Перспективное планирование НОД образовательной области "Музыка" в старше-подготовительной группе
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Прыгунова Елена Вячеславовна

Перспективное планирование в старше-подготовительной группе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

                                                                                                

                                                                

                                                                             

Перспективное планирование НОД

образовательной области «Музыка»

в старше – подготовительной  группе

На 2018 – 2019 учебный год

Планирование разработано с учетом интеграции образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, здоровье, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность, физическая культура

Слушание

Месяц

Задачи

Репертуар

Музыкальная среда развития

На занятиях

В группе

В семье

Сентябрь  

Вызвать у детей эмоциональный отклик на быстрый, стремительный характер музыкального произведения, передающего охотничий азарт.

Предложить детям определить характер произведения и дать ему название.

«Охота» («Сентябрь»)

Муз. П.Чайковского

«Колыбельная Светланы»

Муз. Т.Хренникова

Рассказать о традиции осенней охоты.

Иллюстрации и малые скульптурные формы с изображением охотников и собак.

Отрывки из произведений русских писателей об охоте (Тургенев, Пришвин).

Репродукции картины В.Перова «Охотники на привале».

Чтение стихотворения:

Жмурят глазки малые детки,

Малым деткам время в кровать,

Птицы тоже дремлют на ветке, -

Время настало всем засыпать.

Смотрит в окна темная ночка,

Спит за печкой серый сверчок,

Спи спокойно, куколка-дочка,

Спи, моя кукла, ляг на бочок.

Смотрит в окна темная ночка

Придумать рассказ по картине В.Перова «Охотники на привале», используя впечатления от прослушанного музыкального произведения.

Показать детям отрывки из мульфильма «Про медвежонка, который не хотел спать».

Экскурсия в осенний лес, беседа об увиденном. Просмотр кинофильмов «Гусарская баллада», «Цирк», мульфильма «Про медвежонка, который не хотел спать».

Октябрь  

Учить соотносить иллюстрацию с изображением осеннего пейзажа с характером музыкального произведения.

Рассказать о танцевальном жанре «мазурка», обратить внимание на своеобразный ритмический рисунок.

«Осенняя песнь» («Октябрь»)

Муз. П.Чайковского

 «Мазурка»

Муз. И.Берковича

Иллюстрации с изображением осеннего пейзажа. Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию».

Танцевальная импровизация с осенними листьями.

Чтение  стихотворения С.Есенина

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Рассказ о жанре «мазурка».

Показ рисунка танца подготовленной танцевальной парой.

Прослушать  фрагмент балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского.

Музыкально-дидактическая игра «Прохлопай ритмический рисунок».

Посещение театра оперы и балета, просмотр балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского.

Ноябрь

Продолжать знакомство с музыкой П.И.Чайковского «Времена года».

Во время прослушивания музыкального произведения обратить внимание детей на топот копыт, звон колокольчиков. Предложить детям самостоятельно определить жанр, характер и дать название произведению. Обратить внимание на ноющий, плачущий характер музыки, помочь услышать два голоса.

«На тройке» («Ноябрь»)

Муз. П.Чайковского

«Две плаксы»

Муз. Е. Гнесиной

Иллюстрации, шкатулки Палеха с изображением тройки лошадей.

Знакомство с русской народной песней «Над полями да над чистыми». Припев подыграть на колокольчиках:

Ну, дружней, звончей, бубенчики,

Заливные голоса!

Эх, ты удаль молодецкая,

Эх, ты девичья краса!

Музыкально-дидактическая игра «Подбери картошку».

Чтение стихов о «Юле-капризуле» (В.Гутянский) и «Ревушке-коровушке» (А.Барто).

Предложить детям фрагмента из мультфильма «Снежная королева». Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» с рассматриванием иллюстраций.

 Этюд на развитие эмоций «Две плаксы».

Просмотр  мультфильма «Снежная королева», рассматривание картин, иллюстраций с изображением тройки лошадей.

Декабрь

Обратить внимание детей на плавный, «вьющийся», певучий характер музыки.

Предложить детям определить жанр, характер произведения и придумать название.

Вызвать эмоциональный отклик на таинственный, сказочный характер музыки.

«Святки» («Декабрь»)

Муз. П.Чайковского

«В пещере горного короля»

Муз. Э.Грига

Рассказ о русском народном обряде святочного гадания (Уральский регион).

Чтение отрывка из поэмы В.Жуковского «Светлана». Рассказ об истории Пер Гюнта.

 Колпачки для гномиков. Бумажные гномики. Макет пещеры или замка.

Просмотр мультфильма «В пещере горного короля».

Театрализованная игра «В пещере горного короля».

 Познакомить детей со святочным гаданием.

Беседа о русском народном обряде святочного гадания.

Просмотр мультфильма «В пещере горного короля», прослушивание аудиозаписи с музыкальными произведениями Грига, Чайковского.

Январь

Учить детей соотносить художественное слово, иллюстрации с музыкальным сопровождением.

Обратить внимание детей на средства музыкальной выразительности, используемые композитором для изображения метели.

Предложить детям проявить свои ощущения, настроения в движении.

«У камелька» («Январь»)

Муз. П.Чайковского

«Вальс»

Муз. Г.Свиридова

Иллюстрации, изображающие зимний вечер у камина. Чтение стихотворения А.С.Пушкина

«Буря мглою небо кроет…».

Создание уютной обстановки при помощи зажженных   свеч, чтение стихов под музыку.

Музыкально-дидактическая игра «Подбери иллюстрацию» (зимний пейзаж).

Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» (звучание музыкальных инструментов).

Динамическое упражнение «Снежинки».

Наблюдение за падающими снежинками под музыкальное сопровождение.

Литературно-музыкальный вечер

«У камина».

Февраль

Рассказать детям о русском народном празднике Масленица.

Обратить внимание на светлый, солнечный характер музыки.

Познакомить детей с военным оркестром и с историей этого марша.

Обратить внимание на оптимистический характер музыки.

«Масленица» («Февраль»)

Муз. П.Чайковского

Марш «Прощание Славянки»

Муз. В.Агапкина

Рассказ о русском народном празднике Масленица.

Рассказ о военном оркестре и истории этого марша.

Прослушивание марша в исполнении духового оркестра.

Иллюстрации с изображением военного парада.

Просмотр  мультфильма «Снегурочка».

Беседа, рассматривание иллюстраций, о празднике Масленица.

Пение масленичных песен (Уральский фольклор).

Экскурсия в воинскую часть.

Игра в «военный парад».  

Посещение культурно-массовых мероприятий, связанных с празднованием Масленицы.

Просмотр военных  парадов на городской площади и по телевидению.

Март

Обратить внимание детей на трехчастную форму, предложить определить характер произведения.

Дать понятие «трель».

Сравнить произведение П.И.Чайковского с пьесой «Жаворонок» М.И.Глинки.

Предложить детям высказать впечатления о прослушанном произведении и отобразить настроение в движении.

«Песнь жаворонка» («Март»)

Муз. П.Чайковского

«Жаворонок» Муз.М.Глинки

«Весело-грустно»

Муз. Л.Бетховена

Репродукция картины И.Левитина «Март»

Чтение  стихотворений

Еще природа не проснулась

Но сквозь редеющего сна

Весну  прослышана она

И ей невольно улыбнулась.

 «На солнце  темный лес загудел,

в долине  пар белеет тонкий,

и песню раннюю запел

в лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкал.

«Весна пришла к нам молодая!

Я здесь пою приход весны!»

Наблюдение за пробуждением природы во время прогулки.

Придумывание небольшого рассказа на тему «Два настроения», изображение этих настроений в движении.

Музыкально-дидактическая игра «Весело-грустно».

Отобразить в рисунке свои впечатления о музыке.

Я рисую вечер,

Темные дома,

В окнах зажигаю

Огоньки сама.

Загорелся красный,

Желтый, голубой…

Я рисую дождик,

Лужи под сосной.

Мне совсем не трудно

Вечер рисовать.

Только очень грустно маму долго ждать.

Апрель

Продолжать учить детей определять характер музыкального произведения, его строение.

Учить детей узнавать знакомые музыкальные инструменты при прослушивании музыкального произведения в исполнении оркестра.

«Подснежник» («Апрель»)

Муз. П.Чайковского

Русские народные песни в исполнении оркестра народных инструментов (аудиозапись)

Иллюстрации с изображением подснежников.

Чтение  стихотворений:

«В лесу, где березки

столпились гурьбой,

подснежник глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда,

Что это весна?».

«Это кто в саду

под кленом

вылез в платьице зеленом?

Что за беленький цветок,

Самый первый, самый смелый,

Пробрался через ледок?

Просмотр мульфильма «Цветочная фантазия».

Чтение сказки «Двенадцать месяцев».

Танцевальная импровизация под музыку.

Игра в оркестр.

Просмотр м/ф «Двенадцать месяцев».

Наблюдение за подснежниками в природе.

Прослушивание в аудиозаписи оркестра русских народных инструментов.

Май

Предложить детям самостоятельно определить форму произведения, его характер.

Обратить внимание детей на то, как тема (главная мелодия) переходит из одного регистра в другой.

«Белые ночи» («Май»)

Муз. П.Чайковского

«Веселый крестьянин» Муз. Р.Шумана

Иллюстрации с изображением Невы, города, белых ночей.

Музыкальные инструменты (картинки) –

Свирель, коровье ботало, колокольчик, рубель.

Аудиозапись пения птиц, шума весеннего леса.

Придумывание рассказа, навеянного впечатлениями от прослушиваемого произведения.

Экскурсия  в весенний лес, слушание пения птиц, шума весеннего леса.

Беседа о красоте родного края, родной природы.

Прослушивание любимых музыкальных произведений.

Прогулка по весеннему лесу.

Слушание в аудиозаписи музыкальных произведений П.И.Чайковского из альбома «Времена года».

Исполнительство (Пение)

Месяц

Задачи

Репертуар

Музыкальная среда развития

На занятиях

В группе

В семье

Сентябрь

Дать детям понятие о русской народной песне.

Учить  их петь выразительно, протягивая звуки.

«Бай, качи, качи» русская народная песня «Куда летишь, кукушечка».

 Русская народная песня «К нам гости пришли» муз. А.Александрова

Импровизировать концерт, выбрать солистов, зрителей.

Чтение  стихотворения «Мы печем, пшеничим».

Стр.6

Рассказ  о народной песне самарского региона.

Знакомство с песней

Игра «Плетень» муз.В.Калинникова

Повторение песен, выученных на занятии.

Прослушивание  русских народных песен в аудиозаписи.

Октябрь

Учить петь песню, сопровождая ее импровизационными движениями.

Продолжать знакомить детей с русскими народными и уральскими традициями.

Учить детей петь протяжно, спокойным, естественным голосом. Петь соло, подгруппой, цепочкой и т.д.

«Падают листья» муз.М.Красева

«Как пошли наши подружки» русская народная песня.

«Урожайная» муз.А.Филиппенко

«Еж» муз.Ф.Лещинской

Принести репродукции с осенними пейзажами, прочитать стихи об осени:

«Опустел скворечник,

улетели птицы,

листьям на деревьях тоже не сидится.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый,

Красный, разноцветный.

Беседа об урожае.

Загадки про овощи.

Предложить детям аккомпанировать на любимом музыкальном инструменте.

Загадка:

«Под соснами, под елками

лежит мешок с иголками.

На спине иголки длинные и колкие.

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног (ежик).

Чтение и инсценирование шуточного стихотворения: «Раз один садовод» стр.9

Театрализованная игра «Мы ходим в огород».

Слушание песни «Овощи».

Рисование на тему «Листопад», «Овощи».

Наблюдение за осенним пейзажем.

Рисование на тему «Листопад»,

«Овощи» под муз. сопровождение. Повторение песен, выученных на занятии.

Ноябрь

Учить детей петь спокойным, естественным голосом, в интонациях передавать характер песни.

«Жил-был у бабушки серенький козлик».

Русская народная песня «От носика до хвостика» муз.М.Парцхаладзе.

«Котенька-коток»

русская народная колыбельная.

Иллюстрации или игрушка козлика.

Предложить детям инсценировать песню, проявляя свое творчество.

Чтение потешки

«Как у нашего кота

шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Изобразить в движении образ котика.

Инсценирование песни «Жил-был у бабушки серенький козлик».

Предложить детям придумать еще какие-нибудь приключения щенка, сочинить небольшой рассказ.

Чтение потешек, пение колыбельных песенок (Самарский фольклор)

Сочинить несколько куплетов про щенка, дать ему кличку. Нарисовать его портрет.

Декабрь

Учить детей петь спокойным, естественным голосом, различать припев и куплет, начинать пение после вступления. Учить сочетать пение с движением.

«Наша елка»

Муз. А.Островского.

«Саночки» муз.А.Филиппенко.

«Елочка» муз.Е.Тиличковой

«Дед Мороз» муз.В.Витлина

«Сею-вею снежок» русская народная песня.

Показать  иллюстрации с изображением украшенной елки, принести несколько елочных игрушек, игрушечного Деда Мороза.

Чтение потешки:

«Как по снегу,

по метели

трое саночек летели,

и шумят, и гремят,

колокольчики звенят! Дзинь».

Повторение песен, выученных на занятии.

Придумывание движений, сочетать пение с движением.

Зимние подвижные игры, забавы.

Заучивание стихов к Новому году.

Подготовка к Новому году, изготовление игрушек, украшений для елки.

Повторение песен, выученных на занятии.

Изготовление подарков, разучивание стихов про Новый Год, елку, Деда Мороза.

Январь

Учить детей петь, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах.

Петь, согласовывая движения с текстом.

Познакомить детей с русскими народными зимними и рождественскими песнями.

«Голубые саночки» муз.М.Иорданского.

«Ой ты, зимушка-сударушка» русская народная песня.

«Веселое Рождество» английская народная песня.

Предложить  детям аккомпанировать себе на музыкальных инструментах (колокольчиках, треугольниках).

Придумать движения к песне, согласовывать с текстом.

Рассказ о Рождестве (во всем мире, в России, на Урале).

Познакомить с рождественскими песнями Уральского региона.

Рассказать об обряде колядования.

Колядки (самарский фольклор).

Разучивание рождественских песенок, колядок.

Февраль

Учить петь, передавая задорный и веселый характер песни.

«Блины» русская народная песня.

«Перед весной» русская народная песня.

«Песенка друзей» муз.В.Герчик.

«А мы Масленицу дожидаем» русская народная песня

«Мамин праздник» муз.Ю.Гурьева

Рассказать о традициях печь блины на Масленицу, о масленичной неделе.

Рассмотреть репродукцию картины В.Сурикова «Взятие снежного городка».

Чтение стихотворения:

«Только просыпаюсь – улыбаюсь я,

солнышко целует

ласково меня.

Я смотрю на солнце –

Маму вижу я,

Мое солнце –

Мамочка моя!»

Предложить вниманию детей мульфильма «Веснянка», фрагмент из мульфильма «Снегурочка».

Заучивание закличек, песенок (Уральский фольклор).

Просмотр мультфильмов «Веснянка», «Снегурочка».

Посещение культурно-массовых мероприятий, посвященных празднованию Масленицы.

Март

Продолжать учить детей петь слаженно, спокойным, естественным голосом, передавая в пении характер песен. Познакомить детей с гаммой, учить ее пропевать интонационно правильно.

«Мама» муз.А.Бакалова

«Про козлика» муз.Г.Струве.

«Песенка-чудесенка» муз.А.Берлина

«Песенка о гамме»

муз.Г.Струве.

«Ой, бежит ручьем вода»

украинская народная песня.

Частушки.

«У меня ль во садочке» русская народная песня.

Принести иллюстрации с изображением мамы и ребенка.

Стихи о маме.

Предложить ребенку сыграть гамму на металлофоне, согласовывая исполнение с пением детей.

Чтение стихотворения о весне:

«Отшумела злая вьюга…»

стр.22

Разучивание стихов о маме, повторение выученных песен.

Музыкально-дидактическая игра «Лесенка» (металлофон).

Рассматривание иллюстраций, изображающих хоровод украинских девушек в национальных костюмах.

Повторение песен, выученных на занятии.

Самостоятельное  исполнение гаммы на любом музыкальном инструменте.

Апрель

Учить передавать в пении веселый, задорный характер песни, придумывать движения, проявлять творчество. Петь соло, по цепочке, дуэтом и т.д.

«Где был, Иванушка?»

Русская народная песня.

«Прибаутка»

«По деревне идет Ваня-пастушок»

русская народная песня.

«Так уж получилось»

муз.Г.Струве.

Придумать движения, характерные для героев песни, проявлять свое творчество. Совершенствовать игру на ложках.

Инсценирование песни (элементы костюмов). Придумать образные движения, выполнять их выразительно, пластично.

Продолжать работу по инсценированию песен, привлекая к инсценировке поочередно всех детей.

Повторение выученных песен, импровизационные танцевальные движения.

Май

Учить передавать в пении характер песни-веселый, шуточный, озорной, грустный, ласковый, спокойный и т.д. Исполнять песни легким звуком, без напряжения, в оживленном или медленном темпе

«Веселые путешественники» муз. М.Старокадомского

«Колобок» муз.Г.Струве.

«Про лягушек и комара»

муз.А.Филиппенко

Упражнения на дыхание, артикуляцию.

Музыкально-дидактическая игра «Телефон».

Инсценирование выученных песен (атрибуты, костюмы, музыкальные инструменты).

Музыкально-дидактическая игра «Веселый поезд».

Повторение песен, выученных за год, исполнение и инсценирование любимых песен.

Работа над развитием чувства ритма. Музицирование

Месяц

Задачи

Репертуар

Музыкальная среда развития

На занятиях

В группе

В семье

Сентябрь

Продолжать учить детей пропевать, прохлопывать, проигрывать на музыкальном инструменте ритмические рисунки.

Учить проигрывать ритм по фразам.

Ритмизированный текст.

Игра «Дирижер» (ритмичная мелодия).

Ритмические карточки.

Текст:

Горн трубит

Сигнал с утра –

На зарядку нам пора.

Ту-ру-ру! Ту-ру-ру!

Ту-ру-ру-ру-ру!

Музыкальные инструменты.

Ритмические карточки.

Музыкальные инструменты.

Аудиозапись.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото».

Ритмические карточки.

Музыкальные инструменты.

Аудиозапись.

Музыкально-дидактическая игра «Эхо».

Октябрь

Учить детей играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой.

Уметь выкладывать ритм, произнести его и сыграть.

Дать понятие «акцент».

«Барабанщик».

Игра «Гусеница»

Игра «Дирижер».

Барабан.

Ритмизированный текст:

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Фланелеграф.

Карточки с изображением звуков.

Музыкальные инструменты.

Аудиозапись. Музыкальные инструменты.

Музыкально-дидактическая игра «Барабанщик».

Аудиозапись. Музыкальные инструменты.

Ноябрь

Познакомить детей с графическим изображением паузы. Отхлопывать ритм с паузой.

«Марш»

Игра «Дирижер»

Фортепианное исполнение или аудиозапись маршевой музыки.

Фланелеграф. Графическое изображение паузы. Ритмические карточки.

Аудиозапись.

Ритмические карточки.

Аудиозапись.

Ритмические карточки.

Декабрь

Учить называть имя по ритмическому рисунку, отхлопывать в ладоши уменьшительное имя.

Игра в имена.

Игры:

«Паровоз»,

«Гусеница»,

«Дирижер».

Музыкально-дидактическая игра «Вопрос-ответ»

Музыкальные инструменты.

Иллюстрации.

Музыкально-дидактическая игра «Вопрос-ответ»

Аудиозапись.

Музыкальные инструменты.

Аудиозапись.

Музыкальные инструменты.

Январь

Продолжать учить детей играть выложенный ритм на музыкальных инструментах. Побуждать детей к сочинению.

«Сочиняем песню».

Игры: «Гусеница»

«Паровоз»

«Дирижер».

Ритмические карточки.

Картинки.

Музыкальные инструменты.

Музыкально-дидактическая игра

 «Мы – композиторы»

Ритмические карточки.

Картинки.

Музыкальные инструменты.

Музыкально-дидактическая игра

«Подбери картинку»

Ритмические карточки.

Картинки.

Музыкальные инструменты.

Февраль

Продолжать учить детей отхлопывать ритм, играть его на музыкальных инструментах.

Игра «Аты-баты или мышата»

Игра «Дирижер».

Музыкально-дидактическая игра «Вопрос-ответ»

Музыкальные инструменты.

Ритмические карточки.

Музыкально-дидактическая игра «Вопрос-ответ»

Музыкальные инструменты.

Аудиозапись.

Музыкальные инструменты.

Аудиозапись.

Март

Учить детей прохлопывать ритм по фразам, играть на музыкальных инструментах.

Игры: «Гусеница»

«Паровоз»

«Черная курица» чешская народная песня.

Игра «Дирижер».

Ритмические карточки.

Музыкальные инструменты.

Ритмические карточки.

Музыкальные инструменты.

Аудиозапись.

Игрушки.

Ритмические карточки.

Музыкальные инструменты.

Аудиозапись.

Игрушки.

Апрель

Продолжать учить выкладывать ритмический рисунок, играть его на любом инструменте, петь и играть по фразам.

Игра «Эхо» (любая простая песенка)

Игра «Дирижер»

Ритмические карточки.

Фланелеграф, карточки с изображениеми звуков.

Музыкальные инструменты.

Ритмические карточки.

Музыкальные инструменты.

Музыкально-дидактическая игра «Эхо».

Игра «Дирижер» (аудиозапись).

Ритмические карточки.

Музыкальные инструменты.

Музыкально-дидактическая игра «Эхо».

Май

Учить детей чувствовать ритм, уметь пропеть, прохлопать, проиграть любое музыкальное произведение с заданным ритмическим рисунком.

Игры, пройденные в течение года.

Ритмические карточки.

Фланелеграф, карточки со звуками.

Музыкальные инструменты.

Аудиозапись. Ритмические карточки.

Музыкальные инструменты.

Аудиозапись. Ритмические карточки.

Музыкальные инструменты.

Выразительные движения

Месяц

Задачи

Содержание

Музыкальная среда развития

Оборудование и наглядный материал

Художественное слово

Музыкальный репертуар

Сентябрь

Развивать способность чувствовать (понимать) партнера в образно-пластическом взаимодействии.

Побуждать к поиску творческих решений в «вылепливании фигур из глины»

Развивать выразительность исполнения в передаче двигательной пластики старого человека и молодого.

Побуждать детей к поиску деталей, «штрихов», обогащающих образ.

«Лепим из глины»

«Старый – молодой»

«Дед и бабка»

Магнитофон

2-3 больших стула, гимнастические скамейки, длинные веревки.

Сюита старинных танцев.

Русская народная пляска «Камаринская».

Русская народная песня «Как у наших у ворот», обработка А.Курченко

Октябрь

Развивать у детей умение проигрывать целостный сюжет сказки по ролям, стараясь выразительно передавать  характеры персонажей.

Знакомить со способом условно-сценического взаимодействия партнеров: поимка Жар-птицы с помощью воображаемой веревки.

Побуждать к поиску выразительных деталей в изображении действий, пластики персонажей.

Создать условия для возникновения у детей представления о целостности сюжета и последовательности эпизодов сказки «Петя и Волк»

Развивать выразительность  исполнения образов старика и мальчика в рамках эмоционально-пластического взаимодействия персонажей

«Колобок»

«Иван и Жар-птица»

Слушание сказки с музыкой (нерегламентированная деятельность).

«Петя и дедушка»

Магнитофон.

Бубен.

2-3 больших стула,

гимнастические скамейки, длинные веревки.

Костюмы.

Сказка «Колобок»

Сказка «Петя и Волк»

Н.Вязьмин «Полька-кадриль»

Русская народная песня «Как у наших, у ворот», обработка А.Курченко

В.Моцарт «Концерт № 2 для клавесина с оркестром»

С.Прокофьев «Петя и Волк»

Ноябрь

Побуждать к творческому поиску двигательно-пластических деталей, в воплощении образов.

Продолжать  осваивать способ условно-сценического взаимодействия партнеров на новом содержании.

Побуждать детей к выразительному исполнению эпизодов по ролям.

«Петя, волк и птичка»

«Завершение».

Эпизоды:

«Петя и птичка танцуют»

«Дедушка и кошка»

«Утка спасается»

сказка «Петя и Волк».

Магнитофон.

Большие кубики, детские стульчики, длинные веревки, гимнастические скамейки.

Театральные костюмы.

Сказка «Петя и Волк».

В.Моцарт «Концерт № 2 для клавесина с оркестром»

С.Прокофьев «Петя и Волк»

А.Адан

«Жизель»

Вариации.

Декабрь

Развивать у детей умение чутко воспринимать (понимать) партнера.

Развивать умение передавать контрастную манеру исполнения движения: то пластическую (плавную), то механическую (отрывистую).

Развивать исполнительскую выразительность при воплощении образа танцующей куклы.

«Зеркало»

«Пластичный – механический.

Упражнения: «Учим куклу танцевать»

«Кукла танцует».

Магнитофон.

И.Бах

Г.Малер

Сюита

И.Штраус

«Пиццикато-полька»

С.Джоплин

«Стоп-тайм».

Январь

Развивать у детей способность придумывать варианты композиционного «решения» образно-пластического этюда.

Развивать выразительность исполнения образно-пластического этюда по ролям.

«Маша и Щелкунчик»

Магнитофон.

С.Джоплин

«Стоп-тайм».

П.Чайковский

«Щелкунчик (фрагменты).

Февраль

Развивать  пластическую выразительность в исполнении действий с воображаемым предметом (очень легким или очень тяжелым).

Развивать  способность искать и использовать способы условно-сценического взаимодействия партнеров.

Развивать  творческую фантазию детей, побуждая их искать необычные движения и пластику сказочных существ.

Развивать  «сочинительское» творчество, побуждая к поиску вариантов композиции образно-пластического произведения (этап: построение экспозиции)

«Легкий-тяжелый»

Упражнения:

«Поиграем с воздушным шариком»

«Поднимем тяжелый чемодан»

«Поднимем тяжелый камень»

«Фантастическое существо» (кикимора)

«Жил-был…»

Магнитофон.

А.Адан

«Жизель»

А.Лядов

«Кикимора»

В.Моцарт

«Соната

Фа-мажор»

Престо

Март

Развивать «сочинительское» творчество, побуждая детей к поиску вариантов композиции сюжетно-пластического произведения (этапы: построение завязки, построение кульминации и развязки).

Знакомить детей с условно-сценическим способом взаимодействия партнеров, передающим погоню одного персонажа за другим.

«И вот однажды…»

(сочинение сказки про зайчика).

«Преследование»

«Чем дело кончилось…»

Магнитофон

В.Моцарт

«Соната

Фа-мажор»

«Фантазия до минор»

И.Штраус «Полька»

Апрель

Побуждать детей к разыгрыванию целостного сюжета «Заяц и Волк» и на его основе выявить обобщенную схему композиционного построения образно-пластического произведения.

Развивать выразительность исполнения сказки по ролям.

Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих образ бабочки.

Подводить детей к использованию способа условно-сценического взаимодействия партнеров, передающего ловлю бабочки (воображаемым) сачком.

Развивать композиционное творчество, побуждая детей придумывать варианты воплощения сюжета, заданного в обобщенной схеме.

Развивать выразительность исполнения по ролям.

Сюжет «Заяц и Волк»

«Бабочка»

«Ловим бабочку»

«Медвежонок и бабочка»

«Встреча медвежонка с бабочкой»

«Медвежонок хочет летать»

«Расставание»

Магнитофон

А.Адан

«Жизель»

И.Штраус «Полька»

И.Бах

Г.Малер

«Сюита»

В.Моцарт

«Соната

Фа-мажор»

Престо

«Концерт № 2 для клавесина с оркестром»

А.Вивальди

«Концерт для фагота, струнных и чембало си бемоль мажор»

Май

Побуждать  детей к поиску выразительных средств, передающих характер фантастического персонажа, его необычные движения и пластику.

Развивать выразительность исполнения образа.

Развивать композиционное творчество.

Развивать выразительность исполнения сказки по ролям.

«Фантастическое существо»

«Лиса и птица»

«Встреча лисы с птицей»

«Лиса поймала птицу»

«Исполнение желаний»

Н.Вязьмин «Полька-кадриль»

П.Дюка «Ученик Чародея»

И.Штраус «Полька»

А.Вивальди

«Концерт для фагота, струнных и чембало до  мажор»

Пальчиковая гимнастика

Месяц

Текст игры

Движения

Сентябрь

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем

Пальцы  обеих рук соединяются ритмично в замок

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Повторить предыдущие движения.

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.

Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.

Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

Октябрь

В гости к пальчику большому

Прибегали прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный

И последний – сам мизинчик-малышок

Постучался на порог

Все пальчики – друзья!

Друг без друга нам нельзя!

Пальцы рук поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладони.

Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится.

Пошевелить мизинцами.

Постучать кулак о кулак.

Пожать ладони, меняя их.

Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки.

Ноябрь

На поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы дорогу открываем,

В этот домик приглашаем.

Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

Большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. Ладони поворачиваются параллельно друг к другу.

Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.

Декабрь

Стали гномы гостей приглашать,

Стали гномы гостей угощать.

Каждому гостю досталось варенье.

Пальчики склеило то угощенье

Плотно прижались ладошка к ладошке.

Гости  не могут взять даже ложки!

Указательным пальцем правой руки надавливать  по очереди на подушечки пальцев левой руки.

Указательным пальцем левой руки надавливать  по очереди на подушечки пальцев правой руки.

«Намазывать» варенье  на кончик каждого пальца.

Последовательно, начиная с большого, «склеить» - соединить соответствующие пальцы на обеих руках.

Прижать ладони одна к другой.

Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны – удивиться.

Январь

Утро настало,

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя,

разбуди соседей!

- Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!

Все потянулись и проснулись.

Кисти рук скрещены, пальцы растопырены – «солнышко с лучиками».

Четыре пальца правой руки сжаты в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять им круговые движения.

Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по кончикам пальцев левой руки, начиная с большого.

Щелчок в центр ладони.

Руки поднять вверх, пальцы вытянуть и быстро пошевелить ими.

Февраль

Вот мостик горбатый.

Вот козлик рогатый.

На мостике встретил он

Серого брата.

Упрямцу с упрямцем

Опасно встречаться.

И с козликом козлик

Стали бодаться.

Бодались, бодались,

Сражались, сражались

И в речке глубокой

Вдвоем оказались.

Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой.

Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, на них  положить согнутый большой. Указательный и мизинец вытянуть вперед.

Сделать «козу» левой рукой.

Соединить указательные пальцы и мизинцы.

Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать вверх то правую, то левую руку.

Разъединить руки и опустить обе «козы» вниз пальцами.

Март

У тебя скажи, паук,

Сколько  ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

- Когда лапы по дорожке

ходят – это мои ножки.

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки.

Если  попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки!

Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивая кисти рук, соединить большой палец правой руки с мизинцем левой, снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и т.д.

Поочередно соединять одноименные пальцы рук.

Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими.

Соединить четыре пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Выполнить движение, имитирующее вязание.

Запястье одной руки положить на запястье другой, широко раздвинув пальцы и плавно пошевелить ими.

Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить.

Апрель

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Побежали, побежали

И друг дружечку  догнали!

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли.

Все пальцы изображают движение ног у сороконожки.

Пальцы правой руки бегут по левой руке, пальцы левой руки бегут по правой руке.

Пальцы встречаются на груди.

Сцепить пальцы в замок. Потянуть сцепленные пальцы в стороны.

Расцепить пальцы.

Май

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь, кто куда!

Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням. Остальные  пальцы вверх.

Загнуть указательные пальцы.

Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы.

Загнуть мизинцы.

Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз.

Погрозить пальцем.

Спрятать руки за спину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности в средней группе для детей с ОНР.

Планирование содержит этапы и разделы коррекционно-образовательной работы с детьми с ОНР в средней логопедической группе....

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в средней группе по программе Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Планирование составлено согласно программе "От рождения до школы" Вераксы,Комаровой,Васильевой...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на октябрь 2014 год

Предлагаемый вариант  перспективного планирования разработан на основе требований  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной программы "От р...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Перспективное планирование по ОБЖ для детей среднего возрастаМесяцыРазделТематика занятийОсновные задачиСЕНТЯБРЬРебёнок и другие люди1.Кто нас окружает       2....

Перспективное планирование прогулок младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группах.

перспективное планирование прогулок  для младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группах...