Технологическая карта занятия по речевому развитию по теме «Пересказываем русскую народную сказку «У страха глаза велики» с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пензина Ирина Валерьевна

Технологическая карта занятия по речевому развитию по теме: "Пересказываем русскую народную сказку "У страха глаза велики" с опорой на мнемодорожку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.nod_attestatsiya_2025.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по речевому развитию по теме «Пересказываем русскую народную сказку «У страха глаза велики» с детьми подготовительной к школе группы»

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: «Пересказываем русскую народную сказку «У страха глаза велики»

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Цель: составление пересказа русской народной сказки «У страха глаза велики» с опорой на мнемодорожку после прослушивания текста сказки, беседы по ее содержанию и самостоятельного изготовления мнемодорожки.

Задачи занятия:

Обучающие: отгадать загаданную воспитателем загадку про книгу; прослушать текст сказки и ответить на вопросы по её содержанию.

Развивающие: придумать и нарисовать в ячейках дидактической карточки схематические изображения, отражающие содержание фрагментов сказки: договаривать фразы текста сказки, начатые воспитателем, воспроизводить слова героев в ходе пересказа, голосом показать настроение и характер героя, дать оценку пересказам других детей: полнота, последовательность и выразительность изложения событий.

Воспитательные: при слушании сказки не отвлекаться самому и не отвлекать других детей; высказывать своё мнение о смысле сказки

 (Что испуганному человеку опасность кажется большей, чем она есть на самом деле)

Дополнительные задачи: нарисовать фломастерами схематические изображения (бабушки, внучки, курочки, мышки, зайчика; соблюдать правила работы с фломастерами: не брать в рот, не поднимать на уровень глаз, после работы закрывать грифель колпачком, убирать фломастер на место.

 

Словарная работа:

Планируемые результаты занятия: дети составляют пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» с опорой на мнемодорожку после прослушивания текста сказки, беседы по содержанию самостоятельного изготовления мнемодорожки.

Подготовительная работа: составление вопросов к беседе по содержанию русской народной сказки «У страха глаза велики»; подготовка заготовок для изготовления мнемодорожек.

Материалы и оборудование: столы детские -4; стулья детские по количеству детей на занятии; книга русской народной сказки «У страха глаза велики», дидактическая карточка с таблицей с 3 –мя пустыми ячейками; наборы фломастеров – по числу детей.

Этапы, продолжительность

      Задачи этапа

   Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно мотивационный этап

1.1.

Организация детей на предстоящую деятельность

2 мин.

Организация направленного внимания и готовности детей к предстоящей деятельности.

Загадывает загадку про книгу.

1.Она может рассказать,
Она может показать.
Хоть сама и не живая,
Но, при этом много знает.
На столе лежит раскрыта,
Напечатанная ...

2. Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней.

(Загадки на выбор)

Отгадывают загадку

Дети организованно переключают внимание на предстоящую деятельность, отгадывают загадку про книгу.

1.2.

Презентация книги и произведения

Правильно это книга. Книга сказок. А вы любите сказки? Почему?

Показывает детям книгу,

Аннотирует литературное произведение, говорит название, кто написал.

Говорит о своем личном отношении к произведению.

Рассматривают обложку книги, слушают аннотацию о произведении

Дети отвечают на вопросы,  узнают название книги и краткое содержание произведения, с которым будут знакомится.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Формулирование проблемного вопроса и целевой установки на предстоящую деятельность.

Предлагает детям сесть на стулья, напоминает о необходимость поддерживать правильную осанку.

Предлагает детям предположить о чём рассказывается в сказке.

1. Можно ли по названию сказки предположить о чём в ней рассказывается?

2. Как узнать, о чем рассказывается в сказке?

Предлагает детям прослушать текст сказки.

Даёт установку на слушание текста сказки, на правильное положение тела при сидении на стуле.

Отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Дети получают установку на предстоящую деятельность: ознакомление с содержанием произведения.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

4 мин.

Ознакомление с содержанием русской народной сказкой «У страха глаза велики»

Поясняет детям значение незнакомых слов показывает предметы.

(курочка-клохтушка  потому -что клохчет; колодец- это глубокая яма наполненная водой из под земли; колода это бревно с выдавленной серединой для воды; наперсток – колпочок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках;

водоносы – это те люди, которые каждый день носят воду)

Читает тест сказки.

Узнают значение незнакомых слов.

Принимают правильное положение тела.

Слушают текст сказки.

Дети знакомятся  с содержанием  русской народной сказкой «У страха глаза велики»

2.3.

Этап практического решения проблемы

5 мин.

Обсуждение содержания произведения.

Проводит беседу по содержанию произведения.

1.Кто является героями сказки?

2.Это сказка грустная или смешная?

3. Куда герои ходили каждый день?

3. С чем они ходили?

4. Какие ведра были у героев?

5.Откуда они брали воду?

6. А кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом?

7.В этот день водоносы донесли воду?

4.Кто сидел под яблоней?

5.Что случилось с зайцем под яблоней?

(налетел на яблоньку ветерок,

яблоньку качнуло, яблочко хлоп

И зайке в лоб)

6. Что сделал заяц?

7.Что почудилось нашим героям и какими словами они их называли?

8.О чем подумал испуганный заяц?

7.Что хотел нам сказать народ сочинивший эту сказку?

(Что испуганному человеку опасность кажется большей, чем она есть на самом деле)

Дети отвечают на вопросы по содержанию произведения

Дети с воспитателем обсуждают содержание и основную идею произведения

2.4.

Динамическая пауза

1 мин.

Снятие мышечного напряжения после статической деятельности.

Предлагает детям выполнить двигательные упражнения для снятия мышечного напряжения.

Показывает упражнения сопровождая художественным словом.

«БЫСТРО ВСТАНЬТЕ»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И к столу мы  побежали.

Выполняют двигательные упражнения по показу воспитателя

Дети снимают мышечное напряжения после статической деятельности.

2.5.

Этап продуктивной деятельности

5 мин.

Изготовление мнемодорожеки.

Предлагает сесть за столы и изготовить мнемодорожку: нарисовать схематические изображения, отражающие последовательность событий в сказке.

Дети рисуют в ячейках таблицы схематические изображения.

Дети изготавливают мнемодорожку.

2.6.

Этап повторного чтения

 3 мин.

Повторное чтение текста сказки с установкой на последующий рассказ.

Предлагает детям повторно прослушать текст сказки, глядя на изготовленную мнемодорожку.

Делает установку на пересказ сказки. Повторно читает текст сказки.

Дети слушают текст сказки. Во время слушания смотрят на мнемодорожку.

Дети повторно прослушивают текст сказки для лучшего запоминания текста.

2.7.

Этап создания итогового продукта

3 мин.

Пересказ текста сказки с опорой на мнемодорожку

Предлагает детям по желанию пересказать сказку по мнемодорожке.

Даёт установку: рассказывать по порядку про все события, глядя на мнемодорожку; стараться использовать в пересказе слова героев сказки, пересказывать выразительно; слушать пересказы других детей внимательно, не перебивать рассказывающего.

Предлагает детям оценить пересказы других детей.

Даёт качественную оценку пересказам.

Дети поочередно пересказывают сказку.

Дают оценку пересказам других  детей.

Дети пересказывают сказку с опорой на изготовленную мнемодорожку

3.

Заключительный этап

2 мин.

Подведение итогов деятельности.

Проводит ситуативный разговор с детьми.

1.Что вам помогло составить пересказы?

2.В чем они вам помогли?

3.Чему вас научила сказка?

4.Кому бы вы хотели рассказать сказку?

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети высказывают личные впечатления о прошедшей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект занятия составлен в соответсвии с современными требованиями дошкольного образования.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эс...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям....

«Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой.  Формировать представления об истории создания русских народных сказок.Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.Расш...

Конспект Проведения занятия по образовательной области «Развитие речи» на тему: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» с детьми младшей группы

Цель: Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой) Задачи: Развивать зрительное и слуховое внимание - умение рассматрив...