Балалайка - символ России
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Урываева Татьяна Борисовна

НОД по музыкальному развтию в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_peredel_-balalayka.docx36.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 78»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект непосредственно образовательной    деятельности, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие»

                                                  выполнила

                                 музыкальный руководитель

Урываева Татьяна Борисовна.

Основная образовательная программа дошкольного образования

«Детский сад 2100». Сборник материалов в трех частях/ Научные руководители –академик РАО, доктор психол. наук Д.И. Фельдштейн ,член-корр. РАО, доктор пед. наук, проф. Р.Н. Бунеев, научный редактор и составитель О.В.Чиндилова-М.:Баланс,2017

Возрастная группа: старшая группа (5-6лет)

Тема:"Балалайка -как символ Родины".

Направление образования и развития: "Художественно-эстетическое  развитие."

Цель: Формирование патриотических чувств дошкольников на основе музыкальной деятельности.

Задачи: 

Образовательная:

Продолжать систематизировать знания детей о русском народном инструменте- балалайке: форме, материале, способе звукоизвлечения. Формировать представления о р.н.п. "Камаринская"на примере творчества П.И. Чайковского.

Развивающая:

Развивать способность детей узнавать знакомые музыкальные произведения, эмоционально на них откликаться, развивать умение самостоятельно подбирать инструмент, соответствующий звучанию инструмента в музыкальном отрывке  пьесы.  Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук; Формировать певческий голос и выразительность движений.

 Воспитательная:

Воспитывать умение работать в команде, доброжелательное и уважительное  отношение друг к другу  . Обеспечить условия для развития социальных навыков детей- умения слушать и слышать дуг друга, действовать в одиночку и коллективно. Воспитывать к интерес к  русским народным музыкальным инструментам и желание играть на них.

Здоровьесберегающая:

.Обеспечивать рациональное  использование динамических поз и удовлетворение  в двигательной активности детей.

Виды деятельности:

 музыкальная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры, решение проблемной ситуации, пение, исполнение танцев, экспериментальная деятельность.

Оборудование: посылка с русскими народными музыкальными инструментами(балалайка, ложки, гармошка. дудочка, барабан), фонограмма музыкальных фрагментов звучания этих инструментов, портрет П.И. Чайковского, фонограмма муз. отрывка р.н.п. "Лебедушка", иллюстрация Васнецова к р.н.п. "Лебедушка", шапочка -собачки, макеты желтых и синих балалаек, аппликации детей  сделанные в группе, клей, домик.

Предварительная работа: предварительное знакомство детей со звучанием русских народных инструментах (ложки, бубен, гармошка, дудочка), разучивание пальчиковой гимнастики "Народные музыкальные инструменты", песни "С балалайкой веселей", танца" Чудо балалайка", текста игры под р.н.п. "Во саду ли, в огороде",подготовка аппликаций детей .для украшения балалаек в группе.

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Вводная часть- мотивационный этап, подведение детей к целеполаганию.

Муз.рук..: Показывает посылку и привлекает к ней детей, предлагает заглянуть во внутрь,

обнаруживают много инструментов инструментов. Воспитатель выкладывает их на стол, балалайку не достает.

Дидактическая игра: "Угадай, какой инструмент звучит ?"

Игровые задачи: по музыкальному фрагменту узнавать по звучанию и определять название муз. инструмента.(Звучат музыкальные отрывки (гармошка, дудочка, ложки , бубен, барабан).

Организация затруднения.

Проблемная ситуация.

Муз. рук. ставит музыкальный отрывок , где бренчит балалайка и предлагает детям угадать звучащий инструмент

Воспитатель достает балалайку и сообщает, что это- русский народный инструмент-балалайка.

Муз. рук. предлагает определить жанры произведений в которых может звучать этот инструмент.

Педагог предлагает свою помощь.

Дети под р.н.м. входят в зал.

Дети подходят к столику с посылкой.

Игра "Угадай какой инструмент звучит?".

Дети угадывают какой инструмент звучит и находят соответствующий ..

Дети садятся на стульчики.

Дети пытаются угадать инструмент который слышат.

Дети высказывают   свои предположения  на поставленный вопрос.

II. Основная часть Изложение нового материала

Муз.рук.: 

Педагог предлагает детям продолжить свое знакомство с русским народным инструментом-балалайкой.

Воспитатель: Показывает балалайку, просит детей высказать свои предположения, из чего сделана балалайка.

Муз. рук.:  Педагог рассказывает о строении  музыкального инструмента, из чего он сделан,  способ звукоизвлечения , на что он похож., просит детей ответить на вопросы:"Для чего балалайке струны?" "Почему инструмент называется не только струнным , но и щипковым, для чего   балалайке струны.

Рассказывает историю возникновения балалайки, кто ее придумал, откуда пошло название инструмента, где звучала балалайка.

Слушание музыки.

Муз.рук:

На примере творчества великого русского композитора П.И. Чайковского предлагает детям прослушать"Камаринскую", рассказывает детям  что такое "Камаринская", почему композитор написал пьесу где звучит балалайка. (Камаринская"-это знаменитая р.н. пляска, очень радостного, задорного, веселого характера, исполнялась в быстром темпе на различных народных гуляниях и праздниках.) После прослушивания пьесы спрашивает детей, какую по характеру музыку они услышали, что можно делать под эту музыку

Муз.рук: Предлагает детям прослушать отрывок из р.н.п." Лебедушка"

Воспитатель:  (на фоне фонограммы читает стихотворение ):

Вдоль по реченьке, лебедушка плывет.

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает

На цветы водичку смахивает.

Муз. рук, показывает детям иллюстрацию к р.н.п. "Лебедушка", которую нарисовал русский художник  Васнецов, предлагает ее рассмотреть. просит ответить детей, какую по настроению музыку они услышали, Педагог акцентирует внимание детей, на том что  балалайка может звучать по разному и на ней можно исполнять разную по характеру музыку.

Самостоятельная деятельность детей.

Пение, распевание:

Муз. рук. предлагает детям вспомнить и исполнить веселую песню про балалайку, но сначала немного распется

"Балалайка развеселая" распевка. песня "С балалайкой веселей"

Воспитатель:( читает подводку к танцу)

Заиграй-ка балалайка- три струны,

Не зевайте, выходите. поскорее плясуны!

Танец:"Чудо-балалайка".

Воспитатель предлагает детям, под веселое звучание балалайки, поиграть в знакомую игру. "Лохматый пес". Считалочкой("12345- будешь нас ты догонять) воспитатель выбирает пса, одевает ему шапочку.

Подведение итогов:

Муз.рук: педагог обобщает рассказом"Почему балалайка является символом нашей Родины? Задает вопросы детям:" Где может использоваться балалайка? Как она звучит? Что нового вы узнали о ней?  Кто создал этот инструмент?Какой русский композитор написал свое произведение, где звучит балалайка и как оно называется?

Муз рук:( обобщает) Балалайку создал наш народ и очень ее полюбил за веселый, задорный нрав.

Закрепление и усвоение: Почему она является символом нашей Родины?

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Муз.рук:

Педагог спрашивает у детей понравилось ли им сегодняшнее занятие?

А что больше всего понравилось? Что интересного вы узнали? Веселее играть  с балалайкой? Предлагает детям подойти к столику, и тем кому понравилось занятие выбрать красную ноту, кому не осень- синюю

Применение в новых условиях усвоенной информации.

Муз. рук. предлагает детям подумать, в каких жанрах музыки может звучать балалайка? Под балалайку , что мы можем нового разучить, узнать? (в разучивании новых танцев, песен, частушек, в оркестре р.м.и.)

Дети рассматривают инструмент, пытаются ответить на вопрос: "Из чего сделана балалайка?"

Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети слушают рассказ педагога.

Дети слушают произведение П.И.Чайковского "Камаринская"

Ответы детей-(быстрая, веселая)

Дети высказывают свои предположения.(веселиться, играть, плясать)

Дети слушают р.н.п. "Лебедушка", отрывок стихотворения, рассматривают иллюстрацию Васнецова

Ответы детей (грустная , медленная)

Дети исполняют распевку "Балалайка развеселая", поют песню "С балалайкой веселей."

Дети исполняют танец "Чудо- балалайка".

Дети играют в игру "Лохматый пес"

Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети отвечают на поставленные вопросы

Дети подходят к столику, выбирают  ноту.(кому понравилось- красную , кому нет-синюю)

Ответы детей

Дети  под  р.н.м. уходят с занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Балалайка-символ России

Балалайка-символ России...

Сценарий интегрированного музыкального занятия «Балалайка – символ русской старины»

Сценарий праздника включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности детей. Подобран интересный и доступный информационный материал, направленный на расширение кругозора ребенка о русском на...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....