение художественной литературы в средней группе: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

прививать у детей чувство любви к русскому фольклору, через чтение, рассказывание  русских  народных  сказок. Развивать речь детей посредствам театрализованных игр....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Русские сказки (мини - викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Русские сказки (мини - викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»»...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Русские народные сказки»

Закрепление знаний детей о русских народных сказках....

Конспект образовательной деятельности по аппликации в средней группе «Русская матрёшка»

Тарарушки, тарарушкиЭто русские игрушки,Очень славные, да забавные,Да нарядные, ненаглядные.Русских много есть игрушек:И коней, и погремушек,Разноцветные флажки,Расписные сундучки.Есть ещё одна игрушк...