Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы " Социиально-личностное воспитание посредством сюжетно-ролевых и дидактических игр."
    методическая разработка (старшая группа)

    Михеева Эльвира Эдуардовна
    Самые любимые игры. Использую их в своей работе практически ежедневно. Картотека - удобный инструмент в работе.  Надеюсь и вам, уважаемые коллеги,  будет отличный помощник.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_kartoteka.docx532.66 КБ

    Предварительный просмотр:

       Картотека   игр                          

     Сюжетно - ролевые игры на бытовые темы


    Идем на прогулку

    Цель: учить детей, собираясь на прогулку одеваться по погоде, подбирать удобную одежду и необходимые аксессуары; развивать словарный запас (названия предметов одежды); воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки эстетического созерцания.

    Перед прогулкой воспитатель сообщает детям, что к ним в группу пришли новые друзья. Ребятам предлагается познакомиться с куклами. После этого воспитатель предлагает взять кукол с собой на прогулку, но для этого надо помочь им правильно выбрать одежду по погоде.

    Дети делятся на группы, каждая из которых должна одеть одну куклу. Сначала им нужно правильно выбрать и назвать предметы одежды (в наборе должна быть представлена одежда для всех времен года). Дети объясняют свой выбор.

    После того, как вся одежда собрана, нужно обсудить порядок одевания кукол и перейти к его выполнению. Особенное внимание следует уделить застегиванию одежды и завязыванию шнурков или ленточек.

    Когда все группы справились с заданием — дети сами одеваются и идут на прогулку вместе с куклами. Вернувшись назад, они должны раздеть кукол, комментируя свои действия.

    Дочки-матери .

    Цель: побуждать детей воспроизводить семейные отношения и творчески их интерпретировать; знакомить с широким спектром домашних обязанностей; раскрывать нравственный смысл поступков взрослых; воспитывать чувство взаимопонимания, заботы о ближних.

    Подготовка к игре (воспитатель): прочитать детям рассказ на семейную бытовую тему, обсудить его , рассмотреть иллюстрации.

    К участию в игре привлекаются и мальчики, и девочки. Они выполняют роли родителей или бабушек, дедушек и других взрослых родственников. Роль детей отводится куклам.

    Воспитатель выбирает одну из нижеперечисленных тем,предлагая детям «прожить» конкретные ситуации,

     все вместе должны воссоздать домашнюю обстановку: расставить мебель, разложить вещи. Также детям нужно договориться, кто какие роли будет выполнять. Воспитатель может лишь наблюдать за этим процессом и помогать решить конфликтные ситуации. Темы :

    «Собираем детей в садик»;

    «Выходной день»;

    «Большая уборка»;

    «Ремонтируем табурет»;

    «За обеденным столом» и т.д.

    Ход игры должен предполагать не только общение между детьми, но и содержать элементы труда.

    В гостях у Мойдодыра.

    Цель: формировать у детей гигиенические навыки, расширить их знания о приемах пользования предметами гигиены; приучать ежедневно выполнять гигиенические процедуры; воспитывать чистоплотность, желание беречь свое здоровье.

    Подготовка к игре (воспитатель): показать мультфильм или прочитать одноименную книгу и рассмотреть ее иллюстрации.

    В начале игры воспитатель сообщает детям о том, что к ним в группу принесли посылку от Мойдодыра.

    Далее дети знакомятся с содержимым посылки, изучают назначение каждого предмета. Воспитатель предлагает, используя полученные средства личной гигиены, научить кукол пользоваться ими.

    Можно предложить ребятам разыграть сюжет утренних сборов в садик или вечернего туалета перед сном.

    Встречаем гостей.

    Цель: научить детей готовиться к приему гостей, делать уборку, правильно сервировать стол; развивать навыки сотрудничества; прививать потребность постоянно поддерживать чистоту.

    Подготовка к игре (воспитатель): провести беседу, вспомнить с детьми как в семье готовятся к приходу гостей, рассмотреть иллюстрации.

    Воспитатель предупреждает детей, что к ним сегодня придут в гости ребята из другой группы. Поэтому нужно хорошо подготовиться к их приему.

    Есть два варианта проведения игры:

    дети делятся на группы, и каждая выполняет отдельное задание (убрать, накрыть стол, продумать, чем занять гостей);

    дети действуют коллективно, и все задания выполняются поочередно.

    После подготовки дети принимают гостей.

    К этому типу игр еще относятся такие «У меня есть младший брат», «Маленькие питомцы», «Собираем урожай».

     Сюжетно-ролевые игры на  темы труда .

    Утро в детском саду

    Цель: познакомить детей с обязанностями сотрудников детского сада; развивать коммуникативные умения, воспитывать уважение к труду, желание оказывать посильную помощь.

    Подготовка к игре (восптатель): В течение нескольких дней наблюдаем за действиями персонала: повара, дворника, воспитателя во время утреннего приема воспитанников, помощника воспитателя во время завтрака, медика или каких-либо других событий, предназначенных для последующего воспроизведения.

    Игра начинается с беседы о том, люди каких профессий работают в их детском саде. Можно кратко обсудить обязанности каждого из них. После этого следует провести распределение ролей, обустроить рабочее место, распределить необходимый инвентарь. Посетителями детского сада будут игрушки и куклы.

    Для начала детям ставятся конкретные задания: смоделировать встречу воспитателем детей, приготовить завтрак и всех накормить, провести утреннюю гимнастику и т.д. Ведущий следит за взаимоотношениями между детьми, учит их вежливо общаться друг с другом, знакомит с устоявшимися формулировками приветствия, озвучивания команд.

    Магазин

    Цель: познакомить с особенностями профессиональной деятельности работников магазина; развивать диалогическую речь; формировать навыки согласовывать свои действия с другими сверстниками; воспитывать аккуратность, общительность, вежливость.

    Подготовительная работа (воспитатель): провести экскурсию в магазин и понаблюдать за разгрузкой товара, расстановкой его на полках, продажей и покупкой. Можно предложить ребятам рассказать о том, как они с родителями совершают покупки в магазине. Если у кого-то родители работают в магазине, нужно расспросить об их профессиональных обязанностях.

    Сама игра предполагает инсценировку таких сюжетов.

    • выбрать и купить нужный товар;
    • получить консультацию у менеджера;
    • правильно упаковать покупки;
    • вернуть некачественный товар.

    Игру можно проводить несколько раз, предлагая детям посещать разные товарные отделы.

    Больница

    Цель: вызвать интерес к профессиям врача, медсестры; расширить знания детей об обязанностях медперсонала; развивать умения совершать опрос; воспитывать сопереживание, стремление заботиться о других, оказывать помощь.

    Подготовительная работа (воспитатель): организовать посещение медицинского кабинета, слушание рассказов на соответствующую тему, рассматривание иллюстраций. Дети расскажут о своем опыте обращения к врачу.

    Все участники игры распределяются по ролям и обсуждают их обязанности: доктор (проводить осмотр, выслушивает жалобы и назначает лечение), медсестра (оказывает первую помощь, проводит процедуры), пациенты (изображают симптомы болезни). Нужно не забывать об использовании спецодежды.

    Можно разыгрывать такие сюжеты:

    • на осмотре у доктора;
    • заболело горло;
    • порезал палец;
    • идем на прививку и т.д.

    В ходе игры следует обращать внимание детей на выражение сочувствия пациентам, проявление заботы о них.

    Тематика подобных сюжетно-ролевых игр обширна. Детям очень нравятся игры «Школа», «Стройка», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Пиццерия», «Полиция», «Пожарники», «Космонавты» и т.д.

     Сюжетно-ролевые игры на общественные темы .

    Зоопарк

    Цель: учить правилам поведения в зоопарке; расширить знания о животных, их предпочтениях в пище и повадках; развивать словарный запас (названия животных); воспитывать любовь к животным.
    Подготовка к игре (воспитатель): Рассмотреть иллюстрации , провести беседу на тему, кто посещал с родителями зоопарк,познакомить ребят с порядком покупки билетов и предъявления их на входе.

    Воспитатель объявляет детям, что они пойдут на экскурсию в зоопарк. Дети совместно с воспитателями организуют вальеры с животными. Дети выполняют роль родителей, куклы - детей.После объяснений такая ситуация разыгрывается детьми.

    Основная часть игры — это знакомство с правилами поведения в зоопарке и беседы о животных, которых они там встретят. Особенно нужно обратить внимание детей на соблюдение техники безопасности при общении с хищниками.

    День рожденья у Машеньки.

    Цель: познакомить детей с правила приема гостей; расширить знания о том, как нужно дарить и принимать подарки; учить сервировать праздничный стол; формировать коммуникативные навыки; воспитывать вежливость, внимательное отношение к товарищам.
    Подготовка к игре (воспитатель): предложить детям вспомнить как отмечали их день рождения, рассмотреть фотографии и илюстрации.

    Сюжет игры заключается в том, что Машенька собирается отмечать свой День рождения и приглашает всех ребят к себе в гости. Данную игру можно разделить на несколько частей:

    • собираемся в гости;
    • подбираем поздравления;
    • принимаем подарки;
    • угощаем гостей;
    • развлечения на Дне рождения.

    В конце игры можно опросить детей, что им больше всего понравилось на празднике.

    Улица

    Цель: разучивать правила поведения на улице в качестве пешехода или водителя; учить распознавать знаки и сигналы светофора, реагировать на звуковые сигналы; развивать умения действовать по алгоритму, контролировать свое поведение; воспитывать чувство ответственности, толерантность.

    Подготовительная работа (воспитатель): В течение нескольких прогулок воспитатель знакомит детей с общим видом улицы, разновидностью зданий и их предназначением, различными машинами, которые ездят по улице (в том числе и специализированными автомобилями). Рассматреть картинки с изображением улицы, предложить детям самим нарисовать улицу, сделать макет машин и зданий.. Потом эти изделия можно применить в качестве декораций к игре.

    Поскольку уличное движение очень сложное, с большим количеством участников и правил, рекомендуется такую игру проводить в виде рассказа с иллюстрированием. После распределения ролей воспитатель начинает описывать «жизнь» улицы, а дети ее инсценируют. Таким образом получится объединить разрозненные события в единый сюжет.

    Реплики могут быть следующими:

    Сережа подошел к светофору. На светофоре загорелся красный свет. Что нужно сделать мальчику? Правильно, подождать. Мимо него проезжают машины.

    Теперь загорелся зеленый свет светофора. Что делает Сережа? (Переходит) Как это правильно нужно сделать? (По пешеходному переходу).

    Дети не просто отвечают на вопросы воспитателя, но и осуществляют озвученные действия. Лучше в этой игре выбирать два-три главных героя, которые должны выполнить конкретное задание: добраться в школу, проехать до больницы и т.д. Остальные исполняют роль массовки.

     «Герб района»

    Материал: фрагменты герба района (обязательно должны быть лишние элементы, карточка с изображением городского герба.

    Дети по памяти собирают герб родного края, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца
    .

     «Путешествие по городу»

    Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.

    Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.=

     “Мое имя”

    Подготовка к игре: из фотографий детей сделать паровозик.

    Ход игры: воспитатель обращает внимание детей, что из фотографий получился длинный поезд.

    - Вагончиков много, а пассажир во всех вагончиках один. Как зовут нашего героя?

    (ответы детей: Вика)

    - Вика, как называют тебя мама и папа? (Викуля, Виктория, Викуша, Виконька)

    - А как ее будут звать, когда она вырастет? (ответы детей: Виктория и т. д.)

    - Как ее будут звать Вадика? Сашу? и т. д.

    - Имена у людей меняются в течение жизни. Как вы зовете своих родителей?

    (ответы детей: мама и папа и т. д.)

    - Как называют их другие? (ответы детей)

                                                      “Я расту!”
         Цель игры:
    Развивать чувства времени у детей.
         
    Подготовка к игре (воспитатель): Составление папочки из фотографий в хронологическом порядке.

     Ход игры : воспитатель предлагает детям фотографию, на которой изображен ребёнок в раннем возрасте и предлагает детям узнать, кто изображен на фотографии. Дети угадывают.

    - Как вы думаете, Вика всегда была такой? (ответы детей)

    - У меня есть еще Викины фотографии. Посмотрим, как она росла?

    Воспитатель предлагает детям разложить фотографии последовательно и доказать,

    почему так разложили: новорожденная, младенец, ходила в ясли и т. д. (варианты ответов детей зависят от фотографий).

    - Ладушка, посмотри, какой Вика была и какой стала!

    - Что с ней происходило за это время? (ответы детей: она росла)

    - Что будет дальше? (ответы детей: она будет расти, станет взрослой).

                                             Игра «Закончи предложение»(эмоционально  психологический настрой)


    Ход игры: предложить детям закончить фразу.  
     
         “ Я радуюсь, когда .....

    «Я обижаюсь, когда….
       
        “ Мне весело, когда....

     «Угадай настроение»

    Цель: Учить анализировать настроение по пиктограммам.

    Ход игры: Детям дается набор пиктограмм с видами настроения. После определения «настроения» каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и. не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

     Игра – тренинг “Посмотри на себя в зеркало”

    Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу, посмотреть на себя и улыбнуться.

    - Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей: веселое, смешное и т. д.)

    - На что похоже ваше настроение (около зеркала воспитатель вывешивает изображение солнышка и тучки).

    - Попробуйте изобразить настроение хмурой тучки, а теперь грустной тучки, а теперь настроение солнышка – веселое, радостное.

     

      Игры, с природным материалом.

    «Найди пару» (по идее игры Мемори)

    Подготовка к игре: 12 пар шапочек от желудя, каждую пару красим в один цвет, в итоге должно получиться 12 разноцветных пар, а внешнею сторону можно покрасить в один какой-нибудь нейтральный цвет.

    Правила игры: необходимо разложить «шапочки» вверх на стол, а затем переворачивать по две. Если они совпадают, то ребенок забирает их и получает еще ход. Если же нет – ход переходит к другому игроку. Задача – набрать как можно больше «шапочек».

    «Найди отличия»

    Подготовка к игре: Вместе с детьми делаем композиции с природным материалом на листах бумаги А4, используя листья и семена различных  растений.и затем ребенок должен найти отличия.


    В ходе игры ребёнок находит отличия , рассматривая две работы.

    «Дорисуй»

    Цель игры: направлена на развитие воображения и фантазии.
    Подготовка к игре:  На листке бумаги и приклеить один листок дерева.
    Ход игры:  Ребенок должен дорисовать или,  используя природный материал, создать  картинку.

     «Что изменилось?»

    Цель игры:  развитие внимания,наблюдатель ности.
    Подготовка к игре (воспитатель): подготовить шишки разные по размеру и форме, жёлуди, листья, плоды каштана. Ход игры: на столе располагается природный материал.  Ребенок должен внимательно смотреть и запомнить их расположения. Потом он закрывает глаза, а педагог должен что-нибудь поменять (убрать один из предмета, поменять местами или развернуть). Задача ребенка сказать точно, что изменилось.



     «Угадай, что там»

    Подготовка к игре( воспитатель): Нужно сделать мешочки, которые будут наполнены природным материалом. Ход игры:Ребенок должен на ощупь угадать, что в данном мешочке лежит.

      Подвижные  игры.

    «Чье звено скорее соберется?»

    Цель игры : Упражнять  детей  в  беге,  ходьбе,  прыжках.  Развивать  у  детей  слуховое внимание.

    Оборудование: Ленточки синего, красного и зеленого цвета.

    Правила игры: Играющие  делятся  на  несколько  групп  с  одинаковым  числом детей.    Каждая   группа   выбирает  ведущего  и  становится  за  ним  в    колонну. Воспитатель  раздает  ведущим  ленточки  разного цвета. По цвету, ленточки звено получает   наименование  -"зеленые",   "синие",   "красные",   и  т.

      Воспитатель ударяет  в  бубен,  все играющие начинают ходить,  бегать, прыгать поплощадке в разных    направлениях,    меняя     движения    в     зависимости   от     задаваемого воспитателем темпа и ритма. По сигналу " на места " водящие останавливаются

    на том месте, где их застал сигнал,  и поднимают ленточку вверх.  Остальные быстро собираются  за  водящим  в  колонны,  

    равняются   и  стоят  по  стойке   "смирно". Воспитатель отмечает, какое звено собралось первым.

     «Кто скорее докатит обруч до флажка?»

    Цель:Упражнять детей в беге. Развивать у детей координацию движений.

    Оборудование: Обручи, флажки, палочки

    Правила игры:  Играющие   делятся  на  звенья;  становятся  друг  за   другом    за чертой.  У  первых  в  колоннах  в  руках  обручи.  Впереди  на расстоянии 10-15 м поставлены  флажки  или кегли. По сигналу воспитателя "кати" первые в колоннах катят  обручи  по направлению  к  флажкам,  подталкивая  их  палочкой, обегают с обручем  

    флажок,  возвращаются  в  свои  колонны  и  передают  обручи и палочки следующим.  Как  только  игрок  получит

    палочку,  он сейчас же бежит к флажку, прокатывая палочкой обруч, и т. д.  Игра заканчивается,  когда стоящий в колонне последним выполнит задание. Выигрывает звено,  которое быстрее закончит игру.

    Указания:

    Воспитатель   следит,  чтобы,   принимая  обруч   и   палочку,   дети   не выходили  за  черту.  Обруч  нельзя отпускать далеко от себя. Можно дать задание прокатывать  обруч   левой   рукой.   Для   усложнения   игры    вводится    задание закончить игру после того, как вся колонна прокатит обруч до флажка 3-4 раза без перерыва.


     "Веселые соревнования"

    Цель: Упражнять детей в беге, спрыгивании и подлезании.
    Оборудование : Гимнастические скамейки, обручи, ленточки или флажки.

    Правила игры: Играющие становятся в 3-4 колонны у общей черты на расстоянии 2-3  шагов  одна  от  другой.  В   каждой   колонне   одинаковое  число   играющих.  Впереди каждой колонны в  4-5  шагах поставлены гимнастические скамейки, еще дальше   на   полу  положены  обручи.   По  сигналу  первые   в  колоннах  бегут   к скамейкам,   входят  на  них,  перебегают   до   конца,  спрыгивают,   подбегают   к обручам,  пролезают  в  них  и  кладут  тихо  на  пол; затем быстро возвращаются в конец  своей  колонны. Выигрывает тот, кто прибежит первым; ему дают ленточку или  флажок.  Игра  продолжается,   пока   все   дети   не  примут   в   ней   участие. Выигрывает та колонна, у которой окажется больше флажков.

    Указания:

    Можно  играть  так.    Играющий,  выполнив  задание,  становится  в  конце колонны  и касается рукой плеча впереди стоящего,  тот -следующего и т. д., пока сигнал  не   дойдет  до  стоящего в  колонне первым.  Приняв сигнал,   он  бежит  и выполняет  задание.  Воспитатель  наблюдает   за    выполнением    правил    игры.

    "Не намочи ног"

    Цель: Развивать у детей ловкость, упражнять в беге.

    Оборудование: Дощечки, султанчики

    Правила игры: Играющие  собираются  на  одной  стороне  площадки за чертой. Воспитатель  вызывает  5-6  детей,  они  выходят  к черте, каждый получает по две дощечки  (30 х 20 см).  На  противоположной  стороне  площадки  на одной линии раскладываются   султанчики.  Между   играющими  и   пособиями   расположено болото.  

    Дети  должны  перебраться  через  болото  по  дощечкам,  не  замочив ног ( наступая только  на  дощечки ).  По команде  " Начинай! "  играющие  кладут   на землю  одну  дощечку  и  становятся  на  нее, затем переходят на другую дощечку, берут ту, что сзади, чтобы снова положить ее впереди себя, и т. п. Перейдя болото, дети   собирают  дощечки,   берут   султанчики   и   поднимают   их   над   головой. Отмечается,   кто   поднял   султанчик   первым.  Затем   дети   кладут  султанчики обратно, возвращаются на места и передают дощечки следующим.

    Указания:

    Воспитатель следит, чтобы дети не бросали дощечки  на  пол,  а   клали осторожно.  Когда  дети  научатся   ловко   передвигаться   по   дощечкам,   можно провести соревнования в звеньях.


    Подвижная игра "Ловля обезьян"

    Цель: Упражнять детей в лазанье по гимнастической стенке.

    Оборудование: Гимнастическая стенка.

    Правила игры: Изображающие  обезьян  дети   располагаются  на  пособиях  для лазанья по одну сторону площадки. В противоположной стороне находятся  ловцы обезьян  (4-6 детей).  Они  хотят сманить обезьян  с  деревьев и поймать их. Ловцы договариваются,   какие    движенияони    будут    делать.    Они    выходят    на  середину  площадки    и  показывают  задуманные  движения.  Обезьяны  в  это  время быстро влезают  на   стенку   и  наблюдают   оттуда   за   движениями   ловцов.   Проделав движения,  ловцы  уходят  в   конец   площадки,  а  обезьяны  слезают  с  деревьев, приближаются  к  тому  месту,  где  были  ловцы,  и подражают их движениям. По сигналу  воспитателя "ловцы" обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят  тех  обезьян,  которые  не успели влезть на дерево.Пойманных они уводят к себе. После 2-3 повторений дети меняются ролями.

    Указания:

    Надо следить, чтобы дети не спрыгивали со стены, а спускались вниз до последней перекладины. При повторении игры движения ловцов должны быть новыми.


    Подвижная игра "Кого назвали тот, и ловит"

    Цель:  Упражнять детей в прыжках, беге, ловле мяча.

    Оборудование: Мяч.

    Правила игры: Дети  ходят,  бегают,  прыгают и т. п. по площадке.  Воспитатель держит  в  руке  большой  мяч.  Он  называет  имя  одного  из  детей и бросает мяч вверх.  Ребенок  подбегает, ловит мяч и снова бросает его вверх, называя по имени кого-нибудь другого.

    Указания:

    Играющий  подбрасывает  мяч  вверх на том месте, где он его поймал. Мяч  надо  подбрасывать  повыше,  чтобы  названный  ребенок  успел подбежать к нему  и  поймать.  Надо,  чтобы  дети  старались  ловить  мяч  с  воздуха или после одного отскока от земли.


    "Поймай мяч"

    Цель: Упражнять детей в перебрасывание мяча друг другу.

    Оборудование: Мяч.

    Правила игры: В  игре  участвуют  трое детей. Двое становятся на расстоянии не менее  3 м друг  от друга и перебрасывают мяч. Третий становится между ними и старается  поймать  мяч  в  тот  момент,  когда  он пролетает над ним. Поймав мяч, становится  на  место  ребенка,  бросившего мяч,  а  тот  занимает место водящего.

    Указания:

    Разделившись  на  тройки,  играет  сразу  вся  группа.  Если  кто-то  из водящих  долго  не  может поймать мяч, воспитатель предлагает детям поменяться ролями.


    "Школа мяча"

    Цель:Упражнять детей в подбрасывание и ловле мяча.

    Оборудование: Мяч.

    Правила игры: Подбросить    мяч    вверх    правой,   а   поймать   левой   рукой (и  наоборот).  Перебрасывать мяч из правой в левую руку и обратно. Ударить мяч о  землю  правой  рукой,  а  поймать  левой  рукой  (и наоборот).  Подбросить  мяч вверх,  повернуться  кругом  и  поймать  его двумя руками. Подбросить мяч вверх, присесть -встать  и  поймать  его.  Подбросить  мяч  из-за  спины  двумя руками, а поймать  его  спереди.  Подбросить  и  поймать  мяч  двумя  и  одной  рукой   сидя, сложив ноги по-турецки. То же, с хлопками.Ударить  мяч  о  стенку  правой   (левой)  рукой,  а  поймать  левой  (правой) рукой. Ударить  мяч  о  стенку,  повернуться на 360 градусов и, после того как мяч упадет на  пол  и  отскочит,  пойматьего.  В  парах,  стоя рядом или друг за другом, один бросает  мяч  о стенку,  другой  ловит  его  и  снова  бросает  о  стенку.  То  же,    с отскоком   от   земли.   То   же,   с   дополнительными    движениями:      хлопками, поворотами, приседаниями.

    Игра малой подвижности  "Стоп! "

    Цель: Развивать у детей слуховое внимание.

    Правила игры:  Все  играющие  становятся  на  линии,  проведенной вдоль одной стороны  площадки.  На  противоположной  стороне  кружком  (диаметр  2- 3 шага) обозначается  дом  водящего.  Водящий  стоит  спиной к детям и говорит: "Быстро шагай,  смотри,  не  зевай!  Стоп!”

      На  каждое  его  слово все шагают вперед.  Как только  водящий   произнесет:  "Стоп!"  -дети     останавливаются,    а     водящий оглядывается  и  смотрит,   кто  не  успел  замереть  на  месте  и  шевельнулся.  Он называет этих детей, они возвращаются на исходную линию. Затем водящий снова поворачивается     спиной    к     играющим    и   говорит:  "Быстро  шагай..."    Все продолжают    шагать    вперед   с    того   места,    где   их   достал  сигнал "Стоп". Вернувшиеся  на   исходную  линию  двигаются оттуда. Игра продолжается до тех пор,  пока  кто-нибудь  из  детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше,  чем  он  скажет: "Стоп!". Тот, кому это удастся, становится водящим.

    Указания:

    Водящий  может  произносить  слова  в   любом   темпе.   Воспитатель следит,   чтобы  дети  на  каждое  слово делали  шаг,  но  не  бежали и не прыгали. Можно провести вариант игры с прыжками вперед на двух ногах.

         Театрализованные игры .

     «Веселый Старичок-Лесовичок»

    Цель: учить пользоваться разными интонациями.

    Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

    Воспитатель:             Жил в лесу старичок маленького роста

    И смеялся старичок чрезвычайно просто:

    Старичок-Лесовичок:

    Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

    Хи-хи-хи да бух-бух-бух

    ! Бу-бу-буда бе-бе-бе,

     Динь-динь-динь да трюх-трюх!

    Воспитатель:          

     Раз, увидя паука, страшно испугался,

    Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

    Старичок-Лесовичок:

     Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

    Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

     ГО-го-го да буль-буль-буль.'

    Воспитатель:      

         А увидя стрекозу, страшно рассердился,

    Но от смеха на траву так и повалился:

    Старичок-Лесовичок:

     Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

    fb-ro-ro да бах-бах-бах!

    Ой, ребята, не могу!

    Ой, ребята, ах-ах-ах!

    (Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.

    Игра на имитацию движений

    Воспитатель обращается к детям:

    — Вспомните, как ходят дети?

    Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

    (Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

    — Как ходит Старичок-Лесовичок?

    — Как ходит принцесса?

    — Как катится колобок?

    — Как серый волк по лесу рыщет?

    — Как заяц, прижав уши, убегает от него?

     

      «Немой диалог»  на развитие артикуляции

    Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

    (Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

     

     

    «Поиграем. — угадаем.» (АБосева)

    Цель: развивать пантомимические навыки.

    Петрушка созывает детей:

     Что вы знаете, ребятки,

     Про мои стихи-загадки?

     Где отгадка, там конец.

     Кто подскажет — молодец!

    Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.

     Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

     Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

    Только это, верно, был никакой не крокодил,

     А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

    (Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

    Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

     С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

     Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.

    Я запутался, однако , он  верблюд и ли ...? (Собака.)

    (Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)

    Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

    А  глядит она в окошко и мяукает  Как... (Кошка.)

    (Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и  фыркают, показывают «когти».)

    Верно, мы угадали, будто где ее видали!

    А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

    (дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)

     Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

    Ну а это на полянке  ядовитые... (Поганки.)

    (дети расходятся по залу  («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

    Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)

     «Телефон»

    Цель:  развивать фантазию, диалогическую речь.

    Петрушки на загадка:

    Поверчу волшебный круг —

    И меня услышит друг.

    Что ЭТО? (Телефон.)

    Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

    1.  Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

    2.  Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

    3.  Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

    4.  Вас обидели, а друг вас утешает.

    5.  Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

    6. У вас именины

     

    «Пантомима»

    Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет  (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают .

     

     Игра-пантомима «Сугроб»

    Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

    Дети имитируют движения по тексту.

    На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увле¬кая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

    — Почему река исчезла в озере?

     

    « Подбери рифму»

    Цель: развивать чувство рифмы.

    Волшебник задает рифмы по очереди :

    Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

    Картошка — матрешка, морошка, кошка...

    Печь — меч, течь, лечь...

    Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

    Зайчик — пальчик, мальчик...

    Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

    Кошка — мошка, блошка, плошка...

    Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

    Снежинка — пушинка, пружинка...

     

     Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э. Мошковской)

    Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.

    Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют движения.

     Кран, откройся! Нос, умойся!        Шейка, мойся хорошенько!

     Мойтесь сразу, оба глаза!                 Мойся, мойся, обливайся!

    Мойтесь, уши, мойся, шейка!        Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

     Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А.Апухтина.

    Цель:  побуждать к активному участию в инсценировке.

    Ведущий:         Выскочил кузнечик из травы на кочку.

    Постучал кузнечик звонким молоточком.

    Кузнечик:          Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?

    Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!

     Жук:                  Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!

    Сам не знаю где и как лопнула подковка.

    Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.

    Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!

     Кузнечик:        Это дело не беда! Подними-ка ногу!

    Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!

    (Появляется комар.)

    Комарик:          Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку!

    Поломал я, как на грех, острую иголку!

     Кузнечик:          Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет!

    Ты из кузницы моей убирайся поскорей!

    (Комар улетает. Появляется сороконожка.)

     Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги! Ножка треснула немножко.

    Я осталась без ноги, вот беда какая!

     Кузнечик:          Ножка ножкой, но какая?

    Сороконожка: Кажется, сороковая.

    Ведущий:          Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук.

    Ножка целая опять.

     Сороконожка: Можно больше не хромать !

    ! Все дружно:     Молоточек вновь играет, наковаленка поет!

    Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает!

     По возможности разыгрывать сценку нужно обеим подгруппам детей. После инсценировки необходимо обсудить, что получилось, над чем нужно поработать.

    Игра на пальцах (Л.П.Савина)«Братцы»

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Пошли два братца вместе прогуляться.

    А за ними еще два братца.

    Ну а старший — не гулял, очень громко их позвал.

    Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил.

    Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Отодвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

    —  Ребята, кто из вас любит кашу? Какую кашу вы любите? Какая каша вам не нравится? (Ответы детей.)

    Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»

    Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным.

    Плачет киска в коридоре:

    У нее большое горе —

    Злые люди бедной киске

    Не дают украсть сосиски.

    Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапы и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянетесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и прячется под диван.

    Дети делятся на пары: хозяйка и киска. Каждая пара предлагает свой вариант ситуации.

    Воспитатель предлагает немного переделать стихотворение. Слова «У нее большое горе» прочитать от первого лица: «У меня большое горе».

    Эту ситуацию дети разыгрывают также парами.

    —  Ребята, вам жаль киску? Давайте пожалеем ее. Представьте, что левая ваша рука — это кошка, а правой вы ее гладите:

    — Киска, кисонька, кисуля! —

     Позвала котенка Юля.

    — Не спеши домой, постой! —

    И погладила рукой. (Л.П.Савина)

    —  Кисонька успокоилась и пошла во двор. А во дворе она увидела двух ворон, которые вели между собой оживленный разговор.

    Воспитатель предлагает детям представить себя в роли ворон и разыграть разговор. Одна из ворон рассказывает, как она повеселилась на дне рождения у своей подруги, какой был чудесный торт, как они громко пели песни, танцевали. Вторая ворона слушает и очень сожалеет о том, что не попала на этот праздник. Общаются вороны карканьем.

    Во второй ситуации одна из ворон рассказывает о страшном случае, который с ней произошел. Во дворе, где она клевала корку хлеба, появился злой мальчишка и чуть не поймал ее. Вторая ворона сочувствует подруге и радуется, что та вовремя смогла улететь.

     

    Разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова«Киска»

    Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла?

    Киска:    Не могу я с вами жить,

    Хвостик негде положить.

    Ходите, зеваете,

    На хвостик наступаете!

    Сначала это стихотворение разучивается в свободное время, вне занятия. Затем, на занятии, дети, разыгрывая ситуацию в паре, могут импровизировать интонации. Например, воспитатель ставит задачу: Хозяйка рада, что нашла Киску, или, наоборот, Киска относится к ней с пренебрежением.

    Киска обижена на Хозяйку или рассержена и очень рада, что ушла из дома.

    Взаимоотношения героев могут быть различными. Каждая пара детей представляет свою вариацию.

    — Эй, Кисоньки мои, идите, я вас молоком угощу. Кусочек колбаски дам. По спинке поглажу.

    Дети, изображая Кисоньку, «лакают молочко» из воображаемой миски, жуют воображаемую колбаску, прогибают спинку и мурлыкают. Движения детей — импровизация.

    Расскажи стихи руками.

    Цель:  побуждать детей к импровизации.

    Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

    Кот играет на баяне,

    Киска — та на барабане,

    Ну, а Зайка на трубе

    Поиграть спешит тебе.

    Если станешь помогать,

    Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

    Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.

     

     «Давайте хохотать»

    Цель: развивать навыки импровизации и монологическую речь.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить любую полюбившуюся песню. Спеть ее, а затем мелодию песни без слов похохотать. Сначала играет воспитатель: он «хохочет» песню, а дети отгадывают, что это за песня. Затем каждый из детей «хохочет» мелодию своей песни, все остальные отгадывают.

    Воспитатель собирает детей в кружок на копре и предлагает произнести фразу «Скоро, скоро Новый год, что же он нам принесет?» с различными интонациями. Для начала уточняется, с какими интонациями может быть произнесена эта фраза (задумчиво, уверенно, с чувством неудовольствия, с сожалением, с радостью, с ожиданием волшебства и т.д.).

    Ребенок произносит фразу, затем поясняет, почему выбрана именно эта интонация.

    Расскажи стихи с помощью мимики и жестов.

    «Убежало молоко» (М.Боровицкая)

    Цель: развивать пантомимические навыки у детей

    Разогрелось — и назад:

    Вниз по лестнице скатилось,                       Вдоль по улице летело,

    Вдоль по улице пустилось,                           Вверх по лестнице пыхтело

    Через площадь потекло,                               И в кастрюлю заползло,

    Постового обошло,                                          Отдуваясь тяжело.

    Под скамейкой проскочило,                        Тут хозяйка подоспела:

    Трех старушек подмочило,                           Закипело?

    Угостило двух котят,                                        Закипело!

    В пантомиме участвуют все дети. Перед началом можно вспомнить и спросить детей, видели ли они, как «убегает» из кастрюли молоко. Стихотворение читается несколько раз, уточняются движения и мимика. Детей можно разделить на подгруппы: зрители и актеры. Затем дети меняются.

    Воспитатель собирает детей около себя и предлагает вспомнить сказку «Колобок». Некоторые сценки из сказки можно проиграть. А затем детям предлагается следующий вариант разыгрывания: все роли в сказки пропеть. Причем мелодии придумывают сами актеры. Это задание сложное, поэтому сначала воспитатель пропевает вместе с детьми. Можно использовать шапочки-маски и театральные костюмы.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Сказка о том , как появился карандаш" с использованием песочной терапии.

    .Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией.Задачи: Образовательные:- формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, ис...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Зимушка-зима».

    В данном конспекте непрерывной образовательной деятельности представлена работа с детьми по развитию фонематических функций, активизации и обогащению словаря по теме "Зима. Зимующие птицы.Используются...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) по образовательной области «Познавательное развитие» «День рождения бабочки»

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи)по образовательной области «Познавательное развитие»...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Лягушка - путешественница»

    Конспект занятия по речевому развитию  для детей старшей группы, направленных на развитие речевого творчества....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Весенние месяцы»

    Разработанный мной конспект НОД с детьми старшей группы по ОО "Познавательное развитие" "Весенние месяцы" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образов...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Зимние месяцы»

    Разработанный мной конспект НОД с детьми старшей группы по развитию речи "Зимние месяцы" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии: здоров...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области художественно – эстетическое развитие «Зимняя сказка»

    расширять и уточнять представления детей о времени года – зима;учить видеть и сравнивать характерные особенности деревьев в разное время года;познакомить детей с новым способом рисования, «...