Статья "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
статья по музыке

Новикова Варвара Константиновна
С помощью каких средств и методик развивать музыкальные способности дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Новикова Варвара Константиновна

ГБДОУ Детский сад №91

 Выборгского района Санкт- Петербурга

 Статья «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Современного дошкольника, как творческую личность, необходимо ориентировать, на умение адаптироваться к различным ситуациям, учить отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса. Испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, ребёнок углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу. На помощь приходит искусство, приходит музыка. [4,с.34]. Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся.

Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» (2, стр.17).

Актуально активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество ребёнка, что обусловлено природной активностью и связано с умением применять свои знания в новых условиях.

    Процесс познания в атмосфере творчества приобретает для  ребёнка 2-6 лет , развивающий характер. В ходе творческого развития  происходят качественные  изменения его психики: активизируется память, мышление, наблюдательность,  что необходимо во всех видах деятельности.

        В детском музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, логики и интуиции, творческого воображения, умения действовать самостоятельно, принимать решения, связанные с умением выразить свою индивидуальность, проявить себя.

В музыкальной педагогике и психологии  имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где высоко оценивается значение творчества, как  процесса  развития  (авторы Б.М.Теплов, Л.С. Выготский,  Д.Б. Кабалевский.)

        Детское творчество представляет познавательно-поисковую практику для ребёнка, когда он, на основе знаний о музыке, воображая, пробует создать что-то новое. Анализ результативного педагогического опыта позволяет сделать вывод о том, что творчество для детей – это всегда и интересно и доступно.

Применение метода детского творчества решает следующие задачи:

- позволяет  активизировать  процесс усвоения музыкального опыта;

- способствует пробуждению творческих проявлений  и их развитию;

- акцентирует внимание на развитии художественного мышления;

- положительно мотивирует обилием форм творческих заданий;

- гармонично дополняет традиционную систему музыкального воспитания и развития.

         Дошкольники участвует в следующих видах деятельности: восприятии, пении, музыцировании, музыкально – ритмических  движениях, что создаёт условия для активного участия в творчестве для каждого ребёнка, независимо от  способностей.

        Находясь в ситуации  активной эмоциональной включённости, ребёнок опирается на свои личностные качества, которые требуют развития: творческое восприятие, творческое мышление, уверенность в себе, адекватная самооценка, инициативность, высокая работоспособность, умение обоснованно рисковать, мотивация достижения, умение сотрудничать. Мы говорим о пробуждении творческой фантазии. Разрабатывая творческие задания, исходим из специфики детской аудитории, учитывая, что творчество для ребёнка - это открытие.

        Большое значение для активизации творческих представлений имеет использование интеграция искусств . И. С. Бах отмечал, что «искусство в себе - не живопись, не поэзия не музыка, но творчество, в котором они все объединены». Интегративное привлечение разных видов искусств, имеет родство с идеями К. Орфа, способствует стихотворчеству, художественной композиции, театральному действу и исследовательской работе, пластическому движению и музыкальной импровизации, что включается в поток детского творчества.

 Природа творчества требует, чтобы дети могли легко, свободно и непосредственно выражать свои мысли в открытой, непринуждённой атмосфере: в игре, сказке, импровизации. Воспитателями замечено, что дошкольники успешнее выполняют задания, связанные с развитием чувства ритма.  Развивая  метроритмический слух ребёнка, учитель включает определения ритма, пульса, акцентов [3,с.211]. В задании «Дождик» необходимо подобрать ритмический рисунок к стихотворениям,   «зафиксировать» сильную долю хлопком в ладоши, самостоятельно вслушиваясь в звучание  «Итальянской польки» С. Рахманинова.  

        Эффективны задания, связанные с пластическими импровизациями. Свободное дирижирование – дети представляют себя в роли дирижёра («Утро» Э.Грига). Имитация  игры на музыкальных инструментах («Cветит месяц»). В процессе восприятия «Вальса» А. Гречанинова, создают образ зимнего леса  движением  рук, покачиванием корпуса, вальсовым кружением. Пластическими импровизациями можно изображать разные образы, например, имитирование движения животных, (Ш.К.Сен-Санс сюита «Карнавал животных»). Слушая танцевальную музыку, придумать и исполнить движения: кружения в вальсе, шаги польки, составить композицию народного танца. Развитию чувства ритма способствуют инструментальные импровизации, связанные с использованием простейших музыкальных инструментов, например, подбор ритмического сопровождения к русским народным песням «Ах вы сени», «Камаринская». Разыгрывание песен, имеющих изобразительную основу: «Как у наших у ворот», «На горе-то калина». Одно из основных музыкальных способностей - ладовое чувство: умение  эмоционально, ярко, слушать и определять  лад музыки. Педагог учит улавливать смену настроений, оттенки чувств, смысл музыкального звучания, воспитывается внимание, умение сосредоточиться и наблюдать, поэтому в организации восприятия музыки выделяется ряд приёмов, способствующих активизации процесса слушания, как цели развития ладового чувства. Детям предлагается  «украсить» музыку Ш. К.Сен-Санса «Аквариум», звучанием другого инструмента; изобразить  настроение произведения в цвете (Л. В. Бетховен «Весёлая и грустная»), подобрать ритмический аккомпанемент к стихотворным строкам. В задании « Конница», прослушав стихотворение, по-фантазизировать, какую по характеру музыку, можно написать. При выполнении творческого задания «Оживший лес» - в соответствии с характером музыки, дети подготовительной группы озвучивают различными инструментами «зимний лес». Развитие ладового чувства помогает воспитанию чувства жанровой принадлежности. Дети охотно выполняют задания, связанные с различными речевыми импровизациями. Ребёнок придумывает рифму в стихотворениях, например:

Наш сосед купил фагот,                          

Но совсем не знает …(нот)

***

Скрипка есть, но пока

 Рядом с нею нет…(смычка)

***

 Старый мастер целый год -

Мастерил друзьям…(фагот) [1,с.25]

Продолжая знакомиться с речевыми импровизациями, задания усложняются: необходимо сочинить окончания к стихотворным строкам:

Гамму жук весь день  жужжит:          

- Жо- же- жи- жа- жоль- жя- жи.      

- Вот что я, друзья, скажу:

 …  (Жаль, что нету ноты «жу»)

Выполняя более сложные задания, ученики не только сочиняют рифмованную строчку, но и продумывают интонации (маршевые, песенные или танцевальные), которыми можно озвучить стихотворение.  Результатом работы является ощущение и осознание единства стихотворного текста и музыки.   Обратим внимание на развитие музыкально-слуховых преставлений, как способность звуковысотного  отражения мелодии.  «Озвучивание имени» -  дети пропевают своё имя, полное и краткое, в процессе «Музыкального диалога» выразительно интонируют музыкальные фразы, отвечая на вопросы учителя. Развивая фонематический слух. Сочиняют рассказ по рисованному плану, исполняют ритмофразу мелодии за воспитателем  по песне В. Гречника «Тяв-тяв». Постепенно водится изучение элементов музыкальной грамоты, выполняя задание «Музыкальная лесенка»,   запоминают движение мелодии звукоряда, придумывают и «рисуют» музыкальные загадки или сочиняют стихотворения о нотках.

        Разнообразие творческих заданий способствует развитию интереса музыке, развиваются основные музыкальные способности детей дошкольного возраста, при этом формируются основы музыкальной культуры.

Список литературы

  1. Мерзлякова С.И. Нотный бал //Музыкальный руководитель.-2007.-№1.-с.25.
  2. Науменко Г.И.Фольклорная азбука.- М.: Издательский центр « Академия».1996.
  3. Осеннева М.С. Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших  школьников: Учеб. пособие для студентов нач. фак. педвуов.-М.: Издательский центр « Академия», 2001.
  4. Соколова Т.А. Оптимизация уровня и качества профессиональной деятельности и общения педагога в процессе освоения артпедагогических технологий // Методист.-2006.-№6.-с.33-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

Консультация  для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  через игру на музыкальных инструментах....

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...

Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...

опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"

Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....