Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Русские народные сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkie_narodnye_skazki.docx | 133.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе «Русские народные сказки»
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках.
- Учить узнавать сказку по загадкам.
- Познакомить с понятием сказки о животных.
- Выявить особенности, сравнить черты характера животных с чертами характера животных в настоящей жизни.
- Активизировать словарный запас детей (сказки о животных, устное народное творчество).
- Закреплять умение детей логически мыслить.
Развивающие:
1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
2. Развивать мышление, наблюдательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к русским народным сказкам
2. Приобщать детей к истокам русской культуры.
Материалы: выставка книг (авторские книги, русские народные сказки), книга пустая, записка в конверте, мешочек с клубком, видеообращение, картинки с деталями животных, карточки с изображением настроения.
Предварительная работа:
1. Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Кот, лиса и петух», «Лисичка со скалочкой».
2. Беседы по прочитанным сказкам.
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:
4. Оформление выставки книг с русскими народными сказками.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько интересных книжек у нас здесь собрано! Вот сказки про Мойдодыра, Доктора Айболита, Муху-Цокотуху, Федорено горе. А вы знаете кто их написал?
Дети: Корней Чуковский.
Воспитатель: Правильно, замечательный поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский. А вот стихи про Дядю Степу, про Фому, Песенка друзей. А их кто написал.
Дети: Сергей Михалков.
Воспитатель: Все верно, молодцы. А здесь, посмотрите, у меня много книжек. Но какую книжку не откроешь – нигде нет имени автора. Зато в каждой книжке написано: «Русская народная сказка». Кто же придумал эти чудесные истории?
Дети: Народ!
Воспитатель: Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста? (Ответ детей)
- Уста - это губы. Поэтому сказки - это устное народное творчество. (Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать). Так сказки становились все интересней и интересней.
Воспитатель: Ребята, я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса. И сегодня я принесла вам новую книгу со сказками. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, все страницы исчезли)
Ой, ребята, а книга пустая. А где же страницы? Здесь есть какая-то записка: от кого же она? Давайте, прочитаем: «Посмотрите на экран».
Видеообращение Бабы-Яги: «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, разбросала их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки»: Дети называют сказку, а воспитатель наматывает клубок! («Волк и семеро козлят", "Лисичка сестричка и серый волк", «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, лиса и петух», «Лисичка со скалочкой»).
Воспитатель: Посмотрите, какой получился замечательный клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Правильно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в Страну сказок. Давайте вместе со мной назовём волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!» (клубочек покатился).
Наше первое задание. Отгадайте загадку и скажите, в какой сказке встречаются эти герои.
Воспитатель: Миша по лесу идет,
Короб на спине несет
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла
Несговорчивого Мишу,
Вокруг пальца обвела!
Дети: Маша и медведь.
Воспитатель: Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть пирожок?
Дети: Вижу, вижу… Не садись на пенек, не ешь пирожок
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
Дети: Волк и семеро козлят
Воспитатель: А куда они пропали?
Дети: Их волк съел.
Воспитатель: Продолжаем отгадывать сказки.
Зайку выгнала лиса…
Плачет зайка «Вот беда!»
Дети: Заюшкина избушка
Воспитатель: Кто выгнал из избушки и обманул зайку?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки и нашли страницы для нашей книги! Да, ребята, не легкий был путь, предлагаю немного отдохнуть и размяться.
Физкультминутка
Жили Котик (пальцы растопырили)
С Петушком (руками изобразили крылья)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)
Подкралась к избушке (сделали руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы (потянулись на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору (присели, спрятали голову)
Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте)
И нору Лисы нашёл (присели)
Умный Котик спас дружка (погладили себя по голове)
Петю-Петю-Петушка (сделали руками гребешок)
Живут котик с Петушком
У лесной опушки (руками сделали крышу)
И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)
Не ходит к их избушке (погрозили пальчиком)
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, клубочек опять куда-то покатился, куда он нас приведет. Здесь письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу в Страну сказок все-таки нашли, и странички для своей книги сказок отыскали. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт» (в конверте разные половинки животных). Ребята, ничего не понимаю, что случилось с героями сказок, какое животное должно было быть изображено на этой картинки (ответы детей).
Воспитатель: А вы обратили внимание, кто герои этих сказок?
Дети: Животные.
Воспитатель: Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают звери. Наши предки раньше, чтобы прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.
Воспитатель: Ребята, а расскажите какая лиса в сказках?
Дети: Хитрая, ловкая, лживая, завистливая, льстивая, находчивая.
Воспитатель: Действительно, в сказках люди описывают её как хитрую, жадную и ленивую, но в тоже время умную, красивую. В настоящей жизни лиса такая же хитрая, ловкая, проявляет смекалку и находчивость.
Воспитатель: А волк какой?
Дети: Злой, сильный, голодный, бессердечный, глупый.
Воспитатель: Действительно, в сказках волк, глупый, злой и голодный. В настоящей жизни он крайне опасен. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Волк – умное и очень ловкое животное.
Воспитатель: А медведь? Какой он представлен в сказках?
Дети: Неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный.
Воспитатель: В сказках этот герой представлен большим и косолапым, медлительным и глупым. Однако, в реальной жизни, медведь не медлителен, он очень быстро бегает и совсем не глупый.
Воспитатель: А какой зайчик?
Дети: Трусливый, слабый, беззащитный.
Воспитатель: В настоящей жизни, он пугливый, но не трусливый, очень ловкий и быстро бегающий.
Воспитатель: Ребята, молодцы, черты характера сказочных животных мы расколдовали и узнали, какие эти животные в настоящей жизни.
Воспитатель: Ребята, сказки помогают нам понять, что такое добро и зло.
Игра «Сказка»: Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками (Баба-яга, Курочка Ряба, Мышка-Норушка, Петух, Волк, Лиса).
Воспитатель: А что вам больше всего нравится в сказках? Добро или зло? (Ответы детей)
Воспитатель: Что всегда побеждает в сказках добро или зло? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. В сказках всегда добро побеждает зло. Сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Угадай настроение сказочного героя». У вас у всех на столе лежит набор картинок, с разными видами настроений. Давайте, посмотрим, какие карточки есть? У меня в руках карточка, которая обозначает хитрость, следующая карточка обозначает злость. Эта карта обозначает веселье, радость, эта карточка – грусть. Вам необходимо выбрать карточку, которая укажет на настроение сказочного героя, которого вы видите на экране.
Колобок был (радостный), а Лиса …(злая, хитрая)
Козлята были (веселыми), а Волк…. (злым)
Заяц, из сказки «Заюшкина избушка» был (грустным), а лиса (хитрая, злая)
Поросята были (веселыми), а волк (злым).
Воспитатель: Ребята вы молодцы. Сегодня выполняли интересные и сложные задания Бабы-Яги. Помогали найти сказки для нашей книги. А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте вместе со мной скажем волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Детский сад детей верни!»
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам путешествие в Страну сказок?
А какие черты характера у сказочных героев?
А что всегда побеждает в сказках?
А что вам больше понравилось?
«Ну, молодцы, детишки! Дорогу в Страну сказок все-таки нашли, и странички для своей книги сказок отыскали. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского" с использованием интерактивной доски.
Сказки Корнея Чуковского просто созданы для маленьких детей. Яркие, добрые, харизматичные персонажи этих сказок очень нравятся детям. А стихи понятны, просты и легко запоминаются. [[{"type"...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе детского сада "Путешествие по сказкам"
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе детского сада "Путешествие по сказкам"...
Конспект НОД Чтение художественной литературы в средней группе: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
прививать у детей чувство любви к русскому фольклору, через чтение, рассказывание русских народных сказок. Развивать речь детей посредствам театрализованных игр....
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского с использованием интерактивной доски....
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе "Русские народные сказки с опорой на мнемотаблицы"
Цели: создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, совершенствовать развитие детей в процессе работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу....
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) по сюжету русской народной сказки «Репка» в младшей группе
Цель: Закрепление и обобщение пройденного материал.Задачи: Образовательные: 1. Закрепить умение накладывать дорожки, определять длинную и короткую дорожку.2. Учить узнавать и называть цве...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»
НОД речевое развитие в средней группе «Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»...